В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому, в начальной школе, среди приоритетных технологий мы выделяем следующие наиболее характерные современные технологии.
Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
Главной педагогической целью для себя я ставлю- это отношение к каждому ребенку, как личности. Пытаюсь создать комфортный , бесконфликтный климат в классе, учитываю индивидуальные возможности и потребности каждого ребенка.
Информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении.
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса показал, что у учащихся существенно повышается мотивация к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, а также способствует повышению качества образования. (Показ презентаций детей).
Технология проектной деятельности.
Проектная деятельность - это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.
Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.
Такой метод мы учимся применять на уроках по окружающему миру, литературному чтению, на факультативе « Родничок».
Развивающие цели проектного обучения выражаются в успешном выполнении действий, относящихся к области: логического мышления (осуществление анализа, сравнения; умение строить индуктивные); поисковой деятельности (нахождение нестандартных приемов решения задач, разработка плана решения поэтапным контролем своей деятельности, анализ полученных результатов, поиск и отбор наиболее рациональных способов действия).
Технология использования игровых методов.
. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Технология уровневой дифференциации.
Дифференциация обучения – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. При использовании этой технологии повышается уровень мотивации учении; каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex.
Коллективная система обучения (КСО)
Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности. Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, дают возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствуют проявлению и развитию способностей каждого ребенка.
Тестовые технологии.
Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние. Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению младших школьников процессуальному самоконтролю.
В сочетании с различными видами проверки, используются компьютерные тестовые задания, которые является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
Здоровьесберегающие технологии.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
В начальной школе используются различные типы технологии: здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, организация здорового питания); оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, физ.минутки на уроках; технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла); воспитание культуры здоровья ( занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы в своем классе я веду кружок « Разговор по правильному питанию», « Спортивные игры»- которую ведет учитель физической культуры и т.д.).
Система инновационной оценки «ПОРТФОЛИО»
Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи. Поддерживает высокую учебную мотивацию школьников; поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения; развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формирут умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; закладывает дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.
Таким образом, опыт современной начальной школы располагает широчайшим арсеналом применения современных технологий в процессе обучения. В результате применения современных педагогических технологий возросло качество обучения, познавательный интерес, социальная активность, количество социально-значимых проектов. Мониторинг выявил положительную динамику формирования информационных, коммуникативных, рефлексивных умений. ( Показ папок с достижениями).
Использование инновационных технологий в начальной школе
Подготовила: учитель начальных классов
МОУ «Школа№49 г.Донецка»
Прокофьева Н.А