СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексико-фразеологические игры

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лексико-фразеологические игры можно использовать на уроке при изучении раздела "Фразеология". Разнообразят и сделают урок интересным для учащихся. Разнообразные задания: аукцион, конкурс "Лицедеи", собери фразеологизм, "Фразеологический зверинец" и мн. др.

Просмотр содержимого документа
«Лексико-фразеологические игры»

Лексико-фразеологические игры

1.«Собери фразеологизм»

Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Собери» их (всего 5) за 2 минуты.

1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.

(куда Макар телят не гонял; в ежовых рукавицах; вертится на языке; свистит ветер в карманах; канул в воду)

2-я команда – расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.

(расхлёбывать кашу; бить баклуши; заметать следы; на ночь глядя; душа уходит в пятки)

2. «Угадай-ка»

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».

3. Найди пару

Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу.
Например: Ни зги не видно - хоть иголки собирай.
Ни зги не видно Жить своим горбом
заварить кашу воспрянуть духом
коломенская верста от горшка два вершка
по чайной ложке на ночь глядя
чуть свет как кошка с собакой
повесить нос хоть иголки собирай
на чужой шее сидеть единым духом
душа в душу расхлёбывать кашу
сидеть сложа руки не покладая рук

4. Аукцион

В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин груд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь па крупу; хорош гусь; упрямый осел; носиться как курица с яйцом и т. п.

5. Игра “Аплодисменты”.

Отметьте хлопком фразеологический оборот.

Золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

6. Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.

а) устать
б) перекусить 
в) мешать 
г) победить, превзойти

1) заткнуть за пояс
2) заморить червячка
3) волочить ноги
4) вставлять палки в колёса

7. Найдите фразеологизмы-синонимы.

Бить баклуши – 
Водить за нос – 
Зарубить на носу – 
С гулькин нос –

Слова для справок: лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.

8. Найдите фразеологизмы-антонимы.

Заварить кашу –
Во весь дух – 
Душа в душу –

Слова для справок: расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.

9. Работа с текстом

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном тексте?

  1. На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях.

  2. Встать с левой ноги – быть в плохом настроении.

  3. Со всех ног – очень быстро, стремительно (бежать).

  4. Уносить ноги – спасаться бегством, удирать от опасности.

  5. Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывает у кого-либо.

  6. Ноги не будет – кто-либо никогда не приедет, перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо. Обычно как угроза, запрещение.



10. Мы побываем в зимнем лесу. Перед вами картина И.И.Шишкина. Как она называется, вы узнаете, когда выполните задание.

Задание.

Перемешались фразеологизмы, попробуйте навести порядок: подберите к словам из правого столбика слова из левого столбика так, чтобы они образовали устойчивые выражения. По первым буквам левого столбика прочитайте название картины Ивана Шишкина.

Слова левого столбика

Слова правого столбика

Играть
Мартышкин
Ахиллесова
Замести

следы
на нервах
труд
пята

Замести следы, играть на нервах, мартышкин труд, ахиллесова пята. Картина “Зима”.



О каких фразеологизмах напомнила вам картина?

Ёлки зелёные – выражение досады, недоумения, восхищения.

Ёлки-палки - выражение досады, недоумения, восхищения.

Заблудиться в трёх соснах – не суметь найти выход из самого простого затруднения

С бору да с сосенки – кого попало, откуда попало, без разбору. О случайном подборе, составе людей.



Ахиллесова пята – наиболее уязвимое место, слабая сторона человека в характере, привычках.

К сожалению, и у Павла была ахиллесова пята, и он имел слабости.

У каждого своя ахиллесова пята.

Играть на нервах – намеренно раздражать, нервировать кого-либо.

11. ТЕСТ

1. В каком случае выражение является фразеологизмом?

1) чёрный муравей
2) белая ворона 
3) белый заяц
4) рыжий лев

2. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?

1) рукой подать, за тридевять земель
2) семи пядей во лбу, звезд с неба не хватает
3) капля в море, как с гуся вода
4) воспрянуть духом, повесить голову

3. Какой фразеологический оборот имеет значение “от скуки”?

1) от случая к случаю
2) от нечего делать
3) от чистого сердца
4) от корки до корки

12. Угадай животное.

I. О каких животных идет речь в следующих фразеологизмах? Выберите один из фразеологизмов и объясните, почему животное наделялось таким свойством. Как вы думаете, почему это свойство перенесли на человека. Какую оценку несет фразеологизм (приведите пример).

