Личностно-ориентированный подход при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Технологии личностно-ориентированного обучения предполагают развитие личностных (социально значимых) качеств учащихся с помощью учебных предметов. Спектр этих качеств достаточно разнообразен: мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, физические, эмоционально-чувственные. Личностно-ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение в данном случае становится эффективным способом закрепления тех или иных личностных качеств и обеспечения психологического и социального здоровья, что приводит у успешной подготовке к ОГЭ или ЕГЭ.
Проявление личностно-ориентированной (личностно-гуманной) позиции педагога
1. Проявление ценностного отношения к Личности учащихся:
– заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания, замечания каждого ученика;
– «считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него;
– оценка действий ученика отделяется от личного отношения к нему педагога;
– акцентирование учителем важности мнения и участия каждого в урочной деятельности;
– акцентирование внимания на позитивных личностных качествах учащихся, их поощрение.
2. Реализация учителем новых педагогических функций:
– учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки);
– учитель как человек, создающий условия для учения;
– учитель как исследователь (исследовательская функция);
– учитель как психотерапевт (функция педагогической поддержки);
– учитель как эксперт (консультативная, рекомендательная).
Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между
участниками учебного процесса
1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия:
– приоритет диалогических форм общения;
– организация сотрудничества учеников между собой;
– обращение учителя к ученикам по имени;
– свободное выражение учениками своего мнения без опасения критики;
– учитель стремится постоянно получать от учащихся «обратную связь».
2. Создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта при подготовке к экзаменам:
– учитель проявляет доброжелательность, спокойствие, уравновешенность;
– учитель внимателен к ученику и его проблемам;
– учитель не демонстрирует своего превосходства над учащимися;
– ученики свободно и легко вступают в диалог с учителем и друг с другом;
– стимулирование положительных эмоций во время занятия.
3. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга (сотрудничества):
– организация ситуаций взаимопомощи между учениками;
– использование таких учебных заданий, где сильна взаимозависимость результатов индивидуальной и групповой работы;
– организация работы учащихся в парах;
– организация групповой работы учащихся;
– подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи.
Далее акцентируем внимание на ведущих (основополагающих) технологических признаках личностно-ориентированного урока (см. таблицу)
Анализ технологических аспектов личностно-ориентированного урока
Технологические показатели урока | Наблюдаемые признаки личностной ориентации |
В деятельности и поведении учителя | В деятельности и поведении учеников |
1. Актуа- лизация субъектного опыта учащихся | Учитель предлагает ученикам высказаться по содержанию обсуждаемой темы | Свободно, без боязни выражают своё мнение |
Учитель выявляет личностные доводы учащихся по поводу поступающей информации | Свободно и без боязни выражают свои эмоции |
Учитель «подталкивает» ученика к проговору способа своей учебной работы | Предлагают разные способы выполнения учебного задания |
Учитель обращается к знаниям и опыту учеников по обсуждаемой проблеме | Предлагают к изложению известные им факты, знания, случаи из жизни |
2. Создание на уроке ситуаций выбора и успеха | Обсуждаются ситуации нравственного выбора | Демонстрируют, обнародуют свои творческие работы |
Предлагаются разноуровневые учебные задания по экзаменационным вопросам | Выражают друг другу поддержку, дают обратную связь |
Используется рейтинговая система оценивания тех или иных видов деятельности | Проявляют высокую работоспособность |
Выражается поддержка учащимся, имеющим трудности в освоении материала | Демонстрируют уверенное поведение |
3. Введение учащихся в диалог | Учитель инициирует, поддерживает, поощряет высказывания учеников | Задают интересующие их различные вопросы |
Учителем ставятся проблемные вопросы | Проявляют активность в обсуждении проблемы |
Излагаются разные точки зрения по обсуждаемому вопросу | Выражают точки зрения разных авторов |
Запрашивается «обратная связь» на разных этапах урока | Умело и охотно включаются в дискуссию |
4. Организация сотрудничества, совместной творческой деятельности | Безоценочное обсуждение мнений учеников, в том числе и ошибочных | Работают над заданием в парах и группах |
Время фронтальных методов работы незначительно | Свободно владеют разными видами самоанализа |
Часть своих функций учитель перепоручает ученикам | Умело осуществляют взаимоконтроль |
Функция учителя не авторитарная, а консультационная | Умеют распределять «роли» в групповой работе, оказывают взаимопомощь |
Знание учителем структуры личности ребенка и особенностей его психического развития, механизмов актуализации его потенциала в процессе учебной деятельности является не самоцелью, а средством, необходимым для конструирования (проектирования) урока, определения его деятельностной структуры, выбора адекватных методов и средств организации учебной деятельности при подготовке к зкзаменам, самоанализа проведенного урока и его корректировки.