Внеурочное занятие
«Личная гигиена — основа профилактики инфекционных заболеваний»
Цели:
Познакомить учащихся с правилами личной гигиены.
Воспитывать потребность к здоровому образу жизни.
Оформление: рисунки учеников, иллюстрации по теме.
Ход занятия
Главным защитником человеческого организма является сам человек, вернее его гигиенические навыки, самодисциплина, отношение к спорту. Именно спорт делал наших предков выносливыми. Но спорт – удел немногих, физкультура доступна всем, при этом результат один – здоровье, красота человеческого тела, но во втором случае – без сопровождения травм, победы и горечи поражения. И во всех случаях обязательно соблюдение личной гигиены.
Утро надо начинать с зарядки. Ни одна собачка, птичка, кошечка не начнёт день без зарядки. 10 – 15 минут станут радостью, подарят стройность в движениях. Уроки физкультуры залог вашего здоровья.
После каждого приёма пищи нужно полоскать рот, 2 раза в год необходимо проходить осмотр у врача.
Приучайте себя умываться и чистить зубы утром и вечером. По утрам обтирать тело жестким полотенцем, смоченным в холодной воде или обливаться водой. Тело должно быть чистое, мыться надо в бане 1 раз в неделю. А летом в жару каждый вечер. Зубная щётка полотенце, расчёска должны быть индивидуальные, чистые. Мыть руки надо часто после прихода домой, после посещения туалета.
Грязными руками можно занести в рот бактерии брюшного тифа, дизентерии и сальмонелл, глистных заболеваний. Можно назвать много болезней, которые мы получаем от грязных рук.
И конечно, не забывать о волосах, которые должны красиво обрамят лицо. С 90 годов всё чаще и чаще стали появляться вши. Головная вошь может явиться возбудителем дерматита, экземы. Вши откладывают яйца-гниды. Таким образом, они размножаются. С вшивостью (педикулёзом) нужно бороться. Надо научиться регулярно, ухаживать за своими волосами. Мыть голову 1 раз в неделю с шампунью, укладывать волосы в причёску. Предметы ухода должны быть индивидуальные.
ПИТАНИЕ: Увлечение конфетами и прочими сладостями несет урон зубам, может привести к аллергии. Поэтому не следует огорчаться, если родители тебе в этом отказывают. Зато увлечение овощами и фруктами обязательно. Употребление мяса, картофеля, зелёного лука, чеснока, огурцов, помидоров, разнообразные каши дадут силу и ловкость. В овощах и фруктах содержатся витамины А, В, С. Есть надо 3-4 раза в день, пусть даже не обильно но регулярно. Следует знать, что есть скоропортящиеся продукты: молоко, кефир, сметана, торты, пирожные, варенье, колбасы, и т.д. Эти продукты следует хранить в холодильнике 2-3 дня. Их нельзя брать в школу так как в течении 2-3 часов они могу испортиться и вызвать заболевание. Загрязненные микробами, мухами хлеб, овощи, фрукты также становятся причиной различных инфекций.
А вода? Загрязненная микробами вода может быть источником отдельных заболеваний и даже эпидемий. Недаром в народе говорят: “Чистая вода для хвори беда”. Пейте только кипячёную воду, не купайтесь в грязных водоёмах. Невольное заглатывание воды при купании может быть причиной инфекционных заболеваний.
Сценка
Учитель:
Ах, ты девочка чумазая.
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки.
На локтях дорожки.
Девочка:
Я на солнышке лежала.
Руки кверху держала.
Вот они и загорели.
Учитель:
Ах, ты девочка чумазая.
Где ты носик так измазала.
Кончик носа черный.
Будто закопченный.
Девочка:
Я на солнышке лежала.
Нос кверху держала.
Вот он и загорел.
Учитель:
Ах, ты девочка чумазая.
Ноги в полосы измазала.
Не девочка, а зебра.
Ноги как у негра.
Девочка:
Я на солнышке лежала.
Пятки кверху я держала.
Вот они и загорели.
Учитель:
Ой, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка дайте мыло.
Девочка:
Не трогайте ладошки!
Они не будут белые.
Они же загорелые.
