СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Лечебно-педагогическая работа в преодолении заикания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заикание-нарушение темпо-ритмической организации речи,обусловленное судорожным состоянием мышц.

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.

В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь,связанную с накоплением влажности в головном мозге(Гиппократ)или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата(Аристотель)

Заикание-это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом. 

В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов(перенапряжение их силы и подвижности)в коре головного мозга.Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен,с одной стороны,состоянием нервной системы,её готовностью к отклонениям от нормы.С другой стороны,нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами.

Ещё Хр.Лагузен(1838)к причинам заикания относил аффекты,стыд,испуг,гнев,страх,сильные головные ушибы головы,тяжёлые болезни,подражание неправильной речи отца и матери.И.А.Сикорский(1889)первым подчеркнул,что заикание свойственно детскому возрасту,когда развитие речи ещё не окончено.

В настоящие время можно выделить две группы причин:предрасполагающие(почву)и производящие(толчки).При этом некоторые этилогические факторы могут как способствовать развитию заикания,так и непосредственно вызывать его.

К предрасполагающим причинам относятся следующие:невропатическая отягощённость родителей(нервные,инфекционные и соматические заболевания,ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы).

Невропатические особенности самого заикающегося(ночные страхи,энурез,повышенная раздражительность,эмоциональная напряженность);

Конституциональная предрасположенность(заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности,её особая подверженность психическим травмам);

Наследственная отягчённость(заикание развивается на почве врождённой слабости речевого аппарата,которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака);

Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов:внутриутробные и родовые травмы,асфиксия;постнатальные-инфекционные,травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах,приводят к задержке речевого развития,к речевым расстройствам и способствует развитию заикания.

 

.У подростков наблюдается усиление заикания,появившегося ещё в дошкольном или младшем школьном возрасте.Иногда заикаюшиеся младшие школьники не испытывают  трудностей  в речи.В таких случаях и они сами,и их родители считают,что  заикание прошло.Однако в подрастковом возрасте оно как бы появляется вновь.Подростки болезненно переживают это и поэтому нуждаются в помощи логопеда и психотерапевта.

Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболеванияая.Многочисленность,а иногда и недостаточная эффективность этих методов обьясняется сложностью и многообразием  проявлений самого заикания и уровнем знаний о его природе.

При анализе существующих методов преодоления заикания нам представляется целесообразным рассматривать их в зависимости от характера  рекомендуемых средств воздействия на заикающегося -медицинского или педагогического.В одном случае это лечебные меры(терапевтические,хирургические,ортопедические,психотерапевтические),в другом -меры воспитания и обучения(дидактические приёмы) и наконец,в третьем-различные сочетания-медицинского или педагогического воздействия.

 Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все времена,начиная с древнейших(Гиппократ,Аристотель,Цельс,Гален,Авиценна,Меркуриалис,Кленке,Лихтингер и д.р.)Как правило,терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания,а лишь в той или степени дополняли его.

Хирургический метод лечения заикания применялся с 1в.н.э. до середины хх в.,пока окончательно не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования(Антилл,Эгинский,Фабриций,Дионис,Диффенбах,Пети,Боне и др.)Хирургический метод появился в результате понимания заикания как следствия патологического строения артикуляционного аппарата или недостаточной иннервации мышц языка.Неэффективность этого метода и,главное,возникновение нового этапа в понимании патогенеза заикания как невротического расстройства положили конец использованию хирургического вмешательства при заикании.

В преодолении заикания ,есть необходимость использования облегчающих и корригирующих речь ортопедических средств и различных двигательных упражнений.Использование механических приспособлений с ортопедической целью восходит ещё к Демосфену,который,по описанию Плутарха,успешно применял для лечения собственного заикания инородные предметы(морские камешки),держа их под языком во время речевых упражнений.Впоследствии специалисты применяли при лечении заикания различные механические приспособления:язычковую вилку;язычный нажиматель и рампорку для губ;накладки на оба ряда зубов и т.д.

 Ортопедические приспособления,однако они не имели самостоятельного значения в лечении заикания и рекомендовались как дополнительные средсва.

Указания на необходимость комплексного воздействия и серьёзные попытки его применения при заикании  впервые встретились в трудах отечественных авторов-И.А.Сикорского(1889) и И.К.Хмелевского(1897).И.А.Сикорский в лечение заикания включал:а)гимнастику речи(система упражнений дыхания,голоса,артикуляции,различных форм речи);б)психотерапевтическое лечение(создание соответствующих окружающих больного условий,последовательное усложнение речевых занятий,воздействие на настроение больного и пр.)в)фармацевтическое и динамическое лечение(медикаменты,физиотерапия,двигательные упражнения).Многоплановость лечебного воздействия,по И.А.Сикорскому,впервые стала комплексной системой преодоления заикания.

