СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личность педагога в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

личность педагога в современной школе.

 

личность педагога в современной школе

 

личность педагога в современной школе

 

Просмотр содержимого документа
«Личность педагога в современной школе»

Методический совет «Личность педагога в современной школе»

Методический совет

«Личность педагога в современной школе»

Цель: разработать модель (портрет) личности педагога в современной школе как образец, к которому нужно стремиться и постоянно самосовершенствоваться.

Цель:

  • разработать модель (портрет) личности педагога в современной школе как образец, к которому нужно стремиться и постоянно самосовершенствоваться.
Личность –  человеческий индивид,  являющийся субъектом сознательной  деятельности, обладающий  совокупностью социально значимых черт,  свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.  Самооценка  Оценка индивида Оценка, которую дает  другими людьми себе сам человек

Личностьчеловеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Самооценка

Оценка индивида Оценка, которую дает

другими людьми себе сам человек

Личность  Отличается самостоятельностью в поступках Способна нести ответственность и решать проблемы Контролирует поведение, обладает силой воли Способна изменяться с течением времени

Личность

  • Отличается самостоятельностью в поступках
  • Способна нести ответственность и решать проблемы
  • Контролирует поведение, обладает силой воли
  • Способна изменяться с течением времени
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА уровень профессионализма характер, внутренние качества общая эрудиция, уровень общей культуры внешний облик (стиль, одежда, прическа) манеры (мимика, жесты, речь) особая жизненная позиция

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

  • уровень профессионализма
  • характер, внутренние качества
  • общая эрудиция, уровень общей культуры
  • внешний облик (стиль, одежда, прическа)
  • манеры (мимика, жесты, речь)
  • особая жизненная позиция
Профессионализм учителя  Все профессии - это заговор специалистов против профанов  Джорж Бернард Шоу

Профессионализм учителя

Все профессии - это заговор специалистов против профанов

Джорж Бернард Шоу

   Под профессионализмом  понимается особое  свойство людей  систематически,  эффективно и надежно выполнять сложную  деятельность в самых  разнообразных условиях.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

Профессионализм – такая степень овладения психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы способности  желание и характер  готовность учиться и  совершенствовать свое мастерство

Профессионализм – такая степень овладения психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

Для приобретения профессионализма необходимы

способности

желание и характер

готовность учиться и

совершенствовать свое мастерство

Виды профессиональной компетентности

  • Специальная (деятельностная) характеризует владение

деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

  • Социальная характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
  • Личностная характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
  • Индивидуальная характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное

явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и

способов их применения в конкретных педагогических ситуациях,

ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его

культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к

смежным областям знания и др.).

 Критерии  профессионализма  педагога  Объективные критерии   определяют, насколько учитель соответствует требованиям избранной профессии. высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного статуса в профессии, умение решать разнообразные задачи обучения и воспитания. Субъективные критерии : насколько профессия педагога соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в этой профессии, устойчивая профессионально-педагогическая направленность, понимание ценностных оснований профессии, совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности и др.

Критерии профессионализма педагога

Объективные критерии

определяют, насколько учитель соответствует требованиям избранной профессии.

  • высокая производительность труда,
  • количество и качество, надежность продукта труда,
  • достижение определенного статуса в профессии,
  • умение решать разнообразные задачи обучения и воспитания.

Субъективные критерии :

  • насколько профессия педагога соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям,
  • насколько человек удовлетворен трудом в этой профессии,
  • устойчивая профессионально-педагогическая направленность,
  • понимание ценностных оснований профессии,
  • совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности и др.
Критерии профессионализма педагога Результативные критерии: достигает ли педагог  желаемых сегодня обществом результатов в педагогическом труде. Приоритетными результатами труда педагога являются качественные изменения, сдвиги, «приращения» в психическом (умственном и личностном) развитии учащихся. Педагогу нужно знать показатели развития школьников, уметь диагностировать их наличный и потенциальный уровень, зону ближайшего развития и саморазвития учеников и др. Процессуальные критерии: использует ли педагог при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы и технологии. Большое значение имеет то, как работал педагог, какие использовал профессиональные знания и умения, личные психологические качества (педагогическое мышление, педагогическую эмпатию), какова психологическая цена результата в виде затраты сил и времени учащегося и учителя и т.п.

Критерии профессионализма педагога

  • Результативные критерии: достигает ли педагог

желаемых сегодня обществом результатов в педагогическом труде. Приоритетными результатами труда педагога являются качественные изменения, сдвиги, «приращения» в психическом (умственном и личностном) развитии учащихся. Педагогу нужно знать показатели развития школьников, уметь диагностировать их наличный и потенциальный уровень, зону ближайшего развития и саморазвития учеников и др.

  • Процессуальные критерии: использует ли педагог при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы и технологии. Большое значение имеет то, как работал педагог, какие использовал профессиональные знания и умения, личные психологические качества (педагогическое мышление, педагогическую эмпатию), какова психологическая цена результата в виде затраты сил и времени учащегося и учителя и т.п.
Критерии профессионализма педагога Нормативные критерии: усвоил ли педагог нормы, правила избранной профессии и умеет ли воспроизводить ее высокие эталоны на уровне мастерства. Владение нормами профессиональной деятельности и общения, разработанными в науке и апробированными в практике.     Индивидуально-вариативные  критерии проявляются в стремлении человека индивидуализировать свой труд, - самореализовать в нем свои потребности, - проявить в нем свою самобытность, развивать себя средствами профессии.