Учитель:
А ладошки то отмылись.
Оттирали губкой нос, разобиделась до слёз.
Девочка:
Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый.
Он же загорелый.
Учитель:
Он тоже отмылся.
Девочка:
Ой, боюсь щекотки!
Уберите щетки.
Не будут пятки белые.
Они же загорелые.
Учитель:
А пятки тоже отмылись.
Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
Это была грязь.
Учитель: Ребята, что же было с нашей милой девочкой?
Ребята: Она была грязная, а потом мы её отмыли.
Учитель: Важно ли, чтобы всегда и везде была чистота, ими можно иногда, чтобы были испачканы ладошки или носик?
Ребята: Всегда должно быть чистым.
(Выходит чумазый, лохматый мальчик. В руках у него игрушечные пауки. Он изображает грязь).
Грязь:
Если пол вы не помыли,
Меня в гости пригласили.
Вы не вымыли посуду.
Перестаньте убираться,
Окна мыть, пол подметать.
Ненавижу тряпки, щётки,
Я, друзья боюсь щекотки,
Забираюсь в уголки.
Там, где пыль и пауки
Чистоту я не терплю,
Ну-ка, славные ребята,
Пауки и паучата, изо всех углов
Ползите, паутины наплетите.
Учитель:
Нет и нет! Нам такие гости не нужны.
Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать,
Чтобы изменить нашего гостя?
Ведь он такой нам не нужен. Правда?
Ребята: Да.
Учитель:
Тогда давайте, Грязь превратим в чистоту.
(Ребята берут тряпочки и оттирают краску у Грязи).
Вот это красота.
Из Грязи стала чистота.
У меня есть добрая знакомая.
Она любит давать советы.
Как быть чистюлей и не стать грязнулей.
Знакомая:
Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши!
На неправильный совет говорите: Нет, нет, нет.
Постоянно нужно есть
Для зубов, для ваших
Фрукты, овощи, омлет
Творог, простоквашу. (Хлопают в ладоши).
Зубы вы почистили,
И идёте спать.
Захватили булочку
Сладкую в кровать
Нет, нет, нет. (хором)
Запомните совет полезный:
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший
Вы похлопайте в ладоши.
Говорила маме Люба:
Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе
- Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба?
Нет – нет, нет.
Навсегда запомните милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя (хлопают в ладоши)
Ох, не ловкая Людмила:
На пол щетку уронила,
С пола щетку поднимает
Чистить зубы продолжает.
Молодчина Людмила?
Нет, нет, нет.
Вижу вас не обмануть,
правильно вы знаете,
Что полезно, а что нет.
Что ж, выполняйте правило
Учитель:
А давайте позовем гигиену.
(Выходит Гигиена в светлом наряде с веником и тряпкой в руках).
Гигиена:
Я пришла вас научить, как здоровье сохранить.
Много грязи вокруг нас, и она в недобрый час принесет вам
Вред болезни. Но я дам совет полезный.
Мой совет совсем несложный,
С грязью будьте осторожны,
К грязи вы не приближайтесь,
К грязи вы не прикасайтесь.
А теперь и мне пора
На земле нашей большой есть немало и грязнуль.
С ними мне встречаться надо, чистоте учить.
(Гигиена уходит).
Игра:
Расскажу вам про животных, и что делают они.
Ну а вам все это надо жестами изобразить.
Медведь.
Обожаю сладкий мед, сам он просится мне в рот,
Ложки нету у меня, и как папа, и как мама мед я ем своею лапой.
Но зато, всегда, зимой тщательно я лапы мою.
Бабочки.
Мы бабочки красавицы садимся на цветы,
А крылышки у бабочки изящны и легки,
На полянке, на лесной умываемся росой.
Зайчик.
Я на завтрак ем морковку,
но перед приемом пищи обязательно я зубы чищу.
Я от вас друзья не скрою: постоянно уши мою.
У лисицы острый нюх, у меня отличный слух.
Итоги
Нам пора прощаться, нужно лишь сказать:
Обещаем, по утрам и вечерам чистить зубы,
умываться и зарядкой заниматься.
Все:
Помнить нужно всем всегда - залог здоровья - чистота!