СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лесные и торфяные пожары

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лесные и торфяные пожары»

Урок ОБЖ

7 класс.

Составил

Преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 39 им. К.Ф.Ольшанского»

г. Курск

Лукина Татьяна Олеговна

Тема: «Лесные и торфяные пожары».

Тип урока: урок изучение нового материала

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению Лесных и торфяных пожаров, их характеристик.

Задачи: содействовать в усвоении новых знаний в области чрезвычайных ситуаций природного характера, сформировать умения различать виды и причины лесных и торфяных пожаров, воспитать нормы и правила обращения с огнем в лесу, продолжить формирование умений и навыков обучающихся при работе с текстом

Оборудование: компьютер, проектор, экран, видеоролики различных типов лесных пожаров, презентация с основными понятиями, презентация с тестом для закрепления пройденного материала.

Содержание урока.

I Организационный момент.

Постановка целей урока.

До учащихся доводится тема урока. Ставится задача усвоить основные понятия на основе знаний полученных в курсе биологии, географии, ОБЖ связанные с вопросами значения леса для жизни на Земле, причинами пожаров и их последствиями.

II Актуализация знаний.

Спираясь на знания учащихся полученные в 6-м классе в курсе биологии урок можно начать с фронтального опроса:

1. Дети, расскажите о значении растений для жизни человека?

2. Значение растений для животных?

3.В чем заключается космическая роль растений?

Дети знают, что растения нужны человеку и животным для питания. Растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес дает древесину для хозяйства. В лесу живут звери, растут ягоды, грибы, плодовые растения.

Дополнить ответы учащихся можно следующими фактами: 1 гектар леса /ссылка на математики / поглощает в год как минимум 55 тон углекислого газа и выделяет 10 тонн кислорода. За 1 час 1 гектар леса поглощает весь углекислый газ, который выделяют при дыхании 200 человек.

Лес - легкие планеты. Лес-это основа стабилизации экологической обстановки страны. Это главный источник кислорода, естественны живой фильтр очищающий атмосферу не только углекислого газа, но и других вредных газов, реки и озера он предохраняет от заливания, а почву от эрозии / ссылка на курс ботаники и географии/.Сберечь его задача всех. Он самый беззащитный из всех недр.

Дети: А что может явиться причиной гибели леса? Основными причинами гибели лесов являются его вырубка, загрязнение и пожары.

Вот сегодня мы с вами поговорим о том, что такое лесные и торфяные пожары, их виды и последствия.

III Изучение нового материала.

1. Лесные и торфяные пожары.

Ребята, опираясь на знания, которые вы получили в 5 классе давайте вспомним: "Что такое пожар?" Дети дают определение, что пожар-это неконтролируемое горение, сопровождающееся выделением огня, продуктов горения и тепла. Таким образом что мы можем назвать лесным пожаром? Дети дают определения и впоследствии записывают его в тетрадь. Лесной пожар - это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

Учитель: Лесные пожары ежедневно возникают в лесах России, а также в других странах мира на обширных территориях и нередко принимают характер стихийного бедствия. Лесные пожары ежегодно возникают в лесах России на обширных площадях и нередко принимают характер стихийного бедствия, приводят к чрезвычайным ситуациям. По данным МЧС России, на территории лесного фонда Российской Федерации ежегодно регистрируется от 10 до 30 тыс. лесных пожаров, охватывающих площади от 0,2 до 2,5 млн га.

Учитель, наибольшее количество пожаров возникает в Сибири/Красноярский край, Новосибирская область/, на дальнем Востоке. За рубежом в таких странах как: США, Франция, Австралия, Испания/ все названные территории показываются на карте /, особенно в засушливые годы. Количество лесных пожаров, площадь пройденная огнем по данным статистики с 1993 года ежедневно увеличивается.

2. Пожар - катастрофическое явление.

Дети, а что может явиться причиной лесного пожара ? Более 90% лесных пожаров происходит вблизи населенных пунктов, дорог и производства различных работ в лесу.

