СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция по теме 5.1 "Организация уголка природы в учреждении дошкольного образования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ  содержит лекцию,  вопросы для самокотроля знаний учащихся по теме, список литературы по теме 5.1 " Организация уголка природы в учреждении дошкольного образования". Предназначен для учащихся специальности 2-010101 Дошкольное образование дневной и заочной формы получения образования.

Просмотр содержимого документа
«Лекция по теме 5.1 "Организация уголка природы в учреждении дошкольного образования"»

ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Содержит материалы для теоретического изучения темы 5.1 «Организация уголков природы в учреждении дошкольного образования», раздел 4. «Создание условий для ознакомления детей с природой и экологического воспитания детей» в объеме, установленным учебной программой по учебной дисциплине «Методика экологического образования» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2 - 01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.

Результат изучения темы: раскрывает значение уголков природы в учреждении дошкольного образования, требования к организации и оформлению уголка природы, организацию уголка природы в разных возрастных группах.

Ключевые вопросы: значение уголка природы; оборудование уголка природы и сезонные изменения в уголке природы.

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКОВ ПРИРОДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

План:

  1. Значение уголков живой природы.

  2. Требования к подбору объектов уголка природы.

  3. Оборудование для уголка природы

  4. Сезонные изменения в уголке природы.

1. Значение уголков живой природы

Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных, растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых.

В учреждениях дошкольного образования создаются уголки природы для:

1. Организации деятельности детей

  • постоянного общения детей с растениями и животными,

  • проведения интересных наблюдений за растениями и животными,

  • организации труда детей по уходу за животными и растениями в течение всего года (полив, рыхление, удаление пыли, размножение растений, посев, посадка, кормление животных, уборка клеток, и т.д.),

  • для организации игровой деятельности (игры с комнатными растениями направлены на закрепление знаний о внешнем виде растений, их названий и особенностей строения),

  • для организации экспериментальной деятельности детей.

2. Умственного воспитания детей:

  • в уголке природы сосредоточивают внимание на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обеспечивает более глубокое их познание,

  • в процессе наблюдений и ухода за обитателями уголка природы, постепенно у детей формируются прочные осознанные знания о животных и растениях (внешний вид, название, повадки, условия существования, потребности, особенности строения и т.д.),

  • дети дошкольного возраста имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, осуществлять трудовые навыки и умения, а это в свою очередь способствует развитию важных качеств ума – наблюдательности, любознательности,

  • на основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются познавательный интерес к природе,

  • формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д.

3. Нравственное воспитание детей:

  • формируются важные нравственные качества, такие как доброта, отзывчивость, ответственность, добросовестность, трудолюбие и т.д.

  • дети упражняются в оказании помощи, содействия растениям и животным.

4. Эстетическое воспитание детей:

  • красивые, яркие, здоровые растения и животные способствуют развитию эстетического восприятия, эстетические чувства,

  • хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату.

5. Трудовое воспитание детей

  • формируются знания об орудиях труда по уходу за растениями и животными,

  • формируются навыки и умения ухода за растениями и животными.

2. Требования к подбору объектов уголка природы

При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать следующие требования:

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.





2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения дошкольного учреждения.

Таким образом, для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен соответствовать следующим требованиям:

* "лучше меньше, да лучше", т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения,

* при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо животных содержать в отдельном помещении, либо исключить из группового уголка аллергенные объекты,

* отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками,

* растения и животные должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т.д.

• обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе,

• подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.



3. Оборудование для ухода за растениями и животными уголка природы

В постановлении Министерства образования РБ № 50 от 24 сентября 2007 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» указывается, что в каждом учреждении дошкольного образования для организации труда в уголках природы должно быть следующее оборудование:





Название оборудования

2-3 лет

4-5 лет

6-7 лет

Разновозрастная

Аквариум прямоугольный

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Сифон для доливания воды, очистки дна аквариума

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Грязечерпалка для вылавливания остатков корма со дна аквариума

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Сачок

2 шт.

2 шт.

2 шт.

1 шт.

Кормушка для рыб

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Мотыльница для кормления рыб живым кормом


1 шт.

1 шт.

1 шт.

Щетка (скребок) для чистки стенок аквариума

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Оргстекло для предохранения воды от пыли

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Рефлектор для освещения аквариума и подогрева воды



1 шт.

1 шт.

Термометр для измерения температуры воды



1 шт.

1 шт.

Противень для установки растений во время мытья и опрыскивания

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Пульверизатор для опрыскивания растений

4 шт.

4 шт.

4 шт.

3 шт.

Щетка для мытья цветочных горшков

3 шт.

3 шт.

3 шт.

3 шт.

Совок для насыпания земли

2 шт.

2 шт.

2 шт.

2 шт.

Палочка деревянная для рыхления земли

7 шт.

7 шт.

7 шт.

