СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельност»ь

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I;  

Задачи урока:

  • Образовательные: выяснить  причинно-следственные связи  между социально-политической ситуацией в стране и неудачами либеральных  начинаний.
  • Развивающие: развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа.
  • Воспитательные: создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
««Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельност»ь»




Тема урока: Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность Дата проведения:08.04. 2019г.

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I;


Задачи урока:
  • Образовательные: выяснить причинно-следственные связи между социально-политической ситуацией в стране и неудачами либеральных начинаний.
  • Развивающие: развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа.
  • Воспитательные: создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке формируются 4 группы. Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности.

Оборудование. 1. Учебник А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России»10 класс, М., «Русское слово», 2007г.
2. Дополнительный материал «Александр I. Характеристика личности».
3. Портреты Александра I и М.М. Сперанского.
4. Задания для групповой работы.

На доске, тема урока, под портретом Александра I, — эпиграфы урока:

В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская.

Шведский дипломат Лагербильке

Он человек! Им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, Он основал Лицей.

А.С. Пушкин

I этап. Организационный момент. (2мин)

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

II этап. Вызов. (12мин)

Учитель. 

Ребята, мы с вами закончили изучение темы «Россия в годы правления ПавлаI» и сегодня приступим к изучению истории нашей страны в XIX веке.

Тема урока – «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского».

Цель нашего урока – усвоить исторические факты, связанные с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I. Для этого мы с вами разберём политику Александра I, М.М. Сперанского и подведём итоги этих мероприятий, а также проанализируем их. Работа на уроке будет строиться как индивидуально, парами, так и группами. Мы с вами будем составлять кластеры, работать с учебником, с раздаточным материалом, прослушаем сообщение, подготовленное учащимися, и в конце урока составим синквейн.

Итак, в 1801 г. русским царем стал Александр I, сын Павла I, вольно или невольно участвовавший в заговоре против отца, который закончился убийством Павла.
Он вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. А вот что он понимал под этими словами — счастливая страна? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?

Учащиеся сначала индивидуально, затем в парах, группах формулируют важнейшие проблемы России в виде кластера.


Итог работы — общеклассный кластер (результат обсуждения в группах) на доске. Среди выделенных целей царствования Александра I обязательно прозвучат и такие, как:

  • ликвидация последствий правления Павла I;

  • отмена крепостного права;

  • введение конституции;

  • усовершенствование государственного аппарата, создание парламента;

  • развитие образования в стране.

Учитель. С первых же дней молодой император взялся за государственные дела. Планов у молодого императора действительно много.
Еще в 1797 г. он писал: «Когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем,… чтобы создать народное представительство, которое … составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я … удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества. И наслаждался бы им».
А.С. Пушкин об этом времени говорил так: «Дней Александровых прекрасное начало…».
Что было осуществлено в ходе реформ, проведенных в 1801—1806 гг.?

Учитель делит класс на микрогруппы по два человека. Вновь организуется работа — сначала индивидуально, затем в группе — с материалами § 21.
На доске появляется кластер № 2:

Преобразования Александра I в 1801—1806 гг.

Ликвидация последствий правления Павла I
Возвращение репрессированных: Павлом I проведена амнистия 12 тыс. человек.
Открыты границы.
Разрешено ввозить товары и книги из Западной Европы.
Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам.
Решение крестьянского вопроса
1803 г. — Указ о вольных хлебопашцах.
1808, 1809 гг. — Указы, ограничивающие произвол помещиков: запрет продавать крестьян на ярмарках и пр.
1801 г. — право не дворян покупать землю.
Усовершенствование государственного строя России
1802 г. — Сенат — высший судебный орган.
Проведена реформа государственной власти:
1802—1811 гг. — созданы министерства, заменявшие коллегии.
Установлено единоначалие.

