Бисенек Т.Н.
27января 2021г.
Личные местоимения (На основе текстов о МБОУ ЗСОШ №2)
Урок- открытие новых знаний
Образовательные: расширить знания о личных местоимениях; сформировать знания об особенностях их склонения.
Развивающие: развивать умения правильного употребления личных местоимений в речи; правильно писать местоимения с предлогами; развивать умения рассуждать, обобщать; развитие творческого и логического мышления.
Воспитательные: формировать мотивацию к обучению, воспитывать уважение к русскому языку, бережное отношение к слову, взаимоуважение и взаимопомощь.
Ход урока
1.Орг.момент
2. Повторение.
Нашей школе в этом году исполняется 55 лет. Наш урок связан с этим юбилеем: будут звучать имена и фамилии, предложения, связанные с нашей школой.
Первоклассники и ыыпускники 1965 года учились в маленьком корпусе.
1965
- Мы с вами начали новый раздел. Как он называется? (местоимение)
- Что такое местоимения?
- Какие разряды местоимений есть?
3 Историческая справка.
-А вы знаете, откуда появилось это название?
Давайте прочитаем историческую справку образования этого слова.
"Местоимение" заимствовано из старославянского языка. Оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание. В…местоимени…е
4. Изучение нового материала.
А теперь прослушайте стихотворение и запишите местоимения в тетрадь.
Чтение стихотворения.
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)
- Какие это местоимения?
(Личные)
-Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
-В "Толковом словаре" Ожегова записано:
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.
- Что мы знаем о личных местоимениях?
(У них есть лицо, а у 3 лица- род)
- Давайте вернемся к выписанным местоимениям и составим таблицу.
- А вот какую таблицу составила Оля. Какая из них более точна. Почему?
Указывает деление на род
Лицо | Ед. ч. | Мн.ч. |
1 | я | мы |
2 | ты | вы |
3 | М. р. | Ж. р. | Ср. р. | они |
он | она | оно |
Стол , парта , окно
- А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.
- Назовите эти местоимения. Ты, вы.
- В каком числе употребляется местоимение вы? (мн. ч.)
Но не только во множественном числе, но и когда мы обращаемся к старшему по возрасту, незнакомому человеку, мы обращаемся на “Вы” в ед. ч.
Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” даже называли родителей. Эта старинная традиция сейчас сохранилась только кое-где.
- Придумайте 2 предложения с прямой речью, включив в них личные местоимения Вы, где их необходимо писать с большой и с маленькой буквы.
- Проверка.
5.Чтение теории из учебника.
- Давайте попробуем просклонять местоимения Я и ТЫ по падежам.
И. п. (кто?) – Я Р. п. (кого?) – МЕНЯ Д. п. (кому?) – МНЕ В. п. (кого?) – МЕНЯ Т. п. (кем?) – МНОЙ П. п. (о ком?) – обо МНЕ | И. п. (кто?) – ТЫ Р. п. (кого?) – ТЕБЯ Д. п. (кому?) – ТЕБЕ В. п. (кого?) – ТЕБЯ Т. п. (кем?) – ТОБОЙ П. п. (о ком?) – о ТЕБЕ |
6.Словарная работа.
- подобрать местоимения к существительным и определить род:
Школа (она)
Учитель (он)
Юбилей (он)
Море(оно)
7.Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
8.В поэтической речи часто используютя личные местоимения . Как вы думаете, почему?
- Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова,А. Ахматовой, С. Есенина:
1. Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
...Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов.)
2. А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву
(А. Ахматова.)
3. Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(С. Есенин.)
Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)
9.Самостоятельная работа по карточкам.
- Подставить местоимения в предложения.
Гдавный документ ученика- табель. … хранился в школе, выдавался на время каникул, чтобы в … расписались родители.
Старая школьная техника. … использовалась на уроках.
Выходные на природе. …. Были традиционны в нашей школе в 80-90-е годы.
Здоровье. О … всегда заботились наши педагоги.
9. Работа с учебником.
Упр.
10. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали?
-Кого вы можете сегодня похвалить? А себя?
11. Домашнее задание.
.