СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личность Н.А.Некрасова. Тема: Изучение творческой индивидуальности Н.А.Некрасова. Особенности любовной лирики поэта.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Вызвать интерес учащихся к творческой индивидуальности Н.А.Некрасов, сформировать представление о своеобразии любовной лирики Некрасова, сопоставить с любовной лирикой, ранее изученных Ф.И. Тютчева и А.А.Фета.

Задачи:

Познавательные:

1)                 Дать представление о месте Некрасова среди его современников.

1)показать своеобразие любовной лирики поэта.

1)                 Дать представление о том, как повлиял жизненный путь Некрасова, а также сложные и противоречивые отношения с любимой женщиной на формирование его творческой индивидуальности.

Развивающие:

1)                 Совершенствовать навык тезисного конспектирования. Помочь развитию, а затем и свободному высказыванию собственного мнения.

1)                 Развивать навык этикетного ведения диалога.

2)                 Развить навык слухового восприятия стихотворного текста.

3)                 Развить способность вербально интерпретировать  собственные ощущения, эмоции и образы, возникшие при  прослушивании стихотворения.

4)                 Развить навык анализа стихотворного текста (через обращение к художественным средствам выразительности – лексическим средствам).

Воспитательные:

1)                 Воспитывать интерес к творческой индивидуальности поэта.

1)                 Воспитывать рефлектирующего читателя.

1)                 Воспитывать уважение к чужому мнению.

Просмотр содержимого документа
«Nekrasov»

Тема: «Если проза в любви неизбежна...»


Личность Н.А.Некрасова.

Тема: Изучение творческой индивидуальности Н.А.Некрасова. Особенности любовной лирики поэта.

Цель: Вызвать интерес учащихся к творческой индивидуальности Н.А.Некрасов, сформировать представление о своеобразии любовной лирики Некрасова, сопоставить с любовной лирикой, ранее изученных Ф.И. Тютчева и А.А.Фета.

Задачи:

Познавательные:

  1. Дать представление о месте Некрасова среди его современников.

  1. показать своеобразие любовной лирики поэта.

  1. Дать представление о том, как повлиял жизненный путь Некрасова, а также сложные и противоречивые отношения с любимой женщиной на формирование его творческой индивидуальности.

Развивающие:

  1. Совершенствовать навык тезисного конспектирования. Помочь развитию, а затем и свободному высказыванию собственного мнения.

  1. Развивать навык этикетного ведения диалога.

Развить навык слухового восприятия стихотворного текста.

Развить способность вербально интерпретировать собственные ощущения, эмоции и образы, возникшие при прослушивании стихотворения.

Развить навык анализа стихотворного текста (через обращение к художественным средствам выразительности – лексическим средствам).

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к творческой индивидуальности поэта.

  1. Воспитывать рефлектирующего читателя.

  1. Воспитывать уважение к чужому мнению.

Оборудование урока: фотографический портрет Н.А.Некрасова, портрет поэта – в период написания «последних песен», художник И. Крамской, портрет Авдотьи Яковлевны Панаевой, фотография памятника «Некрасов с собакой» в Чудово, Новгородская область, фотография кабинета поэта, фотография музея Н.А. Некрасова «Карабиха», который находится в 15 км от Ярославля, фотография первой страницы журнала «Современник» за 1857 г., аудиозапись стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей...» (1850) в исполнении Терри Уинсли, аудиозапись стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» (1851) неизвестный исполнитель.

Форма урока: вводная лекция с элементами беседы.

Приемы: монологическая речь учителя, высказывания-рассуждения учеников.

Ход урока:

I этап.

В качестве организационного момента учитель спрашивает о выполнении домашнего задания по Фету. Просит сдать выполненные работы.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Прошу сдать, написанные Вами дома эссе. Скажите, возникли ли у Вас какие-нибудь вопросы или трудности на этот раз, при выполнении домашнего задания?

Ученики задают свои вопросы.

Учитель: Сегодня нам предстоит поговорить еще об одном русском поэте второй половины 19 века, о Н.А.Некрасове.

