СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ленинград-Город герой.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 22 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну всю мощь своего удара. Но на её пути могучим бастионом встал каждый советский город. В этих городах шла героическая борьба буквально за каждый квартал, за каждую пядь земли. Особо отличившимся городам за массово проявленное мужество и героизм их защитников впоследствии было присвоено высокое звание “Города-героя”.

Просмотр содержимого документа
«Ленинград-Город герой.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «ШАХУНСКИЙ КОЛЛЕДЖ АГРАРНОЙ ИНДУСТРИИ»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Город герой Ленинград»

урок мужества

















Составила:

воспитатель

Демина Н.С.







Шахунья
2019г.




Согласовано Утверждено

методическим советом методическим объединением

ГБПОУ ШКАИ преподавателей физической

___________________ культуры,ОБЖ,воспитателей

(дата,протокол №) общественных педагогов

зам.директора УМР ГБПОУ ШКАИ

Созинова ТЛ ________________________

____________________ (дата,протокол №)

(подпись Ф.И.О.)

Председатель:

Воронцов В.А.

_________________________

(подпись Ф.И.О.)




 22 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну всю мощь своего удара. Но на её пути могучим бастионом встал каждый советский город. В этих городах шла героическая борьба буквально за каждый квартал, за каждую пядь земли. Особо отличившимся городам за массово проявленное мужество и героизм их защитников впоследствии было присвоено высокое звание “Города-героя”.

Впервые понятие город - герой прозвучало в Приказе Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года, так были названы: Ленинград, Севастополь, Одесса и Сталинград. Еще во время войны участникам обороны этих городов вручили специально учреждённые медали.

В 1965 г. было официально утверждено положение о звании Городов-героев, по которому им вручаются высшая награда - орден Ленина и медаль "Золотая звезда”, а в городах-героях устанавливается обелиск. Данная разработка позволяет ближе познакомить учащихся с одним из городов-героев- ЛЕНИНГРАДОМ.

.




Составитель:

Демина Н.С. воспитатель общежития__________________

(подпись)

Рецензенты:

Воронцов В.А. председатель м/о__________________(подпись)





Цели: совершенствование духовно - патриотического развития учащихся, формирование чувства гордости за свою страну,  воспитание  уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны,  развитие мышления и познавательной активности.

Оборудование: презентация с фотографиями времён Великой Отечественной войны, надписи с названиями городов-героев, музыкальный материал

Звучит фрагмент песни “День Победы”
Форма проведения:

Урок мужества

Место проведения:

Библиотека

Ход мероприятия:

1.Организационный момент. Выступление воспитателя Деминой Н.С.
2. Сообщение по заданной теме. Презентация.
3.Стихи читают Двойникова Т, Карасёва М.Мирутов П.



Воспитатель. Время неумолимо. Многие страницы героического прошлого уже стёрты из памяти и удалены из архивов.

Мы должны знать правду

Это нужно и мёртвым, и живым.

Сегодня мы познакомимся с историей города-героя Ленинград. (Презентация) За всю историю город Санкт-Петербург несколько раз переименовывали.

Как вы думаете, почему я назвала город Ленинград городом –героем? (ответы)

Почетное звание «Город-герой» присваивалось Указом Президиума Верховного Совета СССР тем городам Советского Союза, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины во время Великой Отечественной войны.

Русская поэтесса Вера Инбер, оставшаяся во время блокады в Ленинграде, так сказала о городе на Неве:

«Слава и тебе, великий город,             

Сливший воедино фронт и тыл. 

В небывалых трудностях который                                      

Выстоял. Сражался. Победил

 Среди 13 городов-героев Советского Союза, Ленинград стоит на особом месте.  А почему? Послушайте  выступление вашего одноклассника.

Сидельникова А.Гитлер и его военачальники придавали огромное значение взятию города на Неве. Процитируем то, что было написано на этот счёт в плане «Барбаросса»:

«…Уничтожить силы противника, действующие в Прибалтике. Лишь после выполнения этой неотложной задачи, за которой должен последовать захват Ленинграда и Кронштадта следует приступить к операциям по взятию Москвы».

Гитлеровцы  должны были именно захватить Ленинград, а не просто окружить его, и только после овладения Ленинградом и Кронштадтом, то есть ликвидации северного участка фронта, нацистское руководство считало возможным вести дальнейшие операции по овладению Москвой.

Таким образом, полному взятию города на Неве в планах Гитлера придавалось значение неотъемлемого этапа в достижении победы над Советским Союзом.