Критерии профессионализма педагога

  • Нормативные критерии: усвоил ли педагог нормы, правила избранной профессии и умеет ли воспроизводить ее высокие эталоны на уровне мастерства. Владение нормами профессиональной деятельности и общения, разработанными в науке и апробированными в практике.

  • Индивидуально-вариативные

критерии проявляются в стремлении человека индивидуализировать свой труд,

- самореализовать в нем свои потребности,

- проявить в нем свою самобытность, развивать себя средствами профессии.

Критерии профессионализма педагога Критерии наличного уровня: достиг ли педагог достаточно высокого уровня профессионализма. Педагог имеет наличный, актуальный уровень и личностные ресурсы профессионального развития. Прогностические критерии:   имеет ли специалист перспективы работы,  зону своего ближайшего развития,  готов ли он к принятию  профессионального опыта других людей,  проявляет ли профессиональную открытость.

Критерии профессионализма педагога

  • Критерии наличного уровня: достиг ли педагог достаточно высокого уровня профессионализма. Педагог имеет наличный, актуальный уровень и личностные ресурсы профессионального развития.
  • Прогностические критерии:

имеет ли специалист перспективы работы,

зону своего ближайшего развития,

готов ли он к принятию

профессионального опыта других людей,

проявляет ли профессиональную открытость.

Критерии профессионализма педагога Критерии творческие: стремится ли педагог выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить своим личным творческим вкладом. Сочетаемость профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельности творческих  поисков важно для педагогического профессионализма. Критерии социальной активности и конкурентоспособности: умеет ли педагог заинтересовать общество результатами своего  труда, вступить в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг. Критерии профессиональной приверженности: умеет ли педагог соблюдать честь и достоинство педагогической профессии. Отсутствие замкнутости, корпоративности, противопоставления учительской профессии другим.

Критерии профессионализма педагога

  • Критерии творческие: стремится ли педагог выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить своим личным творческим вкладом. Сочетаемость профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельности творческих

поисков важно для педагогического профессионализма.

  • Критерии социальной активности и конкурентоспособности: умеет ли педагог заинтересовать общество результатами своего

труда, вступить в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг.

  • Критерии профессиональной приверженности: умеет ли педагог соблюдать честь и достоинство педагогической профессии. Отсутствие замкнутости, корпоративности, противопоставления учительской профессии другим.
Стадии развития профессионализма  а) стадию допрофессионализма , когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока;  б) стадию собственно профессионализма , когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев;  в) стадию суперпрофессионализма , или мастерства, соответствующую приближению к «акме» – вершине профессиональных достижений;  г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Стадии развития профессионализма

а) стадию допрофессионализма , когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока;

б) стадию собственно профессионализма , когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев;

в) стадию суперпрофессионализма , или мастерства, соответствующую приближению к «акме» – вершине профессиональных достижений;

г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Профессиональное выгорание —  это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

Профессиональное выгорание

это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания  психофизические социально-психологические поведенческие

Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания

  • психофизические
  • социально-психологические
  • поведенческие

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

  • чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные

расстройства желудочно-кишечного тракта;

  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание

спать в течение всего дня;

  • одышка или нарушения дыхания при физической или

эмоциональной нагрузке;

  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Возможно, профессиональное выгорание является одной из причин снижения продолжительности жизни в России, особенно у мужчин.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:   безразличие, скука, пассивность и депрессия  (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия

(пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
  • вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
  • руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных

за день сигарет, применение наркотических средств.

Сопротивляйтесь выгоранию!   Оптимизм – это бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.  Словарь С.И. Ожегова

Сопротивляйтесь выгоранию!

Оптимизм – это бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.

Словарь С.И. Ожегова

Профессиональная зрелость личности учителя   Необходимые умения для  проявления, выражения и саморазвития личности учителя   занимать четкую и действенную гражданскую позицию, проявлять педагогические способности (понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения; воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели.); управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный,  а не деструктивный, разрушающий характер, определять особенности своего стиля и использовать природные данные, воспринимать позитивные возможности учащихся, осуществлять творческий поиск, переходить от уровня мастерства к собственно новаторскому уровню.

Профессиональная зрелость личности учителя

Необходимые умения для проявления, выражения и саморазвития личности учителя

  • занимать четкую и действенную гражданскую позицию,
  • проявлять педагогические способности (понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения; воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели.);
  • управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не деструктивный, разрушающий характер,
  • определять особенности своего стиля и использовать природные данные,
  • воспринимать позитивные возможности учащихся,
  • осуществлять творческий поиск, переходить от уровня мастерства к собственно новаторскому уровню.
Имидж – (англ., фран. «образ») -   представление  о чьем-нибудь  внутреннем  облике, образе

Имидж – (англ., фран. «образ») -

представление

о чьем-нибудь

внутреннем

облике, образе


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!