Летняя прогулка в детском саду для старшей группы: прогулка-открытие «Удивительный цветок – клевер»
Прогулка проводится в июле с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: расширение и обогащение знаний детей о растениях, через ознакомление с растением «клевер».
Задачи:
Образовательные:
-
познакомить с внешним видом растения – клевер;
-
дать представления о пользе растения – его применении в медицине, сельском хозяйстве, кулинарии через разные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую, двигательную, восприятие художественной литературы;
-
рассказать о некоторых особенностях данного растения (его могут опылять только шмели).
Развивающие:
-
развивать наблюдательность, любознательность;
-
развивать умение рассуждать, делать выводы опираясь на известную информацию.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход прогулки
Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю на удивительную прогулку – прогулку – наблюдение. И для начала мы отправляемся на полянку и там вас ждёт удивительное знакомство.
Воспитатель выбирает участок полянки, где растёт клевер.
Наблюдение за клевером
Воспитатель: Ребята, здесь растёт много растений, попробуйте его отыскать вот по такой картинке.
Дети рассматривают травянистые растения. (Организуется познавательно-исследовательская деятельность).
Вопросы:
-
Как называется растение? Если кто-то из детей дал название «кашка» воспитатель поясняет, что это народное название, а научное название клевер луговой.
-
Почему растение так называется? (Ответы детей)
-
Какая особенность есть у цветка этого растения? (Сорвать одну головку цветка и рассмотреть его под лупой)
-
Из чего состоит цветок? (Ответы детей) Из отдельных цветочков.
-
Что напоминает каждый отдельный цветок? (Ответы детей) По форме отдельный цветочек напоминает тонкую трубочку. Все цветочки-трубочки у растения собраны в пышную шапочку.
Воспитатель: Вот наше первое открытие - Цветок клевера состоит из множества цветков-трубочек.
- Ребята, как вы думаете, легко ли добывать насекомым нектар из таких цветков и почему? (Ответы детей)
-Все насекомые могут добывать нектар из цветков клевера? (Ответы детей) Ребята, из цветков клевера пчелы добыть нектар не могут. Их короткий хоботок просто не дотягивается до нектара. Зато шмели с их более длинным хоботком отлично добывают нектар из цветков клевера . Вот наше второе открытие !
Воспитатель: Ребята, клевер бывает не только розовый, но и белый. У белого клевера цветки меньше, поэтому из них пчёлы могут собрать нектар. Я предлагаю поиграть в подвижную игру «Клевер, пчёлы и шмели». Сейчас мы поделимся на шмелей и пчёл. Если я показываю белый клевер, значит летают кто? … А если показываю красный клевер, летают кто? …. А если показываю оба цветка? Будьте внимательны. Цветки я буду менять.
Подвижная игра «Клевер, пчёлы и шмели» 3-4 раза
Воспитатель: Наши наблюдения продолжаются. Присядем на скамейки. Вы назвали растение клевер «кашкой», а почему его в народе так прозвали? (Ответы детей) Если дети затрудняются, воспитатель задаёт наводящие вопросы. Для кого же растение клевер может быть сытным и полезным как каша для человека? (Ответы детей). Молодцы, конечно, это домашние животные: коровы, козы, лошади.
Воспитатель: Хорошо — летом животные едят клевер прямо на лужайке, а где взять клевер зимой? (Ответы детей). Клевер ребята является отличным кормом для животных. В конце лета его скашивают на лугах для заготовки сена. И всю зиму животные могут есть свою « питательную кашку» и коровы дают всю зиму для нас с вами вкусное молоко. Вот и ещё одно наше открытие!
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Что делают из молока». Напоминаю, выкрикивать нельзя, поднимаем руку. Кто больше всех назвал продуктов из молока, тот и выиграл.
Дидактическая игра «Что делают из молока?»
Воспитатель: Обратите внимание, нас ждёт доктор Айболит и почему-то тоже рассматривает клевер.
Воспитатель разворачивает сюжетно-ролевую игру «Больница»
Врач даёт рекомендации: отвар клевера использовать при кашле, бронхите, шуме в ушах, плохом аппетите, при головной боли и головокружении. Настоем соцветий доктор советует промывать воспалённые глаза, промывать раны и ожоги.
Воспитатель: Вот это открытие. Вот тебе и клевер – не только кормовая трава, но и лечебная.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, человек может есть клевер? (Ответы детей) Ваши мнения разделились. Ребята, сейчас я вам открою ещё одну тайну клевера. Из листьев клевера можно готовить салаты, а из цветов заваривать чай. К чаю можно подать клеверное печенье. Делают такое печенье так – при выпечке к обычной муке добавляют клеверную. Получается и вкусно, и полезно. И это ещё одно открытие.
Воспитатель: сегодня мы совершили множество открытий об одном удивительном растении. Дома вы удивите взрослых своим рассказом о клевере.