СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированное обучение. Подборка по теме самообразоания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы по личностно-ориентированному обучению. Теория. Построение урока. Сравнение с традиционной методикой. Примеры уроков.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированное обучение. Подборка по теме самообразоания.»

Основной целью своей работы считаю создание условий для умственного развития детей, сохраняя психическое и физическое здоровье каждого ученика.

Я исхожу из следующего понимания термина «личностно-ориентированное обучение», введенного в педагогику массовой школы: «Это творческое, креативное выполнение одного из видов деятельности, достижение определенных личностных результатов в этой деятельности и их самооценка». Личностный опыт — это переживание смысла, своего рода включенности данного предмета деятельности (с ее целями, процессом, ожидаемыми результатами и др.) в контекст жизнедеятельности личности, это объективная ценность, ставшая субъективной установкой, взглядом, убеждением, собственным выводом из пережитого.

Усвоение содержания предметов способствует скорейшей социализации ребенка, позволяет почувствовать себя компетентным, а значит, становится основой личностно-ориентированного обучения младшего школьника.

Личностно-ориентированное обучение учащихся начальных классов имеет системный характер и протекает эффективно, если:

- игра выступает источником становления личностного опыта ребенка, а процесс обучения становится своеобразным игровым полем, где личность ребенка может реализовать свой потенциал;

- разработка содержательной и дидактической стороны игровой деятельности предполагает имитацию социального пространства;

- методическое обеспечение образовательного процесса предполагает формирование социокультурного пространства школы и разработку содержания регионального (национально-регионального) компонента на базе личност-но ориентированного подхода;

- учебные ситуации предполагают интеллектуально-познавательный поиск, в результате которого ученик демонстрирует появление новых качеств личности (инициатива, предвидение, самооценка, самоконтроль, готовность к проявлению творчества в учении);

-игры со сверстниками предоставляют ребенку широкое поле для интеллектуального и морального тренинга, апробации своих возможностей, понимания других людей, а значит - становятся источником личностного опыта ребенка; игра становится средством гармонизации ценностные ориентиров, а главное она может стать средством формирования личностного опыта индивида.

Для работы с младшими школьниками от учителя требуется реализация многих педагогических умений, основанных на академических, дидактических, организаторских способностях, которые проявляются в информационной, организаторской, контрольной функциях педагога.

Говоря о влиянии личности учителя на учащихся, нельзя не вспомнить о том, что только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Это значит, что учитель обязан быть личностью, поскольку это становится его необходимой профессиональной характеристикой.

Развитие личности включает становление ее социального, коммуникативного пространства - сферы отношений, круга общения, собственного микросоциума, индивидуальности. Это предполагает вхождение субъекта в специфическую личностно-развивающую образовательную ситуацию. Иигровая деятельность выступает необходимым фактором формирования личностного опыта. Игровая деятельность детей имеет большие возможности для формирования детского сообщества, так как именно в игровой деятельности развивается активность самих детей. В других видах деятельности ведущая роль принадлежит педагогам.

Известно, что игра представляет одну из сфер жизнедеятельности ребенка, наиболее благоприятную для изучения всех сторон его личности, поскольку в игре ребенок практическим путем усваивает и закрепляет полезные знания, умения, навыки. В игре происходит формирование и дальнейшее развитие волевых качеств личности. Условия игры всегда должны быть понятны и доступны детям, а цель привлекательной для них. Только в этом случае можно достичь активной позиции каждого играющего. Немаловажное значение имеет и внешнее оформление: оно должно быть красочным, разнообразным в зависимости от содержания игры. Особую ценность имеет элемент соревнования, который содействует четкому соблюдению правил игры, выработке самоконтроля у учащихся.

Современные педагоги и психологи характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Отражая в играх деятельность взрослых, в которой ребенок пока еще не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее интересные для него трудовые процессы взрослых, а тем самым складываются условия для осознания ребенком этих новых областей действительности, и вместе с тем и для развития соответствующих способностей. Через игру дети получают новые полезные сведения и знания о своем городе, его истории, об явлениях природы, окружающем мире, осуществляют практическую деятельность по охране природы и краеведению, соблюдению правил поведения и в отношениях с окружающей средой.













Впервые в Украине такая своеобразная "азбука" с объяснением особенностей личностно ориентированного обучения была напечатана на страницах журнала "Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины" (2000, № 5). Ее потребность ощущается и сейчас . Подать краткие сведения, которые помогли бы учителю понять необходимость и закономерность активного обращения к практике ЛОО , выяснить сущность и основы личностно ориентированного обучения, пути его реализации ставит целью автор статьи. В ее основе философские, психологические, дидактические разработки украинских и российских авторов. Надеемся, что статья станет уместным дополнением к уже известным читателю материалам .

