СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностные универсальные учебные действия в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа мониторинга личностных УУД.

Просмотр содержимого документа
«Личностные универсальные учебные действия в начальной школе.»

Программа мониторинга уровня сформированности личностных универсальных учебных действий в начальной школе.

Из опыта работы МБОУ Пржевальская СШ Домнина Е. Е.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности личностных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности личностных УУД;

  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

  3. Апробация технологической карты и методик оценки уровня сформированности личностных УУД;

  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности личностных УУД на ступени начального образования;

  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности личностных УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Объекты мониторинга:

1.Сформированность личностных универсальных учебных действий (УУД), объединённых в следующие три блока: самоопределение, смыслообразование и морально-этическая ориентация.

2.Психолого- педагогические условия обучения;

3.Педагогические технологии, используемые в начальной школе.

Условия реализации программы мониторинга банк диагностических методик, технологическая карта, кадровый ресурс.

Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности личностных УУД на ступени начального образования.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно - воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД

Критериями оценки сформированности личностных универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

  1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

  2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;


Методы сбора информации:

  • анкетирование, наблюдение, тестирование, беседа.


Технологическая карта формирования личностных УУД в начальной школе

УУД

Нормативный

показательУУД

Класс

Уровни сформированности


Диагностика

высокий

средний

низкий

очень низкий


учитель

психолог

Самопознание и самоопределение


Самооценка


1

- чувство необходимости учения,

- формирование своей точки зрения,

- предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

- адекватное содержательное представление о школе;

- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,

- предпочтение социального способа оценки своих знаний

Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.


- положительное отношение к школе;

- ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»,

- школа привлекает внеучебной деятельностью

Рекомендации: стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.


- отрицательное отношение к школе и поступлению в школу

- Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.


Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.

-предпочтение игровой деятельности и отношений дошкольного типа;

-отсутствие желания ходить в школу, негативные установки в отношении школы и учёбы, неприятие нового социального статуса в роли ученика.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом

Тест на определение самооценки «Лесенка»

2

- чувство необходимости учения,

- формируется собственная точка зрения,

- предпочтение социального способа оценки своих знаний.


Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.


- положительное отношение к школе;

Проявляет собственную точку зрения в отдельных вопросах.

Частично зависит от ситуации успеха.

Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

.


Посещение школы с цель общения со сверстниками.

Нет стремления иметь собственную точку зрения.

Полностью зависит от ситуации успеха.

Тенденция к переоценке достигнутых результатов и возможностей.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.


«Лесенка»


3

- чувство необходимости учения,

- адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»,


Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.


- адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)

Рекомендации

проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.


Неумение адекватно оценить свои способности.

Самооценка ситуативна.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом



«Лесенка»










4

-адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание способов поддержания своей самооценки.


Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

.


- выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем,

интерес к учению


Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.


Неумение адекватно оценить свои способности.

Самооценка ситуативна Самооценка зависит не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников,

поручение небольших поручений, но с достижимым положительным результатом


«Лесенка»


Смыслообразование














Мотивация

1

- интерес к новому;

- сформированностьучебных мотивов

– стремление к получению высоких оценок,


Рекомендации:

- способствовать развитию высокой учебной мотивации и уровня притязаний.

- частично сформирован интерес к новому;

- частично сформированы учебные мотивы,

– стремление получать хорошие оценки,


Рекомендации:

- формирование мотивации достижения и успеха.

-к школе безразличен;

- сформированность учебных мотивов недостаточна,

Рекомендации:

- консультация специалистов,

- включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов.

-не мотивирован на познавательный аспект учебной деятельности. Рекомендации:

- консультация специалистов,

- включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов.


Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации


2

- формируются познавательные мотивы и интересы- ,

- сформированы учебные мотивы.- желание учиться.


Рекомендации:

Включить в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов

- частично сформированы познавательные мотивы и интересы,

- в стадии формирования учебные мотивы;

Рекомендации:

- организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию

-к школе безразличен;

- преобладает плохое настроение,

- учебный материал усваивает фрагментарно,

- к занятиям интерес не проявляет

Рекомендации:

-консультация специалистов;

- организация успеха в рамках учебной программы.


