ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Содержит материалы для теоретического изучения темы 5.1 «Организация уголков природы в учреждении дошкольного образования», раздел 4. «Создание условий для ознакомления детей с природой и экологического воспитания детей» в объеме, установленным учебной программой по учебной дисциплине «Методика экологического образования» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2 - 01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.
Результат изучения темы: раскрывает значение уголков природы в учреждении дошкольного образования, требования к организации и оформлению уголка природы, организацию уголка природы в разных возрастных группах.
Ключевые вопросы: значение уголка природы; оборудование уголка природы и сезонные изменения в уголке природы.
ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКОВ ПРИРОДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
План:
Значение уголков живой природы.
Требования к подбору объектов уголка природы.
Оборудование для уголка природы
Сезонные изменения в уголке природы.
1. Значение уголков живой природы
Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных, растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых.
В учреждениях дошкольного образования создаются уголки природы для:
1. Организации деятельности детей
постоянного общения детей с растениями и животными,
проведения интересных наблюдений за растениями и животными,
организации труда детей по уходу за животными и растениями в течение всего года (полив, рыхление, удаление пыли, размножение растений, посев, посадка, кормление животных, уборка клеток, и т.д.),
для организации игровой деятельности (игры с комнатными растениями направлены на закрепление знаний о внешнем виде растений, их названий и особенностей строения),
для организации экспериментальной деятельности детей.
2. Умственного воспитания детей:
в уголке природы сосредоточивают внимание на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обеспечивает более глубокое их познание,
в процессе наблюдений и ухода за обитателями уголка природы, постепенно у детей формируются прочные осознанные знания о животных и растениях (внешний вид, название, повадки, условия существования, потребности, особенности строения и т.д.),
дети дошкольного возраста имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, осуществлять трудовые навыки и умения, а это в свою очередь способствует развитию важных качеств ума – наблюдательности, любознательности,
на основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются познавательный интерес к природе,
формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д.
3. Нравственное воспитание детей:
формируются важные нравственные качества, такие как доброта, отзывчивость, ответственность, добросовестность, трудолюбие и т.д.
дети упражняются в оказании помощи, содействия растениям и животным.
4. Эстетическое воспитание детей:
красивые, яркие, здоровые растения и животные способствуют развитию эстетического восприятия, эстетические чувства,
хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату.
5. Трудовое воспитание детей
формируются знания об орудиях труда по уходу за растениями и животными,
формируются навыки и умения ухода за растениями и животными.
2. Требования к подбору объектов уголка природы
При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать следующие требования:
1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.
3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения дошкольного учреждения.
Таким образом, для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен соответствовать следующим требованиям:
* "лучше меньше, да лучше", т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения,
* при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо животных содержать в отдельном помещении, либо исключить из группового уголка аллергенные объекты,
* отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками,
* растения и животные должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т.д.
• обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе,
• подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.
3. Оборудование для ухода за растениями и животными уголка природы
В постановлении Министерства образования РБ № 50 от 24 сентября 2007 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» указывается, что в каждом учреждении дошкольного образования для организации труда в уголках природы должно быть следующее оборудование:
Название оборудования | 2-3 лет | 4-5 лет | 6-7 лет | Разновозрастная |
Аквариум прямоугольный | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Сифон для доливания воды, очистки дна аквариума | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Грязечерпалка для вылавливания остатков корма со дна аквариума | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Сачок | 2 шт. | 2 шт. | 2 шт. | 1 шт. |
Кормушка для рыб | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Мотыльница для кормления рыб живым кормом | | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Щетка (скребок) для чистки стенок аквариума | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Оргстекло для предохранения воды от пыли | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Рефлектор для освещения аквариума и подогрева воды | | | 1 шт. | 1 шт. |