1. Образовательная кризис является мировым явлением. О нём говорят, начиная еще с 60-х годов прошлого века. Правительства США, европейских стран приняли специальные программы развития образования (доклад американского правительства так и называл ся : "Нация в опасности: необходимость реформирования школы") .

2. Причиной кризиса являются требования постиндустриального, или, как его еще называют, информационного общества: не только приобретение предметн ых знаний, выработка умений и навыков их применения, но и развитие компетентностей как "общих способностей, основанных на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, приобретенных благодаря обучению".

Ключевыми компетентностями, по мнению ученых Украины, являются (перечни у различных авторов и в разных документах различны):

• социальные (понимание и уважение общечеловеческих и национальных ценностей, другой личности, ее права на собственное мнение, собственное мировоззрение);

• поликультурные (знание, понимание, уважение собственной и других культур, ориентация в мировом культурном пространстве);

• коммуникативные (умение общаться, сотрудничать в коллективе, прислушиваться и учитывать чужое мнение);

• деловые (инициативность, активность, критичность и креативность мышления, готовность отстаивать свое мнение, работать в условиях жесткой конкуренции);

• информационные (умение добывать и перерабатывать информацию);

• самоорганизации и саморазвития (готовность к постоянному повышению общеобразовательного и профессионального уровня, самообразования и самообучения, самореализации).

3. Следовательно, чтобы быть успешным в сегодняшней жизни, выпускник школы должен:

• гибко адаптироваться к жизненным ситуациям, которые постоянно меняются, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

• критически мыслить, уметь видеть трудности, возникающие в реальном мире и искать пути рационального их преодоления; использовать современные технологии; четко осознавать, где и каким образом полученные им знания могут быть использованы в практической деятельности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

• гибко работать с информацией (уметь собирать для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставлять с аналогичным или альтернативными вариантами, которые рассматриваются, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, предупреждать конфликтные ситуации или умело выходить из них;

• самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня [1].

4. Между тем, "слабым местом нашей школы является несформированность у ее выпускников ... жизненной компетентности ... недостаточны умения учащихся использовать полученные знания для решения практических задач, анализа нестандартных ситуаций ... Содержание школьного образования перегружено чрезмерным фактажом, его состав и структура недостаточно учитывают необходимость дифференциации обучения в зависимости от склонностей, способностей, жизненных планов школьников ... ("Концепция общего среднего образования (12-летняя школа") [2, с. 3].

5. Выход видится в личностно ориентированном обучении:"... основным путем модернизации украинской школы в целом и литературного образования в частности является ее развитие на принципах личностно ориентированного обучения "(Концепция литературного образования в 12-летней школе (Проект) [7, с. 4], "Личностно ориентированное обучение, концепция жизнетворчества, программа развития творческой личности - вот три кита, на которых держится обучение, воспитание и развитие ученика "(В. Паламарчук) [3, с. 26].

6. Почему именно личностно ориентированное обучение?

"Личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, личностные ценности и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познавательной и других видах деятельности ... (С. Подмазин) [4, с. 165].

"Личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия [подчеркивание в обоих ссылках мое. - А.Ф.] для полноценного выявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса "(В. Сериков) [5, с. 17].

7. Организацию личностно ориентированного обучения определяют следующие положения его психологической составляющей:

а) личность является сложной системой, в деятельности которой участвуют биологические, социальные, и психогенные (Г. Селевко) факторы, и которая, как и любая сложная система, способна к саморазвитию и самосовершенствованию;

б) движущей силой саморазвития личности являются ее потребности. Школа должна способствовать удовлетворению личностных потребностей в защите, стабильности, общении, знаниях, признании, успехе, самосовершенствовании, самовыражении, самоактуализации и т.д.;

в) интегративными показателями развития личности, позволяющими отследить изменения в ее формировании и засвидетельствовать эффективность внедрения личностно ориентированного обучения, является мотивация, позитивная Я-концепция, сформированность личностных функций, субъектности школьника;

г) обязательным является учет индивидуальных и возрастных психофизиологических особенностей ученика, психологических закономерностей учебной деятельности.

9. Дидактическую основу личностно ориентированного обучения составляют:

Принципы: гуманизма, деятельности, самоорганизации сложных систем, диалогического взаимодействия (С. Подмазин), личностного целеполагания, выбора индивидуальной образовательной траектории, учебной рефлексии (А. Хуторской), сотрудничества (А. Савченко)

Закономерности обучения:

• учебная производительность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его технологических элементов, создании личностного компонента образования;

• увеличение в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих однозначных решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективность развития креативности учащихся;

• динамика достижений учащихся опережает повышение уровня усвоения базовых учебных стандартов;

• творческая результативность обучения больше влияет на развитие личностных качеств учащихся, чем на уровень освоения ими образовательных стандартов;

• диагностика личностных образовательных приращиваний ученика эффективнее влияет на качество образования, чем диагностика и контроль его образовательных результатов по отношению к внешне заданным стандартам [6, с. 73 - 75].

