МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.И.Вернадского»
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
(структурное подразделение)
ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И.Вернадского»
ЛЕКЦИЯ №2
Тема: «Санитарно-противоэпидемический режим в ЛПУ»
МДК 04.02 «Безопасная среда для пациента и медперсонала»
Подготовила преподаватель: Тринька Анна Игоревна
Рассмотрено и одобрено на
заседании Методической комиссии клинических жисциплин №1
Протокол № ______ от
«_____» _______________________ г.
Председатель ЦМК _______________
Санэпидрежим
Санэпидрежим - комплекс мероприятий, направленный на предотвращение попадания микроорганизмов в ЛПУ, распространения в нём и выноса из ЛПУ. Санэпидрежим медицинского учреждения определяется его профилем. Основные требования к санитарно-противоэпидемическому режиму регламентируются инструкциями и приказами иотраслевым стандартом «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения» (ОСТ 42 - 21 - 2 - 85).
Комплекс включает:
• Соблюдение асептики и антисептики при проведении лечебно-диагностических процедур (использование стерильного медицинского инструментария, перевязочного материала).
• Применение эффективных мер обеззараживания рук медицинского персонала и операционного поля.
• Дезинфекцию объектов внешней среды, имеющих важное значение в механизме передачи возбудителей (постельные принадлежности, воздух, посуда, уборочный инвентарь).
Ответственность за организацию и осуществление комплекса санитарно-профилактических мероприятий возлагается на главного врача и главную медсестру ЛПУ, старших медсестёр отделений.
Одним из элементов комплекса мероприятий, обеспечивающих санитарно-противоэпидемический режим в медицинском учреждении, является строгое соблюдение и регулярный контроль над выполнением требований асептики и антисептики, которые достигаются путём дезинфекции и стерилизации.
Асептика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания микроорганизмов на стерильные объекты и в рану. Она достигается уничтожением микробов и их спор путём дезинфекции и стерилизации.
Антисептика - комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов во внешней среде и в организме человека. Она достигается уничтожением микробовпутём дезинфекции и антибактериальным лечением. Различают профилактическую антисептику и лечебную.Профилактическая - проводится в целях предупреждения попадания микроорганизмов в рану и в организм человека (обработка рук пациента, обработка инъекционного поля, дезинфекция предметов ухода, текущие и генеральные уборки и т.д.). Лечебная антисептика направлена на борьбу с микроорганизмами уже попавшими в организм человека (в рану, заражение инфекционными заболеваниями).
Дезинфекция (обеззараживание) - уничтожение патогенной микрофлоры.
Стерилизация (обеспложивание) - уничтожение микроорганизмов и их вегетативных форм (спор), а также продуктов их жизнедеятельности (токсинов).
Основные приказы по санэпидрежиму
№ 720 (204Д) МЗ СССР | О мерах по улучшению организации и повышению качества специализированной помощи больным гнойными хирургическими заболеваниями |
№ 320 от 05.03.87. МЗ СССР | Организация и проведение мероприятий по борьбе с туберкулёзом |
№ 408 от 12.07.89. МЗ СССР | О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране |
№ 345 от 26.11.97. МЗ РФ | О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах |
№ 295 от 30.10.95. МЗ РФ | О Введении в действие правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ и перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ |
№ 170 от 16.08.94. МЗ РФ. | О мерах по совершенствованию профилактики лечения и лечения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации |
№ 335 от 26.12. 98. МЗ РФ | О мерах по усилению борьбы с распространением СПИДа в РСФСР |
№ 375 от 23.12.98. МЗ РФ | О мерах по усилению эпидемиологического надзора и профилактике менингококковой инфекции и гнойных бактериальных менингитов |
Личная гигиена медсестры
Форма медсестры:
белый халат или костюм (брюки и блуза) светлых тонов из хлопчатобумажной ткани. Длина юбки под халатом не должна превышать длину халата;
менять халат по мере загрязнения, но не реже 2 - 3 раза в неделю, в процедурном кабинете - ежедневно;
не садиться на постель пациентов;
одежда под халатом хлопчатобумажная (не допускается шерсть);
голова прикрыта косынкой или шапочкой, все волосы спрятаны под шапочку;
обувь - поддающаяся обработки, без высокого каблука, не стучащая.