II этап

Учитель дает краткую биографию поэта. Параллельно ведутся записи в тетрадях о важных моментах урока. (Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему был свидетелем будущий поэт. Ф.Достоевский позднее написал о Некрасове: "Это было раненное в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь". Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила любовь к литературе, к русскому языку.

В 1832-37 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.

В 1838, против воли отца, будущий поэт уезжает в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова".

В 1847-66 был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал становится органом революционно-демократических сил - отчетливо проводится мысль о том, что крестьянство – главная революционная сила общества. В период подготовки крестьянской реформы 1861 года «С.» уделял большое внимание обсуждению условий отмены крепостного права. Это была критика феодально-крепостнического общества, обсуждение проблем земли, выкупа, гражданских свобод и т.п..

В эти годы Некрасов также создает лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой.

В 1862, после событий 1861, - отмена крепостного права, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве. В этот год Некрасов приобретает усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.

Непоследовательность позиций журнала в 1863-1866 годах определялась составом сотрудников, и серьезными противоречиями внутри редакции. Она отразилась, в частности, в полемике «С.» с «Русским словом» по широкому кругу общественных проблем, изобиловавшей резкими суждениями и взаимными обвинениями. Все же в трудных условиях спада революционного движения и наступления реакции «С.» оставался лучшим демократическим журналом эпохи. Редакция, и прежде всего Некрасов, вели мужественную борьбу с цензурой. Положение особенно осложнилось после принятия нового закона о печати (апрель 1865 года), отменявшего предварительную цензуру. В июне 1866 года журнал был закрыт. После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобретает право на издание "Отечественных записок", с которым были связаны последние десять лет его жизни.

В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях. Умер Н.Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н.с.) в Петербурге. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.

Учитель: Любовная связь Некрасова и Панаевой была полна противоречий и мучений. Авдотья Яковлевна Панаева, известная красавица Петербурга, артистичная, приветливая, великодушная и такая мудрая. Но она была замужем за Иваном Панаевым. И 22-лений Николай Некрасов, введенный в дом Панаевых Белинским, получил решительный отказ – сразу, как только, по примеру многих, жарко припал к ее руке. Брюнетка с матовой кожей и чарующими глазами вмиг завладела его сердцем – он и не заметил. А обнаружив "потерю", решил, что отступать было бы глупо. Однажды Некрасов катал Авдотью на лодке по Неве и вдруг, вдали от берега, возобновил дерзкие ухаживания, пригрозив, что в случае отказа прыгнет в воду. И, можете не сомневаться, пошел бы ко дну – ведь плавать не умел! Неприступная красавица хмыкнула, а он возьми… да прыгни!

Панаева подняла крик на всю реку. Обезумевшего поэта выловили и кое-как привели в чувство. А он тут же запел свое: не согласитесь, дескать, обожаемая, ответить на мои чувства, пойду и опять прыгну. Да так, что, будьте покойны, вытащить не поспеют. И ледяная корочка, сжимавшая сердце Авдотьи Яковлевны, хрустнула…

В 1846 году супруги Панаевы в компании с Некрасовым справили летние месяцы в своем имении в Казанской губернии. Здесь поэт детально обсудил с Панаевым план выкупа и совместного возрождения журнала "Современник". И здесь же окончательно сблизился с его женой – как и мечтал. Но редкий день обходился без скандала. Некрасов был патологически ревнив. И столь же страстен, сколь непостоянен. Обвиняя, подозревая, распаляясь и незаслуженно оскорбляя, он остывал и мчался к Авдотье мириться только после ее ответных обвинений. В 1849 году Авдотья и Некрасов ждали ребенка и, окрыленные, все девять месяцев писали совместный роман "Три стороны света". Сын родился слабеньким и умер через несколько часов. Панаева окаменела от горя. Ей срочно нужно было привести нервы в порядок, и она отправилась на лечение за границу. Приступы яростной ревности и сокрушительной страсти сменялись у Некрасова холодным отчуждением. Одолеваемый черной хандрой, он мог страшно оскорбить, нередко – в присутствии посторонних. Панаева страдала и терпела. Он поэт, у него сложная натура. Но он ее любит, любит… Хотя порой видеть не может. И крутит такие постыдные интрижки, что всем друзьям за него совестно и обидно за нее. Она устала. Ее красота, пылавшая 40 лет, начала увядать. Сошел румянец, поблекли глаза. Семья?.. Детей не было. Панаев умер у нее на руках, успев испросить прощения за те мучения, что доставлял, она так и не ушла от него. А Некрасов продолжал ее бессмысленно мучить… Тогда Панаева вышла замуж за критика Головачева. Родила дочь, и Авдотья с головой ушла в ее воспитание. А Некрасов, после разрыва отданный другим страстям, конечно, жил неспокойно. И все-таки, тужил по ней, Авдотье, до смерти не забытой.