Мотивация учения и эмоционального отношения к учению

(А.Д. Андреева)

3

- сформированны познавательные мотивы и интересы,

- сформированность социальных мотивов (чувство долга, ответственность),


Рекомендации:

- учебный процесс ориентировать на формирование интереса к трудным заданиям.

- частично сформированны познавательные мотивы и интересы,

-частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность),

- склонность выполнять облегченные задания,

- ориентирован на внеурочную деятельность(кружки, секции)

Рекомендации:

- чтобы стабилизировать мотивацию в учебной деятельности включать ребенка в проектно- исследовательскую деятельность, привлекать к участию в различных конкурсных программах и олимпиадах.

- сформирована мотивация избегания наказания,

- фиксация на неуспешности

Рекомендации:

- консультация специалистов,

- найти зону успешности ребенка,

- ориентировать на внеурочную деятельность.





Мотивация учения и эмоционального отношения к учению

(А.Д. Андреева)












4

Ученик:

- устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью,

- стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

- мотивирован на высокий результат учебных достижений

Рекомендации:

Привлечение ученика к проектно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах выше школьного уровня

Ученик:

- частично устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью,

– стремится к приобретению новых знаний и умений по предметам, которые нравятся;


Рекомендации:

- придание личностного смысла учебной деятельности школьника, через проектную и исследовательскую деятельность.

- частично сформированы познавательные мотивы и интересы,

-частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность),

- склонность выполнять облегченные задания,

- ориентирован на внеурочную деятельность,

- слабо ориентирован на процесс обучения

Рекомендации:

- консультация специалистов,

- использовать облегченные виды работы, дифференцированные задания на уроках.



Мотивация учения и эмоционального отношения к учению

(А.Д. Андреева)

Нравственно-этическая ориентация



1

- ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

- учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости,

- имеет начальное представление о нравственных нормах

Рекомендации:

- закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками..

- ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

- частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм,

- имеет правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое

Рекомендации:

- формирование основ толерантности,

- развитие эмпатии,

- расширить представления о моральных нормах.

- неправильное представление о моральных нормах,

- низкий уровень развития эмпатии

Рекомендации:

- консультация специалистов,

- стимулирование чувствительности к переживаниям других людей,

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)

-не может дать моральную оценку происходящему в силу несформированности моральных норм и оценок

-не усвоены социальные стандарты поведения,

Рекомендации:

- консультация специалистов,

- стимулирование чувствительности к переживаниям других людей,

- изучение моральных норм в деятельностной форме


2

- ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с навыками самообслуживания,

- может выделять морально-этическое содержание событий и действий,

- формируется система нравственных ценностей

Рекомендации: изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)


- ребенок частично понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению навыками самообслуживания,

- частично выделяет морально-этическое содержание событий и действий,

-формируется система нравственных ценностей

Рекомендации:

-построение работы, исключающей разрыв между знаниями, чувствами и практическими действиями,

-закрепление нравственных норм в деятельностной форме.

- недостаточно знает суть нравственных норм,

- низкий уровень эмпатии,

- отношение к нравственным нормам отрицательное или неопределенное

Рекомендации:

- консультация специалистов,

- стимулирование чувствительность к переживаниям других,

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)



3

- может и имеет опыт осуществления личностного морального выбора,

- может оценивать события и действия с точки зрения моральных норм

- ребенок учитывает объективные последствия нарушения моральной нормы

Рекомендации:

Привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение, трудовые десанты и т.д.)


- делает попытки осуществления личностного морального выбора,

- пробует оценивать события и действия с точки зрения моральных норм

Рекомендации:

- воспитание личной ответственности за сказанное слово, дело, данное обещание,

- воспитание потребности доводить начатое дело до конца через поощрение достигнутых результатов

- недостаточно знает суть нравственных норм,

- нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка,

- отношение к нравственным нормам неопределенное

Рекомендации:

- стимулировать чувствительность к переживаниям других,

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.).










Методика «Незаконченные предложения»








4

- сформированы представления о моральных нормах,

- имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора,

- может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

Рекомендации:

Привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение. Трудовые десанты и т.д.)



