СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лепка - как один из методов АРТ-терапии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лепка

Просмотр содержимого документа
«Лепка - как один из методов АРТ-терапии»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»

Методическое объединение специалистов службы психолого-педагогического сопровождения
















Тема доклада:

«Лепка как один из методов АРТ-терапии»



















Выполнил:

учитель-дефектолог

Кудренко Е.А.




Биробиджан

2021 год

Содержание:

1.Лепка – как один из методов развития психических процессов.

2.Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста.

1.Лепка – как один из методов развития психических процессов.

Лепка – один из методов изобразительного творчества, позволяющий создавать всевозможные композиции. Практически нет ни одного ребёнка, который бы не любил лепить. Слепить можно всё что угодно, на что хватит фантазии.  Чем же так хороша лепка? Почему именно лепку часто выбирают для коррекции и развития разных психических процессов?

В ходе занятия у ребенка развиваются следующие качества:

  • Улучшается мелкая моторика — ребенок учится манипулировать небольшими предметами, умело их переворачивает и передает из рук в руки. Это требует скоординированную работу рук и глаз;

  • Позволяет различать геометрические фигуры и формирует навыки работы с плоскостью — улучшает мышление и математические способности;

  • Учит успешно справляться со стрессовыми ситуациями — взращивает у детей самостоятельность и ответственность;

  • Повышение самооценки - получается достигать своей цели, благодаря чему возникает желание ставить новые достижимые цели;

  • Улучшение внутреннего состояния/настроения — после занятий дети ощущают внутреннее удовлетворение.

  • Развитие речевых навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев.

  • Коррекция образного мышления и воображения..

  • Благоприятный терапевтический эффект: работа с тестом исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение и расслабляет. Тесто можно мять, катать, сжимать, растягивать, скручивать, рвать на кусочки или сплющивать. По мнению психологов, все эти действия отражают различные чувства и эмоции.

В лепке сочетаются два вида деятельности: умственная и физическая. Для создания поделки надо приложить усилия, выполнить определенные действия, овладеть умениями и практическими навыками, которые пригодятся ребенку в будущем для выполнения разнообразных работ.

  • Развитие волевых качеств. В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение преодолевать трудности в работе, помогать товарищу и т. п. При регулярных занятиях лепкой ребенок становится усидчивым, инициативным, пытливым, начинает планировать свои действия и доводить их до конца.

  • Развитие коммуникативных навыков. При изготовлении коллективных работ дети учатся договариваться друг с другом о выполнении общей работы, объединяться, помогать напарнику. Кроме того, оценка коллективного труда воспитывает у ребенка внимание, чувства такта, доброжелательность, справедливость, умение радоваться не только своему, но и общему или чужому успеху.

  • Участие ребенка в подготовке рабочего места и уборке его после лепки способствует формированию навыков самообслуживания, поэтому так важно приучить ребенка к этому.

  • Занятия с соленым тестом предоставляют возможности для психологической разгрузки, снятия внутреннего напряжения, «расковывают» ребенка и взрослого.

Для лепки с детьми можно использовать самые разнообразные материалы (пластилин, глину, соленое тесто), все зависит от возможностей и поставленных целей. Многие дети отдают предпочтение лепке именно из соленого теста, а не из пластилина. Дети выбирают тесто, потому что оно на ощупь приятнее любой пластической массы — тесто «живое». А также, потому что поделку, созданную из такого материала, можно хранить годами и раскрасить на свое усмотрение. Также хочется отметить, что соленое тесто является экологически чистым, безопасным материалом, в котором отсутствуют химические добавки и который не вызывает никаких аллергических реакций.

2.Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста.

Для получения положительного результата работы с тестом, необходимо продумать каждую деталь в начале организуемой работы. Таким образом, были вынесены несколько критериев, которые помогут в организации и подготовке занятий по лепке из соленого теста.

Занятия строятся по продуманной программе «Чудеса из теста», которая составляется на год. Оптимальное количество – 10 человек. При большем количестве учителю не остаётся времени на индивидуальную помощь. Проводятся занятия 1 раз в неделю по 35-40 минут. Дети должны усваивать последовательно логику выполнения задания на основе приобретённых знаний и умений. Материал, необходимый для работы, приносит учитель. Основным материалом для работы служит солёное тесто. Так же необходимы: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафареты. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в пакетах. Для раскраски используется гуашь.

В группу кружка «Чудеса из теста» вошли обучающиеся 4 класса, в количестве 10 человек. Перед началом занятия, учитель создает фигурку из соленного теста, планирует детальный план работы, который демонстрируется в ходе занятия, с помощью презентации.

Работа с тестом включает два этапа:

1 этап – лепка фигуры из соленного теста. Учащиеся поэтапно копируют фигуру-образец, иногда добавляют какие-либо детали самостоятельно, что положительно влияет на развитие воображения и фантазии учащихся.

2 этап – красим фигуры. Данный этап детям также интересен, полученную фигуру ребенок красит самостоятельно, часто не опираясь на образец, что способствует развитию самостоятельности и воображения.

Таким образом, мы приходим к выводу, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию художественному творчеству, мелкой моторики рук у обучающихся, способствовало развитию познавательных процессов, улучшению аккуратности. За время занятий обучающиеся научились работать быстрее, стали проявлять большую самостоятельность, меньше требуется помощь учителя. Так как работа с тестом оказывает положительное влияние на обучающихся, планирую продолжить данную работу.

Список литературы:

1.         Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986.

2.      Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз- Дидактика, 2006

3.      Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.

4.      Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.

5.      «Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей», под. Ред. Т.С.Комаровой, М., 2002.

6.      Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.

7.      Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!