Причины и виды речевых нарушений.
Способы их преодоления.
В основу классификации речевых нарушений берут обычно причины, которыми эти нарушения вызываются. Поэтому очень важно выяснить сам характер этих причин. Это дает возможность лучше уяснить классификацию речевых нарушений.
Причины речевых нарушений, по своему характеру, могут быть двух типов — органические и функциональные.
К органическим относятся те причины, действие которых может приводить к нарушению анатомического строения речевого аппарата в его периферическом или центральном отделах. В частности, к органическим повреждениям речевых отделов головного мозга может приводить нарушение нормальных условий внутриутробного развития плода, некоторые виды механической помощи при родах, состояние длительной асфиксии новорожденного и т. п. Аномалии в строении периферического отдела речевого аппарата могут быть обусловлены наследственно или явиться результатом неблагоприятного протекания беременности (лицевой скелет закладывается на втором – третьем месяце), а также могут быть приобретены уже после рождения ребенка.
К функциональным причинам принято относить такие, действие которых не приводит к изменению самого строения речевого аппарата, а лишь нарушает его нормальную работу (функцию). В роли таких причин могут выступать разного рода стрессовые ситуации, частые и длительные заболевания ребенка в раннем возрасте, истощающим образом действующие на его нервную систему и организм в целом, неблагоприятное в речевом отношении социальное окружение и т. п.
Особенно важно учитывать следующее: длительно существующие функциональные нарушения могут принимать необратимый характер и тем самым как бы переходить в органические.
Вот почему при любых нарушениях речи так важна как можно более ранняя коррекционная помощь ребенку!
Рассмотрим основные виды речевых нарушений:
Речевые нарушения специалисты различают по их проявлениям, природе возникновения, степени выраженности у конкретного человека, а также по их влиянию на его психическое состояние и развитие.
Дислалия является наиболее часто встречающимся нарушением. Это нарушение заключается в отклонении от норм подражания звука при допустимой работе слухового и речевого аппаратов. Дислалия может проявляться в ненормативном произнесении звуков, замене одних звуков другими, их смешении или пропусках.
Ринолалия отличается от дислалии назализованным тембром голоса. Тембр голоса и звукопроизношение нарушены под влиянием анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. В результате воспроизводимая артикуляция звуков существенно отличается от нормы.
Дизартрию обусловливает недостаточность иннервации речевого аппарата. При дизартрии особенности расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи напрямую зависят от степени поражения центральной и периферической нервной системы. Нарушение голоса вытекает из отсутствия или расстройства фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. На практике выявлено либо полное отсутствие голоса (афония), либо частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса (дисфония).
Нарушение темпа речи распространяется на развитие как внешней, так и внутренней речи. Такая речь плохо понимаема окружающими и может впоследствии вылиться в заикание. Патологически замедленный темп речи называется «брадилалия». Ускоренный же темп речи получил термин, «тахилалия».
Заикание является самой древней проблемой в логопедии. При заикании нарушается темпоритмическая организация речи. Этому способствует состояние мышц речевого аппарата. В настоящее время заикание определено как сложное психофизическое расстройство.
Алалия распространена очень слабо. Она представляет собой недоразвитие речи, характеризующееся поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития. Современные исследователи особо выделяют психолингвистический аспект изучения.
Афазия представляет собой полную или частичную утрату речевых способностей в результате серьезных поражений головного мозга. Типичными причинами являются нарушение мозгового кровообращения (ишемия, гемморагия), травмы, опухоли и инфекционные заболевания головного мозга.
Нарушение письменной речи подразделяется на нарушение процесса чтения (дислексия) и нарушение процесса письма (дисграфия).
Распознавание речевых нарушений не представляет особых трудностей. Родители чаще обращают внимание на чистоту звукопроизношения у детей, а нарушения словаря и грамматического строя остаются не всегда замеченными. Считают, что недоразвитие речи может исчезнуть с возрастом, самопроизвольно, без специального обучения в семье или занятий с логопедом. Однако такое ожидание не всегда оправдывается.
Логопедические занятия с детьми дошкольного возраста проводят в форме игры, закрепляя полученные знания путем повторений до тех пор, пока не будут выработаны необходимые навыки речи. Во время логопедических занятий создают спокойную, доброжелательную обстановку. Требуются выдержка и терпение при обучении детей правильной речи. Обучение должно продолжаться до полной ее нормализации. Занятия проводят с использованием игрушек, хорошо иллюстрированных книг, диафильмов. Применяют логопедические инструменты и зеркало.
К профилактическим мероприятиям, предупреждающим нарушения речи, относятся соблюдение женщиной режима труда, отдыха и питания в дородовом периоде, правильный уход за ребенком и профилактика психических и физических травм, полноценное речевое окружение.
Преодоление речевых расстройств. Эффективность исправления дефектов звукопроизношения зависит от систематичности и последовательности работы. Речевые занятия должны быть ежедневными, продолжительностью не менее 20 мин.
Преодоление нарушений звукопроизношения. Исправление недостатков звукопроизношения заключается в постановке звуков, их автоматизации и дифференциации.
На первом этапе вырабатывают навыки правильного уклада речевых органов при произношении отдельных звуков. Особое значение придают артикуляционной гимнастике, выработке достаточной подвижности различных участков артикуляционного аппарата. Основными движениями являются вытягивание губ в трубочку, затем их растягивание при улыбке, открывание и закрывание рта, движения языком вперед и назад, вправо и влево, вверх и вниз, его распластывание и сужение. Кроме этого, применяют комплексы упражнений, необходимых для правильной постановки отдельных звуков, используя подражание, механическое воздействие на органы произношения и сочетанный способ.
Правильная артикуляция звука воспитывается путем, как подражания, так и механического воздействия. Посредством слуха, зрения, мышечных ощущений ребенок пытается вслед за взрослыми правильно произнести тот или иной звук. Важно показать ребенку правильную артикуляцию звука, что облегчает произношение при легких формах нарушения. С помощью различных приспособлений (шпатель, зонд) логопед создает искусственную артикуляцию звука и закрепляет ее, подключая слух, зрение, мышечные ощущения ребенка.
Если ребенок произносит неправильно несколько звуков, то сначала следует исправлять более легкие нарушения. Поставленный звук сначала вводят в слоги, затем в односложные слова, закрепляют в начале слова, в конце слова и после этого в предложениях. После введения соответствующего звука в слово важно автоматизировать его правильное произнесение. На этом этапе родители должны включаться в работу и выполнять рекомендации логопеда. Они должны систематически заниматься с ребенком, разучивать стихи, составлять рассказы, используя цветные картинки.
Звуки автоматизируют сначала при произношении простых слов и предложений, в связи с чем, важно правильно подобрать речевой материал и выразительные рисунки. Занятия следует проводить интересно для ребенка, эмоционально.
Важно дифференцировать звуки для предупреждения возможного смещения поставленного звука и заменявшего его ранее. В связи с этим звуки сначала противопоставляют в слогах (са-ша, са-жа), затем в словах, отличающихся одним звуком (дочка — точка, шар — жар), после чего исправляемый звук включают в более сложные слова и предложения, а затем уже в текст.
Введение правильных звуков в речь — процесс длительный и трудоемкий. Он занимает достаточно долгое время. Поэтому, заметив у ребенка нарушения звукопроизношения, не стоит медлить с посещением учителя-логопеда.