СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Летописный источник «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Образ летописца как образ древнерусского писателя в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Летописный источник «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Образ летописца как образ древнерусского писателя в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»»

Летописный источник «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина . Образ летописца как образ древнерусского писателя в драме  А.С. Пушкина «Борис Годунов»

Летописный источник «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина . Образ летописца как образ древнерусского писателя в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»

Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.  А.Пушкин

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.Пушкин

Из теории литературы Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом . Драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом.

Из теории литературы

Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом .

Драма –

это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом.

История создания баллады А.С.Пушкин всегда интересовался историей, его особенно привлекала жизнь Древней Руси.

История создания баллады

А.С.Пушкин всегда интересовался историей,

его особенно привлекала жизнь Древней Руси.

Олег и Киевская Русь Летописный источник «Песни о вещем Олеге»

Олег и Киевская Русь

Летописный источник «Песни о вещем Олеге»

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» Предание о смерти князя Олега. XII век. И жил Олег , княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников:

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Предание о смерти князя Олега. XII век.

И жил Олег , княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: "От чего я умру?". И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть?". Запали слова эти в душу Олегу , и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков.

В год 916…

В год 916…

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» Предание о смерти князя Олега. XII век. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал:

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Предание о смерти князя Олега. XII век.

А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне , слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.

Словарная работа Волхвы  – название языческих жрецов, кудесников, предсказателей у славян Жрец  – предсказатель будущего. Вещий – пророческий, предвидящий будущее. Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил. Праща – древнее боевое оружие для метания камней Сеча – битва Нива  – поле Тризна – поминальный обряд Вещий  – пророческий, предвидящий будущее

Словарная работа

  • Волхвы – название языческих жрецов, кудесников, предсказателей у славян
  • Жрец – предсказатель будущего.
  • Вещий – пророческий, предвидящий будущее.
  • Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.
  • Праща – древнее боевое оружие для метания камней
  • Сечабитва
  • Ниваполе
  • Тризнапоминальный обряд
  • Вещийпророческий, предвидящий будущее

Выразительное чтение баллады https://www.youtube.com/watch?v=bjWdIut1Zd4

Выразительное чтение баллады

https://www.youtube.com/watch?v=bjWdIut1Zd4

 Осмысление идеи баллады. Анализ   В основе «Песни о вещем Олеге» лежит летопись. Баллада и летопись основаны на историческом событии. С каким героем они связаны? Что вы можете сказать об этом герое? Летопись – проза, а баллада – поэтический текст. Поэт создаёт художественное произведение, рисует целый ряд картин, показывает живые образы князя и волхва. И характеристика героев тоже разная. Как показан поэтом князь Олег? Есть положительные черты, назовите их. Есть в герое отрицательные черты. Назовите эти черты. Смерть от коня не укладывается в сознании овеянного славой победителя. Почему Олег не может отвергнуть предсказания?

Осмысление идеи баллады. Анализ

  • В основе «Песни о вещем Олеге» лежит летопись. Баллада и летопись основаны на историческом событии. С каким героем они связаны? Что вы можете сказать об этом герое?
  • Летопись – проза, а баллада – поэтический текст. Поэт создаёт художественное произведение, рисует целый ряд картин, показывает живые образы князя и волхва. И характеристика героев тоже разная.
  • Как показан поэтом князь Олег? Есть положительные черты, назовите их. Есть в герое отрицательные черты. Назовите эти черты. Смерть от коня не укладывается в сознании овеянного славой победителя. Почему Олег не может отвергнуть предсказания?
Осмысление идеи баллады. Анализ  Почему же Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйдёшь? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым, безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего  верного коня?

Осмысление идеи баллады. Анализ

Почему же Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от

судьбы не уйдёшь? Или оттого, что Олег оскорбил

кудесника, назвав его «лживым, безумным стариком»?

Или это наказание за отступничество князя, оставившего

верного коня?

Осмысление идеи баллады. Анализ Итак, князь Олег мудрый, вещий, опытный воин, добрый, любит своего верного коня, уважает старших, щедрый. Но в то же время он гордый, надменный, властный, воинственный, хитрый. Пушкин намекает на «доблесть Олега» - обрёк мечам и пожарам нивы и сёла.

Осмысление идеи баллады. Анализ

Итак, князь Олег мудрый, вещий, опытный воин, добрый, любит своего верного коня, уважает старших, щедрый. Но в то же время он гордый, надменный, властный, воинственный, хитрый. Пушкин намекает на «доблесть Олега» - обрёк мечам и пожарам нивы и сёла.