- активное, положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в поведении,

- частично сформирован уровень развития моральных суждений,

- имеет разовый опыт осуществления личностного морального выбора,

- иногда может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

Рекомендации:

- создать условия для приобретения опыта осуществленияличностного морального выбора в игровой, обучающей форме.

- знает суть нравственных норм,

- нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка,

- отношение к нравственным нормам неопределенное

Рекомендации:

-стимулировать чувствительность к переживаниям других,

- создать условия для приобретения опыта осуществленияличностного морального выбора, в игровой, обучающей форме.





Методика «Незаконченные предложения»





Список методик для мониторинга

«Лесенка» (1- 4 класс).

«Оценка школьной мотивации» (Н. Лусканова) (1-2 класс).

Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреев ( 3 - 4 класс.)

«Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).

«Незаконченные предложения» (3-4 класс).






Основным объектом оценки достижений личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий (УУД), объединённых в следующие три блока: самоопределение, смыслообразование и морально-этическая ориентация.



Действие

Самоопределение

Критерии


Уровень



Внутренняя позиция школьника


Самооценка

0

Предпочтение игровой деятельности и отношений дошкольного типа; отсутствие желания ходить в школу, негативные установки в отношении школы и учёбы, неприятие нового социального статуса в роли ученика.

Не может адекватно оценить свои возможности, знание от незнания, умение от неумения, не учитывает оценку взрослых и сверстников.

1

Частичная сформированность внутренней позиции школьника, эмоционально положительное отношение к школе, своему новому социальному статусу сочетается с ориентацией на внеучебные стороны школьной жизни- новые знакомства и контакты, игры, прогулки, возможность посещения школьных кружков.

Недостаточное знание учеником собственных возможностей в их ограничениях, умение частично определить границу этих возможностей, знания и незнания, умения и неумения.

2

Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего» ученика, но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебным.

Достаточное знание учеником собственных возможностей в их ограничениях, способность определить границу этих возможностей, знания и незнания, умения и неумения.

3

Сформированности внутренней позиции как готовности принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающую высокую учебно-познавательную мотивацию. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы ребёнок продолжает стремиться к знаниям специфически школьного содержания. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе, предпочтение социального способа оценки своих знаний.

Осознание ребёнком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание),характера отношения к нему взрослых, высокий уровень развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Ученик сам участвует в оценивании, в выработке критериев оценки и их применении к разным ситуациям. Наличие рефлексивности, которая проявляется в умении анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения.


Смыслообразование


Действие

Смыслообразование

Критерии


Уровень

Учебные

и познавательные мотивы

Социальные

и позиционные мотивы

0


Не мотивирован на познавательный аспект учебной деятельности

Не стремится к социально значимому статусу, не зависит от оценки окружающими своих действий и поступков

1

Не видит связи между учебной деятельности и её мотивом. Познавательные интересы слабо развиты, не направлены на процесс учения

Стремится к социально значимому статусу, но неуспешен в своих попытках в силу неприятия его личности в коллективе

2

Достаточный уровень развития широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества

Стремится к социально значимому статусу. В коллективе сверстников принят

3

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Высокий уровень развития широких познавательных интересов. Инициативы и любознательности. Мотивов познания и творчества; выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения

Стремится к социально значимому статусу, имеет потребность в социальном признании, мотив социального долга










Морально-этическая ориентация

Действия

Морально-этическая ориентация

Критерии

Уровень

Моральные нормы

Конвенциальные нормы

Персональные нормы

0

Не может дать моральную оценку происходящему в силу несформированности моральных норм и оценок

Не усвоены социальные стандарты поведения, способствующие социализации в обществе

Социальные стандарты поведения не переходят на личностный уровень, не приняты как собственные

1

Знает основные моральные нормы, но в своём поведении их не соблюдает

Имеет некоторые представления об общепринятых нормах социального поведения, но данных норм не придерживается

На основе социальных норм формируются собственные персональные нормы, но их выполнение не стало привычным и постоянным

2

Знает основные моральные нормы (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность) и частично их выполняет

Усвоены социальные стандарты поведения, однако их соблюдение требует внешнего контроля

