СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция по теме 3.4. "Методика обучения подвижным играм"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ содержит материалы (лекционный материал, перечень литературных источников) к изучению темы 3.4 "Методика обучения подвижным играм" для учащихся III курса специальности  2-010101 Дошкольное образование 

Просмотр содержимого документа
«Лекция по теме 3.4. "Методика обучения подвижным играм"»

ТЕМА 3.4. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ


Содержание

1.Значение подвижных игр для разностороннего развития детей.

2. Классификация подвижных игр, требования к их отбору.

3.Методика проведения подвижных игр с детьми разных возрастных групп.

4. Усложнение и вариативность с учетом подготовленности и интересов детей.

5.Белорусские народные подвижные игры и их место в системе физического воспитания детей.


1. Значение подвижных игр для разностороннего развития детей.

Подвижная игра – это эмоционально окрашенная, сознательная, активная деятельность детей, характеризующаяся решением двигательных задач и выполнением игровых правил. В дошкольном учреждении подвижная игра незаменимое средство физического воспитания. От игры дети получают удовольствие, испытывают «мышечную радость». Эмоциональный фон игры позволяет добиваться большой двигательной активности. Это способствует приобретению и совершенствованию разнообразных двигательных навыков, повышает тренированность участников, положительно сказывается на качественной и количественной сторонах двигательной деятельности. Подвижные игры активизируют функциональное развитие органов и систем организма, стимулируют совершенствование функций различных анализаторов, нервных процессов, содействуют сохранению баланса между процессами возбуждения и торможения. В подвижных играх заложены большие возможности личностного развития ребенка. При целенаправленном педагогическом воздействии подвижные игры, наряду с воспитанием двигательных способностей, стимулируют развитие способности к самовыражению, самостоятельности, творчеству, самоутверждению. Совместная игровая деятельность придает первоначальное направление ценностным ориентациям, которые в дальнейшей жизни часто оказываются устойчивыми и нередко предопределяют общую направленность личности. В современной разработке содержания и методики проведения подвижных игр большую роль сыграли работы ведущих российских педагогов Л.М. Коровиной, Т.И. Осокиной, М.В. Потехиной, Е.А.Тимофеевой, Э.Я., Степаненковой и др. Авторы показывают целесообразность обучения движениям детей в игре на этапе их совершенствования, раскрывают возможность ориентировки детей в пространстве с помощью подвижных игр, развивают творчество, выразительность и красоту движений. Методические подходы к подвижной игре нашли отражение в многочисленных статьях и пособиях авторов. В Республике Беларусь изданы сборники подвижных игр и игровых упражнений для детей, направленные на развитие двигательной активности, психомоторных способностей, физических и волевых качеств ребенка, обогащение его двигательного опыта (Лихадиевская Т.Г., Ивановская И.М. «Подвижные игры в детском саду» - Минск, 2002; Шишкина В.А, Дедулевич М.Н. «Подвижные игры для детей дошкольного возраста», Мозырь, 2016 и др.).

2.Классификация подвижных игр, требования к их отбору

Подвижные игры чрезвычайно богаты и разнообразны по своему содержанию. Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей к необходимости группировать их, классифицировать. Классификация осуществлялась по разным параметрам:

  • по принципу организации детей (игры одиночные и командные);

  • по возрастному принципу (игры для младшего, среднего, старшего

  • дошкольного возраста);

  • по видам движений (игры с бегом, прыжками, равновесием, метанием,

  • лазаньем);

  • по двигательным способностям (игры, развивающие скоростно-силовые

  • способности, быстроту, выносливость, ловкость);

  • по степени интенсивности движений (игры большой, средней, малой

  • подвижности);

  • по особенностям содержания (подвижные игры с правилами: сюжетные и

  • бессюжетные; элементы спортивных игр: баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и др.);

  • по месту проведения игры (летние и зимние, в помещении и на открытом

  • воздухе).

Существуют различные классификации подвижных игр:

1.простые (элементарные) – игры с правилами и сложные (с элементами спортивных игр)

простые делятся на: сюжетные и бессюжетные.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет может быть образный («Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. п.) и условный («Пятнашки», «Ловишки»). Бессюжетные подвижные игры не имеют сюжета («Школа мяча», «Палочка-выручалочка»), все дети выполняют практически одинаковые движения, могут видоизменять правила

2. По степени подвижности: большой, средней и малой.