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в учебном процессе обеспечивается за счёт возможности:

• права каждого учащегося на личностный смысл и цели изучения материала, трактовку отдельных положений, образов (если речь идет о литературе);

• выбора форм и методов обработки учебного материала, способов контроля, рефлексии, самооценки ("в идеале" и индивидуального темпа обучения);

• "прохождения" темы на "обзорном", "выборочном" или "углубленном" уровнях;

• выбора формы конечного продукта;

• выбора школьных предметов или отдельных занятий;

• обучение по индивидуальным семестровым или даже годовым программам и планам.

10. Личностно ориентированное обучение может внедряться в практику работы школы как философия (методология) ее деятельности и как методическая модель.

В первом случае понятие близко по значению к дефиниции "личностно ориентированное образование", базируется на признании самоценности личности, ставит целью формирование внутренних структур ученика на основании реализации его потенциальных возможностей, обеспечения его субъектности и успешности во всех видах деячтельности ( сугестивные и проектные технологии, вальдорфская педагогика, методика Монтессори, семестрово-блочно-зачетная система С.Подмазина, школа "диалога культур“ и др.).

Личностно ориентированное обучение как методика – процесс субъект-субъектного взаимодействия учителя и ученика, целью которого является усвоение предметных знаний, выработка соответственных умений и навыков как средства саморазвития личности, ее становления как субъекта учебной деятельности.

11. Признаки личностно ориентированного обучения:

а) включение в учебный процесс ученика как субъекта обучения, учет его жизненного опыта, стремлений и интересов, направленности, особенностей памяти, внимания, воображения, мышления на всех этапах учебного процесса;

б) построение субъект-субъектных отношений;

в) деятельностная основа.

12. Структура личностно ориентированного обучения:

а) психологическое сопровождение (набор анкет, проведение опроса учащихся и учителей);

б) методическое обеспечение (стандарты, программы, учебники, пособия, раздаточный материал, технологические карты и т.д.);

в) овладение учителями теорией и методикой ОЗОН;

г) организация учебного процесса:

• овладение учащимися умениями и навыками целеполагания, планирование, организация, выполнение запланированного, рефлексии, оценки, корректировки и обеспечения их реального участия во всех этапах деятельности, учет субъектного опыта; построение учебного процесса на партнерских началах;

• широкое применение активных и интерактивных технологий;

• создание ситуации успеха;

• внедрение модульно-рейтинговой системы занятий.

13. Внедрение личностно ориентированного обучения в практику работы школы предусматривает внесение изменений:

• в содержание образования, в структуре которого должны найти отражение не только информационный, деятельностный, но и рефлексивный подходы, и который должен предусматривать изменение роли участников учебного процесса;

• в школьные учебники за счет кардинального уменьшение в их структуре количества информационных текстов, увеличение вопросов и заданий исследовательского и творческого характера; подбор материалов, которые бы не только позволяли, но и побуждали школьника к диалогу (с автором, критиками, самим писателем и т.д.), обеспечение рефлексивной деятельности ученика над прочитанным;

• в календарные и поурочные планы, где должны отражаться диагностически и процессуально поставленные цели занятий, процесс овладения учащимися навыками деятельности, разноуровневые задания, вопросы и т.п.;

• в организацию учебного процесса (преобладание активных и интерактивных методов, групповой, парной и индивидуальной форм обучения, изменение системы оценивания учебных достижений учащихся и т.д.);

• к ведению ученических тетрадей (обязательными являются записи целей изучения темы, отдельного урока, рефлексии и т.д.);

• в систему контроля за деятельностью учителя (оценка уроков с точки зрения соответствия их принципам личностно-ориентированного обучения, усилий учителя на поощрение учащихся к проявлению субъектного опыта и т.д.).

14. Конечным результатом реализации ОЗОН является рост уровня внутренней мотивации ученика, снижение уровня тревожности, рост уверенности в своих силах, развитие самостоятельности, формирование позитивной Я-концепции, оргдеятельностных умений, становление субъектности, овладение предметными знаниями и умениями, следствием чего является повышение успеваемости.

