СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностносоорентированный урок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Личностносоорентированный урок»

Личностно ориентированный урок

Автор: Жигалкина Алла Александровна

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. И здесь помогают различные включения. Рассмотрим лишь несколько из них:

  • Включение в урок или домашнее задание диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т.д. (Одним из ходов в решении этой методической задачи может быть мотивирование ребят на диагностику своих познавательных особенностей как средства для выбора способа, плана выполнения дальнейшего учебного задания); Мальчики с большим желанием высказывают критические замечания по отношению к другим , но и способны на самокритику. Девочкам же очень трудно честно и критично относиться к своим одноклассникам. У девочек всё основывается не на справедливости, а зачастую на уже сформированных межличностных взаимоотношениях.

  • Задание на создание возможностей для самоопределения, задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания).

  • В выборе форм отчетности учебной работы (письменный – устный отчет, досрочный, в намеченный сроки, с опозданием) тоже есть различия. Девочки любят письменные, подробные ответы, приготовленные самостоятельно заранее, обязательно в спокойной обстановке. Мальчики же отвечать предпочитают ёмко но по краткому плану, аргументировано, часто пользуясь коллективным мнением группы. Поэтому, при организации учебно-воспитательного процесса целесообразнее даже группы иногда формировать по гендерному признаку.

  • Выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы, распределенный режим – «работа порциями» и пр.); Вот в этой категории самые разительные условия организации процесса. Девочки сразу после начала занятий включаются в работу, набирая оптимальный темп работоспособности. Мальчики врабатываются долго, пик работоспособности у них приходится на середину урока. Видим, что пики активности не совпадают. Это необходимо учитывать, давая мальчикам «разогревающие» их интерес к теме задания, а девочкам повторяя и закрепляя неоднократно сказанное, изученное.

  • Задание на самоопределение (когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала). Девочки ориентируются на отношения между людьми, а мальчики на информацию. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения конкретных ответов, а девочки ради установления контакта. Во время ответов девочки смотрят в глаза учителю, ищут одобрения своей работы. Мальчики- в парту, в сторону, перед собой. Другими словами им не требуется подтверждение их правоты, им крайне необходима справедливая оценка их знаний.

Вследствии такой организации работы я, как учитель, вижу, как изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Остановлюсь более подробно на метапредметных УУД. Регулятивные универсальные учебные действия (умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность) - отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия (умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире)

Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия (Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми): способность учащегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. Хочу пояснить, как из предметных учебных действий формируется метапредметные универсальные учебные действия учащихся младших классов. Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий. На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное. но постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать объекты природы, геометрические фигуры, части речи, разные виды текстов (в этом случае у него формируются предметные действия сравнения), но постепенно у обучающегося развивается интеллектуальная операция сравнения: сопоставление объектов, выделение общего, фиксация различного.

Например, на уроках русского языка поставленные задачи реализую через:

I.Принцип разностороннего, размеренного, развивающего воздействия на интеллект ребёнка.

Этот принцип предполагает, что во время учебно – воспитательной работы на уроке использую такого рода упражнения, в процессе выполнения которых у детей не только формируется лингвистические знания, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких, как словесно – логическое мышление, внимание, память, речевые способности…

ПРИМЕР:

В словарь детей введено слово «библиотека» и после работы над этимологией слова и записи его в словарик ученикам даю задание: Составьте предложение с изученным словом из словаря. Введите одно из понятий, обобщающих значения каждого ряда слов:морковь, картофель,помидор (?) моряк,лесник, писатель (?), снегирь, ,орёл,грач(?)

И возможные в этом случае ответы:

  • «В библиотеке подготовлена выставка книг об овощах».

  • «На полках библиотеки много книг о разных профессиях».

  • «Дети часто берут в библиотеке книги о птицах»

В этой работе, наряду с логическим мышлением, творческим воображением и речью данный принцип призван совершенствовать переключение внимания, сообразительность, углубить умение по установлению характерных взаимосвязей род-вид.

II.Принцип действенного подхода к обучению.