Уход за телом:
ежедневный приём душа;
ежедневное мытьё ног прохладной водой;
мытьё головы по мере загрязнения (не реже 1 раза в неделю);
уход за половыми органами проводить 2 раза в день (по потребности и более), менять нижнее бельё ежедневно (трусики, колготки).
Уход за руками:
мытьё рук перед и после каждой манипуляции (социальный или гигиенический уровень по потребностям);
подстригать ногти на руках 1 раз в неделю (4 раза в месяц),на ногах 1 раз в 2 недели (2 раза в месяц), не пользоваться лаком для ногтей (под ним скапливаются микроорганизмы),
пользоваться смягчающими и питательными кремами для рук. Помните! Руки - вашосновной «инструмент», они требуют тщательного ухода.
Уход за полостью рта:
чистить зубы утром и вечером по всем правилам со всех сторон (наружной и внутренней);
следить за здоровьем зубов и дёсен (ни менее 2 раза в год посещать стоматолога для проф. осмотра), больные дёсна и зубы - источники инфекции и запаха, что не допустимо при общении с пациентами;
НЕ КУРИТЬ! Не употреблять в пищу перед дежурством чеснок, лук, рыбу!
не пользоваться духами, можно пользоваться дезодорантами со слабым запахом;
Санитарно-эпидемиологический режим лечебного отделения ЛПУ
Этот режим включает в себя:
влажную уборку всех помещений;
поддержание в них чистоты и порядка;
санитарно-гигиеническая обработка пациентов.
дезинфекция и стерилизация предметов медицинского назначения и ухода.
Инвентарь применяется строго по назначению. После использования, инвентарь обязательно дезинфицируют. Медсестра должна следить за чистотой и порядком в палатах, проветривать помещение не реже 3 - 4 раза в сутки, регулярно проверять содержимое и санитарное состояние холодильников и тумбочек.
Один раз в 7 - 10 дней пациенты принимают душ или ванну с последующей сменой белья.
При выявлении внутрибольничной инфекции проводится внеочередной осмотр всего персонала отделения.
Контроль над соблюдением инфекционной безопасности осуществляет старшая медсестра отделения.
Санитарно-гигиенический режим питания пациентов
Ответственность за соблюдение требований и реализации пищи несут повара и буфетчицы отделений. Контроль за соблюдением санитарных требований пищеблока осуществляет врач-диетолог.
Раздачу пищи пациентам производят буфетчицы и дежурные медицинские сёстры отделений в халатах с маркировкой «для раздачи пищи».
Технический персонал, занятый уборкой палат и др. помещений к раздаче пищи не допускаются.
После каждой раздачи пищи производят тщательную уборку помещений, обрабатывая поверхности 1% раствором хлорамина или ему идентичным маркированной ветошью (для столов, для стен и т. д.).
Мочалки для мытья посуды и ветошь для протирания столов после стирки моющим средством, кипятят или дезинфицируют и сушат, хранят в специальной чистой таре с крышкой.
Санитарно-гигиенический режим помещений
Текущая уборка в помещениях ЛПУ проводится не реже 2 раза в день, а при необходимости и чаще.
Протираются подоконники, кровати тумбочки 1% раствором хлорамина или 0,5% раствором хлорамина с моющим средством или мыльно содовым раствором промаркированной ветошью.
В последнюю очередь протираются полы.
Проветривание палат осуществляется не менее 4 раза в сутки по 15 - 20 минут.
После выписки каждого пациента или умершего, а также по мере загрязнения, подушки, матрацы, одеяла должны заменяться и подвергаться камерной дезинфекции, а кровать обрабатывается 1% раствором хлорамина дважды с 15 минутным перерывом с последующим протиранием чистой водой.
Генеральная уборка проводится 1 раз в месяц по графику с тщательным мытьём всех предметов и поверхностей (стены, окна, потолки, осветительные приборы…) моющим раствором, затем смывается водой, проветривание и кварцевание.
Как правило, вся работа по соблюдению санитарного режима (кроме обработки инструментов) выполняется младшим медицинским персоналом, а контролируется старшими и постовыми (палатными) сёстрами.
