СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексикология. Фразеология. Олимпиадные задания

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит 84 олимпиадных задания по разделам "Лексикология" и "Фразеология". Собрано из текстов республиканской олимпиады разных лет

Просмотр содержимого документа
«Лексикология. Фразеология. Олимпиадные задания»

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ

  1. Объясните значение данных фразеологизмов. Определите падеж местоимений.

Развязывать себе руки, изживать себя, отрывать от себя, воплощать в себе, напускать на себя, строить из себя, замыкаться в себе, сдерживать себя, набивать себе цену, изменять себе.


  1. Узнайте фразеологизм по его лексическому значению:

    1. что-либо совершенно непонятное, непостижимое, недоступное пониманию;

    2. тот, кто притворяется обиженным, несчастным с целью разжалобить;

    3. рослый, плечистый, могучего сложения человек;

    4. повод, причина ссоры, споров, серьёзных разногласий;

    5. сказочно привольная, хорошая, обеспеченная жизнь.


  1. Узнайте заимствованные слова по их лексическому значению.

    1. торжественная церемония, посвящённая вступлению нового президента страны в должность;

    2. публичное представление, показ, предъявление нового товара, книги, фильма;

    3. доверенное лицо кинокомпании, отвечающее за постановку и финансирование фильма;

    4. встреча, переговоры глав государств, правительств;

    5. определённый образ известной личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы, зрелищ;

    6. сверхгород, огромный город, образовавшийся в результате слияния с находящимися рядом городами.


  1. Установите соответствие между словами и их значением:


Этиология

этология

энтомология

этнология

этимология

‘раздел языкознания, изучающий происхождение слов’;

‘раздел зоологии, изучающий насекомых’;

‘наука, изучающая состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта’;

‘учение о причинах и условиях возникновения болезней’;

‘наука о биологических основах поведения животных’.


  1. Восстановите фразеологизмы, дописав нужные местоимения. Определите значение фразеологизмов.

Превозмогать …, платить … же монетой, перевернуть … мир, сказать … слово, … ворота не лезет, с … радости.


  1. Прочитайте.

Санька надел шапочку и фертом прошёлся по комнате.

Что обозначает выражение пройтись фертом? Каково его происхождение?

  1. Какое лингвистическое явление обыгрывается составителями кроссвордов и сканвордов, когда они ”зашифровывают” слово таким образом: человек может его завести, прочесть или им являться? Ответ поясните. Составьте сами одну-две подобные загадки.


  1. В каких предложениях фразеологические обороты употреблены неверно?

  1. Иван Сидорец до мозга и костей предан нашему делу.

  2. К сожалению, наше важное дело отложили в долгий ящик.

  3. Этот человек неискренен – он настоящий волк в овечьей шкуре.

  4. Сегодня в художественной гимнастике главную скрипку, конечно, играет Алина Кабаева.

  5. Во многих европейских странах демократические силы одержали верх.


  1. Замените данные сочетания слов иностранными словами:

  1. новое слово,

  2. вымышленное имя,

  3. любовь к мудрости,

  4. описание книг,

  5. хранилище для звуковых записей,

  6. измеритель времени.


  1. Определите, в каких случаях соответствие между заимствованным словом и языком заимствования установлено правильно:

  1. театр – испанский,

  2. газета – итальянский,

  3. доктор – латинский,

  4. какао – греческий,

  5. галстук – немецкий.



  1. Определите значение выделенных слов в следующих предложениях:

    1. Позволь, душа, я тебе влеплю один безе (Н.В. Гоголь).

    2. Я в это время учился в Москве, но на зимнюю вакацию меня выпросили в Заболотье (Н. Щедрин).

    3. Все отскочили прочь; один матрос не успел, и ему достались два порядочных туза: один по икрам, другой повыше (И. Гончаров).

    4. Я взял первого попавшегося ваньку на скверной гитаре (Ф. Достоевский).

  1. Я переоделся, дождался, пока мой валет уйдёт в свою комнату (В. Белинский).

  2. К беде моей, тогда идёт ко мне, садится

Белиза толстая, рассказчица, швея (В. Шукшин).


