СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированный подход, как важное условие эффективности процесса обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

С развитием общества и государства повышением уровня культуры населения, школа становится первым звеном непрерывного образования, обеспечивающим успешность дальнейшего обучения.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход, как важное условие эффективности процесса обучения»

Личностно-ориентированный  подход как важное условие эффективности процесса обучения Яндушкина С.И.  учитель английского языка МБОУ «Шатракасинская ООШ»

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения

Яндушкина С.И.

учитель английского языка

МБОУ «Шатракасинская ООШ»

 Сегодня невозможно представить современное образование без обращения к личности.  С развитием общества и государства, повышением уровня культуры населения, школа становится первым звеном непрерывного образования, обеспечивающим успешность дальнейшего обучения.

Сегодня невозможно представить современное образование без обращения к личности.

С развитием общества и государства, повышением уровня культуры населения, школа становится первым звеном непрерывного образования, обеспечивающим успешность дальнейшего обучения.

 Цель работы:  обсуждение эффективности личностно-ориентированного подхода и влияние его на качество обучения. Для достижения цели ставятся следующие задачи :  1. Раскрыть сущность личностно-ориентированного подхода  2. Охарактеризовать технологии личностно-ориентированного обучения.  3. Выявить влияние личностно-ориентированного обучение на развитие и саморазвитие личности ученика.

Цель работы:

обсуждение эффективности личностно-ориентированного подхода и влияние его на качество обучения.

Для достижения цели ставятся следующие задачи : 1. Раскрыть сущность личностно-ориентированного подхода 2. Охарактеризовать технологии личностно-ориентированного обучения. 3. Выявить влияние личностно-ориентированного обучение на развитие и саморазвитие личности ученика.

Суть личностно-ориентированного подхода заключается в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от возможностей, которыми располагает ребенок. Для этого необходимы отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, познания интересов, качеств характера, особенностей мыслительного процесса, учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.                    

Суть личностно-ориентированного подхода заключается в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от возможностей, которыми располагает ребенок. Для этого необходимы отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, познания интересов, качеств характера, особенностей мыслительного процесса, учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.                    

Функции личностно-ориентированного образования:   гуманитарная, суть состоит в признании самоценности человека. культуросозидательная (культурообразующая), направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. социализации предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта

Функции личностно-ориентированного образования:

  • гуманитарная, суть состоит в признании самоценности человека.
  • культуросозидательная (культурообразующая), направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования.
  • социализации предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта
Обучение с личностно-ориентированным подходом:   - предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;   - обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;   - учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);   - подразумевает подбор средств, методов их организацию так, что ученик может проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;   - предполагает образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, являющихся важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, поскольку это выступает основной целью современного образования.

Обучение с личностно-ориентированным подходом: - предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении; - обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности; - учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений); - подразумевает подбор средств, методов их организацию так, что ученик может проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме; - предполагает образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, являющихся важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, поскольку это выступает основной целью современного образования.

 Главная задача учителя – поставить ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовать её таким образом, чтобы он всё более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки.      Для учителя в учебно-воспитательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни. 

Главная задача учителя – поставить ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовать её таким образом, чтобы он всё более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки.     Для учителя в учебно-воспитательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни. 

Модель личностно-ориентированного обучения разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения; индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности; субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Модель личностно-ориентированного обучения

  • разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
  • дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;
  • индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
  • субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Принципы личностно-ориентированного подхода: Принцип самоактуализации Принцип индивидуальности Принцип субъективности Принцип выбора Принцип творчества и успеха Принцип доверия и поддержки

Принципы личностно-ориентированного подхода:

  • Принцип самоактуализации
  • Принцип индивидуальности
  • Принцип субъективности
  • Принцип выбора
  • Принцип творчества и успеха
  • Принцип доверия и поддержки
Основным принципом разработки личностно-ориентированного подхода является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Личностно-ориентированное обучение в современной системе образования рассматривается как современная педагогическая технология.

Основным принципом разработки личностно-ориентированного подхода является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Личностно-ориентированное обучение в современной системе образования рассматривается как современная педагогическая технология.

