СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированный подход при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе озвучены цели личностно-ориентированного обучения, определены особенности деятельности учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью, обозначены основные требования к данным занятиям в школе на современном этапе.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»

Личностно-ориентированный подход при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Технологии личностно-ориентированного обучения предполагают развитие личностных (социально значимых) качеств учащихся с помощью учебных предметов. Спектр этих качеств достаточно разнообразен: мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, физические, эмоционально-чувственные. Личностно-ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение в данном случае становится эффективным способом закрепления тех или иных личностных качеств и обеспечения психологического и социального здоровья, что приводит у успешной подготовке к ОГЭ или ЕГЭ.

Проявление личностно-ориентированной (личностно-гуманной) позиции педагога

1. Проявление ценностного отношения к Личности учащихся:

– заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания, замечания каждого ученика;

– «считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него;

– оценка действий ученика отделяется от личного отношения к нему педагога;

– акцентирование учителем важности мнения и участия каждого в урочной деятельности;

– акцентирование внимания на позитивных личностных качествах учащихся, их поощрение.

2. Реализация учителем новых педагогических функций:

– учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки);

– учитель как человек, создающий условия для учения;

– учитель как исследователь (исследовательская функция);

– учитель как психотерапевт (функция педагогической поддержки);

– учитель как эксперт (консультативная, рекомендательная).

Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между

участниками учебного процесса

1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия:

– приоритет диалогических форм общения;

– организация сотрудничества учеников между собой;

– обращение учителя к ученикам по имени;

– свободное выражение учениками своего мнения без опасения критики;

– учитель стремится постоянно получать от учащихся «обратную связь».

2. Создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта при подготовке к экзаменам:

– учитель проявляет доброжелательность, спокойствие, уравновешенность;

– учитель внимателен к ученику и его проблемам;

– учитель не демонстрирует своего превосходства над учащимися;

– ученики свободно и легко вступают в диалог с учителем и друг с другом;

– стимулирование положительных эмоций во время занятия.

3. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга (сотрудничества):

– организация ситуаций взаимопомощи между учениками;

– использование таких учебных заданий, где сильна взаимозависимость результатов индивидуальной и групповой работы;

– организация работы учащихся в парах;

– организация групповой работы учащихся;

– подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи.

Далее акцентируем внимание на ведущих (основополагающих) техно­логических признаках лич­ност­но-ориентированного урока (см. таблицу)

Анализ технологических аспектов личностно-ориентированного урока

Технологические

показатели урока

Наблюдаемые признаки личностной ориентации


В деятельности и поведении

учителя

В деятельности и поведении

учеников

1. Актуа-

лизация субъектного опыта

учащихся


Учитель предлагает ученикам высказаться по содержанию обсуждаемой темы


Свободно, без боязни выражают своё мнение

Учитель выявляет личностные доводы учащихся по поводу поступающей информации


Свободно и без боязни выражают свои эмоции

Учитель «подталкивает» ученика к проговору способа своей учебной работы


Предлагают разные способы выполнения учебного задания

Учитель обращается к знаниям и опыту учеников по обсуждаемой проблеме


Предлагают к изложению известные им факты, знания, случаи из жизни

2. Создание на уроке

ситуаций выбора и

успеха

Обсуждаются ситуации нравственного выбора


Демонстрируют, обнародуют свои творческие работы

Предлагаются разноуровневые учебные задания по экзаменационным вопросам


Выражают друг другу поддержку, дают обратную связь

Используется рейтинговая система оценивания тех или иных видов деятельности


Проявляют высокую работоспособность


Выражается поддержка учащимся, имеющим трудности в освоении материала

Демонстрируют уверенное поведение

3. Введение учащихся в диалог

Учитель инициирует, поддерживает, поощряет высказывания учеников


Задают интересующие их различные вопросы

Учителем ставятся проблемные вопросы


Проявляют активность в обсуждении проблемы

Излагаются разные точки зрения по обсуждаемому вопросу


Выражают точки зрения разных авторов

Запрашивается «обратная связь» на разных этапах урока


Умело и охотно включаются в дискуссию

4. Организация сотрудничества, совместной творческой деятельности

Безоценочное обсуждение мнений учеников, в том числе и ошибочных


Работают над заданием в парах и группах

Время фронтальных методов работы незначительно


Свободно владеют разными видами самоанализа

Часть своих функций учитель перепоручает ученикам


Умело осуществляют взаимо­контроль

Функция учителя не авторитарная, а консультационная


Умеют распределять «роли» в групповой работе, оказывают взаимопомощь




Знание учителем структуры личности ребенка и осо­бенностей его психического развития, механизмов актуализации его потенциала в процессе учебной деятельности является не самоцелью, а средством, необходимым для конструирования (про­ектирования) урока, определения его деятельностной структуры, выбора адекватных методов и средств организации учебной деятельности при подготовке к зкзаменам, са­моанализа проведенного урока и его корректировки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!