15. Шаги освоения личностно ориентированного обучения:

1) подготовительный этап (проработка теоретических и подготовка диагностических материалов);

2) работа с учащимися:

а. беседа о постиндустриальном обществе и его требованиях к личности; жизненных компетенциях как признаку готовности к жизни, условии достижения жизненного успеха; важности понимания себя, создания позитивной Я-концепции; деятельности и ее основных этапах, важности овладения целеполаганием, планированием, организацией, рефлексией, оценкой;

б. диагностирования;

3) планирование учебной деятельности:

а. тематическое планирование (обязательные в календарно-тематическом плане рубрики: цели изучения темы, урока (формулируются диагностически, предусматривают возможность контроля за их достижением); формы и методы обучения; элементы ОЗОН, которые будут внедряться);

б. определенные на основе анализа программ, учебников цели корректируются с учетом ученических, разрабатывается технологическая карта прохождения темы, (в идеальном варианте - индивидуальный план для отдельных учеников);

в. подготовка материалов для проведения текущей (итоговой) аттестации (тесты, перечень письменных работ и др.);

г. поурочное планирование, где предполагается отведение времени для обучения учащихся целеполаганию, планированию, рефлексии, оценке; формы организации учебной деятельности (групповая, парная и индивидуальная); преимущество активных методов обучения;

4) овладение этапами учебной деятельности:

а. выработка навыков целеполагания (происходит по специальной программе в течение длительного времени в ходе специально отведенных для этого занятий и на обычных уроках и включает в себя овладение теоретическими знаниями и практические тренинги). Цели изучения темы, отдельного урока, результаты рефлексии обязательно записываются в ученическую тетрадь!

б. выработка навыков рефлексии и самооценки;

в. организация рефлексивно-оценной деятельности.

16. Личностно-ориентированный урок:

a. имеет диагностически поставленные цели;

б. обращается к личностному опыту ученика;

в. является по своей сущности диалогичным;

г. содержит обязательные этапы: мотивационный (с тремя подэтапами: определения (обеспечения) эмоциональной готовности учащихся к занятию; актуализации субъектного опыта; актуализации опорных знаний), целеполагания и планирования; организации учебной деятельности; рефлексионно-оценочный;

д. предусматривает обучение школьников оргдеятельностным умениям;

е. базируется на деятельностной основе, вариативности вопросов и задач, форм и методов работы как учителя, так и учащихся;

ж. опирается на активные и интерактивные формы и методы обучения;

17. Алгоритм подготовки личностно ориентированного урока:

• формирование на основании требований учебной программы целей (ожидаемых результатов) занятия;

• определение личностных смыслов в изучаемом материале;

• формирование методического "сверхзадания";

• коррекция целей с учетом материала учебника и особенностей класса;

• формулировка имени урока;

• •определение методов, приемов, форм работы, перечня вопросов и заданий, которые обеспечат актуализацию субъектного опыта, диалогичность обучения, возможность самостоятельного приобретения и применения знаний, организацию рефлексивно-оценочной деятельности;

• предвидение вариативности вопросов и заданий, форм изучения материала, домашних заданий;

• самоанализ конспекта.

18. Оценивание в условиях ЛОО:

а. оценивание обученности:

Вопросы и задачи для итоговой аттестации должны обеспечивать максимально возможную объективность и детализацию по каждой оценке. Их перечень, а также форма проведения контроля сообщается учащимся в начале изучения каждой темы;

Учебные достижения школьника оцениваются в сравнении с его "стартовым" уровнем;

б. оценивание обучаемости:

Определяется уровень учебных возможностей школьника, его "продвижение" на пути к намеченным целям.

б. диагностика личностных качеств:

Она проводится в начале и в конце учебного года и включает диагностику показателей, признанных существенными для понимания уровня эффективности личностно ориентированного обучения (мотивация, позитивная Я-концепция, субъектность).

Наряду с традиционными (баллы) применяются и другие формы оценивания: место в рейтинге (при условии внедрения рейтинговой формы обучения), качественное (словесное) выражение; могут также составляться диагностические карты, письменные характеристики, учащиеся ведут дневники достижений. Интересной новацией является формирование портфеля достижений.

... "Азбука" личностно ориентированного обучения является открытой для дополнения и коррекции. Автор будет признателен всем, кто примет в этом участие, поделится наработками и достижениями.

Будем помнить, что ОЗОН как свежий ветер перемен в методике преподавания литературы требует такого же свежего взгляда, нестандартного мышления учителя!



II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

2.1 Личностно-ориентированный урок: технология проведения

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

В таблице 1 представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.

Таблица 1

Традиционный урок

Личностно-ориентированный урок


Целеполагание. Урок преследует цель - вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают.

Деятельность учителя: показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – учитель. Развитие ребенка – абстрактное, попутное!


Деятельность ученика: ученик – объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель – дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются.

Отношения «учитель-ученик» субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается, лавирует, иногда учит. Ученик – лицо второстепенное.


Целеполагание. Цель – развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Учащиеся работают весь урок. На уроке – постоянный диалог: учитель-ученик.

Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.

3.Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения «учитель – ученик» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.



При подготовке и проведении личностно-ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, затем деятельность, определяя собственную позицию. Вот как это представлено в таблице 2.