Учитель. Сравните планы и их конкретную реализацию. Какой вывод напрашивается из данного сравнения?
Учащиеся. Не удалось осуществить отмену крепостного права, введение конституции и парламента.  Возникает вопрос: почему царю, самодержцу российскому, не удалось осуществить задуманное?
(Ситуация вызова состоялась, учащиеся сами формулируют данный вопрос.)

III этап. Осмысление.(19мин)

Учитель. Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав еще одну попытку царя провести реформы политического характера — ввести в России конституцию и парламент. Постараемся выяснить, почему так трудно шло осуществление реформ в России начала XIX в.
Первая попытка введения представительного органа в России связана с именем М.М.Сперанского.


Историческую справку — биографию М.М. Сперанского — сообщает один из учащихся.


Учитель: Я предлагаю вам проанализировать планы Сперанского по реформированию сословного строя России и государственного управления.

ЗАДАНИЯ ГРУППАМ

Группа 1

Ознакомьтесь с текстом учебника на с.250. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного строя России:

Группа 2

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 250-251. Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России.
2. Подготовьте и задайте группе 1 и 2 вопросы об изменении государственного строя России по проекту М.М. Сперанского.

Группа 3

Ознакомьтесь с текстом учебника на с.250-251. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:
а) организация государственной власти;
Подготовьте схему (на доске) и рассказ.

ФИЗМИНУТКА(на 20минуте урока-2мин)

    1. Для снятия утомления с глаз учитель проводит зрительную гимнастику, используя имеющийся в классе тренажер (выполняется стоя).

    2. Комплекс упражнения на разминание мышц спины, шеи.


Учитель: Итак, предоставляем слово группам.

Учащиеся 1 группы: Мы проанализировали планы М.М. Сперанского. Смыслом намечаемых преобразований являлись введение в государственную жизнь гражданских и политических прав, прежде всего незыблемости права частной собственности, выборное начало в органах власти, некоторое ограничение самодержавной власти царя. Сутью проекта Сперанского, подготовленного к 1809 г., стала идея привлечения к участию в законодательстве, суде и управлении народных представителей на различных уровнях.

Учащиеся 2 группы: Проект Сперанского предполагал введение в стране широкого избирательного права. Участие в выборах крепостных крестьян и работных людей не планировалось, но и они оказывались под защитой закона.

Учащиеся 3 группы: схема на доске.

Император

Государственный совет

З аконодательная власть исполнительная власть судебная власть

Государственная Дума Правительствующий Сенат Судебный сенат

( губернские, волостные думы) (волостные, окружные, (волостной, окружной,

губернские управления) губернский суды)

В опросы учащихся:

      1. Кому принадлежала верховная власть в стране по проекту Сперанского М.М?

      2. . Что было бы, если принципы государственного устройства были приняты в России в начале XIX века?

      3. Как отреагировал Александр I на проект М.М. Сперанского?

      4. Как отреагировали сословия на проект Сперанского М.М.

В ходе рассуждений учащиеся делают вывод, что данный проект не устраивал дворянство, которое не хотело ни с кем делиться своими привилегиями.

Учитель: предлагаю вашему вниманию отрывок из воспоминаний Д.Н. Рунича:
«Даже самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная еще, в чем состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг перед плебеями. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим».

Учитель. В этих условиях многое зависит от личности царя. Почему Александр I не проявил политическую волю и не довел дело до конца?
Учитель предлагает познакомиться с характеристикой Александра. При чтении учащиеся используют маркировочные значки:
Знаю « »; новое знание «+»; непонятно «?».

Александр I: особенности характера.

