ТЕМА I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Личность. Особенности подросткового возраста
Человек – один из видов живых существ на Земле, собирательный образ всех людей; биосоциальное существо
Индивид – отдельный представитель человеческого рода; человек с присущими только ему отличительными признаками, которые определены наследственностью, т. е. человек является индивидом от природы
Индивидуальность – совокупность качеств (признаков), отличающих одного индивида от другого; неповторимое своеобразие каждого человека
Личность – человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми, обществом, государством
личностью не рождаются, а становятся
личностью становятся только в обществе
Качества личности:
самооценка, самосознание, самоконтроль
ответственность
способность ставить цель и достигать её
воля, самостоятельность
Факторы, влияющие на формирование личности:
социальное окружение
образование и самообразование
воспитание и самовоспитание
Социализация – процесс становление личности; усвоение человеком знаний, ценностей, образцов поведения, позволяющих ему успешно функционировать в обществе
Агенты социализации:
первичные – семья, друзья (ближайшее окружение)
вторичные – воспитательные и образовательные учреждения, СМИ, государство (опосредованное окружение человека)
Мировоззрение – система взглядов на мир, на место в нём человека, на смысл его жизни и деятельности
Виды мировоззрения:
обыденное
научное
религиозное
ПОЗНАНИЕ |
Чувственное (эмпирическое) – знания возникают при непосредственном воздействии предметов на органы чувств | Рациональное (разум) – абстрактное или логическое мышление, мыслительные операции |
слух вкус зрение обоняние осязание | анализ синтез сравнение уподобление обобщение отвлечение |
ощущение восприятие представление | понятие суждение умозаключение |
Истина – достоверное, правильное знание; соответствие полученного знания действительности
Подростковый возраст – средний школьный возраст (11-15 лет)
Особенности подросткового возраста |
Анатомо-физиологическая перестройка организма | Особое взаимодействие с обществом, социальным окружением |
Интенсивное развитие (быстрый рост скелета, нескладность, непропорциональность) Гормональная перестройка (неустойчивость настроения, эмоциональная нестабильность, раздражительность, повышенная возбудимость) Возникновение трудностей с функционированием внутренних органов, повышенная утомляемость | Ведущая деятельность – общение со сверстниками Конформизм в поведении Подверженность влиянию СМИ Стремление к самостоятельности и самоутверждению – «чувство взрослости» Становление мировоззрения Кризис самооценки, критическое отношение к себе, стремление к самореализации Интерес к противоположному полу Конфликтность в поведении, склонность к риску и агрессии |
Решаем задания в формате ОГЭ
1. Что характеризует человека как личность?
1) тип темперамента 2) черты внешнего облика
3) принадлежность к определённой расе 4) качества, проявляющиеся в общении
2. В. 45 лет. Она высокая стройная брюнетка. Эти качества характеризуют её прежде всего как
1) индивида 2) работника 3) личность 4) потребителя
3. Николай занимается в детской театральной студии, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшим братом. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Николай становится
1) индивидом 2) родственником 3) личностью 4) работником
4. У Михаила много друзей, он трудится менеджером в компании по производству пластиковых окон. В свободное от работы время он играет
в любительской футбольной команде. Всё это характеризует Михаила как
1) гражданина 2) индивида 3) личность 4) работника
5. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек, в отличие от животных, способен действовать сознательно.
Б. Человеку, как и животным, свойственны социальные потребности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)На наш взгляд, вполне очевидно: чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого. (Б)Исследования показывают, что некоторые подростки расценивают самостоятельность как непослушание, стремление делать всё по-своему. (В)Скорее всего, это неверно, поскольку самостоятельность предполагает ответственность человека за свои поступки.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты 2) выражают мнения
4