7 шт.

Кисточка для очистки растений от пыли


2 шт.

2 шт.

2 шт.

Горшки для пересадки растений разных размеров, из разных материалов

10 шт.

10 шт.

10 шт.

10 шт.

Комнатные растения

(в соответствии с учебной программой дошкольного образования

8 видов

10 видов

15 видов

15 видов

Поддонник пластмассовый

12 шт.

12 шт.

12 шт.

12 шт.

Емкости для посева овса, посадки лука и корнеплодов на зелень


3 шт.

3 шт.

3 шт.

Теплица для содержания черенков комнатных растений



1 шт.


Лупа школьная для осмотра растений



1 шт.


Клетка (вольер) для содержания птиц с кормушкой, поилкой, купальницей, жердочкой


1 шт.

1 шт.

1 шт.

Мерка в 1 столовую ложку для насыпания корма


2 шт.

3 шт.

2 шт.

Щетка-сметка и скребок для чистки дна клетки


1 шт.

1 шт.

1 шт.

Емкости для хранения корма разного вида


1 шт.

1 шт.

1 шт.

Сито для просеивания песка


1 шт.

1 шт.

1 шт.

Клетка для содержания мелких млекопитающих животных


1 шт.

1 шт.

1 шт.

Ящик для хранения песка и опилок


1 шт.

1 шт.

1 шт.

Дощечки, ножи для нарезания корма животным


по 2 шт.

по 2 шт.

по 2 шт.

Терка для овощей и фруктов


1 шт.

1 шт.

1 шт.

Губки жесткие для мытья поддона


3 шт.

3 шт.

3 шт.

Клеенка размером 2 х 2 м


2 шт.

2 шт.

2 шт.

Паспорт растения для детей представляет собой схематическую карточку, на которой указывается:

  1. Показатель светового режима:

    • тенелюбивое

    • теневыносливое

    • светолюбивое

  2. Показатель способа размножения

  • Высадка растения в емкость с грунтом

  • Высадка растения в емкость с водой

  1. Показатель водного режима

  • Обильная поливка

  • Умеренная поливка

  • Редкая поливка

  • Поливка в зимнее время

  • Поливка в летнее время.

  1. Показатель способа ухода

  • Опрыскивание, рыхление и притирание листвы тряпочкой

  • Опрыскивание, рыхление и обработка листвы или стебля кисточкой

  • Запрещается опрыскивать и поливать водой листву, стебель.

Паспорт растения для педагога содержит

  • Фотографию растения

  • Характеристику растения

Паспорт животного для педагога содержит

  • Фотографию животного

  • Характеристику животного

4.Сезонные изменения в уголке природы

Всех обитателей уголка природы в дошкольном учреждении можно условно подразделить на постоянных и временных.

Постоянные живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки, птицы).

Временные - лишь определенный отрезок времени (растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или иные сезоны: яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы, насекомые)

В соответствии со сменой времен года меняется состав обитателей уголка природы, в основном за счет временных обитателей.

Осень:

В уголок переносят растения:

  • пересаженные из цветника в горшки (низкорослые астры, бархатцы, левкои и др. цветущие растения).

  • букеты ярко окрашенных листьев деревьев и кустарников

  • овощи, фрукты, плоды

  • зацветающие вторично некоторые дикорастущие травы: одуванчик, василек, цикорий и т.д.

Зима:

  • Оживление веток (для оживления веток (появления листьев, цветов) их следует срезать не ранее чем через 3-4 месяца, после опадения с них листьев, примерно в декабре-феврале. Для лучшего развития веток их можно подкармливать – добавить в воду 1-2 кусочка сахара, таблетку аспирина).

  • Выращивание лука на перо (для выращивания лука на перо луковицы высаживают в ящик рядами на расстоянии 5 см друг от друга, но можно применять и более плотную посадку. Для ускорения роста перьев рекомендуют замачивание лука в течение суток в теплой (25-35 гр.) воде или срезать шейку луковицы перед посадкой. В этом случае лук растет ровнее, не цветет. Кроме того, малышам лучше видно, как сажать такие луковицы – срезанной частью вверх, обе части резко отличаются друг от друга).

  • Выращивание рассады томатов, перца (Семена перед посевом проверяют на всхожесть. Это касается как семян овощных, так и цветочных культур. Для этого накануне посева кладут семена в стакан с водой: полновесные тонут, легковесные всплывают и отбраковываются. Посеянные семена особенно мелкие, нужно засыпать землей смешанной с песком или чистым песком – через него хорошо проходит вода и воздух. Для посевов нужно создать влажный микроклимат, поэтому их закрывают полиэтиленовой пленкой или стеклом, для проветривания стекло снимают несколько раз в день. Мелкие семена требуют очень осторожной поливки, иначе они всплывают, их лучше опрыскивать из пульверизатора. Ставят посевы на самое светлое место).