 

Опираясь на материалистическое учение физиологов- И.М.Сеченова,И.П.Павлова и их последователей,учёные и специалисты –практики преодолели тенденциозность разработанных раннее приёмов устранения заикания,отобрали из них всё лучшее,рациональное и определили современный комплексный подход к преодолению заикания.В.А.Гиляровский,М.В.Серебровская,Ю.А.Флоренская,Ф.А.Рау,М.И.Пайкин,М.Е.Хватцев,Н.П.Тяпугин,Н.А.Власова,М.С.Лебединский,С.С.Ляпидевский,В.С.Кочергина,В.И.Селивёрстов,В.М.Шкловский,Ю.Б.Некрасова,А.И.Лубенская,Л.З.Андронова и др.своими исследованиями и практической деятельностью способствовали развитию лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания.

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания заключается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами.

В комплекс лечебно-педагогических мероприятий для заикающихся детей входят лечебные препараты и процедуры,психотерапия,логопедические занятия,лечебная физкультура и ритмика,воспитательные мероприятия.Цель этих тесно переплетающихся и дополняющих друг друга мероприятий- устранение или ослабление судорог и сопутствующих расстройств голоса,дыхания,моторики;оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом;избавление ребёнка от неправильного отношения к своему речевому дефекту,от психологических наслоений в виде страха,конфузливости за свою неполноценную речь;перевоспитание его личности.

         В настоящее время существует ряд логопедических методик по устранению заиканияю.Их можно рассматривать в зависимости от возраста заикающихся:работа с дошкольниками,школьниками,подростками и взрослыми.

 тем редким ученым, кому еще в самом начале исследовательской работы удалось поставить центральную проблему и наметить основной путь ее решения, кому время и необычайная работоспособность дали возможность построить теорию, охватившую множество проблем, связанных основной линией исследования общих закономерностей развития интеллекта. Его главной темой стало изучение истоков научного познания. По числу поставленных вопросов, написанных книг и статей, эрудиции в различных областях знания, влиянию на исследования в разных странах и, наконец, по числу последователей и противников его идей среди современных самых выдающихся психологов, пожалуй, нет равных Пиаже. Поистине, он был первым среди равных. Учение Пиаже,

на мой взгляд, - высшее достижение психологии XX века. Известен парадокс, согласно которому авторитет ученого лучше всего определяется тем, насколько он затормозил развитие науки в своей области. Современная зарубежная психология детского мышления буквально блокирована идеями Пиаже. Множество исследований касается уточнения эмпирических фактов, и почти нет работ, посвященных анализу его теории. Известно много интерпретаторов Пиаже, но никому из них не удается вырваться за пределы разработанной им системы. Пользуясь соответствующим методом, факты, полученные Пиаже, может воспроизвести любой исследователь. Поэтому, по словам американского психолога Д. Элкинда, это наиболее достоверные факты в детской психологии. Существует огромный разрыв между тем, что было в детской психологии в начале века до работ Пиаже, и тем уровнем развития теории, который существует теперь, благодаря его деятельности. Пиаже - психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка.

В исследовании истоков интеллекта и представления о реальности у детей первых двух лет жизни Пиаже установил, что в этот период в сознании ребенка происходит революция. Первоначально ребенок воспринимает мир как индивид, который не знает себя в качестве субъекта, не понимает своих собственных действий и поэтому приписывает реальности свои субъективные ощущения, даже не подозревая об этом. Ребенок пытается воздействовать на вещи, но сначала он не представляет их себе вне связи с непосредственными действиями. А в непосредственном действии может установиться лишь поверхностный контакт с вещами. Это приводит к тому, что ребенок считает объективной только такую реальность, которая выявляется в непосредственном восприятии. Разумеется, видимая реальность не исчерпывает объективно существующую. Поэтому ребенок, считает Пиаже, на ранних стадиях развития воспринимает мир как солипсист — он игнорирует себя в качестве субъекта и не понимает собственных действий.

Конструкция представления об окружающем мире, о реальности у ребенка в первые годы жизни состоит в переходе от одного состояния, где вещи центрированы вокруг "Я", которое управляет всем, не осознавая себя в качестве субъекта, в другое состояние, где "Я" занимает свое место в устойчивом мире и рассматривается как активный субъект среди других в этом мире. В этот период меняется исходная позиция ребенка по отношению к вещам; в сфере практических действий происходит переход от эгоцентризма к объективности. Так, на доречевом уровне умственного развития ребенка Пиаже выявил тот же самый эволюционный переход, который был обнаружен им в исследованиях вербального интеллекта.

Средства сенсомоторного интеллекта расширяют возможности равновесия вследствие координации восприятия и движения. При условии нарушения прямого контакта, благодаря сенсомоторным координациям, субъект способен перестроить воспринимаемые ранее ряды или построить новые ряды, которые он не воспринимал прежде. Такое построение происходит в процессе манипуляций, результат которых открывается субъектом эмпирически, случайно. Это новое структурирование не связано с продолжением действия перцептивных механизмов, оно включает координацию движений. Растянуть и сблизить, спрятать и найти, построить отношения к использовать обратные отношения — таковы новые возможности, которые обеспечивают равновесие в действии. Новые средства делают его более мобильным и более обратимым, Первые формы группировок возникают именно на уровне, когда у субъекта появляются системы действий, которые отвечают критериям группировки. Заметим, что

длиннее и в то же время тоньше. Происходит одновременно два изменения, взаимно компенсирующие друг друга. Ребенок на протяжении дошкольного возраста ведет себя по отношению к этим двум изменениям по-разному. Сначала он учитывает только одно из двух изменений, затем внезапно открывает другой параметр, но тут же забывает первый. Позже он колеблется, переходя от одного изменения к другому, и, наконец, начинает связывать их. Ребенок понимает, что оба параметра связаны обратными отношениями и что они уравновешивают друг друга. С момента, как ребенок открывает компенсацию отношений, появляется понятие сохранения.

