СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция для родителей из замещающих семей "Азбука семейного воспитания"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание приемного ребенка начинается с воспитания себя. Ребенка следует любить, безусловно, а не за его достижения.

Просмотр содержимого документа
«Лекция для родителей из замещающих семей "Азбука семейного воспитания"»



























АЗБУКА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ





















АЗБУКА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ




ПАМЯТКА ДЛЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ

ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

ОТ СЕМЕЙНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Если Вы решили принять ребенка в свою семью, ответьте самому себе на следующие вопросы:

    • Готовы ли Вы к тому что, если у ребенка имеется или проявится тяжелое заболевание (психическое расстройство, СПИД и т.п.), заботиться о нем и дальше, не вытесняя за рамки семейного круга?

    • Готовы ли Вы к тому что, если он совершит ряд негативных поступков преступлений (обман, воровство, принятие наркотиков), Вы по-прежнему сможете его любить и заботиться о нем?

    • Готовы ли Вы к тому, что если в Вашей семье есть или появятся биологические дети, Вы так же будете любить и заботиться о приемном ребенке?

    • Готовы ли Вы к тому, что, если у Вас возникнут неприязненные чувства к этому ребенку из-за его дурных поступков или же по какой еще другой причине, бороться с этим чувством, поступая по справедливости, а не под давлением этих чувств?

    • Готовы ли Вы обратиться за помощью и поддержкой к специалисту (психологу, педагогу и т.д.), а получив советы и рекомендации следовать таковым?

    • Готовы ли Вы изменить привычный для Вас образ жизни ради этого ребенка?

    • Осознаете ли Вы, что Ваши отношения с близкими людьми могут измениться из-за этого ребенка и порой не в лучшую сторону? Вы по-прежнему будете готовы заботиться и любить его?

    • Осознаете ли Вы, что желание облегчить жизнь ребенку, является приоритетным мотивом принятия его в свою семью?

  • Помните ли Вы, что принять ребенка в свою семью - это Ваше решение и только Ваше, даже если Вы поддались чувству жалости и мольбам этого ребенка.

  • Помните ли Вы, что образ ребенка созданный, Вашим воображением, не всегда соответствует действительности.

  • Помните ли Вы, что взаимоотношения ребенка со взрослыми зависят только от самого взрослого: его поведения, личностных качеств, уровня компетентности и т.д.

  • Помните ли Вы, что ребенку нужна Ваша помощь и поддержка, даже если он демонстрирует «самостоятельность и независимость».

  • Помните ли Вы, что Ваше активное наблюдение за ребенком, поможет Вам раскрыть не только потенциалы, но увидеть сбои и проблемы в его поведении и развитии.

  • Помнит ли Вы е, что воспитание ребенка, требует постоянного Вашего внимания к его нуждам и потребностям.

  • Помните ли Вы, что нельзя сравнивать ребенка с другими людьми, так как это не исправит его, а добавит проблем в развитии.

  • Помните ли Вы, что теперь Вы формируете сценарий его жизни: хуже всего из самого плохого в воспитании – это предсказывать ребенку, что из него ни чего не получится, что он ни чего не сможет достичь в своей жизни, даже если Вы это делаете из лучших побуждений.

  • Помнит ли Вы, что проблемы, возникающие в Вашей семье не эксклюзивны, с ними сталкиваются и другие замещающие родители, поэтому не стесняйтесь обращаться за помощь и поддержкой к специалистам различного профиля.


ПАМЯТКА ДЛЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ

ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

ОТ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА


  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

  • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить свое место.

  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

  • Не давай обещаний, которые вы не можете выполнить. Это ослабит мою веру в вас.

  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю "я ненавижу вас". Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыгрываюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком".

  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом немного позднее.

  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, а, что такое плохо.

  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня, если вы будете делать это, то я вынужден буду защищаться, притворяясь глухим.

  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

  • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

  • Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения.

  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

  • И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.

  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи испуган, я быстро превращаюсь в лжеца.

  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смеритесь с этим.

  • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще, перестану задавать вам вопросы, и буду искать информацию на стороне.


СЕМЬ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ

ДЛЯ ПРИЕМНЫХ ОТЦОВ



  • Время решает все: уделяйте ребенку ежедневно хоть немного времени.

  • Делитесь с ребенком своими успехами и проблемами. Вы союзник своего ребенка, а не противник.

  • Не скупитесь на похвалу своему ребенку за его хорошие достижения и качества. Похвала - основная движущая сила развития человека.

  • Будьте вежливы со своим ребенком, не позволяйте ему грубить, научите его считаться с чувствами других людей.

  • Учите и учитесь у своего ребенка. Постоянно всматривайтесь и вслушивайтесь.

  • Любите своего ребенка таким, какой он есть, это самый дорогой для Вас человек.