Санэпидрежим процедурного кабинета
Требования к кабинету:
кабинет должен быть светлым, хорошо проветриваемым;
стены и потолок покрашены или выложены кафелем;
полы покрыты линолеумом или покрыты другим, не впитывающим в себя, материалом;
в кабинете не должно быть цветов, мягкой мебели, вся мебель покрыта пластиком (для удобства обработки);
в кабинете должна быть мнимая «красная черта» за которую пациентам и другим сотрудникам заходить нельзя (вокруг рабочего стола).
Требования к медицинской сестре процедурного кабинета:
медицинская сестра работает в хлопчатобумажном халате или брючном костюме и в шапочке. Все волосы убраны под шапочку, обувь, легко поддающаяся обработки, ногти коротко подстрижены без слоя лака. Работать в 4-слойной марлевой маске;
маски меняются через каждые 3 часа (или по мере загрязнения и увлажнения);
медсёстры, болеющие гнойничковыми заболеваниями (фурункулез, ячмень, панариций и т.д.) к работе в процедурном кабинете не допускаются;
макияж процедурной сестры должен быть умеренным, бижутерия (кольца, браслеты) - не допускаются;
от медсестры не должен исходить запах духов, чеснока, лука, табачного дыма, рыбы (во избежание аллергических реакций у пациентов);
не посещать в спец. одежде другие помещения (буфет, туалет и т.д.)
Текущая уборка:
делается утром перед началом работы;
стены протираются 1% раствором хлорамина, или перекисью водорода 3% с 0,5% моющим средством, или аламинолом 1% на высоту вытянутой руки дважды с интервалом 15 минут стерильной маркированной («для стен») ветошью;
затем протираются окна и подоконники, мебель - снаружи и внутри, в последнюю очередь протираются полы;
проветривание после уборки и 4 раза в день по 15 - 20 минут;
включается бактерицидная лампа на 1 час;
ветошь после уборки дезинфицируется и стерилизуется;
в течение рабочего дня дважды проводится влажная уборка;
кварцевание по 30мин 4 раза в день;
если во время работы пол или стол запачкан кровью - протереть дважды соответствующей маркировки ветошью 3% раствором хлорамина;
после каждого пациента протирать - жгут, подушечку, стол и другие предметы, до которых дотрагивался пациент;
каждый раз брать чистую ветошь из чистой ёмкости с дез раствором, после протирания помещать в ёмкость для использованных ветошей.
Заключительная уборка:
делается вечером, в конце рабочего дня;
стены протираются 1% раствором хлорамина, или перекисью водорода 3% с 0,5% моющим средством, или аламинолом 1% на высоту вытянутой руки дважды с интервалом 15 минут стерильной маркированной («для стен») ветошью;
затем протираются окна и подоконники, мебель - снаружи и внутри, в последнюю очередь протираются полы;
проветривание;
включается бактерицидная лампа на 1 час;
ветошь после уборки дезинфицируется и стерилизуется;
Генеральная уборка:
проводится по графику 1 раз в неделю;
отдвигается от стен мебель;
уборка делается или методом орошения или методом протирания растворами - 1% раствором хлорамина, или 3% перекисью водорода с моющим 0,5% средством, или аламинолом 1 %, или 0,75% раствором хлорамина с 0,5% моющим средством, или лизоформином 3000, или амоцидом. (Приказ 345 от 26.09.97.МЗ РФ);
орошаются (или протираются) потолок, стены, мебель, оборудование (особое внимание требуется обращать на осветительные приборы);
важно соблюдать определённую последовательность уборки: вначале потолок и стены, затем стёкла, подоконники, трубы отопительной системы, аппаратуру, мебель;
включается УФО на 30 мин;.
проветривание 15мин.
надеть чистую спецодежду;
вымыть пол и перенести оборудование и мебель на чистую сторону;
произвести мытьё второй половины кабинета;
поверхности вымыть стерильной ветошью чистой водой;
включить бактерицидную лампу на 1 час с перерывами;
тщательно проветрить помещение.
Примечание:1 раз в месяц проводится бактериологический контроль (посев воздуха, смывы с рук медсестры, смывы с рабочих столов, шкафов),
Уборочный инвентарь хранят в специальном шкафу.
Генеральные и текущие уборки должны проводиться разной ветошью из разных ёмкостей (онидолжны быть соответственно промаркированы: « для текущей уборки», «для генеральной уборки»). За этим строго надо следить!