 Урок - это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

Урок - это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

 Сравнительная характеристика уроков: Традиционный урок Личностно-ориентированный урок Обучает всех учащихся установленной сумме знаний, умений и навыков. Способствует эффективному накоплению каждым учащимся своего собственного личного опыта. Распределяет учебные задания, форму работы учащихся и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий. Предлагает учащимся на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет их к самостоятельному поиску путей решений этих заданий. Старается заинтересовать учащихся в том учебном материале, который предлагает сам учитель. Стремится выявить реальные интересы учащихся и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала. Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учащимися. Ведет индивидуальную работу с каждым.

Сравнительная характеристика уроков:

Традиционный урок

Личностно-ориентированный урок

Обучает всех учащихся установленной сумме знаний, умений и навыков.

Способствует эффективному накоплению каждым учащимся своего собственного личного опыта.

Распределяет учебные задания, форму работы учащихся и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.

Предлагает учащимся на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет их к самостоятельному поиску путей решений этих заданий.

Старается заинтересовать учащихся в том учебном материале, который предлагает сам учитель.

Стремится выявить реальные интересы учащихся и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.

Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учащимися.

Ведет индивидуальную работу с каждым.

Традиционный урок Личностно-ориентированный урок Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных. Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.

Традиционный урок

Личностно-ориентированный урок

Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле.

Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.

Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки.

Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением.

Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение.

Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных.

Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.

Условия для развития мотивации к обучению: -использование субъективного опыта учащегося -актуализация имеющегося опыта и знания, как важное условие, способствующее пониманию и получению новых знаний -вариативность заданий, предоставление ученику свободы выбора наиболее значимых для него способов усвоения учебного материала -обеспечение на уроке эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества -создание ситуации успеха, учащиеся должны почувствовать радость от проделанной работы -создание благоприятной атмосферы для продуктивной, поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, которые вызывают интерес у ребят.

Условия для развития мотивации к обучению:

  • -использование субъективного опыта учащегося
  • -актуализация имеющегося опыта и знания, как важное условие, способствующее пониманию и получению новых знаний
  • -вариативность заданий, предоставление ученику свободы выбора наиболее значимых для него способов усвоения учебного материала
  • -обеспечение на уроке эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества
  • -создание ситуации успеха, учащиеся должны почувствовать радость от проделанной работы
  • -создание благоприятной атмосферы для продуктивной, поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, которые вызывают интерес у ребят.
Пример применения ЛОО на уроке. Приветствие учеников  Введение в предстоящую тему постановка перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы; беседа (рассказ) о теоретической и практической значимости предстоящей темы программы; рассказ о том, как решалась проблема в истории науки.

Пример применения ЛОО на уроке.

Приветствие учеников

Введение в предстоящую тему

  • постановка перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
  • беседа (рассказ) о теоретической и практической значимости предстоящей темы программы;
  • рассказ о том, как решалась проблема в истории науки.
Мотивация к учебной деятельности педагог организует групповое интервью (опрос учащихся) о значимости темы и цели урока для изучения предмета ; Дифференцированное задание учащимся и оценивание: Работа с текстом из дополнительной литературы(5 баллов) Работа с текстом из основной литературы (3 балла) Кроссворд (5 баллов) Ответы с места (1 балл) и др.

Мотивация к учебной деятельности

  • педагог организует групповое интервью (опрос учащихся) о значимости темы и цели урока для изучения предмета ;

Дифференцированное задание учащимся и оценивание:

  • Работа с текстом из дополнительной литературы(5 баллов)
  • Работа с текстом из основной литературы (3 балла)
  • Кроссворд (5 баллов)
  • Ответы с места (1 балл) и др.
Рефлексия занятия Групповое интервью, что узнали о теме занятия, что еще хотелось бы узнать, выводы, подведение итогов.

Рефлексия занятия

Групповое интервью, что узнали о теме занятия, что еще хотелось бы узнать, выводы, подведение итогов.

Памятка Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех  учеников в ходе урока.
  • Сообщение в начале урока (занятия) не только темы, но и организации  учебной (воспитательной)  деятельности в ходе урока (занятия).
  • Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  • Использование проблемных творческих заданий.
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  • Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
  • Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
  • Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  • При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и  подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою  учебную работу при выполнении домашнего задания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!