СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностное и познавательное развитие учащихся в условиях ГПД.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностное и познавательное развитие учащихся в условиях ГПД.

Просмотр содержимого документа
«Личностное и познавательное развитие учащихся в условиях ГПД.»




Личностное и познавательное развитие учащихся в условиях группы продлённого дня












Из опыта работы

воспитателя группы продлённого дня

I квалификационной категории

Васиной С.Ю.








С.Б.Болдино2020г.








Личностное и познавательное развитие учащихся в условиях ГПД.

Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребёнка, который определяется важным обстоятельством – поступлением в школу и обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности – учении.

Ведущей деятельностью становится – учебная. Она требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления, создает новые условия для личностного развития ребенка.

В условиях работы группы продленного дня произвольность поведения, психические процессы и действия ребёнка будут определяться содержанием действий и поведения воспитателя. Развитие личности и индивидуальности ребенка возможно только тогда, когда за ребенком остается право быть собой. В этом возрасте развиваются основные познавательные процессы.

Группа продлённого дня- одна из форм общественного воспитания детей, где осуществляется комплексное решение образовательных и оздоровительных задач.

Задачи группы продленного дня:

-обеспечение безопасности жизни и здоровья;

-способствовать развитию личности ребенка;

-создание благоприятной обстановки для развития;

физических, духовных и нравственных качеств;

-воспитание самостоятельности, уважения и самоуважения.

Из поставленных задач следует, что наша работа должна строиться с учетом развития личностных и познавательных способностей детей. Что включают в себя познавательные способности:ощущение, восприятие, воображение, внимание,память, мышление.

К методам, способствующим развитию познавательных способностей относятся спортивные и развивающие игры, клубный час, экскурсии и прогулки.

Существуют также и несколько условий, необходимых для развития этих способностей: это доброжелательная обстановка, соблюдение режима дня, помощь друг другу, внимательное отношение, взаимовыручка.

Существуют определенные правила поведения как на уроках, так и на переменах, в общественных местах, в коллективе, по отношению к взрослым и своим ровесникам.

В начале учебного года обязательно вырабатываются совместно с детьми Правила общения: свободного, спокойного, конструктивного. Эти правила помогают в профилактике неадекватных эмоциональных реакций, в формировании эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Необходимо, чтобы школа стала для ребят надежным и безопасным местом.

С этой целью необходимо планировать беседы по правилам знакомств, правилам общения и обращения друг к другу, которые планируются, как правило, в начале учебного года.

Это такие беседы как «Круг знакомств», «Давайте жить дружно», «Правила хорошего тона». К примеру, можно проводить игры: «Эстафета имен», «Узнай по описанию», «Паутина», «Снежный ком», «Числа».

Первое из условий развития ребенка тесно переплетается с последующими.

Ежедневно происходят ситуации, когда ребята не могут обойтись без общения, оказанияпомощи друг другу, внимательного отношения и взаимовыручки. (Одевание, раздевание, участие в игре, помощь на занятии и т.д.).

Выполняемый в течение длительного времени правильный режим, способствует укреплению здоровья, создает бодрое, жизнерадостное настроение и повышает работоспособность учащихся. Воспитывает у ребенка такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность.Режим дня, соблюдаемый в ГПД, просто необходим ребенку младшего школьного возраста. Он помогает детям научиться эффективно распределять свое время, способствует снижению импульсивности и формированию волевых качеств.
Обязательные ежедневные прогулки на свежем воздухе влияют на физическое и эмоциональное развитие ребенка. Те же дети, кто уходит после школы домой, как правило, на прогулку уже не выходят.
Так же  полноценное питание.

Отдых на улице очень важен и,чтобы прогулка принесла пользу не только душе, но и телу, разработано несколько видов прогулок. На игровой прогулке детям предлагается несколько подвижных игр средней интенсивности.

На прогулке-экскурсии дети знакомятся с отдельными явлениями природы.

На прогулке-поиске – поиск заранее спрятанного предмета.

При проведении подвижных игр и игр малой подвижности, стараюсь, чтобы участвовали также все дети и каждый желающий побыл в главной роли. Оказавшись в роли ведущего, он чувствует себя в данный момент на ступеньку выше своих сверстников, так как он управляет игрой. Это очень заметно по его выражению лица. Значит детям это необходимо, это доставляет ему радость. С помощью прогулок у ребят развивается инаблюдательность, и память, и мышление.

В группе еженедельно проводится общественно-полезный труд – это мытьё столов и игрушек, поливка цветов, наведение порядка в папках, что сказывается на воспитании взаимопомощи друг другу, формировании чувства коллективизма.

Организуя занятия с младшим школьником, мы определяем развитие личности ребенка. Но все-таки еще в этом возрасте игра продолжает оставаться одним из основных видов деятельности ребенка. Оставаясь отдыхом и развлечением, она всегда перерастает в обучение, в модель человеческих отношений, помогает создать условия для самореализации. Игра обеспечивает эмоционально привлекательное, комфортное и безопасное пространство, которое обладает мощным воспитательным, образовательным и коррекционным ресурсом.

Существует большое количество игр на развитие познавательных процессов.

Так, например, на развитие слуховой, зрительной памяти, внимания я использую такие игры как «Хлоп» (делать хлопки на лишнее слово), «Сделай как я». Здесь я использую счетные палочки. Ребята работают в парах. Один выкладывает фигуру, второй несколько секунд смотрит (5 с) и затем выполняет такую же.Игра «Считаем и рисуем». Я хлопаю или стучу, а дети рисуют по количеству хлопков кружки.«Запомни и повтори», «Фотоаппарат». Нравится детям упражнение рисования по клеточкам. С этими ребятами я только начинаю использовать это упражнение.

