ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С УЧЁТОМ ИХ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА
Темперамент и характер являются наиболее значимыми свойствами личности. и определяют наличие многих психических различий между людьми. Темперамент человека выражается через скорость мышления, качество запоминания, остроту восприятия, богатство воображения; проявляется в активности поведения и эмоциональности индивида. В связи с этим возникает необходимость преподавателям учитывать данные особенности детей в процессе их обучения и воспитания.
Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.
И.П.Павлов впервые объяснил наличие психофизиологических различий между людьми особенностями организации высшей нервной деятельности - особенностями протекания процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. И.П.Павлов открыл четыре типа высшей нервной деятельности и обнаружил, что они полностью соответствуют описанным древнегреческим врачом Гиппократом четырем типам темперамента.
Для описания и исследования типа высшей нервной деятельности И.П.Павлов использовал три основные характеристики:
1. Сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. От интенсивности этих процессов зависит работоспособность нервных клеток и всей нервной системы человека, способность выдерживать физические и нервные нагрузки, а также активно заниматься какой-либо деятельностью. Сила процессов возбуждения проявляется в способности человека прикладывать усилия к решению определенной задачи. Сила процессов торможения – в способности длительное время сосредотачиваться на определённой деятельности;
2. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Эти процессы могут быть между собой уравновешены или один процесс (возбуждение или торможение) преобладать над другим;
3. Подвижность процессов возбуждения и торможения определяется скоростью смены одного процесса другим. Благодаря подвижности процессов возбуждения и торможения человек легко переключается с одного вида деятельности на другой.
В зависимости от сочетания этих трех характеристик между собой Иван Петрович Павлов выделил три сильные и один слабый тип высшей нервной деятельности. Сильные: холерик, сангвиник и флегматик, слабый - меланхолик.
Типы темперамента
1. Сангвинический тип темперамента - сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности: процессы возбуждения и торможения выражены сильно, уравновешены между собой и быстро сменяют друг друга.
Людям данного типа темперамента присущи высокая нервно-психическая активность, эмоциональность (но переживания относительно неглубоки, неудачи переживаются достаточно легко), гибкий ум. Они хорошо приспосабливаются к смене ситуации, оптимистичны, общительны, обладают чувством юмора, однако, остро реагирует на критику. Отличаются подвижностью и выразительностью мимики и речи.
Сангвиники легко обучаются, чувствуют себя уверенно, если деятельность носит творческий характер, любят, чтобы их хвалили, привыкают к хорошим оценкам; однако, испытывают недостаток терпения и настойчивости, стремятся к частой смене впечатлений, поэтому однообразие в обучении может привести к потере интереса. На музыкальных занятиях дети с преобладанием сангвинического типа темперамента, не любят работать над техникой исполнения, в следствии невнимательности, разучивают произведение с ошибками. Имеют хорошее чувство ритма, однако, темп не выдерживают, стремясь ускорить его; любят разучивать произведения яркие, но не хватает глубины и основательности в исполнении.
Педагогу желательно поощрять настойчивость и стремления учеников данного типа темперамента, строить с ними доверительные и уважительные отношения, но быть требовательными в процессе обучения.
К данному типу темперамента относят итальянского композитора Джоаккино Антонио Россини (1792 —1868 гг.). Он искренне радовался успехам, как своих друзей, так и врагов, которых никогда не воспринимал всерьёз. В своей жизни Россини не имел внутренних разладов, и самобичевания. "Он твёрдо знал – если произведение терпит неудачу, то виноваты в этом либо публика, которая не смогла понять его музыкальных мыслей, либо он сам, если музыка была им написана без увлечения. А это, по его мнению, не является поводом для уныния" [3, с.255].
2. Холерический тип темперамента сильный, неуравновешенный тип высшей нервной деятельности: процессы возбуждения и торможения выражены сильно, при абсолютном преобладании возбуждения. У людей холерического типа темперамента высокий уровень нервно-психической активности. Холерику присущи глубокие эмоциональные переживания, высокая восприимчивость, самоотдача, открытость, и вместе с тем, прямолинейность, горячность, несдержанность, вспыльчивость, конфликтность, быстрая и резкая смена настроений.
Холерики отличаются хорошими организаторскими способностями, склонностью к лидерству, стремлением достичь результата любыми способами. Высокая работоспособность имеет цикличный характер: периоды подъема резко могут сменяться периодами спада. Ребёнка с холерическим темпераментом переполняют эмоции, для него характерно критичное отношение к окружающим, поэтому в общении с ним нужно быть ровным, искренним, нельзя провоцировать на грубость.
