СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личные местоимения. Возвратное местоимение себя.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по русскому языку в 6 классе "Личные местоимения. Возвратное местоимение себя"

Просмотр содержимого документа
«Личные местоимения. Возвратное местоимение себя.»

Тема: Личные местоимения. §60 Возвратное местоимение себя. §61

Цель: рассмотреть местоимение как часть речи и познакомиться с основными разрядами местоимений.

Задачи урока:

1. Обучающая: познакомить учащихся с личными и возвратным местоимениями, особенностями их склонения.

2. Развивающая: развивать умения находить и правильно употреблять личные и возвратное местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами.

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверст­никами.

  2. Метапредметные

Познавательные: знать разряды местоимений, основные теоретические понятия; уметь анализировать и делать собственные выводы.

Регулятивные: знать теоретический материал, уметь выделять основную и дополнительную информацию.

Коммуникативные: ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного.

  1. Предметные: активизировать полученные знания о местоимении, особенностях склонения.

Оборудование: презентация Power Point, мультимедийный проектор, тетради, учебник, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка отсутствующих.

  1. Проверка выполнения домашнего задания. Актуализация опорных знаний обучающихся.

    1. Проверка домашнего задания (5 минут).

Дома вы должны были выполнить упр.429. Все справились? Возникли ли какие-то трудности в выполнении задания? В конце урока вы сдадите тетради, и я проверю ваше дз.

    1. Письменный опрос «Местоимение – это…». Ответ на сердечках. (1 минута). Поменялись листочками и проверили друг друга.

  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Местоимения занимают всего 0,8 % словарного запаса русского языка. Однако в речи они являются едва ли не самыми частыми в употреблении, помогая избегать повторений одних и тех же слов и речевых ошибок. На уроке поговорим о разрядах местоимений.

    1. Беседа. Запись темы урока в тетрадь.

  1. Почему местоимение так назвали?

  2. Какова роль местоимений в речи?

  3. Почему некоторые учёные не считают местоимения самостоятельной частью речи?

Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь. Личные местоимения. §60 Возвратное местоимение себя. §61

Обратите внимание, на доске записаны опорные слова нашего сегодняшнего урока. Давайте сформулируем цель нашего урока (рассмотреть местоимение как часть речи и познакомиться с основными разрядами местоимений).

    1. Работа с эпиграфом.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Работа с учебником.

Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 62 упр. 432. Запишите тезисно в тетрадь для правил. Подготовьте рассказ о личных местоимениях.

Опрос нескольких учащихся.

Слово учителя.

Местоимение – интересная часть речи. Как мы уже сказали, она замещает другие части речи.

Предлагаю провести такое наблюдение: если актёр в театре играет Деда Мороза, он старается движениями, голосом, жестами походить на героя. А если играет Бармалея, то…? То же и в языке: если местоимение заменяет часть речи, оно принимает и признаки этой части речи. Давайте убедимся в этом.

Какую часть речи заменяют личные местоимения? Как изменяются личные местоимения? (как имя существительное)

Но склонение местоимений этого разряда отличается от склонения существительных. У личных местоимений при склонении изменяется не окончание, а всё слово.

  1. Первичная проверка понимания и закрепление усвоенного материала.

Выполняем упражнение 434 (3 предложения) у доски.

  1. Применение знаний в стандартных и нестандартных условиях.

Карточка 1. СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья.

Составьте схему этого предложения.

Определите синтаксическую роль местоимения.

Выполните морфемный разбор глаголов этого предложения.

- Что обозначает суффикс –СЯ?

-Как называются такие глаголы? (возвратные)

  1. Физкультминутка.

Открываем стр. 66, знакомимся с правилом. Тезисно записываем.

Комментарий учителя.

В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.

В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).

Сравнительный анализ.

Девочка облила себя водой.

Девочка облилась водой.

Просклоняйте самостоятельно местоимение себя

И.п. –

Р.п. –

Д.п. –

В.п. –

Т.п. –

П. п. –

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Работа в парах.

Этот человек себе на уме.

Всё устроилось само собой.

Наездник не скоро пришёл в себя после того, как упал с лошади.

Читай про себя.

После болезни мальчик на себя не похож.

2. Подберите к данным словам синонимы, слова или словосочетания, содержащие местоимение себя, объясните значение слов и выражений

ОТВЕТЫ:

эгоист – себялюбец;

читать молча, не вслух – читать про себя;

проявлять выдержку, терпение – владеть собой;

лишиться самообладания – выходить из себя;

судить по своим силам или вкусам – судить по себе;

стать замкнутым, необщительным – уйти в себя;

плохо выглядит, находится в душевном, нервном расстройстве – не похож на себя;

скрытен, хитер, имеет «заднюю» мысль – себе на уме.

Обсуждение и комментирование ответов. Запись тезисов в тетради. Выставление отметок.

  1. Рефлексия (Итог урока). Лингвистические загадки. Отгадайте загадки, о каких местоимениях идёт речь?

  1. В каком местоимении два звука, но буква одна? (я)

  2. Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ямы)

  3. Сколько личных местоимений в слове семья? (семь Я)

  4. Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте. (яяКорь)

  5. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (ТыКва)

Лайк/дизлайк

  1. Сообщение домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

Решить тест в Скайсмарте. Инструкция перед началом работы есть.

Прочитайте слова и найдите спрятавшиеся там местоимения. Определите их род. Агроном ........ магнитофон ............ корона ........ экономия ............вагон ........... борона ....... пончик ..... икона.....






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!