Игра«Колобок».Эта игра может носить название любой сказки, знакомой детям, так как суть игры состоит в выполнении определенных движений при упоминании персонажа. В этой игре все ребята получают групповую роль.

Игра “Цифровая таблица Шульте”. На плакате в разном расположении нарисованы цифры от 1 до 25. Задача: на скорость найти все цифры. С этими ребятами я так же проводила игру, её я обозвала «Статуя». Один ребенок выходит, а человек 5-6 садятся в кучку, я накрываю их покрывалом. Выходящий на ощупь головы определяет и называет имя этого ребенка. Очень нравится ещё игра «Горячо-холодно» и именно тот момент в этой игре–один ребенок выходит из группы, т.е. он меняет местонахождение.

На развитие наблюдательности, воображения существует также большое количество игр. Я, в частности, использую такие как «Опиши игрушку (предмет)по памяти», «Помнишь ли ты?», «Дорисуй» (предлагается любая фигура геометрическая), «Придумай название», «На что похожа цифра» (снежинка), упражнение «Улыбка», «Хорошие манеры» и т. д.

На развитие активизации группового взаимодействия и мыслительной деятельности я проводила игру «Яблоко, апельсин, персик». Но её хорошо проводить все-таки при маленьком количестве ребят, в силу большого числа названий фруктов или овощей. И я использовала числа, п/и «Номера», «Волшебный коврик». Очень нравится детям словесная игра «Кто я?» с использованием карточек.

В чем состоит особенность познавательных процессову ребят?

Психологи провели специальное исследование: изучались особенности внимания у одних и тех же школьников в процессе их обучения в первом, втором и третьем классах.

Для большинства первоклассников характерна такая динамика внимания в течение дня: начиная работу с исходно высокого уровня, они демонстрируют тенденцию к спаду внимания уже после первого урока. Иными словами, устойчивого внимания им хватает лишь на 45 минут первого урока.

Нам, воспитателям, при планировании работы, нужно помнить и учитывать личностные особенности ребят, а также, как мы можем активно повлиять на формирование у невнимательных учащихся навыка планирования своей деятельности.

Так же из экспериментапсихологов следует,что даже простая отсрочка во времени в совокупности с установкой на обдумывание дает положительные результаты. Если же снабдить школьников необходимым набором правил и стратегий планирования работы и предложить им выбрать оптимальные, используя для этого паузу, то результаты улучшаются в несколько раз.

При использовании этого приема главной является задача воспитателя внушить учащимся необходимость сосредоточить свое внимание на обдумывании своих стратегий. Временная отсрочка выступает как внешнее средство, позволяющее организовать этот процесс.

Долгое время считалось, что умение удерживать внимание учащихся – основной навык педагога. Однако в последнее время становится очевидным, что настоящее образование не требует постоянной концентрации внимания на педагоге, и даже напротив: чем дольше удерживается внимание ребят, тем меньше происходящий процесс напоминает подлинное обучение. И педагоги всегда инстинктивно понимают это, они не пытаются постоянно держать учеников в плену магии своего влияния. Предоставляют им свободное время, в ходе которого учащиеся могут самостоятельно работать, общаться друг с другом, играть, экспериментировать или обсуждать происходящее.

Ритм обучения,напряженного внимания,успешно чередуется с периодами рефлексии или игровыми паузами. Эта интуитивная дидактика подтверждена результатами проводимых в физиологии исследований головного мозга.

Человек может напряженно фокусировать внимание на внешнем объекте только в течение очень непродолжительного времени – меньше 10 минут. Существуют и другие причины необходимости введения в процесс обучения пауз и фаз рефлексии:

1. Многое в процессе обучения происходит неосознанно и спонтанно. Для осмысления и структурирования результатов обучения требуется специальное время.

2. Для того чтобы найти в обучении свои личностные смыслы, ученику необходимо время, свободное от поступления новой информации и решения задач.

3. После завершения занятия мыслительный процесс еще долго не заканчивается. Не сознавая этого, мы в течение какого-то времени перерабатываем полученную информацию. На житейском языке это звучит обычно таким образом: «Эта информация должна отлежаться».

Все это означает, что после интенсивной работы воспитатели должны позаботиться о физкультминутке.

В среднем дети пяти-восьми лет способны интенсивно, без перерывов, учиться 5-7 минут, не более. Дети девяти-тринадцати лет – в течение 8-12 минут. После этого обязательно должна следовать пауза.

Самый простой способ реализации этого принципа – перемена места. Вы можете, например, пересадить учеников так, чтобы они оказались в другой части помещения, можете время от времени работать со всем классом в других помещениях.

Важны многократные чередования незнакомых, непривычных действий и действий ритуальных. Новизна привносит радость, эффект неожиданности и снимает напряжение. Поэтому на своих занятиях мы и стараемся менять вид деятельности.

Развитие и воспитание становится более успешным, если учащиеся имеют достаточно возможностей двигаться – на занятиях спортом, в театральных постановках, на танцах и во время всевозможных игр, развлечениях.

Игра не должна ощущаться как инородное тело, иначе детипотеряют ориентировку и забеспокоятся. Попытайтесь связатькаждую игру с деятельностью, имевшей место перед этим, например – с темой, которую вы только что прошли.

Постоянно нужно вводить игровые паузы, во время которых дети могли бы двигаться и смеяться, собираться в разные группы и играть разные роли.

Например, у меня ребята перед каждым занятием в группе спрашивают, чем мы будем заниматься. Иногда после ответа «сейчас» можно увидеть недовольные лица-ребенок был в своей игре. Тогда я даю возможность доиграть.

Помогите учащимся сформулировать для себя свои собственные, реально достижимые цели.

Со временем вы сможете создать в группе атмосферу спокойного внимания, в которой дети будут без страха работать над сложными заданиями.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!