III этап

Учитель: Целый цикл стихов посвятил Некрасов Авдотье Панаевой, давайте обратимся к этим стихотворениям и прослушаем аудиозапись – «Я не люблю иронии твоей...» (1850)

Звучит аудиозапись стихотворения в исполнении Терри Уинсли.

Учитель: Скажите, зная теперь историю отношений между Некрасовым и Панаевой, Как можно описать чувства героев этого стихотворения?

Ученики: Некрасов в этом стихотворении показывает уже разрушенные чувства, он предвидит конец любви и считает его неизбежным.

Учитель: Пытается ли лирический герой стихотворения возродить чувства любимой?

Ученики: Герой хочет донести до своей избранницы, что люди, имеющие самое дорогое на свете - жизнь, не должны растрачивать её на пустые слова, несущие за собой лишь разочарования. Он пытается отсрочить неизбежный разрыв. Об этом говорят первые строки стихотворения: «Я не люблю иронии твоей, Оставь её отжившим и нежившим, Нам рано придаваться ей…».

Учитель: Верно, а как Вы понимаете слово ирония? Когда женщина может иронизировать по поводу любовных отношений?

Ученики: Насмешка, ухмылка, злая или жестокая. Когда любовь прошла и осталось чувство сожаления, горечи, разочарования.

Учитель: Проследите изменение чувства героев по противопоставлению в стихотворении двух природных стихий: огня и льда? Ответ подтвердите цитатами из стихотворения.

Ученики: Любовь – это страсть, ее можно сравнить со стихией огня: «А нам с тобой, так горячо любившим…» «Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты...» «Кипим сильней, последней жаждой полны», а ирония, разочарование приходит, когда чувства остывают, это стихия воды - льда: «Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты…» «Но в сердце тайный холод и тоска... Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны...»

Учитель: Все верно, а каким глаголом Некрасов подчеркивает ушедшее чувство? И что пытается поэт объяснить героине стихотворения с помощью сравнения в конце стихотворения их любви и осенней реки с холодными волнами?

Ученики: Он говорит: нам горячо любившим, а не любящим сейчас. Любовь прошла, но остатки чувств еще сохранились и ради их прошлого, ради их любви и былой страсти он просит не насмехаться над чувствами, он говорит, что конец и так неизбежен и пытается его оттянуть. Некрасов пытается сказать, сравнивая их отношения с осенней рекой, что их любовь увядает, как все осенью, но еще не умерла, еще не наступила зима в отношениях и просит героиню о последних проявлениях былого чувства, чтобы еще насладиться им, чтобы в конце был последний всплеск страсти, как бурлящая река осенью, хоть он и не будет такой горячий и жаркий, как раньше, но поэт просит подождать с разлукой.

Учитель: Верно, любовные стихи Некрасова называют проза любовных отношений, как Вы понимаете это словосочетание?

Ученики: Можно сравнить это стихотворение с обычным разговором мужчины и женщины, но зарифмованный, как будто, после очередной ссоры, Некрасов сел и описал события и разговор. Или как лирический дневник поэта, где он рассказывает, как прошел его очередной день, только в стихах.

