СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Предмет и задачи математической статистики. Генеральная и выборочная статистические совокупности. Полигон и гистограмма. Выборочный метод"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция для студентов СПО

Просмотр содержимого документа
«Лекция "Предмет и задачи математической статистики. Генеральная и выборочная статистические совокупности. Полигон и гистограмма. Выборочный метод"»

Предмет и задачи математической статистики. Генеральная и выборочная статистические совокупности. Полигон и гистограмма. Выборочный метод


Математической статистикой называется наука, занимающаяся методами обработки экспериментальных данных, полученных в результате наблюдений над случайными явлениями.

Первая задача математической статистики: указать способы сбора и группировки статистических данных, полученных в результате экспериментов.

Вторая задача математической статистики: разработать методы анализа статистических данных.

Ко второй задаче относятся:

  1. Оценка неизвестных параметров (вероятности события, функции распределения и её параметров и т.д.) с построением доверительных интервалов (методы оценивания).

  2. Проверка статистических гипотез о виде неизвестного распределения и параметров распределения (методы проверки гипотез).

При этом решаются следующие в порядке сложности и важности задачи:

  • Описание явлений, то есть, упорядочение поступившего статистического материала, представление его в наиболее удобном для обозрения и анализа виде (таблицы, графики).

  • Анализ и прогноз, то есть приближённая оценка характеристик на основании статистических данных. Например, приближённая оценка математического ожидания и дисперсии наблюдаемой случайной величины и определение погрешностей этих оценок.

  • Выработка оптимальных решений. Например, определение числа опытов n, достаточного для того, чтобы ошибка от замены теоретических числовых характеристик их экспериментальными оценками не превышала заданного значения. В связи с этим возникает задача проверки правдоподобия гипотез о параметрах распределения и о законах распределения случайной величины, решением которой является возможность сделать один из выводов:

– отбросить гипотезу, как противоречащую опытным данным;

– принять гипотезу, считать ее приемлемой.

Математическая статистика помогает экспериментатору лучше разобраться в опытных данных, полученных в результате наблюдений над случайными явлениями; оценить, значимы или не значимы наблюдаемые факты; принять или отбросить те или иные гипотезы о природе случайных явлений.

Генеральной совокупностью называют полный набор всех возможных N значений дискретной случайной величины Х. Практически сложно получить полную информацию о случайной величине. Поэтому случайным образом отбирают объекты, которые называется выборкой, при этом число – n называется объемом выборки. Выборку делают либо из ранее полученных результатов, либо планируют эксперимент. По результатам выборки строят простой статистический ряд в виде таблицы, состоящей из двух строк, в первой – порядковый номер измерения, во второй – его результат xi. Затем производят группировку данных. Вначале xi располагают в порядке возрастания, интервал наблюдаемых значений случайной величины разбивают на последовательные непересекающиеся частичные интервалы, далее подсчитывают количество значений xi, попавших в каждый интервал, т.е. ni. Таким образом, получается группированный статистический ряд или статистическое распределение выборки. Статистическим распределением выборки или статистическим рядом называют перечень вариант и соответствующих им частот или относительных частот.

Пример 1. После группировки данных в выборке статистический ряд задан таблицей 6.1 (где объем выборки n = 15).

Таблица 6.1

i

1

2

3

4

xi

2

3

5

10

ni

5

5

3

2

 

В таблице 6.1 значения xi называют вариантами. Последовательность вариант, записанных в возрастающем порядке (вся строка xi) называется вариационным рядом. Число наблюдений ni называют частотами, i – номер варианты.

Учитывая, что   – это объем выборки, можно найти относительную частоту pi=ni/n, наблюдаемого значения xi – варианты, k – количество вариант.

Тогда таблица 6.1 будет иметь вид:

Таблица 6.2

i

1

2

3

4

xi

2

3

5

10

ni/n

0,33

0,33

0,2

0,14

 

Табличные данные могут быть представлены графически в виде полигона или гистограммы. Если выборка задана в виде отдельных точек, а не интервалов, тогда строят полигон частот. Полигоном частот называется ломанная, отрезки которой соединяют точки (x;; ni/n). На рис.6.1 изображен полигон относительных частот, приведённых в таблице 6.2.

Рис. 6.1. Полигон

Пример 2. В этом примере наблюдаемые значения случайной величины после группировки данных в выборке разбиты на последовательные непересекающиеся частичные интервалы. В результате получается статистический ряд, который задан таблицей 6.3.

Таблица 6.3

i

1

2

3

4

xi

0-2

2-4

4-6

6-8

ni

5

10

12

3

Данную таблицу можно представить через относительную частоту p=ni/n (где объем выборки n = 30).

Таблица 6.4

i

1

2

3

4

xi

0-2

2-4

4-6

6-8

рi=ni/n

0,17

0,33

0,4

0,1

При этом частоты рi удовлетворяют условию  =1. Если выборка задана в виде интервалов, тогда строят гистограмму.

Гистограммой частот называется ступенчатая фигура, состоящая из прямоугольников, основаниями которых служат интервалы xi, их высоты равны рi =ni/n (плотности относительной частоты). На рис. 6.2 изображена гистограмма относительных частот, приведённых в таблице 6.4.


Рис. 6.2. Гистограмма



Контрольные вопросы:

  1. Чем занимается математическая статистика?

  2. Что называется генеральной совокупностью?

  3. Что такое выборка? Объем выборки?

  4. Что такое вариационный ряд? Частоты?

  5. Что называют полигоном частот? Гистограммой частот?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!