Эти игры обеспечивают разную физическую нагрузку. В игры малой подвижности включаются такие движения, как ходьба, ОРУ, элементы танцевальных движений. Эти игры хорошо использовать в качестве восстанавливающих после физических нагрузок. Игры средней подвижно­сти предусматривают помимо ходьбы включение кратковременных интенсивных движений — бега, прыжков, которые обычно выполняются попеременно. В играх большой подвижности преобладают интенсивные движения (с кратковременным отдыхом).

3. По виду основных движений: игры с бегом, с прыжками, с метанием и пр.




3. Методика проведения подвижных игр с детьми разных возрастных групп

При проведении игры выделяются следующие алгоритмы методики:

1) подготовка к игре: выбор места, подбор оборудования, инвентаря, атрибутов, разметка площадки и т. д.;

2) сбор на игру можно объявить зазывалочкой («Собирайся народ — кто в прятки идет»); привлечь внимание детей интересной игрушкой; показать картинку («Кто на картинке изображен? Кот и мышки. Давайте поиграем в эту игру»); загадать загадку. Сбор на игру длится не более 1,5-2 минут. От педагога требуется находчивость, особенно с малышами;

3) объяснение игры должно быть кратким, понятным, интересным, эмоциональным с учетом возраста детей, их подготовленности к игре. В младшей группе правила объясняются по ходу игры; воспитатель принимает на себя главную роль. В средней и старшей группах объяснение игры выделяется особо, но проводится кратко, конкретно, не более 2 минут;

4) распределение ролей имеет важное значение для создания интереса к игре. Водящий может назначаться педагогом, но при условии аргументации, понятной детям («У Иры сегодня день рождения, Сережа давно не был водящим» и др.). Можно роли распределять с помощью считалочки, «волшебной палочки». Дети могут сами выбирать водящего;

5) руководство игрой

в ходе игры необходимо обеспечить выполнение правил, физическую нагрузку, моторную плотность, усвоение движений. увеличение физической нагрузки может быть обеспечено увеличением расстояний, усложнением правил, включением дополнительных водящих. Продолжительность периодов бега в игре должна увеличиваться постепенно, после пика — снижаться. Моторная плотность в игре должна быть в пределах 50-60 %;

6) окончание игры должно предусматривать подведение итогов, в основном по выполнению правил. В младшей группе следует похвалить детей.

В младшей группе следует похвалить детей за старание, интерес.

В средней и старшей группе обязательно отметить выполнение правил, качество движений.

В особой похвале нуждаются робкие и застенчивые дети и те, у которых впервые виден результат. Не следует сравнивать детей друг с другом, постоянно выделять тех, чьи успехи всегда на виду. Критерии оценки эффективности подвижной игры: выполнение правил; оптимальность физической нагрузки, моторная плотность; интерес детей к игре, психологический комфорт. Игру следует прекращать чуть раньше, чем этого захотят дети.

Комплексное использование сюжетных и бессюжетных подвижных игр предусматривает умелое руководство ими. При организации подвижной игры особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, его педагогическое предвидение. Создавая у ребенка интерес к игре, педагог должен замечать и выделять существенные факторы в развитии детей, реальные изменения в знаниях, умениях, навыках. Большое внимание он уделяет правильному выбору игры: учитывает время и место ее проведения, количество играющих, имеющийся у них двигательный опыт. Педагогическая наблюдательность позволяет педагогу выбирать нужные методы руководства игрой, корректировки двигательного поведения детей.