В процессе обучения ребенок-холерик трудолюбив, настойчив, начальный этап обучения проходит за короткий срок. Упорно работает над техникой исполнения музыкального произведения. Исполнение отличается музыкальностью, страстностью и образностью.
Необходимо организовать обучение так, чтобы развивать в ребенке умение спокойно, обдуманно, полно отвечать на вопрос. В поведении необходимо требовать спокойствия, аккуратности, обязательности, и вместе с тем поощрять активность, желание двигаться вперед, стремление к новизне, всяческие попытки к творчеству.
Для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике).
3. Флегматический тип темперамента сильный, уравновешенный тип высшей нервной деятельности: процессы возбуждения и торможения выражены сильно с преобладанием торможения, процессы сменяют друг друга медленно. У людей с данным типом темперамента наблюдается неумение переключаться с одного вида деятельности на другой, склонность к консерватизму, к однообразию. У них низкий уровень эмоциональности, поэтому невыразительность мимики, речи и движений. Флегматики способны к длительному напряжению, долгой, скрупулезной работе, обладают умением обдумывать свои решения. Им присущи такие качества как рассудительность, терпение, спокойствие и уравновешенность, они строго придерживаются определённых правил.
В общении - доброжелательны, бесконфликтны, имеют устойчивые интересы, постоянны в дружбе, однако, проявляют недостаточную гибкость в отношениях с людьми. Поэтому педагог должен проявлять по отношению к ученику активную заинтересованность, сопереживание и постоянно активизировать работу, воодушевлять его на учебный процесс.
Состояние спокойной сдержанности флегматиков благотворно влияет на сценические выступления. Исполнение характеризуется точностью воспроизведения музыкальных элементов. Благодаря этому музыка в исполнении флегматиков интересна, но несколько грубовата и прямолинейна, нет ощущения целостности.
Характерные для флегматического темперамента черты преобладали у русского поэта, баснописца Ивана Андреевича Крылова; русского писателя и литературного критика Ивана Александровича Гончарова; у великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова.
4. Меланхоличный тип темперамента - слабый тип высшей нервной деятельности: процессы возбуждения и торможения выражены слабо, с преобладанием торможения, психические процессы сменяют друг друга медленно. У людей меланхолического типа темперамента низкий уровень нервно-психической активности, низкая работоспособность, высокая утомляемость, сложная и недоступная наблюдению внутренняя жизнь, повышенная тревожность. Им характерна стойкость чувств, при слабом внешнем их проявлении. Меланхолики склонны к глубоким внутренним переживаниям, к самоанализу, преувеличению проблем, к занижению самооценки. У них наблюдается невыразительность мимики, речи, приглушенность моторики, замкнутость, недоверчивость. Высокая восприимчивость красоты природы, способность к сопереживанию, мягкость и деликатность меланхолика создают условия для тонкого понимания искусства и художественно-творческой деятельности.
Дети меланхолического типа темперамента чуткие, доброжелательные, однако очень ранимы и обидчивы. Поэтому для обучения – самый сложный тип темперамента. Этот ребенок испытывает страх перед учителем. У меланхоликов преобладают негативные эмоции, причём, они глубоки и устойчивы. Таким детям постоянно нужны поощрения. Во время занятий музыкой не любят заниматься техникой. Их больше привлекают лирические произведения. На уроках бывают всплески – появляется заинтересованность, но быстро на смену приходит равнодушие и безразличие.
Учащимся с данным типом темперамента присуще хорошее чувство ритма, выразительность исполнения. Меланхолики любят всё фантастическое. Таких детей характеризует низкий темп деятельности. Они тонко чувствует музыку. Преподавателям необходимо правильно дозировать нагрузки, имея в виду, что меланхолики не выносят больших перегрузок и длительного напряжения.
К данному типу темперамента относят выдающегося композитора и исполнителя Фредерика Шопена (1810-1849гг.). "По воспоминаниям современников Шопен был очень чувствителен, хрупок и раним. Своих слушателей он подкупал тонкостью и поэтичностью исполнения, мягкостью звучания инструмента" [3, с.246]. Он не любил большие многолюдные аудитории и в полной мере раскрывался в игре перед небольшим количеством близких друзей. "Черты меланхолического темперамента с присущими ему переживаниями грусти, склонностью к одиночеству, деликатностью и простотой в общении мы находим в личности П.И.Чайковского" [там же, с.251].
Для меланхолического и флегматического темпераментов характерны замедленность движений и слабое выражение чувств.
Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика — вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, человек c холерическим темпераментом может быть несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни
У большинства людей наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.
Свойства темперамента оказывают существенное влияние на формирование характера человека.
Понятие характера
Поведение человека определяется не только врожденными характеристиками, но и условиями социальной ситуации, а также особенностями воспитания.
Характер - это система индивидуальных качеств личности и психических свойств, развивающихся на основе темперамента под влиянием среды.
Если темперамент – это врожденная биологическая характеристика, отражающая активность, силу и устойчивость нервных процессов, то характер формируется на основе темперамента в результате обучения и воспитания. "В процессе развития характера годы раннего детства играют существенную роль. Именно в эти годы закладываются первые основы характера" [5, с.738]. Поэтому необходимо особое внимание уделять воспитанию детей в ранние годы. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как складывается определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера. Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности определяющей и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.
Характер складывается в процессе обучения и воспитания, и проявляется в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
"Говоря о характере (что в переводе с греческого означает "чеканка", "печать"), обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определённый отпечаток на все её проявления и выражают специфическое для неё отношение к миру и прежде всего к другим людям" [4, с.720].
Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.
Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нём, фиксируются в характере и определяют его черты.
Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах..
"Характер человека — и предпосылка и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях" [там же]. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость — в ситуации общения и т. п. Причём, чертами характера можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут пессимистами.
В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются следующие аспекты классификации черт характера. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. К волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность. К эмоциональным чертам характера относят впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость. К интеллектуальным - сообразительность, находчивость, любознательность.
Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отношение человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение в устойчивых интересах человека. Причем, поверхностность и неустойчивость интересов человека нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты.
Определённые черты характера человека раскрываются в деятельности, связанной с его досугом. Например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов — игрой в городки, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов.
Следующим проявлением характера человека является его отношение к людям. В этом плане выделяют такие черты характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др. Не менее показательной является группа черт характера, определяющих отношение человека к самому себе. С этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме человека. Эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист наоборот - интересы других людей ставит выше своих собственных.
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни."Человек сам участвует в выработке своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает... Характер человека, конечно, обусловлен объективными обстоятельствами его жизненного пути, но сами эти обстоятельства создаются и изменяются в результате его поступков" [4, с.739].
В процессе музыкального образования у ребёнка формируются такие качества характера как сила воли и настойчивость; чувство ответственности; решительность; умение владеть собой; стремление к работе над собой через объективный самоанализ; способность делать правильные выводы из критических замечаний.
Английский композитор ХХ века Сирилл Скот в книге "Музыка и ее тайное влияние в течение веков" писал: "Музыка воздействует скрыто, пробуждая определенные эмоции, ...посредством определенного музыкального ритма человеку внушаются устойчивые эмоциональные состояния, которые при повторении легко возникают вновь, что вырабатывает эмоциональные привычки. А привычки, в конце - концов, становятся частью характера" [5, с.28].
Темперамент и характер связаны между собой, поскольку особенности темперамента отражаются на характере человека. Большинство известных исследователей придерживается мнения, что характер развивается на основе темперамента. Так, Л.С.Выготский и Б.Г.Ананьев рассматривают темперамент в качестве природной основы характера. С.Л.Рубинштейн считал, что темперамент является элементом характера, его ядром и неизменной частью.
Вместе с тем, у людей с одинаковыми типами темперамента может быть различный характер. Особенности темперамента могут лишь способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.
Поведение человека очень сложный процесс и определяется не только врожденными характеристиками, но и условиями социальной ситуации, а также особенностями воспитания.
Каждый тип темперамента проявляется в определенных ситуациях, однако, не определяет содержательную сторону личности, он не может быть оценен как хороший или плохой, однако, влияет на становление личности в условиях тех или иных воспитательных воздействий.
Следует обратить внимание на то, что темперамент и характер не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСПОЧНИКОВ
1. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
2. Котова И.А. Психология. Серия «Среднее профессиональное образование» / И.А. Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 480с.
3. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. - 2 изд. / В. И. Петрушин - М.: Академический Проект: Трикста, 2008. - 400 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е 1946 г. /С.Л.Рубинштейн - СП-б.: Питер, 2002. - 720 с. – (электронный ресурс) – Режим доступа: rubinshteyn=osnovu_obzhey_psc.pdf
5. Скотт Сирил. Музыка и её тайное влияние на протяжении веков. В основе перевода лежит 5-е английское издание 1982 г. /Сирил Скотт . - Донецк, 2011. - 166 с.