Личные неимущественные и имущественные права ребенка
Автор: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук, доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика», учитель права и основ безопасности жизнедеятельности
- Время: 45 минут
- Методы обучения: рассказ, объяснение, метод проблемного изложения учебного материала, просмотр видеороликов, работа с федеральными законами РФ
- Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, презентация урока – лекции, опорный конспект урока – лекции, Консультант Плюс - справочно-правовая система по законодательству России, ГАРАНТ - Информационно – правовой портал. Справочно-правовая система по законодательству России, телеканал НТВ. Передача ЧП, правовые информационные ресурсы в сети Интернет, Интернет-портал "Авторское право в России", Интернет-ресурсы по праву.
- Межпредметные связи: конституционное право, уголовное право, административное право, семейное право
План урока-лекции:
- 1.Личные неимущественные права несовершеннолетних детей.
- 2.Личные имущественные права несовершеннолетних детей.
Основная и дополнительная литература:
- Право. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А., Матвеев А.И. и др. /Под ред. Л.Н. Боголюбова. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
- Конституция РФ. - М., 1993.
- Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
- Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.).
Основная и дополнительная литература:
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ).
- Указ Президента РФ от 14.05.1996 N 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики".
Основная и дополнительная литература:
- Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка".
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
- Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".
Основная и дополнительная литература:
- Закон Московской области от 04.12.2009 N 148/2009-ОЗ "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 26.11.2009 N 14/98-П).
- Закон Московской области от 24.12.2010 N 176/2010-ОЗ "О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 23.12.2010 N 3/140-П).
Основная и дополнительная литература:
- Закон Московской области от 30.12.2005 N 273/2005-ОЗ (ред. от 24.12.2015) "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области".
- Постановление Правительства МО от 15.10.2015 N 947/39 "Об утверждении Положения об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области и состава Московской областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Основные цели урока-лекции:
- - расширить теоретические представления о семейном законодательстве РФ;
- - познать основные направления государственной семейной политики РФ;
- - познать Концепцию государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года;
- - познать личные неимущественные права несовершеннолетних детей;
- - познать личные имущественные права несовершеннолетних детей.
Задачи урока – лекции:
- ОБУЧАЮЩИЕ:
- - обеспечить усвоение обучающими норм права, регламентирующих личные неимущественные и имущественные права несовершеннолетних детей РФ;
- - формировать навыки и умения самостоятельно добывать знания, формировать навыки и умения, чтобы юридически грамотно реализовать нормы права, регламентирующих личные неимущественные и имущественные права несовершеннолетних детей РФ.
Задачи урока – лекции:
- РАЗВИВАЮЩИЕ:
- - развитие навыков и умений реализовать вышеуказанные нормы права;
- - развитие навыков и умений соблюдать, исполнять и использовать нормы права, регламентирующих личные неимущественные и имущественные права несовершеннолетних детей РФ.
Задачи урока – лекции:
- ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
- - формирование семейно-нравственных ценностей, поддержки и всестороннего укрепления престижа семейного образа жизни;
- - формирование традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи;
Задачи урока – лекции:
- ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
- - формирование ценности брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению;
Задачи урока – лекции:
- ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
- - формирование ответственности у родителей за воспитание, образование и развитие личности ребенка и за сохранение его здоровья;
- - формирование у младшего поколения духовно-нравственных, этических ценностей, уважения к родителям, а также людям старшего поколения;
- - формирование юридической культуры и компетентности в целях эффективного взаимодействия несовершеннолетних детей в обществе;
- - воздержание от действий, запрещенных правом (соблюдение норм права).
Требования к результатам освоения урока-лекции :
- а) личностным:
- - развитие самостоятельности и личной юридической ответственности за свои деяния, на основе знаний о нормах права, социальной справедливости и свободе;
- - развитие навыков сотрудничества в семье, умений не создавать юридических конфликтов и находить психологически и юридически грамотные выходы из спорных конфликтных ситуаций;
Требования к результатам освоения урока-лекции :
- а) личностным:
- -формирование юридической культуры в целях эффективного и безопасного взаимодействия в обществе;
- - освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных) в целях уметь самостоятельно добывать знания, формировать навыки и умения с учетом личностного смысла учения;
Требования к результатам освоения урока-лекции :
- б) метапредметным :
- - овладение способностью самостоятельно принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности в области государственной семейной политики в Российской Федерации;
- - освоение правовых способов самостоятельного разрешения семейных конфликтов;
- - формирование умений самостоятельно определять наиболее эффективный порядок разрешения семейных конфликтов;
Требования к результатам освоения урока-лекции :
- б) метапредметным :
- - формирование умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку юридических событий;
- - формирование готовности конструктивно разрешать семейные конфликты посредством учета интересов субъектов конфликта и сотрудничества.
Требования к результатам освоения урока-лекции :
- в) предметным:
- - формирование уважительного отношения к правам и свободам человека и гражданина РФ;
- - развитие навыков и умений устанавливать психологические контакты с различными категориями граждан РФ;
- - формирование модели юридически грамотного поведения в условиях повседневной жизни;
Требования к результатам освоения урока-лекции :
- в) предметным:
- - формирование юридической культуры;
- - формирование юридической компетентности в целях обеспечения эффективного и правомерного взаимодействия в семье и сверстниками.
Введение. Актуальность урока – лекции
- Во введении педагогический работник обозначает место урока-лекции в курсе "Право", показывает связь с другими учебными дисциплинами, вызывает у обучаемых интерес к теме урока – лекции используя данные официальной статистики, настраивает их непроизвольное внимание и устанавливает рабочую атмосферу в классе.