  • Отцовство - это для Вас самое главное – это цель и смысл вашей жизни.


ОБЩИЕ ПРАВИЛА

ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ С РЕБЕНКОМ»


  • Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне.

  • Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком.

  • Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбны и не выступайте в роле судьи.

  • Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддерживать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо.

  • Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.

  • Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

  • Не требуйте от ребенка большего, чем он может. Иначе он начинает ощущать, что ваша любовь зависит всецело от его достижений: если получил хорошую отметку, то мы тебя любим, а, Не торгуйте святым чувством.

  • Давайте ребенку простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы он имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.

  • Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.

  • Не поддавайтесь на провокации ребенка.

  • Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить.

  • Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних лиц. Он обратит гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете ему все спокойно с глазу на глаз.

  • Не пытайтесь обсуждать поведение ребенка в самый разгар конфликта.

  • Не пытайтесь читать ребенку наставления и нотации.

  • В конце концов, любите ребенка таким каков он есть. И он ответит вам тем же.


ДЕСЯТЬ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРАВИЛ ВОСПИТАНИЯ …

ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ЭТО ПРЕДОТВРАТИТЬ


  • Воспитание приемного ребенка начните с воспитания себя. Дети как губки впитывают не ваши слова, а ваше поведение.

  • Ребенка следует любить, безусловно, а не за его достижения. От той дозы любви, которую человек получит в детстве, зависит вся его дальнейшая жизнь и его собственная способность любить себя и других.

  • Учитесь слушать и слышать своего ребенка. Уважайте его желания. Не требуйте от него невозможного или трудновыполнимого.

  • Придерживайтесь «золотой середины» - не заниматься попустительством, но и не быть слишком жесткими в своих требованиях.

  • Если вам не нравится поведение вашего ребенка, критикуйте только определенные его действия, но никогда не выносите приговор его личности. Замените фразу «ты плохой» на «это не очень хорошо...». Помните: как корабль назовешь, так он и поплывет.

  • Будьте с ребенком откровенны. Не скрывайте от него свои чувства и какие-то факты и события, которые имеют к нему отношение. Любые семейные тайны чреваты нехорошими последствиями.

  • Позволяйте ребенку ощутить отрицательные последствия своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.

  • Не запрещайте ребенку выражать свои чувства, какими бы они ни были. Не ругайте его за это, а попытайтесь разобраться, чем они вызваны.

  • Будьте последовательны в общении с ребенком. Нет ничего хуже, чем выдвигать противоречивые требования или что-либо разрешать, всем своим видом показывая, что вас это «убивает».

  • Не считайте ребенка своей собственностью. Это личность, которая не обязана жить в соответствии с вашими представлениями о том, как надо.



ПАМЯТКА ДЛЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

"КАК НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ"


Уважаемые родители, если всё-таки никак нельзя обойтись без наказаний, то следует помнить:

  • Прежде, чем наказывать, разберитесь в мотивах и причинах поступка.

  • Не наказывайте за малейшую провинность, учите и учитесь прощать.

  • Помните, тяжесть наказания должна соответствовать тяжести совершённого поступка.

  • Не скупитесь на похвалу, хвалить надо исполнителя, а критиковать исполнение.

  • Стараетесь больше одобрять детей, закрепляя у них позитивные модели поведения, не увлекайтесь "карательной" педагогикой.

  • Наказывайте с огорчением и сожалением, а поощряйте искренне и радостно.

  • Прежде, чем наказывать, подумайте, а всегда ли правы именно вы?

  • Помните, трудных детей, желательно, наказывать как можно реже, так как на частные наказания они реагируют агрессией и асоциальным поведением.

  • Соблюдайте принцип неотвратимости наказания, чем младше ребёнок, тем быстрее должно произойти возмездие за содеянное.

  • Не наказывайте большие группы детей - это приводит к групповой поруке.

  • Будьте осторожны с угрозами, применить самые строгие меры, помните, если вы пообещали, то надо выполнять.

  • Ставьте перед ребёнком достижимые цели.

  • Не увлекайтесь нотациями. Они вызывают лишь одно желание - зажать уши.

  • Помните, надо иметь моральное право упрекать и наказывать. Наказание будет более эффективным, если оно исходит от авторитетного и любимого человека.

  • Определите для ребят основные "нельзя". Они должны быть связаны, прежде всего, с деятельностью, таящей угрозу для здоровья и жизни детей, или с нарушением основополагающих этических норм. За отступление от них и наказывайте.

  • Делайте скидку на возраст детей, помните, чем младше ребёнок, тем больше прав он имеет на ошибку.

  • Помните, что нельзя наказывать детей за то, что они эмоциональные, шумные, непоседливые ..., за то, что они просто дети. Наказывать можно лишь за конкретный проступок.