3. Фактор равновесия выступает в качестве внутреннего регулятора развития интеллекта.

Фактор равновесия не действует изолированно, он неразрывно связан с другими факторами развития, такими, как созревание, физический и социальный опыт. Но среди этих факторов равновесие играет доминирующую роль. На основании теории развития, в которой основным законом служит стремление структур субъекта к равновесию с реальностью, Пиаже выдвинул гипотезу о существовании стадий интеллектуального развития. Это следующее (после эгоцентризма) крупное достижение Пиаже в области детской психологии.

Стадии — это ступени или уровни развития, последовательно сменяющие друг друга, причем, на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие. Пиаже не раз пытался представить интеллектуальное развитие ребенка как последовательность стадий. Уже в ранних работах развитие интеллекта рассматривалось им как смена стадий аутизма, эгоцентризма и социализации. В более поздних работах речь уже шла о четырех, иногда шести стадиях. И лишь в работах, где Пиаже давал обзор своего учения, картина развития приобрела более определенные и устойчивые черты.

Процесс развития интеллекта, согласно Пиаже, состоит из трех больших периодов, в течение которых происходит зарождение и становление трех основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, то есть системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций — это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования формальных операций. Это период становления формальной логики, гипотетико-дедуктивного рассуждения.

 

Классификация стадий развития интеллекта

Стадии

Подпериод

Стадии

Возраст

 

Достижение формальных операций

структура «решетки» и группа четырех трансформаций (INRC)

От 13 – 14 лет

 

Развитие, по Пиаже,— это переход от низшей стадии к высшей. Предыдущая стадия всегда подготавливает последующую. Так, конкретные операции служат основой формальных операций и составляют их часть. В развитии происходит не простое замещение низшей стадии высшей, а интеграция ранее сформированных структур; предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне. Каждая стадия характеризуется своей специфической структурой, но все стадии имеют общие функциональные механизмы. Для характеристики структур, свойственных периодам развития, Пиаже использовал логическую модель. Он обращался к языку логики классов и отношений. Однако сам Пиаже говорил, что, когда психолог производит подсчет вариаций или использует формулы факторного анализа, он не делается математиком, а остается психологом. Пиаже подчеркивал, что при анализе структур речь идет не об измерении, а о выявлении качественных характеристик интеллекта на разных ступенях развития. Логическая модель использовалась им только как инструмент анализа психологической реальности.

Для характеристики функционального механизма развития Пиаже применял модель взаимодействия и единства двух функций ассимиляции-аккомодации, взятую им из биологии. Вся кое действие (движение, мышление, чувство) отвечает некоторой потребности. Ребенок не выполняет действия, если у него нет движущей силы, а эта движущая сила выражается всегда в форме потребности. Потребность, согласно Пиаже, возникает тогда, когда что-либо внутри или вне нас изменилось и когда нужно перестроить поведение в зависимости от этой перемены. Действие заканчивается, как только потребность удовлетворяется, как только восстанавливается равновесие между новым фактором, вызывающим потребность, и нашей психической организацией. Новый акт поведения ведет не только к восстановлению равновесия, но, главное — к более стабильному равновесию между ассимиляцией и аккомодацией.

Порядок следования стадий неизменен. Отсюда можно предположить, что он обусловлен некоторым биологическим фактором, связанным с созреванием. Однако, как подчеркивал Пиаже, порядок следования стадий не содержит в себе никакой наследственной программы. Созревание в случае стадий интеллекта сводится лишь к открытию возможностей развития. Эти возможности нужно еще реализовать. Было бы неверно, считал Пиаже, видеть в последовательности этих стадий продукт врожденной предрешенности, ибо в процессе развития происходит непрерывная конструкция нового.

Возраст, в котором структуры равновесия появляются, может варьировать в зависимости от физического или социального окружения. В условиях свободных взаимоотношений и дискуссий дологические представления быстро заменяются рациональными представлениями, но они сохраняются дольше при отношениях, основанных на авторитете. Согласно Пиаже, можно наблюдать уменьшение или увеличение среднего хронологического возраста появления той или иной стадии в зависимости от богатства или бедности активности самого ребенка, его спонтанного опыта, школьной или культурной среды. Широко известные исследования М. Мид на Новой Гвинее подтверждают эту мысль. Говоря о проблеме возраста в развитии, Пиаже подчеркивал необходимость проведения сравнительных исследований для выяснения роли этнических и культурных факторов, влияющих на развитие.

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!