Учитель: Это так, Некрасов пытается объяснить через поэзию реалистичную конкретику переживания, Он в стихотворении говорит об обыденных, частых проблемах в жизни влюбленных, об испытаниях, страданиях, муках, неизбежности. Отсюда — напряженный драматизм этой бурной лирической исповеди, свежесть и выразительность поэтической речи.

А теперь прослушаем другое стихотворение поэта: «Мы с тобой бестолковые люди» (1851).

Звучит аудиозапись стихотворения - неизвестный исполнитель.

Учитель: О чем повествуется в этом стихотворении?

Ученики: О ссоре влюбленных, о том, что глупо ссориться, что за этим все равно последует примирение, но негативное чувство останется.

Учитель: Да, Вы правы, любовь у Некрасова – земное чувство. Чаще всего оно лишено идеальности и воздушности. И, конечно, ни одна пара не избежит ссор. Давайте разберем стихотворение по строфам, чтобы проследить за изменением настроения лирического героя стихотворения от начала повествования к его завершению:

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

Как Вы понимаете, почему Некрасов использует в первой строчке именно слово «бестолковые»? Что оно означает?

Ученики: Глупые, неразумные, напрасно тратящие время. Некрасов говорит, что нет толка в том, чтобы неразумно оскорблять друг друга в вспышке ярости.

Учитель: Правильно, молодцы! Вторая строфа:

Говори же, когда ты сердита,

Всё, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто:

Легче мир - и скорее наскучит.

Какое настроение у лирического героя во второй строфе? Каково его отношение к этим ссорам?

Ученики: Настроение ироническое, веселое. Герой призывает любимую не молчать и не таить обиду в себе, чтобы ей не было тяжело. Он хочет доказать героине, что ругаться и ссориться глупо, но если это неизбежно, то нужно высказать все открыто и тогда станет легче и, выговорившись, можно будет забыть об этом.

Учитель: Все верно! Теперь третья строфа:

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья...

В чем плюсы ссор, по мнению поэта? Мы уже говорили о прозе в любви Некрасова, как сам поэт понимает эту прозу, исходя из этого четверостишья?

Ученики: Поэт не представляет себе мир любви без прозы жизни, считая ее частью человеческих отношений. Быт неизбежен, но во многом он способствует усилению чувств. Н. Некрасов учит нас видеть светлое начало даже в самых горьких событиях. Ведь ссора перестает быть страшной, когда ты знаешь, что за ней последует “возвращенье любви и участья”

Учитель: Молодцы! Ведь, несмотря на неизбежный быт в отношениях и на постепенное охлаждение любовных чувств, любовь все же самое прекрасное чувство! Оно отличается стремлением двух людей друг к другу, с одной стороны, и отторжением – с другой. По мнению Некрасова, невозможно жить вечно с возлюбленной в мире и согласии. Для Некрасова любовь - страдание и боль. Она обогащает человека, делает его лучше, ценнее его внутренний мир. В любви, по Н. Некрасову, нет, и не может быть, застоя и однообразия. Таким образом, прочитав даже немногие стихотворения, нельзя не согласиться с утверждением, что Н. Некрасов внес в русскую литературу новое отношение к любовной лирики, он отразил в своих стихотворениях все стороны этого чувства и все этапы, через которые проходят влюбленные: от сжигающей страсти, упоения и обожания, до холодного отчуждения, усталости в отношениях и разочарования от любви.

Учитель: А теперь давайте сравним любовную лирику Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова и А.А. Фета. Назовите, что в их стихотворениях о любви есть общего и какие различия. И запишем главные особенности их лирики в тетрадях.

Ученики: Все три поэта считали, что несмотря ни на что, любовь – прекрасна и человек не может быть счастлив без любви: они пронесли это чувство через всю свою жизнь и выразили свои эмоции и переживания в своей лирике. И, несмотря на то, что они жили и творили в одно время, вторая половина 19 века, отношение к любви и любимым женщинам, у всех разное. У Тютчева – любовь – это мука, темное, тяжелое чувство, неопределенность. Связь с образами сумрака, неба, звезд, что подчеркивает масштабность переживаний, философичность лирики. У Некрасова похожие ощущения: любовь – это испытание, трагедия, очень сильное и необъяснимое чувство, разочарование и страсть. Но у Некрасова появляется тема усталости и разочарования от любви, чего нет у Тютчева. А у Фета, не смотря на разрыв в отношениях с его любимой – Марией Лазич и ее трагическую смерть, любовь – это надежда, умиленье, восхищенье, его лирика – светла, легка, возвышенна. Он сопоставляет эмоции, переживания, движения влюбленных с окружающей их природой, с процессами, которые происходят в ней - прием психологического параллелизма.