На основе социальных норм формируются собственные персональные нормы; их соблюдение регулируется самим ребёнком в большинстве жизненных ситуаций

3

Оценивает усваиваемое содержание обеспечивающее личностный моральный выбор; выполняет моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе. Дома, во внеурочных видах деятельности; адекватно понимает чувства участников ситуации и их взаимоотношения

Усвоены социальные стандарты поведения, регламентирующие жизненные ситуации в быту и общественной жизни (правила поведения в школе и дома, внешний вид, форма обращения людей друг к другу, нормы этикета)

Сформированы индивидуальные предпочтения и приоритеты личности в организации собственной жизнедеятельности, в том числе особенности семейных правил, режима дня, распоряжения финансовыми средствами. Ребёнком освоены социальные нормы проявления чувств (чувства гордости, стыда, вины, радость познания, чувство прекрасного)



Анализ результатов сформированности личностных УУД

по 2 классу на 2020- 2021год


Самоопределение


Внутренняя позиция школьника

Кол-во

уч-ся


%

Самооценка

Кол-во

уч-ся


%

1 уровень

Частичная сформированность внутренней позиции школьника, эмоционально положительное отношение к школе, возможность посещения школьных кружков.



4

50

Не может адекватно оценить свои возможности, знание от незнания, умение от неумения.

4

50

2 уровень

Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего» ученика


2

25

Умение частично определить границу этих возможностей, знания и незнания, умения и неумения.

3

37

Сформированности внутренней позиции как готовности принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающую высокую учебно-познавательную мотивацию..

2

25

Осознание ребёнком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание),характера отношения к нему взрослых, высокий уровень развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества.

1

13






Смыслообразование





Учебные

и познавательные мотивы

Кол-во

уч-ся


%

Социальные

и позиционные мотивы

Кол-во

уч-ся


%




1 уровень

Не видит связи между учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные интересы слабо развиты, не направлены на процесс учения

4

50

Стремится к социально значимому статусу, но неуспешен в своих попытках.

1

13




2 уровень

Достаточный уровень развития широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества




2

25

Стремится к социально значимому статусу. В коллективе сверстников принят

5

62




3 уровень

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Высокий уровень развития широких познавательных интересов. Мотивов познания и творчества; выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения

2

25

Стремится к социально значимому статусу, имеет потребность в социальном признании, мотив социального долга

2

25





Морально-этическая ориентация



Моральные

нормы

Уч-ся

%

Конвенциальные

нормы

Уч-ся

%

Персональные нормы

Уч-ся

%



1 уровень

Знает основные моральные нормы, но в своём поведении их не соблюдает

1

13

Имеет представления об общепринятых нормах поведения, но данных норм не придерживается

1

13

На основе социальных норм формируются собственные нормы, но их выполнение не стало привычным и постоянным

2

50




2 уровень

Знает основные моральные нормы и частично их выполняет






5

62

Усвоены социальные стандарты поведения, однако их соблюдение требует внешнего контроля

5

62

На основе социальных норм формируются собственные персональные нормы; их соблюдение регулируется самим ребёнком в большинстве жизненных ситуаций

4

50



3 уровень

Оценивает усваиваемое содержание обеспечивающее личностный моральный выбор; выполняет моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе.

2

25

Усвоены социальные стандарты поведения, регламентирующие жизненные ситуации в быту и общественной жизни (правила поведения в школе и дома, внешний вид, форма обращения людей друг к другу, нормы этикета)

2

25

Сформированы индивидуальные предпочтения и приоритеты личности в организации собственной жизнедеятельности, в том числе особенности семейных правил, режима дня, распоряжения финансовыми средствами.

2






Анализ результатов сформированности личностных действий

по 3 классу на 2021- 2022год


Самоопределение


Внутренняя позиция школьника

Кол-во

уч-ся


%

Самооценка

Кол-во

уч-ся


%

1 уровень

Частичная сформированность внутренней позиции школьника, эмоционально положительное отношение к школе, возможность посещения школьных кружков.



1

13

Не может адекватно оценить свои возможности, знание от незнания, умение от неумения.

