СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностный и профессиональный рост учителя физической культуры как фактор качественной реализации требований государственных образовательных стандартов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях развития образовательного процесса особенное внимание уделяется интеллектуальному, нравственному, культурному развитию, профессиональному росту и творческой самостоятельности педагога

Просмотр содержимого документа
«Личностный и профессиональный рост учителя физической культуры как фактор качественной реализации требований государственных образовательных стандартов»










ЛИЧНОСТНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ







































ВВЕДЕНИЕ



В современных условиях развития образовательного процесса особенное внимание уделяется интеллектуальному, нравственному, культурному развитию, профессиональному росту и творческой самостоятельности педагога.

В педагогической деятельности учителя физической культуры субъективным критерием профессионализма является устойчивая профессионально-педагогическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностей. А также совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности, позитивное отношение к себе, как профессионалу, отсутствие личностных деформаций.

Профессиональная направленность является одной из важных содержательных сторон личности педагога. Профессионализм личности рассматривается как качественная черта субъекта труда, отражающая высокий уровень мастерски принципиальных либо личностно-деловых свойств, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на профессиональное развитие.

Ответственность специалиста по физической культуре и спорту, связанная с формированием физического и духовного здоровья подрастающего поколения, требует не только знания основ профессиональной деятельности, но и особого отношения к педагогическому процессу, проявляющегося в позиции педагога.

Занятия физической культурой и спортом должны сопровождаться положительными эмоциями, эмоциональным подъемом учащихся. Такое благотворное влияние физической культуры и спорта возможно лишь в условиях актуального ныне личностно-ориентированного подхода в практической деятельности учителя физической культуры.

Процессы демократизации, происходящие в обществе, требуют и создают реальные возможности для проявления творческой индивидуальности личности, способной быстро реагировать на изменяющиеся условия.

Учитель не может обеспечить полноценное воспитание личности школьника, не будучи сам яркой, неповторимой творческой индивидуальностью.

Необходима выработка индивидуального, личностного позиционного отношения к условиям своей жизнедеятельности, проектирование своего образова­тельного и жизненного уровня.

Повышение эффективности образовательного и воспитательного процесса в преподавании предмета «Физическая культура» напрямую зависит от осознания учителем своей общественной значимости, высокой личной ответственности, познавательной активности и непрерывного самообразования в любом возрасте.

Профессиональная деятельность преподавателя физической культуры


Авторитет любого школьного предмета находится в руках педагога, не составляет исключения и авторитет предмета «Физическая культура».

Не нужно забывать, что по существующим нормативным документам учитель физической культуры должен быть готов к осуществлению учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационно-управленческой, физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.

Профессиограмму педагога физической культуры можно раскрыть на основании компетентностного подхода. Понятие профессиональной компетентности преподавателя можно определить, как владение необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих составляющие его педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя определенных ценностей и педагогического сознания. Все названные составляющие переплетаются между собой и образуют сложную структуру.

Как правило, на первое место в осуществлении педагогической деятельности все специалисты ставят психологическую компетентность - это своеобразный психологический или можно сказать личностный инструмент специалиста, позволяющий педагогу знать особенности своей личности, свои сильные и слабые стороны, адекватно себя оценивать. Также педагог должен знать своих учеников, понимать их возрастные, индивидуальные особенности, использовать эти знания в процессе налаживания взаимодействий с учащимися. Педагог должен бережно относиться к достоинству ребенка, быть доброжелательным и деликатным в общении, разумно любить, соединять в себе мягкость и требовательность.

Общаясь с детьми, педагог должен отдавать себе отчет в происходящих взаимодействиях, управлять ими, быть как бы вне их: наблюдать, анализировать, принимать решения, чувствовать ответную реакцию, гибко менять поведение, находить оптимальные способы и средства влияния. Педагог должен владеть также совокупностью приемов и умений личного воздействия на ученика.


Профессиональное и личностное развитие учителя физической культуры


Познавательная компетентность педагога в том, чтоб знать содержание своего учебного предмета, закономерности физического развития и психологии учащихся, а также самопознание педагога.

Она включает умения исследования и диагностики отдельных учащихся и коллектива в целом, уровней обученности и воспитанности учащихся, уровней их физического развития и спортивной подготовленности, и, безусловно, самого себя как субъекта педагогической деятельности.

Также познание предполагает владение педагогом основами теории физического воспитания, культурно-исторических основ физической культуры и спорта, основами знаний олимпийского движения, знаниями медико-биологических основ двигательной деятельности.