Таблица 2

Направления деятельности учителя

Пути и средства реализации


1. Обращение к субъектному опыту школьника


а) Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался?


б) Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между учениками.


в) Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме.


г) Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий.


д) Обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке на основе контакта.


2. Применение на уроке разнообразного дидактического материала


а) Использование учителем различных источников информации.


б) Побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий.


в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.


г) Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.


д) Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.


3. Характер педагогического общения на уроке.

а) Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего независимо от уровня его успеваемости.


б) Обращение к ученикам по имени.


в) Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой.


г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.


4. Активизация способов учебной работы.


а) Стимулирование учеников к применению различных способов учебной работы.


б) Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения учащимся.


в) Анализ действий каждого ученика.


г)Выявление значимых способов, избираемых учащимися.


д) Обсуждение наиболее рациональных способов – не хорошо или плохо, а что в данном способе положительно.


е) Оценивание и результата и процесса.


5. Педагогическая гибкость учителя в работе с учащимися на уроке


а)Организация атмосферы «включенности» каждого ученика в работу класса.


б) Предоставление детям возможности проявить избирательности к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий.


в)Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным.


г) Проявление отзывчивости к эмоциям ученика.


д)Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса.





Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъективного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности.

Учителю при подготовке и проведении личностно-ориентированного урока надо знать характеристику субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого.

Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучит учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.

Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга.

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.

Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.

Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;

личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией;

в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;

необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.



Личностно-ориентированный урок в обучении младших школьников.





Каждый ребенок неповторим и уникален. Он не чистая доска, на которой можно писать что угодно, не кусок глины, из которого можно лепить все, что ни пожелаешь. Никогда не было на свете кого-то другого, похожего на него, и никогда больше не будет. Ему, пришедшему в этот мир, предоставлен шанс совершить то, чего не смог сделать раньше и не сможет осуществить когда-либо позже.

Сегодня мы переживаем, изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе.

Именно поэтому современная школа должна создавать условия, при которых учащиеся выступают в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса; условия, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить свое индивидуальное «Я».

Модернизация образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному образованию, которое основано на отрицании авторитарных методов, принуждающих к учению, и не дающих результатов.

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка , её самоценность, самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Ученик признаётся главной действующей фигурой.

Целью обученияявляется развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся.

В процессе обучения отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Основным элементом образовательного процесса и в системе личностно- ориентированного обучения был и остаётся урок. Но меняется его функция, форма организации.

Личностно-ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, к опыту их собственной жизнедеятельности. Урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем материалу. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего чаще всего в виде разрозненных представлений , относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы.

Готовясь к уроку, учитель должен продумывать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъективном опыте учащихся. Важна при этом и форма обсуждения детских «версий» она не должна быть жёсткой, в виде оценочных ситуаций («правильно – неправильно»). Задача учителя – выявить и обобщить версии учеников , выделить и поддержать те, из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

Взаимодействуя с учеником в ходе урока, учитель не опасается неправильных ответов, а привлекает к работе всех учеников, обсуждает все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию.

Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия "учитель — ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

В чём же различие личностно — ориентированного урока от традиционного?

1. Целеполагание.Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог — учитель — ученик.

2. Деятельность учителя.Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.

3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно — поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения "учитель — ученик".

Субъектно — субъектные.Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. «окультурить»), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания.

Цели, которые мы ставим перед собой в своей педагогической деятельности, следующие:

1. Подвести детей к предмету обучения, раскрывающему логику научных знаний.

2. Сформировать учебную деятельность.



3. Использовать все возможности периода начального обучения для того, чтобы сложились мотивы обучения для интеллектуального развития детей.

Целью нашей педагогической деятельности, как учителя начальных классов является формирование личности, владеющей подлинно познавательной мотивацией, самоконтролем и самооценкой в учебной работе; владеющей научным мышлением, имеющей чёткие нравственные ориентиры, являющейся гражданином своей страны и патриотом.

Задачи, которые мы ставим перед собой, следующие:

· обеспечение физического и духовного развития ребёнка в таких условиях, когда обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни;

· создание проблемных, поисковых, исследовательских ситуаций на уроках, моделирование ситуации успеха с учётом индивидуальных особенностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач;

· использование учебного материала, как средство воспитания у учащихся чувства патриотизма, чести, любви к Родине и родному краю, формирование активной жизненной позиции.

Решение этих задач позволит воплотить в жизнь гипотезу: «Мы верим в каждого ребёнка, верим и любим его таким, каков он есть, стремимся сохранить и вырастить в нём его индивидуальность, непохожесть на других».

По этим причинам возникает собственный поиск решения проблемы: «Как сделать уроки интересными для ребят, как построить урок так, чтобы дать возможность ученикам развивать свои индивидуальные возможности?»