В докладе немецкого командования  от 21 сентября 1941 было сказано:  «… Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией.. . Весной мы проникнем в город.. . вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии…»

Ожесточенные бои на подступах к Ленинграду начались 10 июля 1941 г. Враг имел превосходство над советскими войсками.

Воспитатель. 8 сентября 1941 г. противник захватил Шлиссельбург. Ленинград был отрезан от Большой земли. Началась блокада города на Неве.

Документальная запись о начале блокады

 Ленинградцы вместе с воинами Красной Армии поднялись на защиту своей Родины, своего города: создали армию народного ополчения численностью 130 тысяч человек. Тысячи ленинградцев вступили в партизанские отряды. Свыше 500 тысяч жителей возводили оборонительные рубежи.

С 4 сентября 1941 г. начались массированные бомбардировки и обстрелы города. За период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено 102520 зажигательных и 4655 фугасных авиабомб.

Из строя было выведено 840 промышленных предприятий, более 10 тысяч жилых зданий.  

В тяжелых условиях зимы 1941 г. по льду Ладожского озера стала действовать военно-автомобильная Дорога жизни. В первую блокадную зиму по ней в Ленинград было доставлено свыше 360 тысяч тонн грузов.  С 20 ноября рабочие стали получать по продовольственным карточкам 250 граммов хлеба в день, все остальные - по 125 граммов.

Стихотворение В.Лившиц « Баллада о черством куске»  читает Двойникова Т.


Публикую эту балладу,чтобы помнили,
какой ценой досталась победа Ленинграду.

По безлюдным проспектам оглушительно звонко
Громыхала на дьявольской смеси трёхтонка.
Леденистый брезент прикрывал её кузов -
Драгоценные тонны замечательных грузов.

Молчаливый водитель, примёрзший к баранке,
Вёз на фронт концентраты, хлеба вёз он буханки,
Вёз он сало и масло, вёз консервы и водку,
И махорку он вёз, проклиная погодку.

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.
Был он худ. Был похож на голодную птицу.
И казалось ему, что водителя нету, 
Что забрёл грузовик на чужую планету.

Вдруг навстречу лучам - синим трепетным фарам,
Дом из мрака шагнул, покорёжен пожаром,
А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,
Снег летел как мука, - плавно, медленно, сыто...

- Стоп! - сказал лейтенант. - Погодите, водитель,
Я, - сказал лейтенант, -здешний всё-таки житель.
И шофёр осадил перед домом машину,
И пронзительный ветер ворвался в кабину.

И вбежал лейтенант по знакомым ступеням,
И вошёл. И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные рёбрышки... бледные губки...
Старичок семилетний в потрёпанной шубке.

Как живёшь, мальчуган? Отвечай без обмана!..
И достал лейтенант свой паёк из кармана.
Хлеба чёрствый кусок дал он сыну: - Пожуй-ка,-
И шагнул он туда, где чадила буржуйка.

Там поверх одеяла - распухшие руки, 
Там жену он увидел после долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи
И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.

Но не знал лейтенант семилетнего сына.
Был мальчишка в отца, настоящий мужчина.
И когда замигал догоревший огарок,
Маме в руку вложил он отцовский подарок.

А когда лейтенант вновь садился в трёхтонку,
 - Приезжай! -закричал ему мальчик вдогонку.
И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука, - плавно, медленно, сыто...

Грузовик отмахал уже многие вёрсты.
Освещали ракеты неба древнего купол.
Тот же самый кусок - ненадкушенный, чёрствый,
Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому, что жена не могла быть иною
И кусок этот снова ему подложила.
Потому, что была настоящей женою,
Потому, что ждала, потому, что любила.

Грузовик по мостам проносился горбатым,
И внимал лейтенант орудийным раскатам,
И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,
Потому, что солдатом он был настоящим.

Эти стихи написаны человеком,защищавшим Ленинград.


Воспитатель.  За время блокады умерло свыше 640 тысяч ленинградцев,  из них 97% от голода. Невозможно спокойно читать дневники Тани Савичевой.
Таня Савичева жила в обыкновенной ленинградской семье. Началась война, затем блокада.

Стихотворение  «Дневник Тани Савичевой»   читает Карасёва М.

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в  12 часов 30 минут утра 1941года.  Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.»

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

 «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года.  Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».  

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

 «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в  дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

 «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

Воспитатель.  . На её глазах погибли ее бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по Дороге Жизни на «Большую землю».  Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла от истощения.