 

1. Голоден как…

2. Нем как…

3. Хитёр как...     

4. Грязный как...

5. Упрям как...
6. Здоров как...         

7. Болтлив как...

8. Изворотлив как...  

9. Колючий как...
10. Надут как...

11. Драчлив как…

12. Важный как…

13. Красный как…

14. Плестись как…

13. Вопросы-шутки.

  1. Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
    Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.

  2. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
    Как дважды два (знать).

  3. Может ли вопрос заболеть?
    Да, во фразеологизме «больной вопрос».

  4. Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
    Да, во фразеологизме «И след простыл».

  5. Может ли горе быть в жидком состоянии?
    Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

  6. Есть ли глаза у правды?
    Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

  7. Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
    Каша.

  8. Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
    «Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

  9. Может ли правда иметь неприятный вкус?
    Да, «горькая правда».

  10. Какого цвета бывает тоска?
    Зеленого; «тоска зеленая».

14. Какие животные упоминаются в следующих фразеологизмах? Выберите один из фразеологизмов и объясните его смысл. Какие еще фразеологизмы с этим животным вы знаете?

 1. Пишет как … лапой

2. Делить шкуру неубитого…

3. На сердце … скребут

4. …носа не подточит

5. Лить … слезы

6. Белая…

7. Биться, как … об лед

8. Вот где … зарыта

9. Денег … не клюют

10. Заморить…

11. Как … языком слизала

12. Как … в воде

13. Когда … на горе свистнет

14. Купить … в мешке

15. …на смех

16. Считать…

15. Конкурс «Лицедеи».

По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.

Не находить места.

Прикусить язык.

Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Зарубить на носу.

Ломать голову.

В рот воды набрал.

16. На вопрос ответь фразеологизмом.

(Ответить фразеологизмом.) Как можно:

  • Сильно краснеть? (До корней волос.)

  • Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)

  • быстро бежать? (Сломя голову.)

  • Промокнуть? (До костей.)

  • Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)

  • Громко кричать? (Во все горло.)

17. Закончить предложение фразеологизмами.

1.Он долго не мог дать ответ,….(тянул кота за хвост)

2.Мальчик смотрел на изображение , как…..( баран на новые ворота)

3.Товарищ не говорил правды, всех нас… (водил за нос)

4.Юноша с детства приучен к труду, он не будет… (сидеть на шее)у родителей.

5.Верят в мои успехи люди, но есть и такие, …(вставляет палки в колеса)

6.Однажды в гостях я поставил себя в неловкое положение, иначе говоря, …(.сел в калошу)

7.Близнецы были похожи как... (две капли воды).

8.Пишет неаккуратно и неразборчиво, как... (курица лапой).

9.Главная  задача школьника – учиться, запомните это, …(зарубить на носу)

18. Игра - конкурс «Как об этом говорят?»

Задание: подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

Подбери фразеологизм к его толкованию. За каждый правильно подобранный фразеологизм – 1 балл. 

Подбери фразеологизм

Ответы

1. Овладевать собой, успокаиваться. 
2. Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным. 
3. Прежде всего, в первую очередь. 
4. Недружно, в постоянной ссоре. 
5. Становиться благоразумнее, образумливаться. 
6. Тревожить, беспокоить кого-нибудь. 
7. Испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком или о чём. 
8. Совершенно безразлично, всё нипочём, ничего не действует. 
9. Помогать в трудную минуту, выручать. 
10. Временно, незаконно. 
11. Поступать так, как прежде, в молодости. 
12. Перестать беспокоить, тревожить кого-либо. 
13. Притворяться, прикидываться, не быть самим собой. 
14. Очень близко, рядом. 
15. Постепенно, неуклонно, последовательно. 
16. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе. 
17. Прийти в состояние крайнего раздражения. 
18. Усиленно думать над трудным вопросом. 
19. Всё хорошо, всё в порядке (об успешном завершении дела). 
20. Иногда, не часто. 

1. Брать себя в руки. 
2. Бросаться в глаза кому-либо.

3. В первую голову. 
4. Как кошка с собакой. 
5. Браться за ум.


6. Не давать покоя. 
7. Болеть душой.
8. Как с гуся вода.

9. Протянуть руку помощи. 
10. На птичьих правах. 
11. Тряхнуть стариной. 
12. Оставить в покое.

13. Играть роль.

14. В нескольких шагах. 
15. Шаг за шагом.

16. Выходить в люди.

 17. Выйти из себя.

18. Ломать голову.

19. Дело в шляпе.

20. Время от времени. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!