Старший сын императора Павла Александр был человеком нового века. Во всяком случае, он живо интересовался идеями своего времени, примеряя их к российской действительности. Эти идеи являлись, с одной стороны, наследством его бабки Екатерины II, с другой — он впитывал их во время занятий со своим воспитателем Ф.Лагарпом. Учеба у знаменитого швейцарца заставила великого князя относиться к крепостничеству и грубому деспотизму с брезгливостью просвещенного европейца. Именно поэтому Александр I пытался бороться с ними на протяжении почти всего своего царствования. Правда, об истинных намерениях императора судить очень трудно, так как он с детства отличался великолепными актерскими способностями, замешанными на изрядном лицемерии.
Иного поведения от него трудно было ожидать, поскольку с раннего возраста Александр вращался между Екатериной II, Павлом Петровичем и Лагарпом, нигде не смея быть самим собой, и так и не выбрав того, с кем он мог бы откровенно разговаривать. После воцарения отца он вынужден был лицемерить еще больше, делая вид, что полностью разделяет идеи и методы императора.
В заговор против Павла Александр был втянут обстоятельствами — подозрительность императора привела к тому, что его старшим сыновьям реально стала угрожать тюрьма или Сибирь. Больше всего Александра потрясло не убийство отца само по себе, а та легкость, с которой оно было совершено.
Именно с этих пор он ощущал себя в безопасности только вне столицы, а еще лучше — вне России.
Александр неплохо разбирался в людях, но видел в них лишь инструмент для достижения собственных целей. Желание оставить свой след в истории, подозрительность, актерство, может быть, и необходимые для политика временами принимали у императора такие размеры, что отталкивали от него серьезных реформаторов. К тому же, на протяжении всего царствования, у Александра не обнаружилось программы преобразований.
П.А. Строганов отмечал: «Император взошел на трон с наилучшими намерениями — утвердить порядок на возможно наилучших основаниях; но его связывают личная неопытность и вялая, ленивая натура…»
А. Чарторыйский, друг царя, писал: «Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы его волю».
Со временем Александр все больше входил во вкус самодержавного правления. Однажды он накричал на Г.Р. Державина: «Ты все хочешь учить, а я — самодержавный царь и хочу, чтобы было так, а не иначе».
В его деятельности всегда преобладали красивые слова, за которыми трудно разглядеть реальные дела. Современники называли его сфинксом, не разгаданным до гроба.

Учитель: Что, по вашему мнению, помешало императору осуществить намеченные преобразования?


Учащиеся делают вывод, что многие личностные качества Александра I являлись препятствием в осуществлении предложенных проектов — нет опыта, нет настойчивости, двойственность натуры, желание произвести впечатление, скрытность, желание сохранить власть, царь лишь на словах республиканец, а на деле — самодержец и т.д.

IV этап урока. Рефлексия. (5мин) Учитель: Итак, с чем мы познакомились на сегодняшнем уроке? Что нового вы узнали? Учащиеся перечисляют все мероприятия, которые желал осуществить Александр I, проекты данных мероприятий, отношение к ним сословий российского общества и причины свёртывания всех намеченных преобразований. Учитель: Ребята, давайте обратимся к нашим эпиграфам и подумаем, что хотели сказать данные люди в своих цитатах о императоре Александре I и какое отношение они имеют к нашему уроку? Учащиеся: дипломат Лагербильке имел в виду, что Александр ясно видит проблемы в обществе, хочет их радикального решения, но как только это надо осуществить, он отступает. Ребята, я предлагаю каждой группе, по изученному материалу составить синквейн.

Учащиеся: работая в группе, составляют синквейн и зачитывают его.

АЛЕКСАНДР
Мыслящий, наивный.
Мечтает, планирует, но не осуществляет.
Он — сфинкс, не понятый до гроба.
Он самодержец.

РОССИЯ
Огромная, сильная,
Создает, трудится, развивается.
Она достойна счастья.
Надеюсь.

СПЕРАНСКИЙ
Умный, мечтающий.
Планирует, разрабатывает, стремится.
Он мечтает о свободе в России.
Напрасно

V этап. Заключение. (1мин)

Учитель: Ребята, я хотела бы завершить урок словами А.С. Пушкина. Которые очень ясно подводят итог нашему рассуждению о Александре I.

«Он человек! Им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей».

Я благодарю всех за работу на уроке.

(Выставляются оценки за урок, и задаётся домашнее задание – п.21 и вопросы к нему).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!