1

13

2 уровень

Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего» ученика


5

50

Умение частично определить границу этих возможностей, знания и незнания, умения и неумения.

5

50

Сформированности внутренней позиции как готовности принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающую высокую учебно-познавательную мотивацию..

3

37

Осознание ребёнком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание),характера отношения к нему взрослых, высокий уровень развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества.

3

37






Смыслообразование





Учебные

и познавательные мотивы

Кол-во

уч-ся


%

Социальные

и позиционные мотивы

Кол-во

уч-ся


%




1 уровень

Не видит связи между учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные интересы слабо развиты, не направлены на процесс учения

1

13

Стремится к социально значимому статусу, но неуспешен в своих попытках.

1

13




2 уровень

Достаточный уровень развития широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества




5

50

Стремится к социально значимому статусу. В коллективе сверстников принят

5

50




3 уровень

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Высокий уровень развития широких познавательных интересов. Мотивов познания и творчества; выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения

3

37

Стремится к социально значимому статусу, имеет потребность в социальном признании, мотив социального долга

3

37





Морально-этическая ориентация



Моральные

нормы

Уч-ся

%

Конвенциальные

нормы

Уч-ся

%

Персональные нормы

Уч-ся

%



1 уровень

Знает основные моральные нормы, но в своём поведении их не соблюдает

1

13

Имеет представления об общепринятых нормах поведения, но данных норм не придерживается

1

13

На основе социальных норм формируются собственные нормы, но их выполнение не стало привычным и постоянным

1

50




2 уровень

Знает основные моральные нормы и частично их выполняет






5

50

Усвоены социальные стандарты поведения, однако их соблюдение требует внешнего контроля

5

50

На основе социальных норм формируются собственные персональные нормы; их соблюдение регулируется самим ребёнком в большинстве жизненных ситуаций

4

50



3 уровень

Оценивает усваиваемое содержание обеспечивающее личностный моральный выбор; выполняет моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе.

3

37

Усвоены социальные стандарты поведения, регламентирующие жизненные ситуации в быту и общественной жизни (правила поведения в школе и дома, внешний вид, форма обращения людей друг к другу, нормы этикета)

3

37

Сформированы индивидуальные предпочтения и приоритеты личности в организации собственной жизнедеятельности, в том числе особенности семейных правил, режима дня, распоряжения финансовыми средствами.

3





Диагностические методики

«Лесенка»

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.

Возраст: 1- 4 класс.

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

Учащимся предлагается следующая инструкция:

Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).

На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, натретей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?


Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;

4-7 ступени – адекватная самооценка;

8-10 ступени – завышенная самооценка.


ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

(Н. Лусканова)

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использована в работе со школьниками 1—4-х классов. Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Форма: анкета.

1.Тебе нравиться в школе?

  • Нравиться

  • Не очень нравиться

  • Не нравиться

2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

  • Иду с радостью

  • Бывает по-разному

  • Чаще всего хочется остаться дома

3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

  • Не знаю точно

  • Остался бы дома

  • Пошел бы в школу

4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.

  • Доволен

  • Бывает по-разному

  • Не доволен

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  • Хотел бы

  • Не хотел бы

  • Не знаю точно

6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?

  • Хотел бы

  • Не хотел бы

  • Не знаю точно

7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?

  • Часто

  • Иногда

  • Почти никогда не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  • Точно не знаю

  • Не хотел бы

  • Хотел бы

9.Много ли у тебя друзей в классе?

  • Не очень много

  • Много

  • Почти нет

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

  • Нравятся

  • Некоторые нравятся, а некоторые – не очень

  • Большинство не нравится


КЛЮЧ:

вопроса

Бал за 1 ответ

Бал за 2 ответ

Бал за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву:

За первый ответ – 3 балла,

За второй ответ – 1 балл,

За третий ответ – 0 баллов.

5 основных уровней школьной мотивации.


  1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

  2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно

справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является

средней нормой.

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школ


1. а привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

2. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

3. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьнаядезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.



МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)

.

Ф.И._________________________________________

Класс_________Дата____________



Почти никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

1. Я спокоен.

1

2

3

4

2. Мне хочется понять, узнать, докопаться до сути.