В первой младшей группе проводятся игры с простым и доступным сюжетом «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Пузырь», «Найди свой домик» и др. Герои игр хорошо известны детям (кошка, мышки, птички). С ними дети встречались в жизни или знакомились с помощью сказок, картинок. Движения в играх простые, часто они сопровождаются стихотворным текстом («Зайка беленький сидит», «Мой веселый звонкий мяч» и др.). При этом все дети выполняют одни и те же движения одновременно. Управление развитием движений осуществляется здесь посредством сюжета, который полностью зависит от творчества воспитателя. В игре все дети выполняют одинаковые роли, при этом каждый ребенок действует индивидуально, в зависимости от своих двигательных возможностей. Одно и то же движение выполняется в разных ситуациях. Оживляют игру различные атрибуты: медальоны с изображениями животных, шапочки, «сказочные» домики. С их помощью дети легко входят в образ, подражают герою. Во время игры взрослый старается заинтересовать детей, показать им образец движений, учит действовать по сигналу, подчиняться простым правилам. Ведущие роли в игре взрослый выполняет сам, делая это эмоционально и образно. Одновременно он выполняет и главную и второстепенную роль, но к концу года главную роль можно поручить наиболее активному ребенку. Использование различных атрибутов (мячи, флажки, ленточки, любимые игрушки, головные уборы с изображением знакомых героев) повышает интерес детей к игре. Игровые упражнения («Прыгнем через ручеек», «Забросим мяч в домик») дают детям возможность освоить некоторые сложные для них виды движений (метание, прыжки и др.). Наряду с косвенными используются здесь приемы прямого обучения. Педагогический работник показывает упражнение, следит за его выполнением, в случае необходимости предлагает повторить еще раз, поощряет детей за старание.

Во второй младшей группе подвижные игры отличаются несложным сюжетом и простыми правилами, но движения, которые в них включаются, становятся более разнообразны (взобраться на куб, подпрыгнуть и достать игрушку и т.п.). Малышей необходимо учить играть. Существенным моментом, влияющим на ход игры, выступает объяснение воспитателя. Оно дается детям эмоционально, выразительно, используется образный сюжетный рассказ, способствующий лучшему перевоплощению ребенка в игровой образ.

Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя одновременно и главную и второстепенную роль, следит за размещением играющих, их взаимоотношениями, образным выполнением двигательных действий, учит малышей действовать сообща. Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно детям. Это повышает их двигательную активность. Одну и ту же игру повторяют без изменений 2-3 раза, затем в нее включаются новые правила и новые движения, изменяются условия проведения. Вариативное содержание знакомой игры усиливает ее воспитательную ценность. Постепенно педагогический работник приучает малышей выполнять в игре ответственные роли. Назначая на роль, старается соблюдать очередность. При выполнении детьми игрового упражнения взрослый объясняет и показывает его, останавливаясь на тех моментах, которые вызывают затруднения у большинства. В этом возрасте ребенок может повторить игровое упражнение лишь в общих чертах.

В среднем дошкольном возрасте в игры детей включаются не только те образы, которые дети непосредственно видят, но и те, с которыми они знакомятся с помощью сказок, рассказов взрослых, мультфильмов и картинок («Цветные автомобили», «Совушка», «Кони», «Птички и кошка», «Мыши в кладовой», «Перелет птиц» и др.). Усложняются условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега, подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, быстроте, выдержке. Правила в играх также усложняются – вводятся ограничения действий: бегать в определенном направлении, пойманным – отходить в сторону или выполнять назначенное педагогическим работником дополнительное движение. Проводятся игры с соревновательной направленностью, сначала индивидуального характера («Пробеги – подпрыгни», «Подбрось – поймай»), а затем и коллективного («Чья колонна быстрей построится?», «Мяч через сетку», «Переправа»). По-прежнему, оживляют игры различные атрибуты. Проводя сюжетную подвижную игру, воспитатель сообщает детям ее название, излагает содержание, особо выделяя правила игры, подчеркивает смысл и особенности действий каждого персонажа, показывает движения, которые могут затруднить играющих. Важно убедиться, что дети поняли условия игры, хорошо представляют ее двигательное содержание. Затем воспитатель распределяет роли среди играющих. Роль водящего вначале поручается активному, энергичному ребенку, который может с ней справиться, а затем всем остальным детям группы. Выбор ребенка на главную роль мотивируется педагогическим работником. В игре взрослый действует наравне со всеми играющими, дает указания на правильность выполнения движений, оценивает двигательное поведение детей, регулирует физическую нагрузку. При повторении знакомой игры создаются ее варианты: изменяются движения, которые выполняют дети, включаются правила, требующие выдержки самообладания, видоизменяется форма организации играющих. В игровых упражнениях создаются условия для достижения определенного результата. Игровым заданиям («Кто скорее», «Кто бросит дальше», «Чье звено быстрей построится») придается соревновательный характер. Такие задания стимулируют детей к быстрым движениям, приучают к ответственности за свои действия в коллективе, ведут к достижению общей цели. Подчиняясь правилам игр, дети упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