Термометр для измерения температуры воды | | | 1 шт. | 1 шт. |
Противень для установки растений во время мытья и опрыскивания | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Пульверизатор для опрыскивания растений | 4 шт. | 4 шт. | 4 шт. | 3 шт. |
Щетка для мытья цветочных горшков | 3 шт. | 3 шт. | 3 шт. | 3 шт. |
Совок для насыпания земли | 2 шт. | 2 шт. | 2 шт. | 2 шт. |
Палочка деревянная для рыхления земли | 7 шт. | 7 шт. | 7 шт. | 7 шт. |
Кисточка для очистки растений от пыли | | 2 шт. | 2 шт. | 2 шт. |
Горшки для пересадки растений разных размеров, из разных материалов | 10 шт. | 10 шт. | 10 шт. | 10 шт. |
Комнатные растения (в соответствии с учебной программой дошкольного образования | 8 видов | 10 видов | 15 видов | 15 видов |
Поддонник пластмассовый | 12 шт. | 12 шт. | 12 шт. | 12 шт. |
Емкости для посева овса, посадки лука и корнеплодов на зелень | | 3 шт. | 3 шт. | 3 шт. |
Теплица для содержания черенков комнатных растений | | | 1 шт. | |
Лупа школьная для осмотра растений | | | 1 шт. | |
Клетка (вольер) для содержания птиц с кормушкой, поилкой, купальницей, жердочкой | | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Мерка в 1 столовую ложку для насыпания корма | | 2 шт. | 3 шт. | 2 шт. |
Щетка-сметка и скребок для чистки дна клетки | | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Емкости для хранения корма разного вида | | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Сито для просеивания песка | | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Клетка для содержания мелких млекопитающих животных | | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Ящик для хранения песка и опилок | | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Дощечки, ножи для нарезания корма животным | | по 2 шт. | по 2 шт. | по 2 шт. |
Терка для овощей и фруктов | | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Губки жесткие для мытья поддона | | 3 шт. | 3 шт. | 3 шт. |
Клеенка размером 2 х 2 м | | 2 шт. | 2 шт. | 2 шт. |
Паспорт растения для детей представляет собой схематическую карточку, на которой указывается:
Показатель светового режима:
тенелюбивое
теневыносливое
светолюбивое
Показатель способа размножения
Высадка растения в емкость с грунтом
Высадка растения в емкость с водой
Показатель водного режима
Обильная поливка
Умеренная поливка
Редкая поливка
Поливка в зимнее время
Поливка в летнее время.
Показатель способа ухода
Опрыскивание, рыхление и притирание листвы тряпочкой
Опрыскивание, рыхление и обработка листвы или стебля кисточкой
Запрещается опрыскивать и поливать водой листву, стебель.
Паспорт растения для педагога содержит
Фотографию растения
Характеристику растения
Паспорт животного для педагога содержит
Фотографию животного
Характеристику животного
4.Сезонные изменения в уголке природы
Всех обитателей уголка природы в дошкольном учреждении можно условно подразделить на постоянных и временных.
Постоянные живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки, птицы).
Временные - лишь определенный отрезок времени (растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или иные сезоны: яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы, насекомые)
В соответствии со сменой времен года меняется состав обитателей уголка природы, в основном за счет временных обитателей.
Осень:
В уголок переносят растения:
пересаженные из цветника в горшки (низкорослые астры, бархатцы, левкои и др. цветущие растения).
букеты ярко окрашенных листьев деревьев и кустарников
овощи, фрукты, плоды
зацветающие вторично некоторые дикорастущие травы: одуванчик, василек, цикорий и т.д.
Зима:
Оживление веток (для оживления веток (появления листьев, цветов) их следует срезать не ранее чем через 3-4 месяца, после опадения с них листьев, примерно в декабре-феврале. Для лучшего развития веток их можно подкармливать – добавить в воду 1-2 кусочка сахара, таблетку аспирина).
Выращивание лука на перо (для выращивания лука на перо луковицы высаживают в ящик рядами на расстоянии 5 см друг от друга, но можно применять и более плотную посадку. Для ускорения роста перьев рекомендуют замачивание лука в течение суток в теплой (25-35 гр.) воде или срезать шейку луковицы перед посадкой. В этом случае лук растет ровнее, не цветет. Кроме того, малышам лучше видно, как сажать такие луковицы – срезанной частью вверх, обе части резко отличаются друг от друга).
Выращивание рассады томатов, перца (Семена перед посевом проверяют на всхожесть. Это касается как семян овощных, так и цветочных культур. Для этого накануне посева кладут семена в стакан с водой: полновесные тонут, легковесные всплывают и отбраковываются. Посеянные семена особенно мелкие, нужно засыпать землей смешанной с песком или чистым песком – через него хорошо проходит вода и воздух. Для посевов нужно создать влажный микроклимат, поэтому их закрывают полиэтиленовой пленкой или стеклом, для проветривания стекло снимают несколько раз в день. Мелкие семена требуют очень осторожной поливки, иначе они всплывают, их лучше опрыскивать из пульверизатора. Ставят посевы на самое светлое место).