Построение и эффективность урока, как основной организационной формы обучения и воспитания младших школьников зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока мы считаем использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки в форме игр и т.д.

Главной задачей является привитие интереса к учебным предметам и удержание интереса в дальнейшем. Этому способствует соединение учебной и игровой деятельности, когда учащиеся работают с познавательной литературой, энциклопедией, выступают с докладами, рефератами и т.д.

Завершающим этапом в нашей работе с учащимися по данной теме является:

1. У детей младшего школьного возраста должно быть сформировано желание и умение учиться.

2. Овладение самоконтролем и самооценкой в учебной работе.



3. Должны владеть умением моделировать учебный материал.

4. Должна осуществляться преемственность между начальным образованием и последующей её ступенью.

Организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.



Тема: Склонение имен существительных. Творительный падеж имён существительных.

Цели: Знакомство с особенностями творительного падежа, с предлогами, употребляемыми в творительном падеже, развитие орфографической зоркости, фонематического слуха, умения правильно употреблять существительные в творительном падеже с предлогами, воспитание аккуратности при письме.

Использование педагогических технологий на открытом уроке по русскому языку.

(Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников)

Учитель начальных классов Манченко И.В., ШСР «Альтер»

Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Рассмотрим на примере открытого урока по русскому языку использование педагогических технологий.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Оргмомент.

Дети встают в «Круг общения»

- Кому из вас нравится урок русского языка? Чем он вам нравится? Можно ли его назвать сложным и трудным предметом? Почему? Чего вы ждете от сегодняшнего урока? Какие разделы русского языка вы знаете? Какие правила русского языка вы знаете и применяете в работе на уроке? Какие правила – самые важные для орфографии?

Какие оценки вы бы хотели получить на уроке сегодня? («Сулифа»)

Использование технологии оценивания образовательных достижений: у учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, мотивация на успех.

Каллиграфическая минутка: алн илн.

Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:

Словарная работа:

Ягода, рябина, калина, смородина, ежевика, земляника,

Новое слово: малина. (детям раздаются раскраски, в которых они отмечают ударение и запоминаемую букву, после уроков дети раскрасят картинку)

Использование игровой технологии: помогает в развитии зрительной памяти (орфографическая зоркость в работе со словарными словами)

фонетический разбор:

малина – 3сл., 6зв., 6б., 3гл., 3согл

м – [ м ] – согл., зв.,непарн., тв

а – [ а ] – гл., безуд

л – [ л’] – согл., зв., непарн., мягк

и – [ и ] – гл., уд

н – [ н ] – согл., зв., непарн., тв

а – [ а ] – гл., безуд

- Как обозначена мягкость согласных звуков?

устная работа с наглядными пособиями у доски:

Расставьте падежи в правильном порядке;

Иван Рубил Дрова Велел Тащить Пилу.

С какими словами работают падежи?

Расставьте вопросы падежей;

Расставьте предлоги падежей (те, которые уже знаем).

склонение малина

И.п. (что?) малина

Р.п. нет (чего?) малины

Д.п. дать (чему?) малине

В.п. винить (что?) малину

Т.п. творить (чем?) малиной

П.п думать (о чем?) о малине



Технология УДЕ позволяет анализировать ранее полученный материал, доводить знания этого материала до автоматизма.

Постановка целей и задач урока

Учитель работает ножницами.

- Как вы думаете, смогу ли я пройти сквозь тетрадный листок?

Выслушиваются различные мнения детей, одновременно с эти учитель работает. Листок разрезается ножницами, учитель показывает круг, который вырезается из листка бумаги, через него свободно проходят все участники урока.

Резала (творила) ЧЕМ? Ножницами.

- Чем еще можно творить? Кисточкой и красками, пластилином, глиной и т.д.

-Творить можно с учителем, с другом, с мамой, с бабушкой.

С каким падежом мы сегодня с вами познакомимся более детально?

Предлоги Т.п. – над, под, между, с, за, перед.

(На доске – магнитные картинки «Лягушки со шляпами» - предлоги Т.п.)

Использование ТРИЗ помогает запомнить вопросы и предлоги без дополнительных усилий.

Организация восприятия и осмысления новой информации:

Предварительная беседа о природе, о зиме, о животных, о том, как трудно приходится птицам зимой.

1) Работа с упражнением (устно):

1. В 1,2,3 предложении найти существительные ,обозначающие инструменты, которыми выполнялись действия.

В каком падеже употреблены эти существительные?

На какие вопросы они отвечают?

2. В 4,5 предложении найти существительные с предлогом.

В каком падеже они стоят?

3. Запишите 1 предложение, сделайте синтаксический разбор, выпишите словосочетания, определите вид связи.

Мы делали подвесную кормушку для птиц.

Из фанеры пилкой вырезали детали. Дощечки зачистили напильником.