В старшем дошкольном возрасте в подвижных играх детей используются более сложные движения, отличающиеся координированностью и точностью («Догони свою пару», «Два Мороза», «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Охотники и утки», «Медведи и пчелы» и др.). Увеличивается количество игр, в которых нет образов («Быстро возьми, быстро положи», «Поймай и попади», «Не оступись»). Правила игр усложняются, они формируют у ребенка умения управлять своим поведением. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, ориентироваться в пространстве, проявлять смелость, решительность, выдержку, действовать в соответствии с интересами команды. Применяются все виды подвижных игр, в том числе игры-эстафеты с элементами соревнования.

При объяснении новой игры педагогический работник раскрывает ее содержание от начала до конца, затем с помощью вопросов, уточняет правила, закрепляет стихотворные тексты, если они есть в игре, предлагает кому-нибудь из детей повторить содержание. После этого, пользуясь пространственной терминологией (налево, направо, впереди, рядом), взрослый указывает местоположение играющих и распределяет роли. Назначает водящего, руководствуясь определенными педагогическими задачами (поощрить новенького ребенка, показать на примере активного, как важно быть смелым), предлагает самим детям выбрать водящего, выбирает водящего «волшебной палочкой», считалочкой.

В ходе игры следит за действиями и взаимоотношениями детей, выполнением ими игровых правил, с помощью различных приемов повышает физическую нагрузку: увеличивает расстояние для пробегания, изменяет продолжительность интенсивных движений в играх с увертыванием, рационально использует текст игры (полностью текст воспроизводится только в начале игры, в дальнейшем он сокращается и дети произносят лишь слова, побуждающие к действию), назначает сразу 2-3 водящих (в этом случае повышается не только физическая нагрузка, но и эмоциональная насыщенность игры). При подведении итога игры педагог анализирует, как детям удалось достичь успеха, почему «ловишка» быстро поймал одних игроков, а другие ему не попались. К обсуждению итогов привлекаются дети. Это приучает их к анализу своих поступков. При повторном проведении игры дошкольники учатся самостоятельно создавать ее варианты: придумывают новые сюжеты, более сложные игровые задания и правила, создают различные комбинации движений.

В старшем дошкольном возрасте широко используются игры-эстафеты. Для участия в играх-эстафетах создаются две или три команды, равные по числу участников. Педагогический работник четко и последовательно объясняет содержание и правила игры, условия определения победителя. Прежде, чем начинать соревнование необходимо провести репетицию, для того, чтобы каждый понял, что от него требуется, и приспособился к игре. Вначале детям предлагаются простые эстафеты с разными видами движений (с бегом, с прыжками на двух ногах), затем парные и встречные. От простых эстафет они отличаются тем, что дети выполняют движения в парах. Однако не следует проводить только командные игры и игры-эстафеты. Не менее интересны для детей старшего дошкольного возраста и игры с увлекательным сюжетом.

4. Усложнение и вариативность с учетом подготовленности и интересов детей.

Подвижная игра-школа движений.

Чтобы поддерживать интерес детей к игре, ее нужно усложнять, не меняя замысел игры.

  • Увеличить дозировку.

  • Усложнить двигательное содержание (воробышки не выбегают из домика, а выпрыгивают).

  • Изменить размещение детей на площадке (не сбоку, а в середине).

  • Изменить место проведения, проводить в нестандартных условиях (в лесу).

  • Включить дополнительные эпизоды (подготовка вместе с детьми специальных атрибутов для игры),

  • включить дополнительные движения (спасаться от водящего, прыгая на одной ноге; попасть в домик, подлезая под скамейку и пр.).

  • изменить сигнал к началу движения (например, звуковой на зрительный).

  • Усложнить правила (в старшей группе «пойманных» можно выручать). Увеличить число ловишек и др.

  • Для поднятия статуса подвижной игры в образовательном процессе целесообразно использовать ее на занятиях умственного характера, во всех формах физкультурно-оздоровительной работы; полезно устраивать физкультурные досуги под девизом «Праздник подвижной игры».

  • Особое внимание следует уделить белорусским народным подвижным играм. Значительно повышается интерес к играм, когда они подбираются в комплексе и объединяются единым сюжетом.