Отдых на природе и шашлыки, долгожданные походы, рыбалка, сбор ягод и грибов – что может быть прекрасней такого отдыха? Но вот что ужасно – восемь из десяти пожаров в лесу возникает по вине человека

1. бросают спички или окурки

2. непотушенный костер

3. осколок бутылки, как линза фокусирует солнечные лучи

4. неисправленная техника

5. хозяйственные работы в лесу

6. при выстреле из ружья пыж начинает тлеть и загорается.

Выводы записываются в тетрадь.

3.Виды пожаров.

Низовой пожар — это лесной пожар, распространяющийся по нижним ярусам лесной растительности, лесной подстилке, опавшим листьям и веткам деревьев и валежника. Почти все пожары в начале развития носят характер низовых и при определённых условиях переходят в верховые и подземные.

Верховой пожар — это лесной пожар, охватывающий полог леса. Такие пожары характеризуются распространением огня по кронам деревьев. При этом сгорают хвоя, листья, мелкие и крупные ветки деревьев. Переход низового пожара на полог происходит в насаждениях с низко опущенными кронами, в разновозрастных насаждениях, а также при обильном хвойном подросте. Чаще всего верховые пожары возникают в горных лесах при распространении огня вверх по склонам гор. В значительной мере возникновению верховых пожаров способствует сильный ветер.

Подземный, или торфяной, пожар — это лесной пожар, при котором горит торфяной слой заболоченных и болотных почв. При подземных пожарах горит торф, залегающий под лесными массивами. Возникновение и распространение подземных пожаров обычно связано с низовыми лесными пожарами, при которых огонь проникает в слой торфа на наиболее подсохших участках, чаще всего у стволов деревьев, а затем постепенно распространяется в стороны. Подземные пожары начинаются во второй половине лета, частота их возникновения возрастает в засушливые годы, когда просыхают торфяные слои, расположенные под лесом.

Важными характеристиками лесных пожаров является скорость распространения низовых и верховых пожаров и глубина прогорания подземных пожаров. По этим причинам лесные пожары делятся на слабые, средние и сильные. Скорость распространения слабого низового пожара не превышает 1 м/мин, среднего — свыше 3 м/мин. Слабый верховой пожар имеет скорость до 3 м/мин, средний — до 100 м/мин, сильный — свыше 100 м/мин.

Слабым подземным пожаром считается такой пожар, у которого глубина прогорания не превышает 25 см, средним — от 25 до 50 см, сильным — более 50 см.

По скорости распространения огня низовые и верховые пожары ещё подразделяются на устойчивые и беглые.

При низовом беглом пожаре сгорают живой и отмерший надпочвенный покров, опавшие листья и хвоя, обгорают кора нижних частей деревьев и обнажённые корни, хвойный подрост и подлесок. Такой пожар распространяется с большой скоростью, обходя места с повышенной влажностью покрова. Беглые пожары чаще всего происходят весной, когда просыхает лишь самый верхний слой лесной подстилки.

При устойчивом низовом пожаре прогорает лесная подстилка, сильно обгорают корни и кора деревьев, полностью сгорают подрост и подлесок. Обычно устойчивые низовые пожары начинаются в середине лета, когда просыхает подстилка.

При верховом беглом пожаре огонь продвигается по пологу леса скачками, иногда значительно опережая фронт низового пожара. При продвижении огня по кронам деревьев ветер разносит искры, горящие ветки и хвою, которые создают новые очаги низовых пожаров за несколько десятков и сотен метров впереди основного очага пожара. Во время скачка пламя может разноситься по кронам со скоростью до 25 км/ч (7 м/с).

При верховом устойчивом пожаре огонь распространяется по кронам деревьев по мере продвижения кромки низового пожара.

В зависимости от площади, охваченной огнём, лесные пожары подразделяются на шесть классов.

  1. Загорание — это неуправляемое горение растительности в лесу на площади 0,1—0,2 га.

  2. Малый пожар — это пожар на площади 0,2—2 га.

  3. Небольшой пожар — это пожар на площади 2,1—20 га.

  4. Средний пожар — это пожар на площади 21—200 га.

  5. Крупный пожар — это пожар на площади 201—2000 га.

  6. Катастрофический пожар — это пожар на площади свыше 2000 га.