  1. Какие из перечисленных слов существуют? Каковы их значения?

Хореировать, ямбировать, дактилировать, амфибрахировать, анапестировать.


  1. Докажите, что слова в каждой паре могут быть не только формами одного и того же слова, но и разными словами:

  1. кегль – кегля,

  2. пролаз – пролаза,

  3. апостроф – апострофа.


  1. Значение слов определено верно в примерах:

  1. апатия – чувство неприязни,

  2. апофеоз – высшая степень, расцвет чего-либо,

  3. инсинуация – злостный вымысел, клевета,

  4. конформизм – противоборство, противопоставление политических, нравственных принципов,

  5. мизантроп – человеконенавистник,

  6. этимология – наука о происхождении слов,

  7. эскапада – сооружение в виде моста,

  8. филигранный – отличающийся отделкой мелких деталей,

  9. тривиальный – избитый, лишённый свежести и оригинальности,

10)толерантный – полный, всеохватывающий, всеобъемлющий.


  1. Как называются слова, заимствованные из:

  1. старославянского языка,

  2. греческого языка,

  3. латинского языка,

  4. польского языка,

  5. китайского языка,

  6. тюркского языка,

  7. английского языка,

  8. немецкого языка,

  9. французского языка.

Каждую группу проиллюстрируйте словами из приведённого ниже списка: студент, партер, пещера, пончик, библиотека, хоккей, юань, суфлёр, трагедия, штурм, декан, вождь, булка, лекция, теннис, блиндаж, лидер, чалма, ректор, гауптвахта, аркан, женьшень, кафедра, лаборатория, менеджер, логика, экзамен, каникулы, колчан, университет.


  1. Эту профессию русские называют по-немецки, немцы – по-французски, а французы – тоже по-французски, но не так, как немцы. Что же это за профессия?


  1. Названия детёнышей каких двух животных различаются всего одной буквой?


  1. Распределите следующие слова на архаизмы и историзмы, укажите их значение:

Длань, изба-читальня, лепота, челобитная, кокошник, десница, пиит, комсомол, перси, перестройка.


  1. Определите значение и язык-источник следующих заимствованных слов: циркуляр, фолиант, гроссбух, монография, формуляр, манускрипт.

Какое из приведённых слов имеет значение толстая книга большого формата’?


  1. Определите значение новых слов, составьте с ними словосочетания:

Консенсус, раритет, триллер, дистрибьютор, дайджест, бестселлер, кутюрье, менталитет, тендер, кастинг.


  1. Определите значение следующих фразеологизмов. Что вы знаете об их происхождении?

Ахиллесова пята, попасть впросак, зарыть талант в землю, косая

сажень в плечах, от аза до ижицы, вавилонское столпотворение, одним миром мазаны, глас вопиющего в пустыне.


  1. Известно, что самыми распространёнными в мире являются фамилии, связанные с профессией кузнеца. На разных языках они звучали по-разному. Определите, в каких языках возникли фамилии Кузнецов, Ковалевич, Ковалёнок, Ковалевский, Коваленя, Ковалюк, Ковальчук, Ковалёв, Коваленко, Ковальчик, Ковальский, Коварш, Ковалик, Ковач, Кальвинис, Коваль, Калейс, Кальвинш, Шмит, Смит, Смед, Фабр, Фаржерон, Феррини, Ферейро, Ферару, Мчадели, Мчадлашвили, Добринян, Демирчи.

  2. В третьей строке приведённого ниже любовного стихотворения все слова, за исключением местоимения меня, являются устаревшими. “Переведите” эту строку на современный русский язык. В каком произведении А.С. Пушкина это стихотворение встречается?

Ты, узнав мои напасти,

Сжалься, Маша, надо мной,

Зря меня в сей лютой части,

И что я пленён тобой.


  1. Определите, в каких словосочетаниях выделенные слова – разные значения многозначного слова:

  1. экипаж самолёта – старинный экипаж;

  2. расстроил планы – расстроил родителей;

  3. тонкий вкус – тонкое сукно;

  4. каюта первого класса – школьный класс;

  5. выпустить на волю – сила воли.


