СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированный подход и профориентационная работа как средства успешной социализации старшеклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовет о личностно- ориентированном подходе

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход и профориентационная работа как средства успешной социализации старшеклассников»

Личностно-ориентированный подход и профориентационная работа как средства успешной социализации старшеклассников

Кисель Елена Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

педсовет № 3

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности — процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно в школе особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.

Опыт работы показывает, что современные дети уже не те, что были десять, даже пять лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей встречается переоценка своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других (как сверстников, так и взрослых), неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века.
1. Возросла информированность детей. Увеличение объема информации порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессмысленная, агрессивная и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию.

2. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Двор и дворовые коллективы как особая субстанция постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми часто оказываются ограничены во времени. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.

3. Большинство современных детей не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций и, соответственно, лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений, сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо близких людей и общества. Определив проблемы, я стараюсь строить работу по предупреждению и профилактике данных явлений у своих учеников не только через учебную работу, но и через систему воспитательной работы.

В моем понимании, воспитание — целенаправленное управление процессом развития личности школьника. Значит, воспитательная деятельность призвана обеспечить условия личностного роста детей. Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, я считаю наиболее актуальным личностно-ориентированный подход.

Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель — создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приёмы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.

Личностно -ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы/технологии обучения), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды, позволяет усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, уменьшить отставание, углубить и расширить знания учащихся исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечит активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Долгие годы школа готовила учеников к кажущемуся социальному благополучию, которое было запрограммировано системой социальных отношений. Идеальным считалось, что выпускники школы пойдут туда, куда их позовет общество. Однако это явно противоречило реальным оценкам того будущего, которое по-разному видели выпускники школы.

Характерным в этом отношении является выступление на выпускном вечере Юлечки Студенцовой, героини повести Владимира Тендрякова «Ночь после выпуска». «Люблю ли я школу? — Голос звенящий, взволнованный. — Да, люблю! Очень!.. Как волчонок свою нору... И вот нужно вылезть из своей норы. И оказывается — сразу тысячи дорог!.. Тысячи!.. По какой мне идти? Давно задавала себе вопрос, но отмахивалась, пряталась от него. Теперь все — прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю... Школа меня заставляла знать все, все, кроме одного — что мне нравится, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравится, то и дается труднее, значит, этому не нравившемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и ... и не смела сильно любить... Теперь вот оглянулась, и оказалось — ничего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы и школы. И тысячи дорог — и все одинаковы, все безразличны... Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!». Юлечку и других героев повести можно назвать «жертвами социализации». Привыкнув приспосабливаться к определенному типу отношений, сложившихся в школе, они оказались в очень затруднительном положении при выборе своего, только себе присущего способа социального поведения.

С подобной проблемой столкнулись классные руководители 9, 11 классов, учащиеся которых не определились с выбором дальнейшего жизненного пути. Так в 9 классе только 4 учащихся (40%) смогли ответить на вопрос о выборе профессии и учебного заведения. Почти такая же картина в 11 классе.

В настоящее время положение детей и подростков тревожно: самоустранение родителей от воспитания, неблагополучие семейных отношений, проблема трудоустройства, распространение детского алкоголизма и др.

Стало очевидным, что решить возникшую проблему мы можем только в программно-целевом объединении усилий семьи, школы и общественных институтов.

Социализация осуществляется через следующие механизмы:

      Социальные нормы – общепринятые образцы поведения, регламентирующие взаимоотношения людей в обществе;

      Социальный контроль – обеспечивает выполнение социальных норм;

      Социальные роли – одобряемые образцы поведения, которые общество ожидает от человека;

      Социальный статус – место личности в данной конкретной системе социальных взаимосвязей;

      Такт – умение человека чутко относится к другим  людям;

      Бестактность – неумение человека в общении с другими людьми проявлять уважение к их потребности и желаниям

Социальная адаптация возрастает в связи с ускорением темпов социальных изменений, в условиях, когда эти изменения затрагивают важные стороны жизни. Такие изменения происходят сегодня в нашем обществе. Поэтому наша задача создать все необходимые условия для успешной социализации обучающихся. Но прежде, мы сами должны четко знать и понимать, что мы хотим  и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать.