Он заключается в такой организации уроков русского языка, в результате которой, детьми осуществляется поиск собственных, желательно неординарных путей решения орфографических задач.При этом в максимальной степени активизируется их мыслительная деятельность.

ПРИМЕР:

На одном из первых уроков обучения грамоте я предлагаю ученикам отгадать загадку: «Кто заливисто поёт, утром спать не даёт?».Ученики делают предположение, что отгадкой будет «петух». «Это верный ответ, но далеко не единственный» - говорю им яи предлагаю найти ещё решение.Дети после обдумывания, наконец приходят к выводу, что отгадкой может быть слово «будильник», обосновывая этот ответ схожестью признаков (детей нужно попросить высказывать обоснование).Продолжая размышления, находим ещё одно решение – «соловей». И опять ученики сопоставляли, анализировали, доказывали и познавали суть явления, приобретали опыт мыслительной деятельности.

Этот принцип может реализоваться при изучении различных предметов и тем, а так же в разных условиях сложности:На высоком уровне в задании не содержится подсказок ( в зависимости от сложности изучаемого или закрепляемого материала) может иметь одну подсказку; на среднем уровне 1-2 подсказки; на низком уровне роль подсказок выполняют вопросы и задания, отвечая на которые учащиеся приходят к нужному выводу.

В связи с этим хочу вспомнить слова А.Дестервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить».

ПРИМЕР:

Высокий уровень: «Внимательно прочитайте слова и найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило» (Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож)

Средний уровень: «Внимательно прочитайте слова, написанные в столбик, объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило их написания».

дочь врач

тишь шалаш

рожь нож

Низкий уровень: «Внимательно прочитайте, написанные в первой и второй группе слова: 1.(дочь,тишь, рожь) 2.(врач, нож, шалаш)

Ответьте на вопросы:

  1. К какой части речи относятся все написанные слова?

  2. Какие согласные стоят на конце каждого слова группы?

  3. Определи род имён существительных каждой группы.

  4. В каком роде у существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак?

  5. Ты сможешь сформулировать правило написания?


III.Принцип обоснованного ответа.

Предполагает полное последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения, в процессе выполнения большинства упражнений. Обоснования своей точки зрения, своего варианта решения орфографической задачи – это то,На чём базируется этот принцип.

ПРИМЕР:

Я предлагаю при изучении темы «Безударные окончания имён существительных1-го склонения» обосновать их написание в словосочетаниях. Учащиеся после исследования словосочетаний приходят к выводу, что написание безударных гласных в окончаниях имён существительных единообразно в определённом склонении и падеже и целиком зависит от той формы, в которой стоит данное существительное. После этого мы вместе разрабатываем алгоритм проверки написания данной орфограммы. При этом каждый оперирует своими наблюдениями и доказывает свою точку зрения,составляя общую картину алгоритма проверки. Второй, третий и последующие шаги алгоритма проверки написания безударных окончаний имён существительных можно разрабатывать либо вместе с детьми (в таких случаях групповая работа) , где каждая группа приводит свои доводы, опираясь на свои наблюдения, либо дать задания индивидуальной разработки алгоритма и тогда в самом конце устроить брейк-защиту проектов. Всё зависит от готовности детей, давать обоснованные ответы, опираясь на собственные суждения., наблюдения за языком.



IV.Принцип сотрудничества

Я, как учитель, постоянно совершенствую своё умение слушать учащихся, помогаю им формировать свои взгляды, отстаивать суждения, основанные на исследовании языка, совместно со мной находить решение орфографических задач;при этом помогаю научиться выслушивать других и прислушиваться к другой точки зрения.

На мой взгляд, учебный материал должен быть нацелен на грамматическое осознание учащимися явлений языка. Главное для меня, чтобы дети пришли к выводу, что написание слов, морфем почти всегда мотивировано.

НАПРИМЕР:

Заглавная буква позволяет отличать начало предложения или выделять имена собственные из общего ряда слов; корень в родственных словах одинаков, дабы не исказить значение и понятнее отобразить родство слов.