1

2

3

4

3. Я разъерен.

1

2

3

4

4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе.

1

2

3

4

5. Я напряжен.

1

2

3

4

6. Я испытываю любопытство.

1

2

3

4

7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу.

1

2

3

4

8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные отметки.

1

2

3

4

9. Я раскован.

1

2

3

4

10. Мне интересно.

1

2

3

4

11. Я рассержен.

1

2

3

4

12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успехов в учебе.

1

2

3

4

13. Меня волнуют возможные неудачи.

1

2

3

4

14. Мне кажется, что урок никогда не кончится.

1

2

3

4

15. Мне хочется на кого-нибудь накричать.

1

2

3

4

16. Я стараюсь все делать правильно.

1

2

3

4

17. Я чувствую себя неудачником.

1

2

3

4

18. Я чувствую себя исследователем.

1

2

3

4

19. Мне хочется что-нибудь сломать.

1

2

3

4

20. Я чувствую, что не справлюсь с заданием.

1

2

3

4

21. Я взвинчен.

1

2

3

4

22. Я энергичен.

1

2

3

4

23. Я взбешен.

1

2

3

4

24. Я горжусь своими школьными успехами.

1

2

3

4

25. Я чувствую себя совершенно свободно.

1

2

3

4

26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова.

1

2

3

4

27. Я раздражен.

1

2

3

4

28. Я решаю самые трудные задачи.

1

2

3

4

29. Мне не хватает уверенности в себе.

1

2

3

4

30. Мне скучно.

1

2

3

4

31. Мне хочется что-нибудь сломать.

1

2

3

4

32. Я стараюсь не получить двойку.

1

2

3

4

33. Я уравновешен.

1

2

3

4

34. Мне нравится думать, решать.

1

2

3

4

35. Я чувствую себя обманутым.

1

2

3

4

36. Я стремлюсь показать свои способности и ум.

1

2

3

4

37. Я боюсь.

1

2

3

4

38. Я чувствую уныние и тоску.

1

2

3

4

39. Меня многое приводит в ярость.

1

2

3

4

40. Я хочу быть среди лучших.

1

2

3

4

Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.

Возраст: 9- 14 лет

Форма проведения: фронтальный письменный опрос

Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация


Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.


Обработка результатов.

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считается в обратном порядке:

На бланке 1 2 3 4

Вес для подсчета 4 3 2 1

Такими «обратными» пунктами являются:

По шкале познавательной активности: 14,30,38

По шкале тревожности: 1, 9, 25, 33

По шкале достижения мотивации: 4, 20, 32.

Ключ


Шкала

Пункты, номер


Познавательная активность

2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

Мотивация достижения

4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Тревожность

1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

Гнев

3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39


Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале- 10 баллов, максимальная – 40 баллов.

Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.

Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10=27,3, общий балл – 28.

При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.


Оценка и интерпретация результатов.

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА + МД + (-Т) + (-Г), где

ПА- балл по шкале познавательной активности;

МД- балл по шкале мотивации достижения;

Т- балл по шкале тревожности;

Г- балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

Выделяются следующие уровни мотивации учения:

I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень – резко отрицательное отношение к учению.

Распределение баллов по уровням:


Нормативные показатели



Шкала


уровень

Половозрастные группы, интервал значений



10-11 лет

12- 14 лет

15-16 лет

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Познавательная активность

Высокий


31-40

28-40

28-40

27-40

29-40

31-40


Средний


21-26

22-27

21-27

19-26

18-28

21-29

Низкий


10-25

10-21

10-20

10-18

10-17

10-20

Тревожность

Высокий


27-40

24-40

25-40

26-40

25-40

23-40

Средний


20-26

17-23

19-24

19-25

17-24

16-22

Низкий


10-19

10-16

10-18

10-18

10-16

10-15


Гнев

Высокий


21-40

20-40

19-40

23-40

21-40

18-40

Средний


14-20

13-19

14-19

15-22

14-20

12-18

Низкий


10-13

10-12

10-13

10-14

10-13

10-11


В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.

В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ.