Осмысление идеи баллады. Анализ Встретив кудесника, Олег высокомерно требует, а не просит открыть ему правду. И в пророчестве волхва Олег предстаёт не в лучшем свете. Смерть он примет не от ран – как воин. Не от болезни и старости – как праведник. Смерть от лучшего друга. И он меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Он отвергает смелость, верность, преданность, желая обойти судьбу.

Осмысление идеи баллады. Анализ

Встретив кудесника, Олег высокомерно требует, а не просит открыть ему правду. И в пророчестве волхва Олег предстаёт не в лучшем свете. Смерть он примет не от ран – как воин. Не от болезни и старости – как праведник. Смерть от лучшего друга. И он меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Он отвергает смелость, верность, преданность, желая обойти судьбу.

Осмысление идеи баллады. Анализ Да и с годами князь Олег не изменился, только поседел. Он полон презрения к кудеснику, он смеётся над прорицанием, обвиняя во всём волхва. Он даже наступает ногой на череп когда-то любимого коня, не уважая законы погребения, смеясь над судьбой. Расплата неминуема.

Осмысление идеи баллады. Анализ

Да и с годами князь Олег не изменился, только поседел. Он полон презрения к кудеснику, он смеётся над прорицанием, обвиняя во всём волхва. Он даже наступает ногой на череп когда-то любимого коня, не уважая законы погребения, смеясь над судьбой. Расплата неминуема.

Идея баллады Столкновение князя и кудесника намекает на конфликт между земным владыкой и вдохновенным пророком. 1822 год. Южная ссылка. Какая проблема волнует ссыльного Пушкина? Каким должно быть творчество? Каким должен быть поэт? Есть ли ответ в тексте? Он в устах волхва: свобода и независимость

Идея баллады

Столкновение князя и кудесника намекает на конфликт между земным владыкой и вдохновенным пророком. 1822 год. Южная ссылка. Какая проблема волнует ссыльного Пушкина? Каким должно быть творчество? Каким должен быть поэт? Есть ли ответ в тексте?

Он в устах волхва: свобода и независимость

Образ кудесника. Идея баллады Кудесник бескорыстный, смелый, независимый, мудрый, уверенный в себе. Покорный одному Перуну, он не трепещет перед грозным владыкой. Предсказание кудесника исполнилось. Волхв убеждён в том, что, как бы ни был велик человек, ему не избежать назначенной судьбы. Вещий язык кудесника – божий дар. Он правдив и свободен. Автор на стороне волхва, потому что устами кудесника Пушкин говорит о том,  каким должно быть творчество, каким должен быть поэт. Независимость поэзии и духовной свободы от мирской власти царей – главная мысль баллады.

Образ кудесника. Идея баллады

Кудесник бескорыстный, смелый, независимый, мудрый, уверенный в себе. Покорный одному Перуну, он не трепещет перед грозным владыкой.

Предсказание кудесника исполнилось. Волхв убеждён в том, что, как бы ни был велик человек, ему не избежать назначенной судьбы. Вещий язык кудесника – божий дар. Он правдив и свободен.

Автор на стороне волхва,

потому что устами кудесника

Пушкин говорит о том,

каким должно быть творчество,

каким должен быть поэт.

Независимость поэзии и духовной

свободы от мирской власти царей –

главная мысль баллады.

История создания драмы  «Борис Годунов»  С начала XIX века в России возрос интерес к собственной истории. Появилась «История Государства Российского» Н. М. Карамзина. Его труд А. С. Пушкин знал и ценил. Он не мог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время.

История создания драмы «Борис Годунов» С начала XIX века в России возрос интерес к собственной истории. Появилась «История Государства Российского» Н. М. Карамзина. Его труд А. С. Пушкин знал и ценил. Он не мог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время.

Ушли в историю года,  Цари менялись и народы,  Но время смутное, невзгоды  Русь не забудет никогда ! 15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г.), названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет. Судите сами:

Ушли в историю года, Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда !

15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г.), названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет. Судите сами:

СМУТНОЕ ВРЕМЯ  1598-1613 гг.   Междинастический период, когда в борьбе за власть сменилось 6 правителей, вспыхнула Гражданская война народных масс за «доброго царя», возникла польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения, изгнавшие захватчиков.

СМУТНОЕ ВРЕМЯ 1598-1613 гг.

Междинастический период, когда в борьбе за власть сменилось 6 правителей, вспыхнула Гражданская война народных масс за «доброго царя», возникла польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения, изгнавшие захватчиков.