  1. Восстановите стихотворение, вставив фразеологизмы со словом вода, которые подходят по значению и рифме.

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

О смелом мы вправе сказать наперёд:

Такой . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

А гуси и утки сухие всегда;

Заметили люди: . . . . . . . . . . . . . . . . .

Случилось с тобою – ты правил не знал,

Молчал при опросе: . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Лентяй отдыхает, а время идёт –

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


  1. Определите, каким числительным обязаны своим происхождением следующие слова: декан, процент, квартал, миля, октава.


  1. Определите, в каких примерах правильно указано значение слова:

  1. деверь – ‘брат мужа’;

  2. шурин – ‘брат жены’;

  3. свёкор – ‘отец мужа’;

  4. свояченица – ‘сестра мужа’;

  5. золовка – ‘сестра жены’.


  1. С какими существительными сочетается прилагательное элитный (-ая, -ое,

-ые)?

    1. войска,

4) искусство,

    1. кино,

    2. породы,


5) сорта.


  1. Что означают фразеологизмы? Каково их происхождение? Дайте толкование выделенных слов:

  1. ищите и обрящете;

  2. тридцать сребреников;

  3. питаться акридами;

  4. отделять плевелы от пшеницы;

  1. терновый венец;

  2. имя им легион.


    1. Узнайте иноязычное слово по его лексическому значению:

      1. глубокое уважение (пиетет, книксен, агенда);

      2. книжный знак (факсимиле, экслибрис, аббревиатура);

      3. враждебность ко всему живому (аутофобия, ксенофобия, панофобия);

      4. описательный оборот, иносказание, которое смягчает и вуалирует суть обозначаемого (табу, эвфемизм, эпистола);

      5. слово, фраза, любой текст, который одинаково пишется в обе стороны – слева направо и справа налево (метаграмма, анаграмма, палиндром);

      6. стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки образуют слово или фразу (буриме, акростих, шарада).


    1. Подберите паронимы к словам. Покажите различие в их значении.

      1. абонент,

      2. адресат,

      3. дипломат,


      1. авантюрин,

      2. экспонент.


    1. Какие русские пословицы и фразеологизмы соответствуют английским?

      1. Птицы одинакового оперенья держатся вместе.

      2. Когда море вернёт всех погибших в нём.

      3. Возить уголь в Ньюкасл.

      4. Для каждой собаки наступит её день.

      5. Хранить в вате.


  1. Заполните пропуски в таблице:

п/п

Книжная лексика

Нейтральная лексика

Разговорная лексика

1.

Предрекать


каркать

2.


рука

лапа

3.

Демос


низы

4.

Взалкать


приспичить

5.

Поистине


впрямь

6.

Спорадически


часом

7.


говорит

болтает

8.


просить

клянчить


        1. Укажите, какие из данных нарицательных существительных обязаны происхождением именам собственным:

Бадминтон, лорд, каламбур, ватман, гиацинт, кашемир, фрак, меценат, пломбир, регби, лазарет, тюль.

        1. Прочитайте. Определите значение выделенных в тексте слов.

Латынь из моды вышла ныне:

[Так, если правду вам сказать,

Он знал довольно по-латыни,

Чтоб эпиграфы разбирать.]

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.


        1. Какие лингвистические явления обыгрываются в отрывке из стихотворения

В. Высоцкого “Спасите наши души”?

Уходим под воду

В нейтральной воде.

Мы можем по году

Плевать на погоду.


        1. Подберите к каждому из данных слов синоним:

  1. длинный – длительный,

  2. комический – комичный,

  3. нестерпимый – нетерпимый,

  4. опасный – опасливый,

  5. понятный – понятливый.


  1. Определите, что обозначают данные слова. Что общего в их структуре и значении?

Филателия, филокартия, филофония, филумения.


  1. Замените иноязычные слова синонимичными русскими словами, сложными по образованию.

Каллиграфия, демократия, библиофил, орфография, гуманный,

оптимистический, эквивалентный, капризный.


  1. Замените выделенные сочетания слов фразеологизмами.

    1. Здесь скучно, все дни очень похожи друг на друга.

