Министерство образования и молодежной политики Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«УСИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Лексико-грамматический практикум для студентов, занимающихся дистанционно
Дисциплина: французский язык
Дата 02 сентября 2017 г.
Преподаватель: к.ф.н. Е.В. Аджар.
Методические указания к лекции №1: «Частичный артикль во французском языке»
Цели:
Обучающие:
Освоить новые лексические единицы и речевые конструкции по указанной теме.
Развивать фонетические и лексические навыки.
Совершенствовать навыки устной и письменной речи по теме.
Систематизировать знания в употреблении лексических единиц по теме.
Повторить и закрепить грамматические темы «Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Частичный артикль».
Совершенствовать произносительные навыки, соблюдать нормы произношения звуков французского языка при чтении вслух и в устной речи.
Развивающие:
Развивать умение строить самостоятельные устные высказывания на основе первичного усвоения учебного материала.
Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью обучающихся.
Развивать память, внимание, языковую догадку, логическое мышление, воображение.
Развивать умение переносить сформированные навыки в новую ситуацию.
Формировать способность к репродуктивной и продуктивной деятельности.
Воспитательные:
Сформировать устойчивую мотивацию к овладению французским языком.
Сформировать потребность пользования французским языком как средством общения.
Расширять кругозор обучающихся.
Воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения.
Сформировать толерантное отношение к представителям франкоговорящих стран.
Планируемые результаты.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
Формирование ответственного отношения к обучению.
Готовность к саморазвитию и самообразованию.
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к обучению.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Самостоятельно ставить цели и строить планы.
Выражать личностную позицию в восприятии мира.
Регулятивные УУД:
Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на французском языке.
Формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.
Коммуникативные УУД:
Организация и планирование учебного сотрудничества с преподавателем.
Построение устных высказываний в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Учитывать разные мнения и интересы.
Обосновывать собственную позицию.
Брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Вступать в диалог.
Участвовать в коллективном обсуждении темы, проблемы.
Познавательные УУД:
Построение логических рассуждений.
Установление причинно-следственных связей.
Выделение необходимой информации.
Осознанное построение речевых высказываний в устной форме.
Овладение при поддержки преподавателя учебно-организационными, учебно-информационными, учебно-коммуникативными умениями.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Ставить проблему, аргументировать ее актуальность.
Искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.
Алгоритм выполнения задания.
Внимательно прочитайте лекцию.
Составьте опорный конспект своего ответа по теме «Грамматическая категория артикля во французском языке».
Выпишите основные понятия в тетрадь-словарь грамматических терминов. Приведите примеры употребления артиклей в составе словосочетаний или коротких фраз на французском языке с переводом.
Составьте таблицу с целью систематизации материала по теме «Разновидностей артиклей во французском языке».
Ответьте на следующие вопросы: Есть ли в русском языке категория артикля? Какой грамматический эквивалент французского артикля Вы можете назвать в русской грамматике? Какова грамматическая функция артикля, для чего нужен артикль в языке? Какое значение имеет частичный артикль ?
Лекция №1: «Частичный артикль»
Во французском языке есть три вида артикля: определенный, неопределенный и частичный артикль.
Частичный артикль употребляется при неисчисляемых существительных, т. е. существительных, обозначающих предметы, которые нельзя сосчитать, или абстрактные понятия. Частичный артикль имеет следующие формы: мужского рода — du, женского рода — de la; перед гласными и h немым (но не перед *h) он выступает в виде de l’. Например:
Je prends du thé.
— Я пью чай.
Je mange du chocolat.
— Я ем шоколад.
Il a du courage.
— Он смелый (букв.: у него есть смелость)
Elle prend de la salade.
— Она ест салат.
Vous avez de la patience.
— У вас есть терпение.
Tu prends de l’eau.
— Ты пьешь воду.
Частичный артикль обозначает, что берется не весь предмет, а неопределенное его количество или часть целого. Такое же значение выражает и особая форма родительного падежа в русском языке, сравните:
Tu veux du thé ? — Ты хочешь чаю?
Обратите внимание на то, что при обозначении одной порции (чая, кофе и т. д.) употребляется числительное один, одна, например:
Je veux un thé. — Я хочу (одну) чашку чая.
Таким образом, частичный артикль — это «заменитель» неопределенного артикля при неисчисляемых существительных.
Заметьте, что формы множественного числа частичный артикль не имеет, и это вполне понятно: неисчисляемые существительные не изменяются по числам (сравните русские существительные, не употребляющиеся во множественном числе: шоколад, терпение). В таком примере, как des chocolats, слово chocolats не является неисчисляемым существительным, поскольку выражает иное, конкретное значение — «шоколадные конфеты». Des в данном случае — это неопределенный артикль множественного числа. Сравните:
Je mange un chocolat.
(Я ем шоколадную конфету.)
— Je mange des chocolats.
(Я ем шоколадные конфеты.)
Практикум по теме «Части тела»
Прежде чем выполнять это задание, ознакомьтесь с файлом «Лексика. Внешность». Запомните слова по картинкам. Распечатайте матрицу Практикума и заполните ее, сдайте преподавателю на проверку. На «5» сдается 30 слов, на «4» - 20 слов, на «3» - 10 слов.
Remplissez la grille/Закончите предложение:
oreilles nez yeux langue dents lèvres tête bouche
J’écoute (Я слушаю) avec les oreilles.
Je dis гворю) « oui » ou « non » avec la ...
Je sens (Я чувствую) avec le ... .
Je regarde (Я смотрю) avec les ... .
Je parle (Я говорю) avec la ... .
Je mords (Я кусаю) avec les ... .
Je goûte (Я пробую) avec la ....
J’embrasse (Я обнимаю) avec les ...
Mettez les lettres dans l’ordre et complétez/ Расставьте буквы по порядку:
J’ai trop regardé la télévision alors j’ai mal aux yeux. XUYE
La musique est trop forte : ça me fait mal aux ...... LRSELOEI
J’ai trop marché et j’ai mal aux ...... ISPDE
J’écris mal parce que j’ai mal à la ...... NAMI
J’ai mal au ...... parce que j’ai trop mangé. ETVRNE
Je prends du sirop parce que j’ai mal à la ...... GGERO
J’ai porté une valise lourde et j’ai mal au ...... SOD
Classez les noms. (N’oubliez pas l’article.) Распределите слова по группам, не забудьте про артикль.
bouche dents cheveux pieds jambes dos poitrine ventre genoux main joues menton gorge coeur doights
A/Tête | В/ Haut du corps | С/ Bas du corps |
la bouche | | |
| | |
| | |
| | |
| |
| |
Associez les verbes et les parties du corps. Свяжите части тела с соответствующими им глаголами.
boire, sentir, courir, voir, mordre, écouter, goûter, tenir, toucher, sauter, regarder, caresser, frapper, observer, marcher, entendre
A/Bouche | В/ Mains | С /Jambes | D/Yeux | Е/Oreilles | F/ Dents | G/Nez |
boire | | | | | | |
| | | | | |
| | | | |
| | | |
| |
7