В 1584 г.  умер русский царь Иван Грозный.  На престол взошел его сын Федор, отличавшийся кротким нравом, благочестием, не обладавший большими интеллектуальными способностями и мало подходивший на роль правителя огромной страны, разоренной опричным террором.   Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены)  Борис Годунов

В 1584 г. умер русский царь Иван Грозный. На престол взошел его сын Федор, отличавшийся кротким нравом, благочестием, не обладавший большими интеллектуальными способностями и мало подходивший на роль правителя огромной страны, разоренной опричным террором. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов

После Ивана Грозного остался еще один сын, маленький царевич Дмитрий, который с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591 году произошли страшные события, тайна которых на разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (падучей), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом. (так гласит официальная версия).  Но по стране поползли слухи, будто в смерти Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц.

После Ивана Грозного остался еще один сын, маленький царевич Дмитрий, который с матерью был отправлен в город Углич на Волге.

Здесь в 1591 году произошли страшные события, тайна которых на разгадана до сих пор.

Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (падучей), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом. (так гласит официальная версия). Но по стране поползли слухи, будто в смерти Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц.

После того, как Федор Иоанович скончался, династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как умелый правитель, был избран на царство. Многие были недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому же царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трех неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры.

После того, как Федор Иоанович скончался, династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как умелый правитель, был избран на царство. Многие были недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому же царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трех неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры.

В 1603 г. До Москвы дошел слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Это был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

В 1603 г. До Москвы дошел слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Это был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля (ныне разрушен). Находясь здесь, Григорий Отрепьев мог хорошо сориентироваться в политической обстановке.

Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля (ныне разрушен). Находясь здесь, Григорий Отрепьев мог хорошо сориентироваться в политической обстановке.

Сцена «ночь. Келья в Чудовом монастыре» – это пятый эпизод действия драмы. Она находится в самом начале произведения. Действующие лица – отец Пимен и Григорий. Пимен появляется только один раз – в этом эпизоде. Именно после разговора с Пименом Григорию приходит в голову крамольная и дерзкая мысль – выдать себя за погибшего царевича Дмитрия и свергнуть власть Бориса Годунова.

Сцена «ночь. Келья в Чудовом монастыре» – это пятый эпизод действия драмы. Она находится в самом начале произведения. Действующие лица – отец Пимен и Григорий. Пимен появляется только один раз – в этом эпизоде. Именно после разговора с Пименом Григорию приходит в голову крамольная и дерзкая мысль – выдать себя за погибшего царевича Дмитрия и свергнуть власть Бориса Годунова.

«Ночь. Келья в Чудовом монастыре» Чтение отрывка из драмы https://www.youtube.com/watch?v=wjYMSR5Dpfg

«Ночь. Келья в Чудовом монастыре»

Чтение отрывка из драмы https://www.youtube.com/watch?v=wjYMSR5Dpfg

Словарная работа Днесь – теперь, сегодня Присно –  всегда Смирять – делать покорным, послушным Отрок –  подросток, юноша Инок – православный монах Келья - о тдельная комната монаха, монахини в монастыре Сетовать - жаловаться, скорбеть Ратный – военный, боевой Блаженство – высшая степень счастья Клобук - надеваемое на голову облачение (одежда) монаха малой схимы в Православии. Чернец – то же, что монах Послушанье - повиновение, покорность

Словарная работа

Днесь – теперь, сегодня

Присно всегда

Смирять – делать покорным, послушным

Отрок подросток, юноша

Инок – православный монах

Келья - о тдельная комната монаха, монахини в монастыре

Сетовать - жаловаться, скорбеть

Ратный – военный, боевой

Блаженство – высшая степень счастья

Клобук - надеваемое на голову облачение (одежда) монаха малой схимы в Православии.

Чернец – то же, что монах

Послушанье - повиновение, покорность

Образ Пимена « Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях; умилительная кротость, младенческое и вместе мудрое простодушие, набожное усердие к власти царя, данной Богом, совершенное отсутствие суетности  дышит в сих драгоценных памятниках времен давно минувших...».  А.Пушкин

Образ Пимена

« Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях; умилительная кротость, младенческое и вместе мудрое простодушие, набожное усердие к власти царя, данной Богом, совершенное отсутствие суетности дышит в сих драгоценных памятниках времен давно минувших...».

А.Пушкин

Анализ монолога Пимена Обратим внимание на такие строки из монолога Пимена: «Когда-нибудь монах трудолюбивый / Найдет мой труд усердный, безымянный...» Очевидно, герой не намеревается афишировать свое авторство. Почему? Что проявляется в этом: дань традиции или жизненная позиция персонажа? Каким принципом руководствуется старец в работе с историческим материалом? Монолог венчает фраза: «Но близок день, лампада догорает — / Еще одно, последнее сказанье». Каков метафорический смысл данных слов?