  • Проращивание корнеплодов (в течение зимнего периода, начиная с января-февраля, в уголке природы проращивают корнеплоды. Для посадки нужны здоровые овощи: брюква, репа, редька, морковь. Следует брать корни овощей, у которых сохранена верхняя часть, откуда обычно растут листья. Овощи засыпают землей так, чтобы едва была видна шейка. Если корнеплод не умещается в горшке, надо подрезать у него корень, место среза присыпать толченым углем).

Весна:

  • Выращивание салата, укропа, редиса (Выращивать салат, укроп, редис лучше ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики (слой земли 8-10 см). Расстояние между рядами для салата и укропа 3-4 см, для редиса 4-5 см. Редис следует сажать по две семечки вместе. Семена укропа лучше высевать проросшими. Посеянные семена засыпают слоем песка или перегноем толщиной 1-2 см. Ящики после посева надо накрыть стеклом и поставить в теплое место. Уход за посевами заключается в легком рыхлении и умеренном поливе).

  • Выращивание овощной рассады (Посев овощных семян для выращивания рассады производится в апреле. С детьми старшего дошкольного возраста на занятиях высевают семена огурцов, капусты).

  • Выращивание цветочной рассады (Посев цветочных семян для выращивания рассады производится также в апреле).

Лето:

  • Содержание насекомых

В уголке природы можно временно содержать

- божью коровку,

- жужелицу,

- майского жука,

- бронзовку;

- из бабочек – капустницу, лимонницу, крапивницу, махаона. Интересно наблюдать за развитием бабочек.

Содержат насекомых в садках. Ими могут служить различные банки, старые аквариумы, покрытые сверху марлей. На дно садка насыпают песок слоем 6-7 см и ставят живые ветки в вазочках, сажают маленькие кустики луговых и садовых растений. Растения помещают в зависимости от потребностей насекомых. Для поддержания свежести растений в садке их надо периодически опрыскивать

В отдельных банках или аквариумах можно содержать водных насекомых:

- жука-водолюба,

- жука-плавунца,

- личинок ручейника

- стрекозы.

Банки закрывают марлей, иначе жук может улететь.

Личинки ручейника помещают в широкую стеклянную банку, на дне которой насыпают песок, посажены водные растения; воды наливают немного и часто ее меняют. Личинкам стрекозы нужны непроточная вода и илистый грунт с болотными растениями, поднимающимися из воды.

Корм для насекомых

Название насекомого

Вид корма

Божья коровка

Тля

Жужелица

Мясо, маленькие насекомые

Майский жук

Листья дуба, березы, плодовых деревьев

Бронзовка

Сахар, мед, фрукты, цветы шиповника

Бабочка

Сок цветов, сахарный сироп

Гусеница бабочки

Листья растения


5. Организация уголка природы в разных возрастных группах

  В младших группах при подборе обитателей уголка природы учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.

Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие, такие как:

- обыкновенная (или зональная) герань,

- фуксия,

- вечноцветущая бегония,

- бальзамин ("огонек"),

- китайский розан и др.

Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья,

- аукуба ("золотое" или "колбасное" дерево),

- колеусы.

Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода и за фикусами.

Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3-4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем, чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.

Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающую корм. Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.

В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка.

Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы младших групп вряд ли целесообразно. Млекопитающие, даже мелкие, требуют значительно большего внимания, чем другие животные (обильное и частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). На участке можно содержать кролика. Клетку с кроликом, белкой или морской свинкой, хомячком изредка приносят в группу малышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.

  Уголок природы в средней группе

   В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.

Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи - зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.

В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6-8 видов растений.

В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыбки — вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек.

Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост, они дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы время, обстановку.

 Уголок природы в старшей группе

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).

В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2-3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.

При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу - обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.

В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб - гуппи, меченосцев, скалярий и др. Не меньший интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр: перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность.

  Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, - канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве - ценнейший материал для наблюдения. Не следует при этом забывать о том, что детям присуще чувство особо бережного и покровительственного отношения к детенышам, и забота о беспомощных, растущих птенчиках - источник добрых и гуманных чувств, бережного, и заботливого отношения ко всему живому.

В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, тогда в этот период черепаха становится вялой, неохотно берет корм. (Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники.)

Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка может быть белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать.



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Раскройте значение уголков живой природы в учреждении дошкольного образования.

2. Опишите оборудование для уголка природы в разных возрастных группах.

3. Охарактеризуйте сезонные изменения в уголке природы.

4. Раскройте организацию уголка природы в младшем дошкольном возрасте.

5. Раскройте организацию уголка природы в среднем дошкольном возрасте.

6. Раскройте организацию уголка природы в старшем дошкольном возрасте.



Литература:

  1. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с

  2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.

  3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 184 с.

  4. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде. - М., Просвещение, 1990.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!