Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения
Яндушкина С.И.
учитель английского языка
МБОУ «Шатракасинская ООШ»
Сегодня невозможно представить современное образование без обращения к личности.
С развитием общества и государства, повышением уровня культуры населения, школа становится первым звеном непрерывного образования, обеспечивающим успешность дальнейшего обучения.
Цель работы:
обсуждение эффективности личностно-ориентированного подхода и влияние его на качество обучения.
Для достижения цели ставятся следующие задачи : 1. Раскрыть сущность личностно-ориентированного подхода 2. Охарактеризовать технологии личностно-ориентированного обучения. 3. Выявить влияние личностно-ориентированного обучение на развитие и саморазвитие личности ученика.
Суть личностно-ориентированного подхода заключается в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от возможностей, которыми располагает ребенок. Для этого необходимы отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, познания интересов, качеств характера, особенностей мыслительного процесса, учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.
Функции личностно-ориентированного образования:
- гуманитарная, суть состоит в признании самоценности человека.
- культуросозидательная (культурообразующая), направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования.
- социализации предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта
Обучение с личностно-ориентированным подходом: - предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении; - обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности; - учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений); - подразумевает подбор средств, методов их организацию так, что ученик может проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме; - предполагает образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, являющихся важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, поскольку это выступает основной целью современного образования.
Главная задача учителя – поставить ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовать её таким образом, чтобы он всё более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки. Для учителя в учебно-воспитательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.
Модель личностно-ориентированного обучения
- разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
- дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;
- индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
- субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Принципы личностно-ориентированного подхода:
- Принцип самоактуализации
- Принцип индивидуальности
- Принцип субъективности
- Принцип выбора
- Принцип творчества и успеха
- Принцип доверия и поддержки
Основным принципом разработки личностно-ориентированного подхода является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Личностно-ориентированное обучение в современной системе образования рассматривается как современная педагогическая технология.
Урок - это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.
Сравнительная характеристика уроков:
Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок
Обучает всех учащихся установленной сумме знаний, умений и навыков.
Способствует эффективному накоплению каждым учащимся своего собственного личного опыта.
Распределяет учебные задания, форму работы учащихся и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.
Предлагает учащимся на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет их к самостоятельному поиску путей решений этих заданий.
Старается заинтересовать учащихся в том учебном материале, который предлагает сам учитель.
Стремится выявить реальные интересы учащихся и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.
Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учащимися.
Ведет индивидуальную работу с каждым.
Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок
Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле.
Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.
Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки.
Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.
Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением.
Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение.
Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных.
Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.
Условия для развития мотивации к обучению:
- -использование субъективного опыта учащегося
- -актуализация имеющегося опыта и знания, как важное условие, способствующее пониманию и получению новых знаний
- -вариативность заданий, предоставление ученику свободы выбора наиболее значимых для него способов усвоения учебного материала
- -обеспечение на уроке эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества
- -создание ситуации успеха, учащиеся должны почувствовать радость от проделанной работы
- -создание благоприятной атмосферы для продуктивной, поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, которые вызывают интерес у ребят.
Пример применения ЛОО на уроке.
Приветствие учеников
Введение в предстоящую тему
- постановка перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
- беседа (рассказ) о теоретической и практической значимости предстоящей темы программы;
- рассказ о том, как решалась проблема в истории науки.
Мотивация к учебной деятельности
- педагог организует групповое интервью (опрос учащихся) о значимости темы и цели урока для изучения предмета ;
Дифференцированное задание учащимся и оценивание:
- Работа с текстом из дополнительной литературы(5 баллов)
- Работа с текстом из основной литературы (3 балла)
- Кроссворд (5 баллов)
- Ответы с места (1 балл) и др.
Рефлексия занятия
Групповое интервью, что узнали о теме занятия, что еще хотелось бы узнать, выводы, подведение итогов.
Памятка Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью
- Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех учеников в ходе урока.
- Сообщение в начале урока (занятия) не только темы, но и организации учебной (воспитательной) деятельности в ходе урока (занятия).
- Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
- Использование проблемных творческих заданий.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
- Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
- Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
- При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.