5. Использование белорусских народных игр в физическом воспитании детей

В физическом воспитании детей белорусским народным играм уделяется особое внимание. Они увеличивают двигательную активность ребенка, помогают сформировать быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учат относиться к движению как к предмету игрового действия, раскрывают моторные характеристики собственного тела. Стихотворные тексты, включенные в игры, придают движениям эстетический характер, помогают детям впитать культурные традиции белорусского народа. Сочетание слов, музыки и действий делает белорусские народные игры драматизированными действиями, что вызывает у играющих интерес к игре, формирует произвольное двигательное поведение.

По своему содержанию белорусские народные игры разнообразны. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, характер игровых действий играющих. От содержания игры зависит своеобразие организации и характер выполнения детьми двигательных заданий, которые могут включать многократные беговые упражнения, с установкой на формирование ловкости, выносливости, силовых качеств, а также заданий с элементами речевой, конструктивной и других видов деятельности. Разное содержание игр задается разными воображаемыми ситуациями, смысловым объединением игровых предметов и действий. Так, одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом, игровые действия, выполняемые играющими в игре, соответствуют заданной роли и правилам игры. В других играх сюжет и роли отсутствуют играющим предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих играх сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений ребенка и их последовательность. В обучении и воспитании детей важны все виды белорусских народных игр.

При отборе белорусских народных игр целесообразно учитывать следующие требования:

  • наличие в игре игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели;

  • включенность каждого ребенка в игру;

  • предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия;

  • доступность для детей игровых заданий;

  • вариативность средств достижения цели.

Существует много способов включения белорусских народных игр в образовательную работу с детьми. В физическом воспитании задачи использования белорусских народных игр имеют свою специфику, которая определяется возрастными особенностями физического и психического развития воспитанников. Так, в младшем дошкольном возрасте они нацелены на:

развитие интереса детей к коллективным действиям, воспитание чувства дружбы;

формирование умений выполнять драматизированные действия игры, согласовывая их со словами текста;

воспитание интереса к белорусскому языку.

Решению поставленных задач способствуют такие игры, как: «Грушка”, “Маша”, “Іванка і Марылька”, “Міхасік”, “У ката”, “Лясь-лясь- уцякай!” и др.

В среднем дошкольном возрасте образовательные задачи имеют следующее содержание:

  1. знакомство детей с трудом и бытом белорусского народа;

  2. формирование умений переносить знакомые двигательные навыки в новую

  3. игровую ситуацию, соответствующую содержанию игры;

  4. развитие способности достигать в игре положительного результата;

  5. воспитание самостоятельности;

  6. развитие интереса к белорусскому языку, желания запоминать

  7. стихотворные тексты.

В физическом воспитании детей этого возраста используются игры: “Ішоў казел пад мастом”, “Гладышык”, “Рэпа”, “Садзі лянок!”, “У зайца”, “Лавіць куры”, “Лебедзі і лесавік” и др.

В старшем дошкольном возрасте содержание образовательных задач

совершенствуется. Они направлены на:

  1. развитие у детей способности понимать цель игры, инструкцию, направленную на точное выполнение правил игры и двигательных действий;

  2. разрабатывать план действий и пути его выполнения; выступать инициатором игры; проявлять правильную реакцию на успех и неудачу;

  3. формирование умений самостоятельно находить варианты выполнения запланированных задач;

  4. воспитание способности к волевым действиям (настойчивость, выдержка, решительность, целенаправленность);

  5. воспитание интереса к белорусскому языку, желание использовать его в общении.

Большое значение в решении поставленных задач имеют игры: “Каза”, “У рэдзьку”, “Фарбы”, “Гаспадыня і кот”, “Лыка”, “Гарачае месца”, “Кашка”, “Выртаўнік і недатыка”, “Хапанка”, “Рэшата” и др.

У всех детей дошкольного возраста огромная потребность в игре. Очень важно использовать белорусские народные игры для совершенствования двигательных умений и навыков, формирования личностных качеств ребенка.




Литература:


  1. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие / Э.Я. Степаненкова. М., 2001.

  2. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие/ В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. 4-е изд., испр. М., 2000.

  3. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей: учеб. пособие / В.Н. Шебеко. 2-е изд. Минск, 2013.

  4. Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. Мозырь, 2014.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!