    2. Другого бы за такие дела загнали очень далеко.

    3. Вы ничего хорошего за всю свою жизнь не сделали, вы безнравственны во всём, целиком и полностью.

    4. Ты всё тот же сорвиголова, всё тебе нипочём.

    5. Он говорил просто, без всяких затей и умничанья.


      1. Определите, с какими существительными сочетаются данные прилагательные.

Косный, костистый, костлявый, костный, костяной.

Образ жизни, ум, фигура, болезнь, клей, руки, мозг, рыба, гребень, нож.


      1. В поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» читаем:

Но между тем какой позор

Являет Киев осажденный?

Не слишком ли суров поэт? Почему он употребил выделенное слово, когда речь

идёт о несчастье?


      1. Прописать ижицу, ходить фертом, ни аза не знать, сделано на ять.

Что означают эти выражения? Что их объединяет?


      1. Определите, какие два противоположных значения совмещены в каждом из данных слов. Придумайте и запишите предложения, в которых бы различались значения этих слов.

    1. прослушать, 2) разбить, 3) одолжить.


      1. Какие значения имеет слово дом в следующих предложениях из произведений А.С. Пушкина?

  1. Господский дом уединенный, горой от ветров огражденный, стоял над речкою.

  2. Страшно выйти мне из дому.

  3. Три дома на вечер зовут.

  4. Дом был в движении.

  5. Всем домом правила одна Параша.


    1. Укажите, по каким признакам произошёл перенос значений в выделенных словах.

    1. слёзы росы,

    2. серебряные виски,

    3. кольцо дыма,

    4. чёрные мысли,

    5. золотая осень,

    6. дворник на лобовом стекле автомобиля.


      1. Распределите глаголы по группам в соответствии с их значениями:

1) действия, производимые над собой; 2) взаимонаправленные действия;

3) состояние субъекта.

Причёсываться, смущаться, целоваться, мыться, встречаться, удивляться, опасаться, обниматься, вооружаться, радоваться, тревожиться, кутаться.


      1. Найдите заимствованные слова по их лексическим значениям.

  1. профессиональный наездник на скачках;

  2. начитанность, широкая осведомлённость;

  3. любимец влиятельного лица;

  4. торжественное открытие художественной выставки;

  5. первое публичное выступление артиста;

  6. бескорыстная забота о благе других.


    1. Из заключённых в скобках слов выберите подходящие для состава данных фразеологизмов.

  1. Станция от дороги близко, рукой (подать, достать, дотронуться).

  2. Я ни на минуту не (закрыл, прикрыл, сомкнул) глаз.

  3. В чей (сад, огород, угол) вы бросаете камешки, когда говорите об этой книге?

  4. Он окончательно (вошёл, влез, стал) в тупик.

  5. Он смотрел на жизнь со своей (крыши, колокольни, площадки).

  6. Не нравится мне здесь – уйду куда глаза (видят, смотрят, глядят).


    1. К данным словам приведите соответствия в русском и белорусском языках. Как называются такие слова?

Витать (русск.) – … (бел.).

… (русск.) – вiтаць (бел.)

Гребля (русск.) – … (бел.).

… (русск.) – грэбля (бел.).

Годность (русск.) – … (бел.).


… (русск.) – годнасць.

Качка (русск.) – … (бел.).

… (русск.) – качка (бел.).

Корыстный (русск.) – … (бел.).

… (русск.) – карысны (бел.).

  1. Докажите, что слово язык является многозначным.


  1. Составьте словосочетания с данными прилагательными.

Проливной, промокательный, байховый, звательный, кромешный, закадычный.


  1. Выделенные слова замените синонимичными так, чтобы предложение приобрело бо′льшую эмоциональность.

    1. Этот пейзаж красивый.

    2. Этот ученик способный.

    3. Он похудел.

    4. Мы весь вечер смеялись.

    5. Задание сделано хорошо.

    6. Ты упорно работаешь.

    7. Эта картина меня удивила.

    8. Незнакомец показался ему человеком недобрым.


      1. Какие ошибки в употреблении фразеологизмов допущены? Что обозначают эти выражения?

