СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция по истории искусства на уроке математики с последующим творческим заданием

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю необычный взгляд на преподавание атематики в 5-6 классах и геометрии в 7-11 классах в интеграции с изобразительным искусством.

Просмотр содержимого документа
«Лекция по истории искусства на уроке математики с последующим творческим заданием»

Лекция по истории искусства на уроке математики с последующим творческим заданием.

Тема: От простого к сложному.

Давайте попробуем разобраться как изобразительное искусство развивалось с XVII по XXI в.в.; и как .вместе с ним ,развивалось «геометрическое» восприятие мира вокруг нас?

Простой ответ на этот сложный вопрос мы найдем, если проследим внимательно, как плоский круг превратился в объемный шар на холстах великих художников?

Познакомимся с тремя основными эпохами в истории искусства: Возрождения, импрессионизма и постимпрессионизма.

I Эпоха Возрождения XVII века: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Хендрикье Стоффельс у окна».

До этой эпохи внимание к великой личности человека было минимально, а в работах художников XVII века человек стал центральной изображаемой фигурой со своими переживаниями. Его стали изображать обнаженным, одетым, с передачей эмоционального состояния в разных обстоятельствах, в интерьере и на фоне достаточно условных пейзажей. Художники работали, в основном, в мастерских; понятия «пленэра» не существовало.


Эта эпоха постепенно уходит и наступает II - с 1870 года.

Пьер-Огюст Ренуар "Женщина с зонтиком и ребенком".


Молодые художники - французы Манэ, Монэ, Ренуар и другие организуют выставку на Монмартре и называют себя импрессионистами. Художники этого периода окончательно выходят из мастерских на улицы и на природу («пленэр»), они пишут пейзажи и архитектурные сооружения в разное время суток: утро, день, вечер (Руанский собор Монэ), и в разное время года («Завтрак на траве», «Женщина на качелях»)

Художники передают на холстах свои собственные впечатления (impression) от увиденного плотными летящими мазками. Художники Милле, Курбе и другие начала XIX века работали в деревне Барбизон и на пленэре, поэтому они вошли в историю искусства как «барбизонцы», они изображали тяжкий труд крестьян. Они являются родоначальниками импрессионизма.

То есть эпоха начала XIX века сложнее эпохи XVII века, т.к. появляется много новых направлений в искусстве.

Постепенно проходит время импрессионистов и наступает III эпоха - конца XIX века постимпрессионизма и последующих течений кубизма, фовизма и т.д. Появились художники, которые стали более глубоко и внимательно изучать строение, структуру вещей, предметов и человека, а не ограничиваться первым впечатлением от увиденного - Сезанн, Ван Гог и другие.

Поль Сезанн «Натюрморт с корзиной яблок».

Винсент Ван Гог «Рыбалка весной».


А также позднее рассматривать строение человеческого лица и фигуры в виде набора геометрических фигур.

Как видите, геометрическое восприятие окружающего мира началось с XVII века, когда художники рисовали яблоко в виде обычного круга на плоскости. И только с появлением знаменитого постимпрессиониста П. Сезанна, художника XIX века, произошло великое открытие в восприятии мира! Он плоское яблоко смог превратить в объемное за счет разделения шара на части по форме, его обрубовки и как следствие- возникло конструктивно-пространственное изображение формы предмета. Произошло развитие художественного восприятия от плоского яблока к объемному.

Знаменитый художник XX века Пабло Пикассо долго изучал творчество Сезанна и других постимпрессионистов. Как Сезанн, он начал лепить и строить форму путем конструкции и обрубовки, но в своей индивидуальной манере. Человеческую фигуру и изображаемые предметы он раскладывал на отдельные части и плоскости, т. е. придавал всему изображаемому конструктивное начало. Но и это еще не все. Он сдвигает части лица, фигуры человека по отношению друг к другу, переворачивает их произвольно, соединяет с другими конструктивными частями.

Пабло Пикассо «Ма Джоли (Женщина с гитарой)».

Потрясающе сложно рассмотреть, но просто в понимании! (Если разложить на отдельные составляющие). Пит Мондриан - он берет белый лист и разбивает его просто на геометрические фигуры и формы (и криволинейные, и прямолинейные), вводит немного цвета. Таким образом, получается сложная геометрическая композиция, напоминающая сложный орнамент. Пит Мондриан "Композиция с красным и голубым».

Постепенно геометрические фигуры приходят в движение в изображаемых объектах и, как следствие, художники передают цветные пятна в сложном движении независимо от того, что они видят перед собой! Появляются декоративные композиции для украшения интерьера, т. е. появляется декоративно-прикладное искусство.

Сейчас я вам покажу работы своей дочери Костровой Аллы.

«Солнечный круг, небо вокруг –это рисунок девчонки!» она выполнила в возрасте 4 лет. Эта работа была оценена «Золотой кисточкой-2007», неоднократно участвовала и в других международных конкурсах детского рисунка.



«Геометрическая фантазия», Алла выполнила ее в возрасте 7 лет, взяла поощрительный приз на «Золотой кисточке-2009». В этом возрасте она еще не знала, что такое геометрия и какие фигуры в курсе ее изучают!







А теперь попробуйте и вы «изобразить геометрию»! Примените всю свою фантазию!



Задание. «Изобразить» геометрию на листе бумаги! Или на компьютере!

Предлагаю 2 способа составления композиции.

1 способ-с помощью геометрических фигур: точка, луч, прямая, отрезок, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм, многоугольник, параллелепипед, куб, призма, конус, цилиндр, кривые, криволинейные фигуры и т.д.

2 способ- используя нижеприведенные схемы членения квадрата и схемы членения круга.

Схема 1

Схема 2

Используемая литература: «Великие художники»: том 42 П. Пикассо; том 21 П.Сезанн; том 18 В. Ван Гог; том14П. Ренуар; том 16 Х. Рембрандт. ООО « Издательский дом «Комсомольская правда»-Группа «Сегодня».2009 год.


Используемые материалы: круг и яблоко, бумага для творчества разных цветов, фломастеры, цветные карандаши, масляная пастель, гуашь, цветные гелевые ручки, планшеты( программа «Microsoft PowerPоint» или «Живая геометрия»).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!