Проращивание корнеплодов (в течение зимнего периода, начиная с января-февраля, в уголке природы проращивают корнеплоды. Для посадки нужны здоровые овощи: брюква, репа, редька, морковь. Следует брать корни овощей, у которых сохранена верхняя часть, откуда обычно растут листья. Овощи засыпают землей так, чтобы едва была видна шейка. Если корнеплод не умещается в горшке, надо подрезать у него корень, место среза присыпать толченым углем).
Весна:
Выращивание салата, укропа, редиса (Выращивать салат, укроп, редис лучше ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики (слой земли 8-10 см). Расстояние между рядами для салата и укропа 3-4 см, для редиса 4-5 см. Редис следует сажать по две семечки вместе. Семена укропа лучше высевать проросшими. Посеянные семена засыпают слоем песка или перегноем толщиной 1-2 см. Ящики после посева надо накрыть стеклом и поставить в теплое место. Уход за посевами заключается в легком рыхлении и умеренном поливе).
Выращивание овощной рассады (Посев овощных семян для выращивания рассады производится в апреле. С детьми старшего дошкольного возраста на занятиях высевают семена огурцов, капусты).
Выращивание цветочной рассады (Посев цветочных семян для выращивания рассады производится также в апреле).
Лето:
В уголке природы можно временно содержать
- божью коровку,
- жужелицу,
- майского жука,
- бронзовку;
- из бабочек – капустницу, лимонницу, крапивницу, махаона. Интересно наблюдать за развитием бабочек.
Содержат насекомых в садках. Ими могут служить различные банки, старые аквариумы, покрытые сверху марлей. На дно садка насыпают песок слоем 6-7 см и ставят живые ветки в вазочках, сажают маленькие кустики луговых и садовых растений. Растения помещают в зависимости от потребностей насекомых. Для поддержания свежести растений в садке их надо периодически опрыскивать
В отдельных банках или аквариумах можно содержать водных насекомых:
- жука-водолюба,
- жука-плавунца,
- личинок ручейника
- стрекозы.
Банки закрывают марлей, иначе жук может улететь.
Личинки ручейника помещают в широкую стеклянную банку, на дне которой насыпают песок, посажены водные растения; воды наливают немного и часто ее меняют. Личинкам стрекозы нужны непроточная вода и илистый грунт с болотными растениями, поднимающимися из воды.
Корм для насекомых
Название насекомого | Вид корма |
Божья коровка | Тля |
Жужелица | Мясо, маленькие насекомые |
Майский жук | Листья дуба, березы, плодовых деревьев |
Бронзовка | Сахар, мед, фрукты, цветы шиповника |
Бабочка | Сок цветов, сахарный сироп |
Гусеница бабочки | Листья растения |
5. Организация уголка природы в разных возрастных группах
В младших группах при подборе обитателей уголка природы учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.
Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.
В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие, такие как:
- обыкновенная (или зональная) герань,
- фуксия,
- вечноцветущая бегония,
- бальзамин ("огонек"),
- китайский розан и др.
Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья,
- аукуба ("золотое" или "колбасное" дерево),
- колеусы.
Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода и за фикусами.
Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3-4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем, чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.
Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающую корм. Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.
В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка.
Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы младших групп вряд ли целесообразно. Млекопитающие, даже мелкие, требуют значительно большего внимания, чем другие животные (обильное и частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). На участке можно содержать кролика. Клетку с кроликом, белкой или морской свинкой, хомячком изредка приносят в группу малышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.
Уголок природы в средней группе
В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.
Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.
Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи - зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.
В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.
Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6-8 видов растений.
В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыбки — вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек.
Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост, они дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы время, обстановку.
Уголок природы в старшей группе
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.
Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).
В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2-3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.
При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу - обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.
В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб - гуппи, меченосцев, скалярий и др. Не меньший интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр: перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность.
Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, - канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве - ценнейший материал для наблюдения. Не следует при этом забывать о том, что детям присуще чувство особо бережного и покровительственного отношения к детенышам, и забота о беспомощных, растущих птенчиках - источник добрых и гуманных чувств, бережного, и заботливого отношения ко всему живому.
В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, тогда в этот период черепаха становится вялой, неохотно берет корм. (Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники.)
Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка может быть белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Раскройте значение уголков живой природы в учреждении дошкольного образования.
2. Опишите оборудование для уголка природы в разных возрастных группах.
3. Охарактеризуйте сезонные изменения в уголке природы.
4. Раскройте организацию уголка природы в младшем дошкольном возрасте.
5. Раскройте организацию уголка природы в среднем дошкольном возрасте.
6. Раскройте организацию уголка природы в старшем дошкольном возрасте.
Литература:
Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 184 с.
Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде. - М., Просвещение, 1990.