Актуальна на сегодня и управленческая компетентность учителя физической культуры. Она сводится к умению организовать учебно-воспитательный процесс физкультурной деятельности учащихся и поведения самого учителя. Например, правильная подача учебного материала на уроке состоит в постановке конкретных задач перед учениками, раскрытии смысла их решения, показе и объяснении физических упражнений, оказании помощи школьникам в их выполнении.

Профессиональная речь педагога имеет свои особенности, связанные с координацией речи зачастую в движении, важностью действенности слов педагога-тренера, лаконизма и четкости речи. Для работы в условиях акустики большого спортивного зала, бассейна, стадиона важно активно пользоваться невербальными средствами общения. Поэтому для учителя физкультуры очень важна коммуникативная компетентность.

Также речевое общение педагога предполагает профессиональное умение общаться как с классом школьников или со спортивной группой школьников в спортивных секциях, так и с большими коллективами при проведении больших массовых спортивных мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками и их родителями, с коллегами и руководством школы, общественными организациями.

С решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации для творческой инновационной деятельности связана исследовательская компетентность преподавателя физкультуры. Она проявляется в умениях формулировать проблемы и использовать опытные методы для их решения, в способностях анализировать, интерпретировать и творчески использовать теоретические знания, умениях работать с литературными источниками.

Проводить практические экспериментальные исследования, наблюдать факты, собирать и обрабатывать статистические данные, оформлять результаты исследований, внедрять полученные результаты в практику, организовывать собственную исследовательскую деятельность.

Двигательная компетентность является специфической особенностью работы учителя физического воспитания. Она определяется содержанием самого предмета, как уроков физкультуры, так и внеклассных спортивно-массовых мероприятий. Благодаря насыщенности занятий разнообразными движениями педагогу необходимо рационально выбрать свое место на спортивной площадке или в зале, своевременно организовать перемещения, квалифицированно владеть техникой физических упражнений, приемами помощи и страховки учащихся.

Не следует забывать и про такой участок работы преподавателя физкультуры, как изготовление и ремонт спортивного инвентаря и оборудования, подготовка площадок для игр, беговых дорожек и секторов для легкой атлетики, что непосредственно связано с выполнением хозяйственных функций педагога.

Таким образом, в педагогике для характеристики профессиональной деятельности педагога активно используется понятие профессиональной компетентности, определяемой как уровень владения социальным опытом и способностями личности, включая совокупность качеств, обеспечивающих эффективное управление педагогическим процессом, достижение оптимальных результатов в физической подготовленности и совершенствовании личности учащегося.

Профессиональные компетентности преподавателя физкультуры не должны быть статичными, они обязательно должны развиваться и совершенствоваться. Например, преподаватель обязательно должен заниматься исследовательской и инновационной деятельностью, осваивать новые педагогические технологии, в том числе актуальные в современной школе интерактивные технологии, выступать на научно-практических конференциях, писать статьи и методические разработки.

Обязательно должен поддерживать хорошую физическую форму и совершенствовать свои физические качества и двигательные навыки, а также регулярно проходить курсы повышения квалификации. Без научных знаний, без высокого уровня умений не может быть эффективной деятельности учителя, индивидуального творчества. Ин­дивидуальное творчество учителя предполагает комплексное и модификационное применение в своей деятельности всей системы знаний, уме­ний, выделение новой проблемы во внешне знакомой ситуации и оты­скание путей ее решения, способность самостоятельно изыскивать, пре­образовывать, находить новые способы, приемы решения различных возникающих задач, проблем с учетом своих индивидуальных особенно­стей.

Вопросы повышения квалификации в профессиональной деятельности педагога всегда занимали ведущее место. Наиболее предпочтительные формы повышения профессионального уровня педагогов: курсы повышения квалификации, обмен опытом работы, самообразование.


Повышение уровня профессиональной компетентности учителя физической культуры через самообразование


Самообразование предполагает компенсацию недостатков, упущений предшествующей подготовки, повышение возможностей его профессиональной адаптации в быстро меняющемся мире, непрерывное развитие творческого потенциала личности.

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека);

во-вторых, осуществляется сознательно;

в-третьих, планируется, управляется и контролируется самим человеком;

в-четвёртых, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека или навыков.

Тема самообразования определяется, исходя из:

  • единой методической темы общеобразовательной организации;

  • актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, специфики индивидуальных интересов;

  • затруднений педагогов;

  • педагогического стажа;

  • уровня профессиональной компетентности педагога.

Методы организации самообразования: диагностика и самодиагностика, проектная деятельность, личностно-ориентированное обучение, самоконтроль и самооценка результатов, рефлексивный метод.

Формы организации самообразования: вебинары, тренинги, информационно-коммуникативные технологии, консультации, проблемные семинары, мастер-классы и др..

Средства самообразования: фонды и электронные каталоги библиотек, глобальная сеть Интернет, интерактивная доска; материалы медиатеки (мультимедиа-, аудио-, видеоматериалы).

Организация процесса самообразования

На основании выбранной темы учитель разрабатывает Личный план самообразования учителя над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются:

  • название темы;

  • цели;

  • задачи;

  • предполагаемый результат;

  • этапы работы;

  • сроки выполнения каждого этапа;

  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

  • способ демонстрации результата проделанной работы;

  • форма отчета по проделанной работе.

По окончании работы над темой составляется отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Источники самообразования учителя:

  • курсы повышения квалификации;

  • семинары и конференции;

  • мастер-классы;

  • телевидение;

  • газеты, журналы;

  • видео, аудио информация на различных носителях;

  • мероприятия по обмену опытом;

  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет.

Направления самообразования

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

1. Знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физическая культура».

2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физической культуре, концепциями обучения, их оценками.

3. Изучать нормативно-правовую базу по предмету, новую литературу по физической культуре и методике преподавания.

4. Своевременно повышать квалификацию.

5. Принимать участие в работе МО учителей физической культуры.

6. Принимать участие в соревнованиях, научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.

Психолого-педагогическое

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики

Методическое

1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения.

2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков физической культуры.

3. Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу.

4. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

6. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания физического состояния учащихся, уровня физической подготовленности

Информационно-технологическое

1. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогических технологий.

2. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

3. Разрабатывать конспекты уроков с применением ИКТ и формировать копилку методических материалов для проведения теоретических уроков физической культуры, для подготовки учащихся к Спартакиаде школьников, сдаче норм «ГФСК ГТО ДНР».

4. Формировать копилку методических и дидактических материалов для проведения уроков физической культуры

Охрана здоровья

1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры, на занятиях секции.

2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

3. Прививать учащимся желание вести здоровый образ жизни, заниматься различными видами спорта, физическими упражнениями.

Процесс самообразования будет продуктивным, если:

  • в процессе самообразования реализуется потребность учителя к собственному развитию и саморазвитию;

  • учитель владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта, понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;

  • учитель обладает развитой способностью к рефлексии;

  • программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

  • учитель обладает готовностью к педагогическому творчеству;

  • осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
















Заключение


Профессиональная деятельность учителя физической культуры складывается в совокупности из профессионального мировоззрения, мастерства и поведения. Глубокие знания психологии, педагогики, физиологии ребенка являются основой любой педагогической профессии.

Понятие профессиональной компетентности педагога можно определить, как владение необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя определенных ценностей и педагогического сознания, образующих профессионально-педагогическую компетентность преподавателя физической культуры.

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Профессионально важные умения и навыки преподавателя физической культуры можно охарактеризовать так: хорошо развитая двигательная и функциональная подготовленность; творческие способности и развитое логическое мышление; комплекс сформированных личностных качеств; знание моральных и социальных норм поведения; умение оперировать вербальными понятиями; высокий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей; эмоциональная устойчивость; способность к сопереживанию, справедливость, доброта, ответственность, терпеливость.

Подытоживая сказанное, можно сказать, что никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку, как профессия педагога. Профессия преподавателя всегда считалась очень ответственной и сложной, так как объектом деятельности учителя является растущий человек со сложным, неповторимым в своих индивидуальных особенностях, многообразным и изменчивым миром.

Список использованных источников


1. Багаутдинов З.М. Концептуальная модель развития профессионализма учителя физической культуры // Мир науки, культуры, образования. - 2015, № 1.- с. 27-31.

2. Востриков В.А. Общая характеристика и основные направления деятельности преподавателя физической культуры // Среднее профессиональное образование. – 2013, № 3. - с. 11-14.

3. Кузнецова Н.А. Профессионально-педагогическая компетентность учителя физической культуры: Статья. [Электронный ресурс]//Электронное издание.-Режим доступа к ст. http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-5.pdf

4. Прохорова О. Б., Гердт Н. А. Организация образовательного процесса на основе компетентностно-ориентированного подхода // Инновационные педагогические технологии: Материалы научной конференции. - Казань, 2014. - 404 с.- с. 277-279.

5. Стрельченко В.Ф., Коваль Л.Н, Алексеева Е.Н. О профессиональной деятельности учителя физической культуры // Научно-исследовательские публикации – 2014, № 9. - с.33-37.

6. Физическая культура: Учебник / Под ред. Ю.П. Кобякова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 224 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!