        1. кануть в лето;

        2. колос на глиняных ногах;

        3. расписная истина.


          1. Определите, какие из данных прилагательных образуют синонимические ряды?

Банальный, вежливый, осведомлённый, статный, неоригинальный, тривиальный, знающий, презентабельный, корректный, представительный, учтивый, компетентный, сведущий, деликатный, избитый, импозантный.


  1. Придумайте словосочетания или предложения с приведёнными словами, показывая различие в их значении. Как называются такие слова?

Предать – придать, ожог – ожёг, косный – костный, печение –

печенье, гребной – грибной.


  1. К каждому из фразеологизмов подберите слово-антоним.

    1. под шумок;

    2. пойти навстречу;

    3. вавилонское столпотворение;

    4. поставить крест;

    5. мухи не обидит;

    6. из мухи делать слона;

    7. тянуть канитель;

    8. девать некуда.


  1. Составьте словосочетания, показывающие разницу в значении данных прилагательнх-паронимов.

      1. выборный – выборочный;

      2. гарантированный – гарантийный;

      3. криминальный – криминогенный;

      4. масленичный – масличный;

      5. элитный – элитарный;

      6. экономный – экономичный.


  1. Восстановите устойчивые сочетания и определите их значение.

… балясы,

… антимонии,

… турусы,

… впросак,

… баклуши,

… тормашками,

… стрекача,

… быльём.


  1. В фантастической повести братьев Стругацких «Обитаемый остров» для описания речи сознательных существ на неведомой планете используются такие выражения: ‘рявкнул со странным акцентом”; “выпустил серию звуков”; “издавал жуткие, тоскливые фонемы”. Что обозначают выделенные слова? Верно ли они употребляются в повести? Докажите.


  1. Как вы понимаете выделенные слова и словосочетания? (Все примеры – из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

  1. Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

  1. Как рано мог уж он тревожить

Сердца кокеток записных!

  1. И мысль об ней одушевила

Его цевницы первый стон.

  1. Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы

  1. В день Троицын, когда народ

Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Она роняла слёзки три.


  1. Подберите синонимы к прилагательному тёмный, учитывая его значение в каждом из словосочетаний:

  1. тёмный лес,

  2. тёмный человек,

  3. тёмный костюм,

  4. тёмный переулок,

  5. тёмное дело.


    1. Какие крылатые выражения используются для обозначения:

      1. коварных даров, приносимых с предательской целью;

      2. какой-нибудь мысли, пронизывающей отдельное высказывание или целое произведение от начала до конца;

      3. победы, равносильной поражению, то есть купленной ценой огромных жертв и невосполнимых потерь;

      4. опасности, угрожающей человеку одновременно с двух или нескольких сторон;

      5. слабой стороны, больного, уязвимого места человека?


    1. Замените следующие термины иноязычными словами.

Языкознание, приставка, окончание, правописание, ударение.


    1. Составьте и запишите словосочетания с прилагательным серьёзный, в которых бы данное слово употреблялось в различных лексических значениях. В скобках после каждого словосочетания укажите лексическое значение слова серьёзный.


    1. Объясните, почему слова род – рот называются омофонами, слова мука́ – му́ка – омографами, а слова печь (сущ.) – печь (глаг.) – омоформами.


    1. Прочитайте.

Занятия в нейрохирургической клинике Иван Иванович, уже опытный хирург, начал почти с азов (А. Коптяева).

Каково значение и происхождение выражения начать с азов? Что означает выделенное слово? В каких ещё выражениях оно встречается?


  1. Продолжите синонимический ряд слов, включив в него имя известного литературного персонажа.

Скупой, …

Мечтатель, …

Безобразный, …

Угодливый, …

Ленивый, …


  1. Определите, какое значение имеют выделенные слова-архаизмы в предложениях из произведений А.С. Пушкина.

    1. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…

    2. Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…

    3. Отселе я вижу потоков рожденье…

    4. И славен буду я, доколь в подлунном мире жить будет хоть один пиит.


  1. Укажите, к какой тематической группе принадлежат данные слова.