IV этап – рефлексия.

Учитель: Ребята, скажите, вызвали в Вас интерес стихотворения русских поэтов 19 века? Захотелось ли Вам прочитать другие стихи этих поэтов? Какой поэт из трех изученных Вам ближе, интереснее, больше понравился?

V этап

Домашним заданием будет: Выучить любое, понравившееся Вам стихотворение Н.А. Некрасова. И написать эссе по любовной лирике Некрасова «Проза любви неизбежна?!» или попробовать написать свое стихотворение и построить его на антитезе (противопоставление) «Любовь и ненависть»

Спасибо за урок. До свидания!










Просмотр содержимого презентации
«Некрасов»

Николай Алексеевич Некрасов  (1821-1877)       «Если проза в любви неизбежна...»

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877)

«Если проза в любви неизбежна...»

Николай Некрасов

Николай Некрасов

портрет поэта – в период написания «последних песен», художник И. Крамской

портрет поэта – в период написания «последних песен», художник И. Крамской

Дом Н.А.Некрасова

Дом Н.А.Некрасова

фотография первой страницы журнала «Современник» за 1857 г.

фотография первой страницы журнала «Современник» за 1857 г.

портрет Авдотьи Яковлевны Панаевой

портрет Авдотьи Яковлевны Панаевой

музей Н.А. Некрасова «Карабиха», находится в 15 км от Ярославля

музей Н.А. Некрасова «Карабиха», находится в 15 км от Ярославля

памятник «Некрасов с собакой» в Чудово

памятник «Некрасов с собакой» в Чудово

кабинет поэта

кабинет поэта

аудиозапись стихотворения «Я не люблю иронии твоей...» (1850) в исполнении Терри Уинсли

аудиозапись стихотворения «Я не люблю иронии твоей...» (1850) в исполнении Терри Уинсли

  • Я не люблю иронии твоей.
  • Оставь ее отжившим и не жившим,
  • А нам с тобой, так горячо любившим,
  • Еще остаток чувства сохранившим, -
  • Нам рано предаваться ей!
  • Пока еще застенчиво и нежно
  • Свидание продлить желаешь ты,
  • Пока еще кипят во мне мятежно
  • Ревнивые тревоги и мечты -
  • Не торопи развязки неизбежной!
  • И без того она не далека:
  • Кипим сильней, последней жаждой полны,
  • Но в сердце тайный холод и тоска...
  • Так осенью бурливее река,
  • Но холодней бушующие волны...
аудиозапись стихотворения  «Мы с тобой бестолковые люди» (1851) неизвестный исполнитель

аудиозапись стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» (1851) неизвестный исполнитель

  • Мы с тобой бестолковые люди:
  • Что минута, то вспышка готова!
  • Облегченье взволнованной груди,
  • Неразумное, резкое слово.
  • Говори же, когда ты сердита,
  • Всё, что душу волнует и мучит!
  • Будем, друг мой, сердиться открыто:
  • Легче мир - и скорее наскучит.
  • Если проза в любви неизбежна,
  • Так возьмем и с нее долю счастья:
  • После ссоры так полно, так нежно
  • Возвращенье любви и участья...
Домашним заданием будет:

Домашним заданием будет:

  • Выучить любое, понравившееся Вам стихотворение Н.А. Некрасова. И написать эссе по любовной лирике Некрасова «Проза любви неизбежна?!» или попробовать написать свое стихотворение и построить его на антитезе (противопоставление) «Любовь и ненависть»
  • Спасибо за урок. До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!