В старшем школьном возрасте отмечается увеличение стремления к самопознанию через ценностное освоение Я-концепции и поисковую активность в самоопределении жизненных перспектив.  Актуализируется потребность познать себя, свою индивидуальность, появляется новый уровень самопознания в сфере межличностных отношений, формируются способности к самоосмыслению, самоанализу, самоконтролю. У старшеклассников формируется более или менее устойчивая и адекватная самооценка, которая в дальнейшем становится одним из основных компонентов саморегуляции личности [14]. Формируется и новый тип саморегуляции – самоконтроль переходит от ориентации на оценку к самооценке (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик). Наступает новый этап в развитии мышления – образование понятий и оперирование ими. Появляется способность абстрагировать понятия от действительности, делать предметом анализа собственную мысль (Л.С. Выготский).

Старший школьный возраст – время активного формирования мировоззрения, определения жизненных ценностей и нравственных позиций, развития временной перспективы и ориентированности на будущее, возникает устойчивая структура иерархии мотивационной сферы (Л.И. Божович). В этот период наиболее ярко проявляется чувство взрослости, независимости, желание совершать самостоятельный выбор.

Период юности связан с формированием чувства идентичности и освоением новых социальных ролей (Э. Берн, Э. Эриксон, И.С. Кон, А.В. Мудрик). Именно в этот период наиболее активно происходят процессы социализации молодого человека, формирование его социального опыта. Основным критерием сформированности социального опыта выступает готовность к реализации основных социальных функций (А.Н. Хузиахметов)

Социализация – двусторонний процесс: с одной стороны, усвоение ребёнком социального опыта путём вхождения в социальную среду, т.е. воздействие среды на человека; с другой –воздействие человека на среду через его деятельность. Понятие «социализация» тесно связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение». В школе социализация происходит как на уроках, так и после них. Социализация на уроке начинается с отношения к предмету, проявления самостоятельности, толерантности, а также готовности к диалогу и работе в группе.

Профориентационная работа в школе, целенаправленная ориентация педагогической деятельности на создание условий для формирования социализации школьников, создание организованной внешней среды, введение специальных курсов в учебный план образовательного учреждения позволяют создать положительную тенденцию в социализации старшеклассников образовательного учреждения, призваны способствовать возникновению у выпускников профессиональных намерений, значительному росту инициативы, самостоятельности, ответственности.



Методика проведения диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя

Педагогу (группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения два опросных листа – №1 и №2. Главное при этом – соблюсти интервал между предъявлением этих листов. Он должен составлять не менее одного дня! Это делается для того, чтобы нейтрализовать возможные попытки «угадать» «правильный» ответ.


Обработка результатов

Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности. Говоря с определенной долей условности, опросный лист №1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный лист №2 – «деятельность».

Подсчет результатов осуществляется следующим образом. Лист №1 «накладывается» на лист №2 и отмечаются только совпадения ответов. Далее подсчитывается, в какой колонке – первой, второй, третьей или четвертой –больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.

Интерпретация результатов

Если больше всего совпадений ответов в 1-й колонке («считаю необходимым» – «делаю постоянно»), то перед нами сильная профессиональная позиция воспитателя.

Если больше всего совпадений во 2-й колонке («считаю важным» –«делаю часто»), то перед нами относительно сильная профессиональная позиция воспитателя.

Если больше всего совпадений в 3-й колонке («считаю необязательным» – «делаю изредка»), то перед нами относительно слабая профессиональная позиция воспитателя.

Наконец, если больше всего совпадений в 4-й колонке («считаю ненужным» – «не делаю»), то перед нами слабая профессиональная позиция воспитателя.

Если результат кажется неправдоподобно высоким, можно пригласить респондента на индивидуальное собеседование. Обращаясь к материалам его тестирования и тактично расспрашивая его о том, каким образом он реализует те или иные действия, можно с достаточно большой степенью достоверности выяснить, пустил ли он «пыль в глаза» или действительно является профессионалом высочайшего класса в деле воспитания.

Также на основе данного теста можно проводить более детальный анализ профессиональной позиции педагога как воспитателя, в частности рассмотреть особенности позиции педагога по субъектностям:

1) педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и детскую общность (утверждения с 1 по 16);

2) педагог как субъект личностного и профессионального саморазвития как воспитателя (утверждения с 17 по 22);

3) педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей (утверждения с 23 по 28);

4) педагог как субъект взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала (утверждения с 29 по 35).

С помощью такого дифференцированного анализа можно выяснить, какая из субъектностей педагога-воспитателя «западает» у респондента, где он испытывает наибольшие сложности и трудности, что может служить источником его профессионального и личностного роста.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!