Уже в букварный период (1 класс) при ознакомлении с темой «Предложение» я задаю вопрос ученикам: « Как можно обозначить начало предложения?» Учащиеся предлагают различные варианты решения орфографической задачи.Под моим руководством ученики приходят к выводу, что при письме границы предложения удобнее обозначить прописной буквой – его начало и точкой – конец.

При формировании правила проверки безударной гласной в корне слова даю детям возможность наблюдать за родственными словами, найти общее, различия, выделить слово, которое может « подсказать» написание данной орфорграммы (то есть, родственное слово, в котором гласная, требующая проверки в остальных словах, находится в «сильной» ударной позиции).

ПРИМЕР:

зима

зимовать

зимний – проверочное

Прошу учащихся сформулировать правило проверки безударной гласной в корне слова (путём обобщения выводов, сделанных ими, при наблюдении).Среди вариантов правил отбираем самое удачное, отображающее все аспекты проверки и только после этого знакомимся с правилом, данным в учебнике. Как правило, текст в учебнике совпадает с тем, что составили (изобрели) мои ученики. Это даёт положительные эмоции и лучшее запоминание. Детям не приходится «зубрить» правило, они лучше запоминают то, что сами же и придумали, что стало результатом их поиска.

Очень важен процесс познания языка и осознание того, что правило возникло в результате наблюдения над ним.

При проверки безударной гласной в корне слова можно спросить у детей:

  1. Как вы будете называть слова, написание которых нами проверяется?

  2. Как вы будете называть слово, с помощью которого мы проверяем написание гласной?

  • Наблюдение на уроке обогащают урок и углубляют знания детей. Решение орфографических задач мобилизует интеллектуальный резерв учащихся, формируя креативность мышления. Этот процесс можно осуществлять двумя путями:

  • Путь ДЕВЕРГЕНТНОГО решения (для решения задачи детьми, под руководством учителя выдвигается несколько гипотез и каждая отрабатывается)

  • Путь КОНВЕРГЕНТНОГО решения (для решения задачи разрабатывается один способ в углублении).

Проблемно-диалогическое обучение. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.


При мотивации написания безударных гласных, не проверяемых ударением, главную роль отвожу этимологии слова. Историческое происхождение слова может хорошо объяснить его написание и повысить интерес к изучению языка. Работа над этимологией раскрывает значение, написание, произношение слов. Обращение к истокам слова может помочь в изучении как иностранных (заимствованных) слов, так и словславянского происхождения. Такая работа способствует не только развитию внимания, орфографической зоркости, но и формированию любви и пониманию родного языка.

НАПРИМЕР: Из этимологического словаря мы узнаём, что слово «карандаш» имеет два тюркских корня: «кара» и «даш» (таш), означающих «кара» -«чёрный» и «даш» (таш)-камень.Очевидно, что ранее слово понималось, как «чёрный камень».При этом в первом историческом корне есть две гласных буквы «а», что объясняет написание в слове «карандаш» безударных гласных.Так, расширив словарь детей, объясняю написание слова, занесённого в словарь из за наличия в нём безударных гласных, непроверяемых ударением.

Классификация слов других единиц речи – один из путей развития интеллектуальной активности. Так в программе «Обучение грамоте» заложены задания, позволяющие мне организовать работу по классификации слов уже в первые дни изучения языка по Букварю.

Я предлагаю распределить слова по группам. При этом исход – это слово, являющееся формой одного и того же слова и родственные слова:

у леса лесок

в лесу лесник

лес перелесок

Ученики, объясняя распределение слов в колонки, зачастую обращают внимание на их лексическое значение. На подобном материале я формирую понятия «форма слова» и «родственные слова».В последствии это задание можно повторить на следующих уроках и тогда дети, зачастую очень быстро формируют правило о единообразии написания корня слова в родственных словах. При работе с детьми использования исследовательских методов требует от меня особых усилий при подготовки к каждому этапу урока и дополнительного времени на уроке. Однако велика и отдача: всё это повышает интеллектуальную познавательную активность учащихся.