Оля с Зиной повесили кормушку в саду. Вот над кормушкой закружились синицы.



Вывод: существительные в творительном падеже указывают на место, на лицо, вместе с которым совершается действие, на предмет (орудие), которым совершается действие.

Информационно-коммуникационные технологии дают возможность приобретения дополнительных знаний.

ФИЗМИНУТКА «Модный танец «Аран-зан-за» (использование компьютерной анимации).

Здоровьесберегающая технология дает возможность отдыха, релаксации.

Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу:

синтаксический разбор 1 предложения: Мы делали подвесную кормушку для птиц.

Какую? Подвесную кормушку (согл).

Что? (Кого) В.п. делали кормушку (упр), для кого?(Чего) Р.п. кормушку для птиц (упр).

Технология опережающего обучения дает возможность усвоения на данном этапе обучения программного материала 6, 7, 8 классов.

Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:

Сам – но на карточках: склонение имен существительных.

Домашнее задание:

На перспективу: склонение словосочетаний. Разноуровневое обучение помогает всем детям в классе добиваться определенных успехов за определенный промежуток времени.

Итог урока.

Типы уроков

Традиционные типы уроков

К традиционным типам уроков мы относим:

- Урок введения в тему;

- Урок усвоения новых знаний или уроки углубления в тему;

- Урок контроля и оценки учебных достижений.

Каждый тип урока имеет свою структуру, которая инвариантна.

Варьироваться, в рамках комбинированного урока могут этапы урока. Это зависит от целей, которые учитель планирует достичь в процессе урока.

В современном уроке различаются традиционные этапы:

Этапы урока

Виды деятельности

Вступительный этап

- организационный момент, сообщение темы и формулирование целей;

- Мотивация учебной деятельности учащихся.


Практически-исполнительный этап


- актуализация опорных знаний;

- проверка домашнего задания;

- изучение нового материала;

- практическая проработка усвоенных знаний.


Заключительный этап


- подведение итогов урока;

- контроль и оценка уровня овладения новым материалом;

- ознакомление со структурой домашнего задания.




В традиционных типах урока учитель планирует и комбинирует структуру урока, подбирает методы и формы, которые будут способствовать более основательному усвоению знаний и повышению роста знаний каждого ученика.

Важным моментом становится применение учителем современных педагогических технологий. Рассмотрим несколько из них:

Урок в системе проблемного обучения направлен на активное получение знаний, развитие исследовательской или познавательной деятельности, привлечение детей к творчеству. Обязательными компонентами урока являются:

- представление задач в интересных формах, создание проблемной ситуации;

- организация поисковых действий учащихся, работающих над выбранной проблемой;

- направление действий на самостоятельную работу учащихся (поиск гипотез, источников информации, принятия решения).

Урок технологии личностно-ориентированного обучения направлен на определение жизненного опыта учащихся, их способностей, интересов, формирование положительной мотивации к познавательной деятельности и потребности в самопознании, саморегуляции, самозащиты.



Обязательным для такого урока является следующие этапы:

ориентация - определение темы – проектирование - организация

реализация – контроль – коррекция -оценка



Учитель подает возможные варианты и способы выполнения деятельности, ученики выбирают способ фиксации нового материала и способы выполнения заданий на уроке и варианты домашнего задания.

Урок в технологиях развивающего обучения направлен на развитие всей совокупности качеств личности - знаний, умений, навыков, способов умственных действий, самоуправляемых механизмов личности эмоционально-ценностной и деятельностной-практических сфер).

Ход познания идет от учеников, они наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выводят закономерности. Происходит коллективный поиск, управляемый учителем. На уроке учитель создает педагогические ситуации, в ходе которых ученик проявляет инициативу, самостоятельность. Урок имеет гибкую структуру, которая является насыщенной, познавательно-значимой и проблемным содержанием, используется наглядность, дифференцированные и творческие задания.

Урок в технологиях интерактивного обучения направлен на развитие общения, в ходе которого происходит взаимовлияние учащихся друг на друга. В ходе общения, деятельность учащихся, становится видом активности, ученики развивают свою личность.

Обязательным для такого урока являются:

- Привлечение всех учащихся к работе;

- Стимулирование к активности в работе и организация продуктивной работы в малых группах;

- Подготовленность помещения и соблюдение регламента использования 1-2 интерактивных приемов работы.

Нетрадиционные типы уроков.

К этим типам уроков можно отнести:

- Уроки игры (деловые, ролевые, художественные);

- Уроки сценарии (по примеру ТВ-программ);

- Уроки-поиски (с организацией самостоятельной работы учащихся).

Приведем несколько примеров нестандартных уроков.

Урок-игра

Урок-кроссворд. Этот урок можно посвятить обобщению и систематизации знаний.

