СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированный подход в оценочной деятельности – залог формирования адекватной самооценки ученика и его успешности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Личностно-ориентированный подход в оценочной деятельности – залог формирования адекватной самооценки ученика и его успешности" из выступления учителя немецкого языка Заболотского УПК Светланы Ивановны Буйко.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход в оценочной деятельности – залог формирования адекватной самооценки ученика и его успешности»

Личностно-ориентированный подход в оценочной деятельности

залог формирования адекватной самооценки ученика и его успешности


В центре обучения, согласно личностно- ориентированному подходу, находится сам ученик, его мотивы, цели, неповторимый психологический склад. Учитель в контексте такого подхода определяет учебную цель урока, организует, направляет и корректирует учебный процесс исходя из интересов ученика, уровня его знаний и умений. Учащийся в конце урока должен быть в состоянии ответить себе на вопрос, чему он сегодня научился, что он не мог сделать еще вчера. Это могут быть новые знания, умения, навыки, отношения, состояния и т.д. Организация такого обучения означает, что использование учебного материала, тех или иных приемов, способов, упражнений должно преломляться через призму личности обучаемого — его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей.

Личностно- ориентированный подход также предполагает, что учитель максимально учитывает национальные, возрастные, статусные особенности учащихся. Адресованные ученику вопросы, задания, замечания в условиях личностно - ориентированного подхода стимулируют его личностную, интеллектуальную, речевую активность, поддерживают и направляют его деятельность без излишнего фиксирования внимания на промахи и ошибки или неудачные действия.

Учебный процесс -это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня учащиеся и их родители ждут от учителя прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг, последователен и справедлив.

Но иногда в профессиональной деятельности учителя прослеживается то, что «В оценке зачастую мало педагогики и много власти».
Задача каждого педагога строить образовательный процесс таким образом, чтобы в его оценке власти было мало, а педагогики много. Любая оценка и отметка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, должна сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.

Прежде всего, нужно вспомнить отличия между понятиями: «Оценка» и «Отметка» т.к. от понимания сути того или иного термина зависит, что каждый из нас вкладывает в его понимание.
Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами.

Оценка — это мнение о ценности, уровне или качестве чего — либо;
Отметка — это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.

Согласно нормативному документу:
Оценка - развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.
Оценить — значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения.
Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.
Отметка — это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.


Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. Иногда в практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер.
Обычно учителями используются следующие формы оценки:
- многочисленные «малые формы оценки» в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику в кратких одобрениях либо критических замечаниях учителя;
— краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письменных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном дневнике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика;
— отметки, с помощью которых по десятибалльной системе оцениваются успеваемость и определенные аспекты поведения;
— общие характеристики, включающие оценку учебных и трудовых успехов, которые пишутся в конце учебного года, при получении аттестата зрелости или для профессиональных заведений и т. п.
Сюда прибавляются оценочные высказывания учителя при посещении родителей, на родительских собраниях

Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, — это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.

Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего потому, что они тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональной комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.

Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.).
И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым — тем самым формируется высокая самооценка.

Самооценка - оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она - важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.


Самооценка школьника ориентирована в основном на оценки, выставляемые учителем в журнал. Однако вербальные оценки могут играть преобладающую роль в формировании самооценки ученика. Важно осознавать значительность влияния выставляемых учителем отметок, так как они не всегда совпадают с оцениванием ученика самого себя.

В целом необходимо предоставлять возможность ученику отстаивать свое мнение, и тактично направляя рассуждения ребенка, учитель тем самым помогает ему формировать собственную оценочную деятельность, развивать умение анализировать оценочные суждения учителя и тем самым формировать самооценку.



Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. Мотивация достижения — это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.
Идя в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и по началу искренне стремится им стать. Однако если учитель — сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели может не сформируется, т. к. достигать чего — любой человек стремиться только при положительной оценке своей деятельности
Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Как показывают исследования, самый большой страх в школе — это страх проверки знаний.
Огромное влияние оказывает оценивание на развитие творческих способностей ребенка.
Очень часто ребенок мыслящий нестандартно сталкивается в школе с непониманием: «Тебе что, больше всех надо», — говорят ему одноклассники; «Ты делаешь не так, как все и не так, как я требую» — говорит учитель. Результат, отличающийся от стандарта, далеко не всегда заслуживает высокой оценки.

Значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки и оценки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта, и в самом страшном проявлении отметка и оценка могут быть причиной суицида.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в наших руках, в руках учителя, великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить, как личность т.е сформировать неадекватную или низкую самооценку.
Поэтому особую важность приобретает психологический аспект оценивания.
Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить надо, но отметки и оценки должны быть объективны.
Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:
— при оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к Вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.


— существует так называемый «эффект ореола». Например ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды моет в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.

Для того, чтобы ребенок даже отрицательную оценку и отметку воспринял как справедливую, необидную, можно просто использовать простое правило: при оценивания сначала человеку говориться хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподноситься критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: «Ты глупый, ты лентяй»). Оценивается только действие, а не личность: «Ты поленился».
Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, то есть, что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: «У тебя обязательно получится», «Я в тебя верю» — такие слова педагога способны совершить переворот в душе ученика. Также очень важно моделировать на уроке ситуацию успеха, тем самым повышать самооценку учеников.

Необходимо хвалить учащегося. Похвала должна возникать спонтанно, её не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами. Заставьте ученика произнести: «Я не хуже других!».
Есть еще одно психологическое правило, которое должно стать законом для любого учителя и родителя: Не сравнивайте ребенка с более успешными на ваш взгляд детьми.

Для формирования адекватной самооценки ученика в содержание обучения нужно включить методы самоконтроля и самооценивания учеником своих результатов. Учителем или учащимся могут быть разработаны листки самооценивания знаний, умений, навыков.
Можно составит портфолио как альтернатива системе оценивания учащихся, что позволяет решить ряд задач в построении личностно-ориентированного образовательного процесса.


Когда нельзя ставить отрицательные отметки:
— нельзя наказывать отметкой (ставится «2» за плохое поведение);
— если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относиться к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или неблагоприятную спонтанную реакцию;
— если отметка спорная, то ставим в пользу ребенка.

Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой оценки и отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность оценивания и справедливость выставления отметок.




6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!