Помогает на современном этапе работы с детьми и использование мной ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Мной реализованы проекты обеспечения презентациями собственного изготовления в среде POWER POINT , Smart Boart уроков «русского языка» и «развития речи». В марте 2013 года я приняла участие во II районном Фестивале педагогических идей «Модернизация образования: опыт, находки, перспективы»,получила дипломы лауреата от Управления образованием администрации Дзержинского района:

в секции «Применение ИКТ в образовательном процессе» (доклад «Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальных классах через использование пакета мультимедийной поддержки») и заказ на распространение дисков с результатами данных проектов от учителей района и города.

Контроль за усвоением учащимися учебного материала я провожу путём срезовых контрольных и тестовых работ по определённой теме, блоку тем , либо комплексных работ. Тесты, как правило составляю сама, дабы лучше учесть все особенности класса, используя вопросы и задания, данные в сборниках-брощюрах «Контрольные работы» «Тесты» и «Творческие работы» с учётом уровня подготовленности учащихся.С промежутками , обусловленными программой, провожу самостоятельные работы с постоянным и постепенным усложнением разноуровневых заданий.Только так можно проверить не только усвоение материала, но и увидеть развитие каждого ребёнка в классе. Результаты таких работ я обязательно вношу в таблицу, отображающую допущенные ошибки учащихся, их градацию по орфограммам. В дальнейшем знакомлю детей с ними, для выработки у них самоанализа собственных знаний, формируя УУД. Мне же в дальнейшем сравнение данных из таблиц даёт реальную картину развития орфографической зоркости у каждого из учеников в процессе обучения.

Под общим развитием личности я понимаю я понимаю развитие ума, воли, чувств, то есть фундаментальных сторон психики,составляющих её основу. При этом я стараюсь опираться на особенности психофизиологии детей.

Анализируя свою работу, я исхожу не только из итогов обучения учащихся. но ещё и из возрастающих умений к анализу, синтезу и обобщению изученного материала, либо понятий.

Говоря об этом, можно сказать, что детям моих классов уже с 1-го года обучения присуща интеллектуальная активность на уроках. К изучению любой темы они, под моим руководством , привыкают подходить с точки зрения анализа и прогноза конечного результата. Учащиеся, на мой взгляд, хорошо ставят цели и находят с моей помощью, самостоятельно, либо в группах пути их достижения.Они, как показала практика, отличаются ранней рефлексией в обучении.Чётко прослеживается:

  1. Повышение успешности учащихся на уроках

  2. Достаточно хороший уровень обученности

  3. Развитие межпредметных связей и универсальных учебных действий

  4. Плодотворное взаимодействие не только в системе «учитель- ученик» но и в системе «ученик- ученик»

  5. Повышение успеваемости на уроках

  6. Использования детьми прошлого опыта для понимания нового материала.


Хочется отметить, что в кабинете созданы все условия для создания единого образовательного пространства, способствующего индивидуальному личностному развитиюученика начальной школы. В кабинете есть эмоционально ёмкие и охватывающие все каналы восприятия средства обучения: от печатных таблиц, наглядных пособий, муляжей до мультимедийного оборудования с программами и презентациями, выполненными в среде POWER POINT и Smart Boart. Мной уже 8 лет ведётся работа по созданию в кабинете здоровьесберегающей среды.В классе есть регулируемые парты, конторки В.Ф.Базарного, за которыми дети работают стоя на деревянных массажных ковриках по 15-20 минут. На каждом уроке проводятся минутки здоровья на офтальмологическом тренажёре. Соблюдаются установленные санитарно- гигиенические условия, предъявляемые к учебным кабинетам начальной школы. А в городском смотре - конкурсе в 2008 году в наминации «Учебный кабинет начальных классов» мы награждены грамотой начальника управления образования МЭРИИ городаНовосибирска Г.А. Старцева, как лауреаты.


Считаю, что педагогическая цель способствования активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках русского языка, сохраняя их психическое и физическое здоровье, учитывая особенности работы по Федеральным Государственным Образовательным стандартам, успешно решается мной в учебно – воспитательном процессе.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!