СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция по теме "Буллинг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекция по теме "Буллинг"»

«Буллинг - как социально-педагогическая проблема»

Свое выступление я хочу начать с притчи

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк - это зло: зависть, ревность, эгоизм, ложь... Другой волк – добро: мир, любовь, надежда, истина, верность...

Маленький индеец задумался, а потом спросил:

-А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Всегда побеждает тот волк, которого кормим в ребенке и мы взрослые, те, кто живет рядом с ребенком.

Одной из задач воспитания обучающихся в сфере личностного развития является «формирование морали как необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном и недопустимом»

В условиях современных вызовов задача нелегкая. Мы хотим, чтобы наши дети росли в дружелюбном обществе. Но все чаще и чаще сталкиваемся со случаями травли одних людей другими, среди которых оказываются и дети.

Давно пора перестать относиться к школьной травле, как к несуществующему явлению.

слайд 1

В современном обществе на замену слову «травля» пришло заимствованное из английского языка слово буллинг

(слайд 2)

Буллинг — это длительное физическое или психологическое насилие в отношении кого-либо, не способного защитить себя в данной ситуации.

Проблема буллинга актуальна потому, что стала приобретать более открытый, более наглый и более жестокий характер, чем раньше.

(слайд 3)

По статистике 45% школьников становятся объектами травли, а 20% принимают непосредственное участие в деструктивных действиях.

Различают два типа буллинга: физический и психологический.


(слайд 4)

Физический буллинг – насилие, связанное с телесными повреждениями.

(слайд5)

Психологический буллинг – насилие, связанное с воздействием на психику путём словесных оскорблений, угроз, преследований, запугиваний.

Одной из самых популярных форм психологического буллинга является

(слайд 6)

кибербуллинг – унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, иных электронных устройств.

(слайд 7)

Участниками буллинга являются жертва, агрессор – буллер и наблюдатели. Очень редко присутствует защитник.


Буллер - это человек, который издевается, тот, кто не научился брать ответственность за свое поведение, кого радуют чужие страдания

Буллерами чаще всего становятся те, кто растут без запретов и авторитета родителей, но в то же время им не хватает внимания и уважения взрослых. Им все время приходится самоутверждаться за счет других людей, доказывать собственное превосходство.

Низкая самооценка - это характерный показатель буллинга.


Жертвой травли может стать абсолютно любой ребенок. Чаще всего жертвами становятся те, кто чем-то выделяется (странно одет, странно себя ведет, рыжий, полный, лучше всех или хуже всех учится и т.д.)

Наблюдатели – те, кто не вмешивается и никак себя не проявляет. Не помогает зачинщику и не защищает жертву.

Если в коллективе имеет место буллинг, то не вовлеченных детей нет.


Почему происходит буллинг?

Изучая феномен буллинга, психологи пришли к выводу, что такие чувства как зависть, неприязнь, ложное ощущение несправедливости, желание самоутвердиться могут вызвать формирование этого явления в школьной среде.


Возникновение буллинговой ситуации зависит от многих факторов – и это НЕ упущение или недоработка учителя, но проблема, требующая решения, участия классного руководителя, его конкретных действий.


(слайд 9)

Признаки буллинга: если есть в классе ребенок, у которого

  1. Испорченные вещи, следы побоев

  2. Нежелание ходить в школу

  3. Отсутствие друзей

  4. Угнетенное состояние, жалуется на плохое самочувствие, чтобы не идти в школу

  5. Категоричное отрицание факта буллинга «все нормально»

Как можно определить признаки буллинга?

  1. Наблюдение за поведением детей, их эмоциональным состоянием.

  2. Короткое тестирование детей, можно в начале каждой четверти. Детям предлагается записать имена 4 одноклассников, с которыми они хотели бы сидеть за одной партой в этой четверти. Дети при этом должны знать, что их пожелания могут и не учитываться. Классный руководитель же анализирует и сможет обнаружить тех, кому нужна его помощь (одинокие и те, кто безуспешно пытаются наладить связь с одноклассниками).


Травля в школе оказывает на детей прямое и косвенное влияние. Если проблема умалчивается, игнорируется взрослыми, то

(слайд 10)

Дети-жертвы имеют проблемы с учебой, никому не верят, контакты со взрослыми безвозвратно нарушены. Падает самооценка, ребенок пытается избегать отношений с другими людьми.

У подростков длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде. Дети- изгои понимают, что учителям наплевать на них, жертве никто не поможет.


Дети-наблюдатели понимают, что с агрессорами лучше не связываться, они сильнее, даже учителя не связываются. Лучше держаться подальше, иначе сам станешь жертвой. Голос совести притупляется, человек становится равнодушным, неспособным к сочувствию и состраданию.


Дети-булли понимают, что учителя не хотят с ними связываться, агрессия – лучший способ достижения цели. В дальнейшей жизни они наглые, жестокие, не признают иного мнения, кроме своего, тираны в семье и коллективе, психически не уравновешены.


Меры профилактики буллинга действенны только тогда, когда явлений травли нет, детский коллектив здоров. Если проявления буллинга уже имеют место, то профилактические меры безрезультатны. Необходимы меры по пресечению буллинга.


Алгоритм действий классного руководителя при выявлении факта буллинга в классе

1. Уведомить администрацию школы, психолога.

2.Поговорить с родителями ребенка - жертвы (совместно наметить пути оказания помощи ребенку-жертве, ознакомить с перечнем предпринимаемых мер)

3. Принять меры для восстановления репутации ребенка-жертвы в классе.

4. Осуществлять контроль за поведением детей класса в соответствии с правилами для учащихся.

5. Демонстрировать категоричное намерение не допускать нарушения прав обучающихся в школе, вплоть до обращений в КДН при необходимости (комиссия по делам несовершеннолетних)

6. Принять меры для урегулирования конфликтов


Выводы:

  1. Буллинг – актуальная проблема

  2. Игнорировать нельзя. Беседы на классных часах БЕЗДЕЙСТВЕННЫ.

  3. Необходима поддержка ребенку, ставшему жертвой. Необходимы предупреждения или наказания ребенка-булли в соответствии с ситуацией.

  4. Ну а прежде всего необходимы меры профиллактики по оздоровлению психологического микроклимата, формированию безопасной среды для каждого ребенка (Ну а это станет темой моей следующей лекции)


Завершить свое выступление я хочу притчей


У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил его по лицу плетью.

Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал: - Будь счастлив!

Крестьянин, услышав эти слова, спросил:

- Неужто ты такой смиренный?

- Нет, - ответил нищий, - просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.


У меня все. Будьте счастливы!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя