СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личные местоимения ( На основе текстов о МБОУ ЗСОШ №2)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Личные местоимения ( На основе текстов о МБОУ ЗСОШ №2)»

Бисенек Т.Н.

27января 2021г.

Личные местоимения (На основе текстов о МБОУ ЗСОШ №2)

Урок- открытие новых знаний

Образовательные: расширить знания о личных местоимениях;  сформировать знания об особенностях их склонения.

Развивающие: развивать умения правильного употребления личных местоимений в речи; правильно писать местоимения с предлогами;  развивать умения рассуждать, обобщать; развитие творческого и логического мышления.

Воспитательные: формировать мотивацию к обучению, воспитывать уважение к русскому языку, бережное отношение к слову, взаимоуважение и взаимопомощь.



Ход урока

1.Орг.момент

2. Повторение.

Нашей школе в этом году исполняется 55 лет. Наш урок связан с этим юбилеем: будут звучать имена и фамилии, предложения, связанные с нашей школой.

  • Синтаксический разбор предложения.

Первоклассники и ыыпускники 1965 года учились в маленьком корпусе.

  • Морфологический разбор.

1965

  • Фронтальный опрос.

- Мы с вами начали новый раздел. Как он называется? (местоимение)

- Что такое местоимения?

- Какие разряды местоимений есть?

3 Историческая справка.

-А вы знаете, откуда появилось это название?

Давайте прочитаем историческую справку образования этого слова.

"Местоимение" заимствовано из старославянского языка. Оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание. В…местоимени…е

4. Изучение нового материала.

 А теперь прослушайте стихотворение и запишите местоимения в тетрадь.



Чтение стихотворения.

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

- Какие это местоимения?

(Личные)

-Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

-В "Толковом словаре" Ожегова записано:
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

- Что мы знаем о личных местоимениях?

(У них есть лицо, а у 3 лица- род)

- Давайте вернемся к выписанным местоимениям и составим таблицу.

- А вот какую таблицу составила Оля. Какая из них более точна. Почему?

Указывает деление на род

Лицо

Ед. ч.

Мн.ч.

1

я

мы

2

ты

вы

3

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

они

он

она

оно

Стол , парта , окно

- А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.

- Назовите эти местоимения. Ты, вы.

- В каком числе употребляется местоимение вы? (мн. ч.)

Но не только во множественном числе, но и когда мы обращаемся к старшему по возрасту, незнакомому человеку, мы обращаемся на “Вы” в ед. ч.

Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” даже называли родителей. Эта старинная традиция сейчас сохранилась только кое-где.

- Придумайте 2 предложения с прямой речью, включив в них личные местоимения Вы, где их необходимо писать с большой и с маленькой буквы.

- Проверка.

5.Чтение теории из учебника.

- Давайте попробуем просклонять местоимения Я и ТЫ по падежам.

И. п. (кто?) – Я

Р. п. (кого?) – МЕНЯ

Д. п. (кому?) – МНЕ

В. п. (кого?) – МЕНЯ

Т. п. (кем?) – МНОЙ

П. п. (о ком?) – обо МНЕ


И. п. (кто?) – ТЫ

Р. п. (кого?) – ТЕБЯ

Д. п. (кому?) – ТЕБЕ

В. п. (кого?) – ТЕБЯ

Т. п. (кем?) – ТОБОЙ

П. п. (о ком?) – о ТЕБЕ


6.Словарная работа.

- подобрать местоимения к существительным и определить род:

Школа (она)

Учитель (он)

Юбилей (он)

Море(оно)

7.Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!









8.В поэтической речи часто используютя личные местоимения . Как вы  думаете, почему?

- Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова,А. Ахматовой, С. Есенина:

1. Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
...Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов.)

2. А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву
(А. Ахматова.)

3. Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(С. Есенин.)

Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)

9.Самостоятельная работа по карточкам.

- Подставить местоимения в предложения.

  • Гдавный документ ученика- табель. … хранился в школе, выдавался на время каникул, чтобы в … расписались родители.

  • Старая школьная техника. … использовалась на уроках.

  • Выходные на природе. …. Были традиционны в нашей школе в 80-90-е годы.

  • Здоровье. О … всегда заботились наши педагоги.

9. Работа с учебником.

Упр.

10. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали?

-Кого вы можете сегодня похвалить? А себя?

11. Домашнее задание.







.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!