Крупные и катастрофические лесные пожары обычно развиваются в пожароопасный сезон, в период чрезвычайной пожарной опасности в лесу, при длительной и сильной засухе, ветреной погоде и сильной захламлённости лесов.

Средняя продолжительность крупных лесных пожаров может составлять 10—15 сут., а выгоревшая площадь — 450—500 га.

4. Правила поведения в лесу

Отправляясь на природу, необходимо ощущать ответственность и проявлять внимательность в действиях.

  1. Не разводить костер в лесу, если в этом нет острой необходимости.

            В пожароопасный период использовать для разведения костра только специально оборудованные места или уже имеющиеся старые кострища.

            Если такого места нет, то его нужно подготовить, сняв верхний слой дёрна, и окопать по периметру будущее кострище с помощью лопаты, топора или другого подручного инструмента.

Никогда, даже в дождливую погоду, не разводите костер на подстилке из мха и лишайников, а также посреди или рядом с высоким сухим травостоем, легковоспламеняющимся кустарником (багульника, можжевельника и т.п.).

Не стремитесь разводить большой костер. Небольшой, но хорошо сложенный костер, обложенный камнями, даст достаточно тепла.

Раскладывать костер нужно подальше от нависающих ветвей, гнилых пней, бревен, сухой травы и скоплений листвы. Всегда следует очищать место вокруг костра, за пределами кострища, убирать с него все легковоспламеняющиеся материалы. Очень важно убедиться, что рядом есть водоем, позволяющий при необходимости набрать воды и залить костер.

Никогда не следует оставлять костер без присмотра. Даже небольшой ветерок способен вызвать быстрое распространение пламени. Тогда необходимо немедленно ликвидировать горение  за пределами кострища.

            Вот почему всегда необходимо иметь под рукой емкость с водой и держать наготове лопату, чтобы можно было водой и землей ликвидировать образовавшиеся новые очаги горения.

  1. Тушение (ликвидация) костра должно быть проведено очень тщательно.

Для этого необходимо:

-     покидая привал, тщательно залить костер водой. Воду можно принести пластиковыми пакетами и бутылками, стеклянными или жестяными банками и т.п.

-     разворошить и заливать костер, пока он не перестанет «парить».

-     Надо хорошо перемешать костер с землей лопатой (если нет лопаты, можно использовать топор, заостренную палку и т.п.). Не забыть сдвинуть все камни, крупные головешки, обгоревшие остатки бревен – под ними могут быть угли – и залить их дополнительно водой.

-     Особо необходимо позаботиться о том, чтобы была залита водой периферийная часть кострища;

-     наконец на ощупь удостовериться, что костер действительно потух; угли и пепел должны быть холодными.

            Костер в лесу в бесснежный период надо тушить в любом случае, даже в сырую погоду и в дождь, чтобы быть твердо уверенным, что тление не затаилось в подстилке, в каком-нибудь кусочке древесины или в сухой гнилушке.

  1. Чтобы надежно затушить костер без воды необходимо:

-     сбить пламя, разобрать костер, разворошить угли и головешки.

-     перемешать лопатой или другим подручным инструментом пепел и окопать кострище по кругу.

-     забросать костер толстым слоем грунта, обязательно взятого с глубины не менее 30 см, лучше влажного. В слое почвы до 30 см содержатся органические вещества, которые могут позволить огню разгореться вновь. Грунт можно взять с вывороченных корней, почвенных обнажений, либо выкопать яму, сняв предварительно дерн или убрав подстилку (органический слой).

-     тщательно затоптать слой земли на кострище, пока оно не перестанет дымиться.

-     крупные тлеющие головешки (остатки обугленных дров) можно закопать отдельно в яме на глубине не менее 30 см.

-     не уходить сразу от кострища. Вначале убедиться, что через 15-20 минут оно не начнет снова дымиться.

Таким образом, ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с понятием лесной пожар, низовой и верховой пожар, торфяной пожар. Причинами возникновения пожаров и их последствиями.


В учебнике ОБЖ выучить § 7

В конце урока учащимся предлагается написать мини рассказы о лесном пожаре, нарисовать иллюстрации "Способы тушения пожара".

IV Подведение итогов урока.

Рефлексия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!