СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

.«Личностно-ориентированная школа: миф и реальность»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете ознакомило присутствующих с тенденциями, присущими сосвременному образованию

Просмотр содержимого документа
«.«Личностно-ориентированная школа: миф и реальность»»

ПРОТОКОЛ № 5

заседания педагогического совета учителей

МБОУ «СШ № 9» города Смоленска

от 29.12.2015 г.

Присутствовало: 43 человека


ПОВЕСТКА:

  1. Личностно-ориентированная школа: миф и реальность.



Ход педсовета:



  1. Слушали:

Заместителя директора Емельянову Е.С., которая познакомила присутствующих учителей с педагогической технологией «Дебаты». Она сказала, что одна из задач современного образования - создать условия для успешной адаптации и самореализации че­ловека в современном мире, дать ему глубокие знания, внушить чувство ответственности, научить принимать самостоятельные решения, представлять и доказывать свою точку зрения, отвечать на критику оппонентов.

Ясно, что простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не должны являться преобладающими. Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей являются активные и интерактивные методы, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в решении учебных и практических задач.

Использование интерактивных форм обучения и в частности технологии «Дебаты» способствует развитию и воспитанию следующих компетенций:

-Расширению общекультурного кругозора

-Развитию интеллектуальных способностей

-Развитию исследовательских и организационных навыков

-Развитию творческих качеств

-Развитию коммуникативных умений

-Развитию ораторских способностей

-Формированию гражданской позиции.

Дебаты - это интеллектуальная игра, которая прово­дится по строгим формальным правилам. Обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций. Команды стараются склонить судей и зрите­лей к своей точке зрения.

Начинать учить учащихся дебатировать можно примерно с 12-13 лет. В этом возрасте происходит становление личности, это время поисков ответов на многие вопросы, поиск самого себя. Применять данную педтехнологию можно не во всех классах, т.к. здесь учитывается наполняемость класса, уровень подготовленности детей, их кругозор и др.

Правила дебатов по формату Карла Поппера

- в дебатах принимают участие все (часть учащихся выступает в ролях спикеров, председателя, секретаря и экспертов; остальные - в роли зрителей, которые подбирают аргументы «за» и «против», формулируют вопросы);

- к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;

- в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;

- каждый участник команды имеет право выступить только один раз;

- в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;

- спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;

- эксперты оценивают аргументы, но не участников.

В состав каждой команды входит три человека. Ко­манды могут быть сформированы по желанию учащих­ся, хотя члены команды могут назначаться и учителем. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 - первый спикер, У2 - второй спикер, У3 -третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1-первый спикер, О2 - второй спикер, О3 - третий спи­кер).

Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы.

Перед началом игры обязательно вспоминают принципы игры:

  1. уважение необходимо;

  2. честность обязательна;

  3. проигравших нет.


В школьных дебатах любая проблема рассматрива­ется с двух точек зрения: утверждения и отрицания.

Игра проходила в течение 3-х раундов:

Обязанности спикеров

Цель задающих вопросы: принизить значение аргументов другой стороны, а также прояснить или уточнить детали;

Задача спикера – ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя «на личности».

Раунд перекрестных вопросов

После боя начинается голосование, которое состоит из двух частей.

1. Свои комментарии дает экспертное жюри (судьи), которое оценивает ораторские навыки участников (как командные, так и личностные).

2. Голосуют зрители: после боя каждый из них на листке бумаги записывает

фамилию и имя наиболее достойного, на их взгляд, оратора и опускает их в

специальные урны.

Результаты голосования подсчитываются членами оргкомитета и оглашаются сразу же после его завершения.

Далее Емельянова Е.С. предложила еще раз обратить внимание на плюсы данной педтехнологиии сделать соответствующие выводы:

*глубокое и всестороннее рассмотрение вопроса при подготовке к дебатам;

*развитие умения анализировать и сопоставлять различные идеи и события, делать обоснованные выво­ды, выстраивать цепочку доказательств;

*развитие способности концентрироваться на сути проблемы;

*развитие процессуальных навыков: умение из­влекать и обрабатывать информацию, пользоваться библиотекой, конспектировать тексты и др.;

*овладение навыками культуры дискуссии: умение слышать доводы оппонентов, корректно использовать язык невербального общения (мимика, жесты, интона­ция);

*развитие умения четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;

*обучение терпимости к различным точкам зре­ния, отличным от собственных.


3.Слушали:
Виноградову С.И., учителя русского языка и литературы, которая познакомила присутствующих учителей с технологией критического мышления. Она сказала, чтоцелью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью.  «Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», /Стандарты второго поколения/. А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

     Условие вариативности предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении.

      Условие открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель -ученики и т.д. Условие открытости предполагает и совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание.

     Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

            Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП)возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ReadingandWritingforCriticalThinking – ЧПКМ). «Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.

Ответим на вопрос: «Что же такое критическое мышление?» Приведем цитату тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление».

Далее Виноградова С.И. сказала, что критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования технологии ЧПКМ.

Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

  • пробудить к ней интерес;

  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;

  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ (рефлексия)

  • выражение новых идей и информации собственными словами;

  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

  • анализ всего процесса изучения материала;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.

Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник оологий имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии ЧПКМ – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Далее слушали члена комиссии по выработке проекта решения педагогического совета учителя начальных классов Николаеву М.В., которая ознакомила присутствующих с проектом решения педагогического совета и предложила утвердить:

  1. Педагогическим работникам школы принять данную информацию к сведению.

  2. Педагогическим работникам школы использовать в своей работе личностно-ориентированное обучение.

  3. В рамках предметных МО провести заседание по изучению техник и технологий , используемых в личностно-ориентированном обучении.

  4. В рамках предметных МО провести открытые уроки с целью обмена опытом по использованию личностно-ориентированного обучения.

Голосовали: «за» - 43,

«против» - нет,

«воздержались» - нет.

Постановили: проект решения педагогического совета утвердить.




Председатель О.В. Антышева


Секретарь М.В. Зайцева



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!