Подвласая, караковая, игреняя, соловая, розовая, голубая, щабеловая, чанкирая.


  1. Определите, что обозначают устаревшие слова кур, зга, зеница, рожон, лоно, весь, кол, сокол. В составе каких фразеологизмов они сохранились?


  1. В тексте выделены разные слова или формы одного и того же слова? Докажите.

Жанр эпиграмм у вас в почёте.

Он (на словах) любезен вам.

Вы только места не даёте

Для персональных эпиграмм.


Вам их печатать нет охоты.

Ведь наши принципы просты:

Вы очень любите остроты,

Но вы боитесь остроты.

(Безыменский.)


  1. Какое лингвистическое явление обыгрывается в приведённом ниже отрывке?

Однажды одесский градоначальник, адмирал Зелёный, увидев знаменитого дрессировщика Анатолия Дурова в цирковом буфете, громко приказал ему встать. Дуров посмотрел на самодура и остался сидеть. Градоначальник крикнул сопровождающим: «Скажите этому олуху, что я – Зелёный!»

Тогда Дуров встал и произнёс: «Ах, Зелёный? Вот когда ты созреешь, я буду с тобой разговаривать».


  1. Подберите синонимы к устаревшим словам.

Волхв, смарагд, цевница, вежды, брадобрей, шуйца, толмач,

денница, рамена, зеница.


  1. Каково значение выделенных слов? Какой фразеологизм с ними связан? Что он обозначает? Что вы знаете о его происхождении?

Где же клад твой заколдованный,

Где талан твой, пахарь, спрятался? (И. Никитин.)

Полюбился пахарь девке бесталанной (Л. Мей).


  1. Какие фразеологические обороты обыгрываются в цитатах? Что они обозначают?

  1. Мы рано укладываемся дрыхнуть на дешёвеньких лаврах (М. Горький).

  2. Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу (И. Ильф и Е. Петров).

  3. Здоровье моё лучше, карман же по-прежнему в чахотке (А.П. Чехов).

  4. Действительность в кратчайший срок развалила построенный воображением Адама Казимировича воздушный замок со всеми его башенками, подъёмными мостами, флюгерами (И. Ильф и Е. Петров).

  5. Солнце, стараясь брызнуть светом на мир, напряжённо пялило свои лучи во все стороны (А.П. Чехов).

    1. Определите значения многозначного слова.

Дикие племена, дикая яблоня, дикий кабан, дикий нрав, дикая мысль, дикий ребёнок, дикий восторг, отдыхать диким способом.


    1. Подберите фразеологизмы-антонимы к следующим устойчивым выражениям.

      1. едва сводить концы с концами;

      2. за тридевять земель;

      3. откладывать в долгий ящик;

      4. повесить нос;

      5. наставлять на ум;

      6. душа в душу.


    1. Используя разные суффиксы, образуйте от слов земля и ветер по три прилагательных и составьте с каждым из них словосочетание.


    1. Каково значение выделенного слова?

И наречий братских звуки

Вновь понятны стали нам. (Ф. Тютчев.)


    1. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.

  1. Хоть кол на голове чеши, а он стоит на своём.

  2. Всё у них было шито-крыто белыми нитками.

  3. Сделано так, что комар носа не подсунет.

  4. Неосторожное слово вырвалось у него с языка.

  5. В этом деле я опытный калач.


    1. Назовите общеупотребительные иноязычные слова, которые имеют следующие буквальные значения.

      1. “король умер” (персидск.);

      2. “чудесный ребёнок” (нем.);

      3. “чёрный камень” (тюркск.);

      4. “ушки из теста” (финск.);

      5. “парень, пасущий коров” (англ.);

      6. “бег быков” (испанск.);

      7. “моя госпожа” (итал.);

      8. “сидящий впереди” (латинск.);

      9. “искусство разбирать, судить” (греч.).


    1. Определите, что обозначают следующие лингвистические термины.

Аббревиатура, полисемия, предикат, субстантивация, аллитерация, асиндетон.


    1. Составьте связный текст (на полстраницы), включив в него как можно больше фразеологизмов со словом голова. Фразеологизмы подчеркните.

12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!