Урок состоит из следующих компонентов:

- Формулирование задач в кроссворде;

- Практическое составление кроссвордов;

- Разгадывание заданий;

- Определение ключевых слов.

Во время урока создается несколько малых групп, которые выполняют предложенные учителем задания. Завершается урок подведением итогов работы групп и формулирование общих итогов.

Урок-путешествие посвящается оценке учебных достижений. Класс делится на несколько экипажей, отправляющихся в путешествие. Станции на которых останавливаются ученики совпадают с названиями изученных тем, на которых дети должны выполнять задачи:

- Найти информацию;

- Изыскать примеры;

- Составить схему, график;

- Отгадать загадку;

- Выполнить практическую работу.

Итог работы экипажей, прибывающих в пункт назначения делает жюри или учитель.

Урок-игра «Кубики»

Урок способствует усвоению новых знаний. В ходе урока учащиеся отгадывают задачи, зашифрованные на гранях кубиков (по 6 задач). Ученики выбрасывают кубик, получают задания и выполняют его. За каждое задание ученики получают баллы.

Задачи могут быть:

- Теоретическими;

- Экспромтными;

- Игровыми.

Итог баллов происходит после выполнения всех 6 заданий. Учащиеся выполняют их в группах (2-3 группы на класс).

Урок-игра «Лото» применяется для проверки знаний. К уроку изготавливается лото, состоящее из ячеек, в которых записаны цифры. Карточки лото получают ученики и дополнительно получают кружочки для закрытия ячеек.

Учитель вытягивает номер и читает вопрос. Ученики, у которых есть названный номер отвечают на вопросы. Если ответ верный - цифра закрывается кружком, если неверный - остается незакрытым. Подсчет баллов ученики ведут в конце урока.

Урок-игра «Аукцион» позволяет повторить усвоенные знания. На доске список вопросов (лотов), ученики находят ответ. Ведущий назначает того, кто ведет «продажу». Ведущий называет номер вопроса, «который продается» и зачитывает его. Ученики отвечают, дополняют, уточняют и за правильный ответ получают «валюту». В конце урока подводятся итоги и определяется «лидер».

Урок-поиск

Урок-экскурсия этот урок рекомендуется проводить после изучения темы.

Учитель говорит о цели, маршруте экскурсии и организует группу ассистентов-экспериментаторов, корреспондентов-журналистов, сопровождающих, и тех кто отправляется на экскурсию. Далее идет серия мини-сообщений учащихся с маршрута или лекция учителя по изучаемой теме (в виде экскурса).

Урок-диспут проводится при усвоении и закреплении новой темы. Класс делится на 2 группы: 1 - последователи идеи, готовят к теме тезисы, а 2 группа - противники, готовят тезисы против.

Дискуссию ведет учитель, ученики выступают и обсуждают проблему (в рамках изучаемой темы).

Урок-пресс-конференция.

Этот урок проводится для обобщения учебной информации. Несколько учеников готовятся к проведению пресс-конференции, класс задает им вопросы, а жюри выставляет баллы за ответы. Учащиеся самостоятельно готовят и выбирают вопрос для обсуждения.

Урок-проект.

Этот урок начинается с мозгового штурма, в ходе которого обсуждаются идеи, связанные с проблемой (в рамках темы). Учитель объединяет учеников в несколько малых групп, работающих над проблемой, обсуждавшейся ранее. Эта проблема является темой проекта. Далее учащиеся определяют структуру проекта и источники информации, готовят мини-проект. На последнем этапе учащиеся защищают проект. Результатом защиты становится награждения разработчиков проекта.

Урок - сценарий

Урок КВН.

Этот урок проводят для проверки знаний.

Этапы урока:

1. Разминка. Вопрос готовят ученики и задают их противникам или учитель дает возможность учащимся выбрать вопрос из барабана (лото).

2. Отгадай. Конкурс капитанов. Капитан мимикой и жестами показывает предложения или задачи, команда отгадывает выполняет задачи.

3. Проверка домашнего задания - предполагает предварительное определение тематики и формы презентации или инсценировка параграфа учебника или сценка из фильма, спектакля.

4. Выполнение индивидуальных заданий на конкретную тему семестра.

Урок «Брейн-ринг»

Урок повторение, обобщение материала.

Класс делится на 4 группы, в которых выбирают ведущего, хронометриста. Команды отвечают на вопросы учителя, когда команда не дает правильного ответа, то его выставляют для других команд или для болельщиков, пока не находят правильного ответа.

Урок «Что, где, когда?»

Урок проводится в конце года. Выбирается команда игроков (может выступать и команда учителей, будет играть против команды учеников). За несколько недель объявляется конкурс на лучший вопрос.

Дальше вопросы выбираются к конкурсу, нумеруются и выставляются для обсуждения. Игра проводится по правилам телеигры.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!