Анализ монолога Пимена

  • Обратим внимание на такие строки из монолога Пимена: «Когда-нибудь монах трудолюбивый / Найдет мой труд усердный, безымянный...» Очевидно, герой не намеревается афишировать свое авторство. Почему? Что проявляется в этом: дань традиции или жизненная позиция персонажа?
  • Каким принципом руководствуется старец в работе с историческим материалом?
  • Монолог венчает фраза: «Но близок день, лампада догорает — / Еще одно, последнее сказанье». Каков метафорический смысл данных слов?

С.Галактионов.  Пимен и Григорий Согласны ли вы с этой характеристикой, данной Григорием Пимену? Является ли последний смиренником? Можно ли сказать, что, затворившись в монастыре и отгородившись от всего мирского, он стал безразличен к добру и злу? Не обернулась ли на поверку его творческая объективность равнодушием, бездушием?  Но сам Пимен до конца ли смирился внутренне?  Что же мучает Пимена? Быть может, мы найдем ответ в его рассказе о российских самодержцах, которых он повидал на своем веку?

С.Галактионов. Пимен и Григорий

  • Согласны ли вы с этой характеристикой, данной Григорием Пимену? Является ли последний смиренником? Можно ли сказать, что, затворившись в монастыре и отгородившись от всего мирского, он стал безразличен к добру и злу? Не обернулась ли на поверку его творческая объективность равнодушием, бездушием?
  • Но сам Пимен до конца ли смирился внутренне?
  • Что же мучает Пимена? Быть может, мы найдем ответ в его рассказе о российских самодержцах, которых он повидал на своем веку?

В.А.Фаворский.  Пимен и Григорий Почему именно Григорию поверяет Пимен свои сокровенные думы? Но может ли Григорий стать преемником Пимена? Захочет ли? Каковы жизненные устремления юноши? Григорию трижды снится один и тот же сон. Каково его содержание? Как сон «комментирует» характер и судьбу Григория?

В.А.Фаворский. Пимен и Григорий

  • Почему именно Григорию поверяет Пимен свои сокровенные думы?
  • Но может ли Григорий стать преемником Пимена? Захочет ли? Каковы жизненные устремления юноши?
  • Григорию трижды снится один и тот же сон. Каково его содержание? Как сон «комментирует» характер и судьбу Григория?

Понятия  «самозванство» и «самозванец ».   Самозванство - «Незаконное присвоение чужого имени, звания».    Самозванец - «тот, кто выдает себя за другого человека, присвоив его имя, звание».

Понятия «самозванство» и «самозванец ».

Самозванство - «Незаконное присвоение чужого имени, звания».

Самозванец - «тот, кто выдает себя за другого человека, присвоив его имя, звание».

Каким представляется Пимен Григорию в конце сцены? Почему изменилась оценка деятельности летописца? Борис, Борис! все пред тобой трепещет, Никто тебе не смеет и напомнить О жребии несчастного младенца —  А между тем отшельник в темной келье Здесь на тебя донос ужасный пишет: И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от Божьего суда.

Каким представляется Пимен Григорию в конце сцены? Почему изменилась оценка деятельности летописца?

Борис, Борис! все пред тобой трепещет,

Никто тебе не смеет и напомнить

О жребии несчастного младенца —

А между тем отшельник в темной келье

Здесь на тебя донос ужасный пишет:

И не уйдешь ты от суда мирского,

Как не уйдешь от Божьего суда.

 «Образ Пимена в трагедии А.С.Пушкина

«Образ Пимена в трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов"

1. А.С.Пушкин о характере летописца.

2. Пимен в трагедии «Борис Годунов».

1). Личностные качества героя:

  • преданность творчеству, понимание высоты и значительности миссии летописца, чувство ответственности;
  • подвижничество и бескорыстие;
  • отсутствие тщеславия и авторская скромность;
  • отрешенность от мирских треволнений и погруженность в пучину истории;
  • стремление к объективности в изложении исторических фактов;
  • независимость от сильных мира сего; жизненная мудрость, непримиримость со злом.

2) Отношение Пимена к монаршей власти:

  • позитивная оценка личности и деятельности российских самодержцев прошлого;
  • неприятие нынешней правящей верхушки;
  • острое чувство вины за беззакония, творящиеся в стране.

3) «Честной отец» и его мнимый преемник. Пимен глазами Григория.

3. Роль сцены «Ночь, келья в Пудовом монастыре» в произведении. Значение фигуры летописца в трагедии.

Задание на дом: Выполнить тест https://edu.skysmart.ru/student/bofeluxoni 2. Выучить наизусть отрывок из  произведения «Песнь о вещем Олеге» ( «Волхвы не боятся могучих владык…»)

Задание на дом:

  • Выполнить тест https://edu.skysmart.ru/student/bofeluxoni

2. Выучить наизусть отрывок из

произведения «Песнь о вещем Олеге» ( «Волхвы не боятся могучих владык…»)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!