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса печурка-«буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев.  Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Минута молчания

Воспитатель.   .Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни блокады. Несмотря на колоссальную смертность, суровые морозы, крайнюю истощённость войск и населения - город всё-таки выстоял.   Расчеты немецко-фашистского командования на захват города провалились. В январе 1944 г. героическими усилиями войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, при тесном взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской военными флотилиями блокада была окончательно снята.  Ленинградцы пережили ужасы голода и холода, бомбёжки и обстрелы, понесли ни с чем несравнимые потери, но не сдались.

Документальная запись о снятии блокады

Воспитатель.  За проявленные мужество и героизм 486 воинов удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе восемь человек - дважды. 350 тысяч солдат, офицеров и генералов награждены орденами и медалями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 г. была учреждена медаль  «За оборону Ленинграда» . Медалью «За оборону Ленинграда» награждено около  1 470 000 человек. Среди награждённых ею −  15 тысяч детей и подростков.

Указом Главнокомандующего от 1 мая 1945 года, однако официально это звание было закреплено за ним в Указе Президиума Верховного Совета СССР об утверждении Положения о почетном звании «Город-герой» от 8 мая 1965 года.  Городу, удостоенному высшей степени отличия "Город-Герой" вручалась высшая награда Советского Союза - орден Ленина и медаль "Золотая Звезда", которые изображались затем и на знамени города.

Рассказ учащихся о памятниках, посвященных ленинградцам- жертвам войны.

Сидельникова А. Трагическим событиям 1941-44 гг. в городе на Неве посвящено множество памятников и монументов.

Иванова О. Скорбным памятником, посвященным ленинградцам - жертвам войны, является Пискаревское кладбище, торжественное открытие которого состоялось 9 мая 1960 г.  Монумент «Родина – мать» - его центральная фигура.

Иванова О. 9 мая 1975 г, в честь 30-летия Победы в Великой отечественной войне, был открыт Мемориал героям – защитникам Ленинграда. На главных рубежах обороны города-героя можно увидеть памятники так называемый «Зеленый пояс Славы»

Иванова О. Мемориалом Зеленого пояса славы, воздвигнутым в память о тех трагических годах, является «Цветок жизни» во Всеволжском районе Ленинградской области. Скульптура, изображающая цветок, была открыта в 1968 г. и посвящена погибшим детям блокадного города.  На каждом лепестке изображено лицо улыбающегося мальчика и слова: «Пусть всегда будет солнце».

Сидельникова А..«Разорванное кольцо» - мемориал на западном берегу Ладожского озера. Эта скульптура в виде двух, согнутых полукругом железных арок, была открыта в 1966 г. Она символизирует кольцо, в которое был взят город врагом, а разрыв между арками – «дорогу жизни» по Ладожском озеру.

Воспитатель.  Сегодня Санкт – Петербург  - это один из красивейших городов России. Его ещё называют Северной столицей.  Многочисленные памятники культуры и славной российской истории встречают гостей Санкт – Петербург.  Годы идут, но прошлого не уносят, мы и сейчас не забыли этот подвиг. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится!


Стихотворение «Не играйте мальчики в войну» читает Мирутов П.


Юлиана Джун

Не играйте мальчики в войну,
Не учите сердце - ненавидеть.
Берегите небо и весну...
Мир легко сломать и не увидеть.
Пуля  дура -  (птица без души),
Черен крыльев свет, а горе  - пища.
Ищет сердца стук  в ночной тиши,
Чтобы сталь насытить кровью ... ищет!
Не играйте мальчики в  войну ,
Сотни игр на свете есть чудесных,
Только эта - не живет в плену,
 Ей в коробке с мелом будет тесно.
Не удержит слово и слеза,
Разлетится подлая по свету,
Заберет любовь и смех в глазах,
Мячик , куклу  и в деревне лето.

Все отнимет  - грязная  война...
Не  играйте... Пусть уйдет обратно
В пустоту, которой  рождена.
  Не играйте жизнями!! Понятно?

Подведение итогов:

Голосование учащихся.

Красный жетон – понравилось всё –100%

Зелёный жетон – понравилось, но частично -0%

Синий жетон – не понравилось 0% .











Список используемой литературы и интернет ресурсы:

1.Адамович, А. Блокадная книга / А. Адамович, Д. А. Гранин. – 5-е изд., испр. и доп. – Ленингад: Лениздат, 1989. – 526,[1] с.

2.Воронов, Ю. П. Блокада : книга стихов / Ю. П. Воронов ; [худож. А. А. Ушин]. – Ленинград : Лениздат, 1985. – 152 с. : ил.

3.Ольга. Запретный дневник: Дневники, письма, проза, избр. стихотворения и поэмы Ольги Берггольц. СПб., 2011.

4.Интернет – ресурсы: Википедия.

5.презентация.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!