Интерпретация данных


Шкала


Интерпретация

Познавательная активность

тревожность

гнев


Высокий

Низкий, средний

Низкий

Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению

Средний

Низкий, средний

Низкий

Позитивное отношение к учению

Низкий

Низкий, средний

Низкий,

средний

Переживание «школьной скуки»

Средний

Низкий, средний

Низкий,

Средний

Диффузное эмоциональное отношение

Средний

Низкий,

средний

Высокий

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей


Низкий

Низкий,

средний

Высокий

Негативное эмоциональное отношение

Низкий

Низкий

Высокий

Резко отрицательное отношение к школе и учению

Высокий

Высокий

Высокий

Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей

Высокий

Высокий

Средний

Повышенная эмоциональность на уроке


Средний,

низкий

Высокий

Средний,

Низкий

Школьная тревожность

Высокий

Средний, низкий

Высокий

Позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Высокий,

средний

Высокий

Низкий,

средний

Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту.




Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой, педагогом - психологом, МОУ СОШ № 58

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД:выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст:младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) фронтальное анкетирование

Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники?

АНравиться

БНе очень нравиться

ВНе нравиться

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

АСделаю замечание и помогу убрать

БСделаю замечание и подожду пока он все уберет

ВРасскажу учителю и пусть он заставит его убирать



3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

АОтремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую

БНезнаю

В Тихонько отдам, чтобы не заметили

4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

АИзвинюсь и уберу за собой

БНезнаю

В Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?

АНет

БИногда

ВДа

6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?

АПомогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке

БСкажу другу, чтонадоизвиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

ВСделаю вид, что не заметил


7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А Часто

БИногда

ВПочти никогда

8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

А Часто

БИногда

ВПочти никогда





Обработка данных:

За первый ответ (А) – 2 балла,

За второй ответ (Б) – 1 балл,

За третий ответ (В) – 0 баллов.

Интерпретация:

Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностнойконформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.

Методика «Незаконченные предложения»


Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Инструкция: ученикам предлагается быстро закончить предложения, содержащие рассуждения на тему морали.

  1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…

  2. Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то…

  3. Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым и скучным, я обычно…

  4. Когда в моем присутствии обижают человека, я…

  5. Когда ложь становится единственным средством охранения хорошего отношения ко мне, я …

  6. Если бы я был на месте учителя, я…

Обработка полученных данных – качественный анализ ответов.

Обработка данных: определяем степень сформированности нравственных нормам и нравственных качеств по схеме:

  1. балл - Неправильное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.

  2. балла - Правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственных нормах и нравственных качествах..

  3. балла - Полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных качествах.


Пожалуйста, оцени степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 – совершенно согласен, 3 – скорее согласен, 2 – скорее не согласен, 1 – не согласен.


  1. Я учусь, чтобы быть отличником

  2. Я учусь, чтобы родители не ругали

  3. Я учусь, потому что учиться интересно

  4. Я учусь, чтобы получить знания

  5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу

  6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование

  7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать

  8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали

  9. Я не хочу учиться

  10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу

  11. Я учусь, потому что этого требуют учителя

  12. Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового

  13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности

  14. Я учусь, потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом

  15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию

  16. Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу

  17. Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали

  18. Я не люблю учиться

  19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки

  20. Я учусь, чтобы сделать родителям приятное

  21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы

  22. Я учусь, чтобы стать образованным человеком

  23. Я учусь, потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни

  24. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу

  25. Я учусь, чтобы меня хвалили

  26. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним

  27. Мне не нравится учиться

Критерии оценивания:

Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой из шкал. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

Интегративные шкалы:

Учебно-познавательная – суммируются баллы по шкалам (3 познавательная +4 учебная).

Социальная – суммируются баллы по шкалам (5 широкие социальные мотивы +6 перспектива самоопределения социального и профессионального).

Внешняя мотивация – суммируются баллы по шкалам (1 отметка + 7 прагматический).

Социальная – стремление к одобрению – суммируются баллы по шкалам (2 требования авторитетных лиц +8 позиционный)

Негативное отношение к школе – 9.

Уровни: оценивается мотивационный профиль.

0 – пик на шкале «негативное отношение к школе»,

1 – пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная – одобрение)

2- нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.

3 – пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.











1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!