Не ругайте ребят утром - солнце покажется им тусклым,

Не ругайте ребят днем - небо покажется им хмурым,

Не ругайте ребят на ночь - звёзды померкнут для них.

Вообще не ругайте! Любите их, и они ответят вам взаимностью.

Помните! Добрый воспитатель не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не способен причинить детям зло.


КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЬЕ



В семейной жизни, бесспорно, помогает применение правил, вобравших в себя вековую мудрость многих поколений.

Помните, конфликт семью не красит!

Запомните, чтобы испортить отношения в семье, достаточно начать их выяснять.

  • Истина рождается в споре, но когда страсти кипят - истина испаряется.

  • Спорь, но не ссорься, это разные вещи.

  • В споре критикуй поступки человека, а не самого человека.

  • В споре, отвергая - предлагай, предлагая - действуй.

  • Чтобы найти общий язык с партнёром, свой следует немного прикусить.

  • В споре не исповедуй принцип: "Есть две точки зрения - моя, и неправильная".

  • В семейном конфликте не ищи виноватого, виноваты оба, ищи выход из конфликта.

  • Помни, выход из безвыходной ситуации, там же, где вход.

  • Выиграв конфликт - не торжествуй.

Азы общения супругов:

  • Расспрашивай заинтересованно, но не бесцеремонно.

  • Помни, категоричность суждений неприятна окружающим.

  • Учись слушать и слышать собеседника.

  • В общении отдавай предпочтение диалогу, а не монологу.

  • Больше проси, чем приказывай, так как просьбу выполнять всегда приятнее.

  • Не обвиняй, ты не прокурор.

  • Не давай советов, если тебя о них не просят. Проси супруга дать совет - это знак уважения.

Азбука семейной дипломатии:

  • Разделяй людей и проблемы, человека - уважай, проблемы - решай.

  • Решай вместе с человеком, а не за человека.

  • Чаще говори человеку о его достоинствах, о своих недостатках он уже слышал от других.

  • Помни, наши недостатки - это продолжение наших достоинств.

  • Неуважение к человеку - плохой способ самоутверждения.

  • Самоутверждайся через творчество, а не через унижение другого.

  • Помни, смеяться лучше вместе с человеком, а не над человеком.

  • Щедро дари знаки уважения, будь терпим к слабостям.

  • Помни, тебе никто и ничего не должен, будь благодарен и за малое.

  • Учиться надо не на своих, а на чужих ошибках.

  • Когда человека не могут изменить, ему начинают изменять.

  • Помни, если долго скрывать свои тёплые чувства, они могут и остыть.

  • Знайте, нет ничего проще, чем завоевать любовь, и нет ничего труднее, чем её удержать.

  • Помните, что дороже всего люди расплачиваются за то, что в семейной жизни они пренебрегают банальными истинами.

Однако, если вы соблюдаете "Кодекс поведения в семье", а счастье отвернулось от вас, и ваш семейный очаг остыл, то помолитесь:

Господи, дай мне силы справиться с тем,

С чем я могу справиться.

Дай мне мужество смириться с тем,

Что я не могу изменить.

И дай мне мудрость отличить одно от другого!

Помните!

Три источника имеют влечения человека: душа, разум и тело.

Влечение души порождает дружбу,

Влечение ума порождает уважение,

Влечение тела порождает желание,

Соединение трёх влечений порождает любовь!

Любите, друг друга, любите своих детей, пусть мир, покой, и счастье будут вечно жить в вашем доме и в вашем сердце!

Помните! "Азбука семейного воспитания" гласит:

  • Доброжелательность, любовь и счастье - вот формула успеха семейного воспитания.

  • Родители должны понять и принять своего ребёнка таким, каков он есть, и развивать в нём лучшее.

  • Учёт возрастных, половых, индивидуальных особенностей и только потом воспитательное воздействие.

  • Глубокое уважение к личности ребёнка в сочетании с высокой требовательностью - залог успеха.

  • Личность самих родителей - идеальная модель для подражания детям.

  • Игры - важное средство воспитания. Оптимизм и юмор - основа стиля общения с детьми в семье.

  • Не сердитесь на детей долго, это унижает вас и заставляет страдать ребёнка.

  • Детей можно лечить от всех страхов эрудицией и лаской.

  • Не доверяйте детей людям, которые разучились улыбаться.

  • Несчастный человек никогда не воспитает ребёнка счастливым.

  • Будьте с детьми вместе, рядом и чуть впереди.

  • Помните, плоды воспитания сваливаются нам же на головы.



Помните! Дети учатся у жизни:

  • если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть,

  • если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности,

  • если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым,

  • если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины,

  • если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других,

  • если ребёнка подбадривает, он учится верить в себя,

  • если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным,

  • если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым,

  • если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей,

  • если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя,

  • если ребёнок растёт в понимании и дружелюбии он учится находить любовь в этом мире!



9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!