Введение. Актуальность урока – лекции
- Семьи, имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, составляют 43 процента общего количества семей (17,3 млн. семей), с двумя несовершеннолетними детьми - 11,4 процента, многодетные семьи - 2,5 процента. В структуре многодетных семей 77 процентов составляют семьи с тремя детьми.
- Из всех семей с несовершеннолетними детьми 67 процентов таких семей являются полными семьями, в которых дети проживают с обоими родителями.
Основная часть урока-лекции. 1-й учебный вопрос
- Семейный кодекс РФ условно делит права несовершеннолетних детей на два вида:
- личные неимущественные и
- имущественные права несовершеннолетних детей
К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:
- -право ребенка жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ):
- -право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
- -право ребенка на защиту (ст. 56 СК РФ);
- -право ребенка выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
- -право ребенка на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ)
Вывод по 1-му учебному вопросу
- Государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей
Основная часть урока-лекции. 1-й учебный вопрос
- Статья 60 СК наделяет ребенка следующими личными имущественными правами:
- - право ребенка на финансовое содержание;
- - право собственности ребенка на свои доходы;
- - право ребенка на любое имущество, полученное ребенком в наследство, в дар;
- - право ребенка на имущественные ценности, приобретенные на собственные средства ребенка;
- - право ребенка владеть и использовать имущество родителей при условиях совместного с ними проживания и наличия взаимного согласия на такое использование между ребенком и родителями.
- - право ребенка на содержание родителями.
Выводы по 2-му учебному вопросу
- Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.
Выводы по 2-му учебному вопросу
- К традиционным семейным ценностям, провозглашаемым Концепцией, относятся ценности брака , понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению .
Заключительная часть урока-лекции
- Педагогический работник подводит итог сказанному в основной части урока-лекции и делает выводы по теме. Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы по теме урока - лекции:
- 1.Школьники обязаны повышать свой уровень правовой компетентности. Основания:
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" /Президент Российской Федерации Д. Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271;
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан /Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168. Опубликовано 14 июля 2011 г.(п.2 и 3 ст.15).
Заключительная часть урока-лекции
- 2. Обязанности несовершеннолетних детей:
- - слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение или оскорбления;
- - получить основное общее образование (9 классов);
- - соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
- - на участие в детском общественном объединении.
- - соблюдать устав, правила детского общественного объединения.
- - выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством РФ;
- - встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство.
Заключительная часть урока-лекции
- 3. В 18 лет человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную юридическую ответственность.
Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.
- Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению ;
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 апреля 2006 г. N 02-55-77ин/ак "О показателях государственной аккредитации "Методическая работа" и их критериях"
- Под инновационными технологиями в образовании подразумеваются технологии, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у обучающихся творческих способностей и самостоятельности (технология проблемного и проектного обучения)
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа " /Президент Российской Федерации Д. Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271
- 1. Переход на новые образовательные стандарты
- 2. Развитие системы поддержки талантливых детей. (Правовое просвещение и правовое информирование граждан).
- 3. Совершенствование учительского корпуса. (Правовое просвещение и правовое информирование граждан).
- 4. Изменение школьной инфраструктуры
- 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
- 6. Расширение самостоятельности школ
Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан /Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168. Опубликовано 14 июля 2011 г.
- 15. Государственная политика осуществляется по следующим основным направлениям:
- 1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;
- 2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
- 3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права
Заключительная часть урока-лекции
- Педагогический работник отвечает на вопросы школьников.
- Закрепление полученной информации.
- Первичная проверка понимания урока-лекции .
- Тест
Первичная проверка понимания урока-лекции
- Первичное закрепление новых знаний на уроке – лекции:
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 1. Какие Вы знаете личные неимущественные права несовершеннолетних детей в РФ?
- 1._____________________________________
- 2.______________________________________
- 3.______________________________________
- 4.______________________________________
- 5._______________________________________
Ответ
- -право ребенка жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ):
- -право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
- -право ребенка на защиту (ст. 56 СК РФ);
- -право ребенка выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
- -право ребенка на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 2. Какие Вы знаете личные имущественные права несовершеннолетних детей в РФ?
- 1.______________________________
- 2._______________________________
- 3._______________________________
Ответ
- - право ребенка на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
- - право ребенка собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;
- - право ребенка на владение, пользование и распоряжение общим имуществом (общей совместной собственностью).
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 3. Какие Вы знаете обязанности несовершеннолетних детей?
- 1.____________________________________
- 2.______________________________________
- 3.______________________________________
- 4.______________________________________
- 5._______________________________________
- 6.______________________________________
- 7.______________________________________
Ответ
- - слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение или оскорбления;
- - получить основное общее образование (9 классов);
- - соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
- - на участие в детском общественном объединении.
- - соблюдать устав, правила детского общественного объединения.
- - выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством РФ;
- - встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство
Рефлексия
- 1. Что нового Вы узнали сегодня на уроке-лекции?
- 2. Как Вы думаете, пригодятся ли знания, полученные сегодня на уроке – лекции, в реальной жизни?
- 2. Согласны ли Вы с тем, что семейные конфликты необходимо разрешать руководствуясь действующим законодательством РФ?
- 3. Какие Вы знаете способы разрешения семейных конфликтов?
Домашнее задание. Законспектировать:
- Комментарий и инструктаж педагогического работника по домашнему заданию.
- Домашнее задание. Законспектировать:
- 1. Ст. 38 Конституция РФ
- 2. Ст.54,55,56,57 и 58 СК РФ
- Педагогический работник отвечает на вопросы школьников.