СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция по теме: «Активные и интерактивные стратегии в процессе дополнительного образования школьников»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция  по теме: «Активные и интерактивные  стратегии в процессе дополнительного образования школьников»

Автор-Мирошникова Л.Ф, методист МКУ ДО РДЭЦ г. Светлограда

 

В настоящее время российская система обучения в целом требует от преподавателя охвата большого объема информации и ориентирована на уровни “знания” и “понимания”. Это толкает педагога на использование в основном пассивных методик обучения. В современном мире это не оправдано. Невозможно одному человеку знать все даже в какой-нибудь узкой области знания. Учащиеся же должны обладать совершенно другими навыками и умениями: думать, понимать суть вещей, осмысливать идеи и концепции и уже на их основе уметь искать нужную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях. Решению этой задачи и способствуют интерактивные методы. Всплеск развития и использования в России активных и интерактивных методов обучения приходится на период масштабного реформирования школьного образования в 20-е годы 20 века. Дальнейшую разработку интерактивных методов  можно найти в трудах В.А.Сухомлинского (60-е годы), а также в творчестве учителей – представителей “педагогики сотрудничества” (70-е и 80-е годы) – Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, С.Н.Лысенковой и др. Однако их творчество было скорее исключением, чем правилом в насаждавшейся сверху массовой классно-урочной схеме (комбинированный урок). Лишь после перестройки интерактивные методики начинают пробивать себе жизнь в образовательных учреждениях России, в том числе и в учреждениях дополнителного образования детей.

Сегодня востребован педагог дополнительного образования, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога. Специалисты справедливо подчеркивают, что “исследовательский элемент был, есть и еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности”. Педагог, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества.

Повышение качества образовательного процесса было и остается одной из важнейших задач.

Парадоксы современной образовательной ситуации заключаются в том, что несмотря на наличие огромного количества исследований в области новых образовательных технологий, в педагогической практике продолжают доминировать пассивные методы. Можно назвать следующие причины:

  • более длительная традиция использования пассивных методов
  • недоверие к относительно инновационным методам,
  • отсутствие собственного опыта интерактивного обучения  у педагогов,
  • недостаточная методическая подготовленность педагогов.

Очевидно и то, что  в последние годы возрастает раздражение практических педагогов по поводу новых моделей образования, и это во многом оправдано отсутствием  конкретных методических материалов, без которых невозможно воплотить новые педагогические идеи в практику, сколь бы убедительно не звучали лекции и исследования ученых.  Даже самые творческие учителя и педагоги дополнительного образования  испытывают потребность в практическом освоении новых технологических решений, которые позволяют обеспечить качественное образование, соответствующее современным требованиям.

Глоссарий

Метод обучения – метод (греч. - “путь”): 1) это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей; 2) это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. В зависимости от роли обучающегося в процессе обучения все методы делятся на пассивные, активные и интерактивные.

Пассивные методы.

Учащийся выступает в роли “объекта” обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний (иногда эти методы называют еще репродуктивными). Обычно это происходит при применении таких методов, как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя). Обучающиеся, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких-либо творческих заданий.

Активные методы.

Обучающийся является “субъектом” обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто – домашние), вопросы от ученика к учителю и от учителя к ученику, развивающие творческое мышление.

Одним из основных средств формирования и развития познавательной активации является интерактивный метод.

Интерактивные методы.

Интерактивные методы было бы более правильно представить как подвид активных методов. Однако они здесь сознательно выделены в отдельный вид, чтобы подчеркнуть их особую роль в правовом и гражданском образовании.

Термины «интерактивные методы», «интерактивное обучение»  пришли к нам из английского языка. Термин «интерактивные методы» можно перевести как методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой, а «интерактивное обучение»- обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Ведь они предполагают со-обучение (коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудничестве), причем и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, помощника, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращаются к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение, отношение формируются на основе и в связи с таким опытом. Часто творческие задания не предполагают одного правильного ответа, и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте учащегося.

Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, ролевые игры. Тем самым интерактивные методы наиболее способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия, позволяют педагогу стать настоящим лидером. Такая атмосфера впитывается обучаемыми целостно – не только через информацию, но и через чувства и действия. Кроме того, интерактивные методы являются инструментом, который позволяет достичь целей и задач исторического образования.

Для эффективного применения интерактивных методов, в том числе для того чтобы охватить весь необходимый объем материал и глубоко его изучить, педагог должен тщательно планировать свою работу:

- использовать такие методы, которые адекватны возрасту учащихся и их опыту работы с интерактивными методами;

- дать задание обучающимся  для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания;

- отобрать для занятия такое интерактивное упражнение, которое давало бы обучающемуся “ключ” к освоению темы;

- в течение самих интерактивных упражнений дать обучающимся  время подумать над заданием, чтобы они восприняли его серьезно, а не механически исполнили его;

- учитывать темп работы каждого учащегося и его способности;

- на одном занятии использовать один - два интерактивных метода;

- провести неторопливое обсуждение по итогам выполнения интерактивного упражнения, в том числе актуализируя ранее изученный материал; возможно акцентировать внимание и на другом материале темы, прямо не затронутом в интерактивном упражнении;

- проводить экспресс-опросы, самостоятельные домашние работы по различным темам, которые не были затронуты интерактивными заданиями.

Для осуществления контроля над ходом процесса обучения преподаватель также должен:

- глубоко изучить материал, в том числе дополнительный, например: различные нормативные акты, образцы документов;

- тщательно планировать и разрабатывать содержание и ход занятия: определить хронометраж, роли участников, подготовить вопросы и возможные ответы, выработать критерии оценки эффективности занятия;

- мотивировать учащихся к изучению конкретной темы путем отбора наиболее интересных для учащихся случаев, проблем; путем объявления ожидаемых результатов занятия и критериев оценки работы учащихся; путем возвращения внимания учащихся к целям занятия и критериям оценки;

- предусмотреть различные приемы для привлечения и активизации внимания обучающихся, вовлечение их в работу; грамотно распределять роли в группах, продумывая роли, в том числе для наиболее ретивых “возмутителей” нормальной работы аудитории; включать упражнения-разминки.

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иным методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса.

Учитывая особую важность некоторых методов для процесса обучения,  выделяют основные интерактивные подходы. В большинстве методов  можно обнаружить использование творческих заданий, работу в малых группах, тот или иной вид игровой деятельности. Сильным инструментом, применимым для любых методов, является использование общественных ресурсов, которые вместе с внеаудиторными методами имеют принципиальное значение для образования.

Часто одни и те же методы встречаются под разными именами или одно и  то же название используется для обозначения различного содержания.

Основные интерактивные подходы:

творческие задания,

работа в малых группах,

обучающие игры (ролевые игры и имитации, деловые игры и моделирование, образовательные игры)

использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)

социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)

Другие активные и интерактивные методы:

1. разминки (армреслинг, “гол – мимо”, проверка энергии, прием – прием, тридцать три, африканский дождь, шумовые спектакли, разминки – знакомства, мысленная прогулка)

2. изучение и закрепление нового информативного материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, учащийся в роли педагога, каждый учит каждого, мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог)

3. работа с документами (работа с документами, составление документов, письменная работа по обоснованию позиции)

4. обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позиции (шкала мнений), ПОПС-формула, проектные техники, один – вдвоем – все вместе, смени позицию, карусель, дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, дебаты, симпозиум)

5. разрешение проблем (дерево решений, мозговой штурм, анализ казусов, переговоры и медиация, общественные слушания, сход граждан).

 С 2000 года  у нас на Ставрополье в дополнительном образовании школьников начала успешно внедряться технология социального и социально-исследовательского проектирования. Ребятами в командах разрабатываются и реализуются при поддержке взрослых в местных сообществах проекты различной направленности: экология, благоустройство территорий, социальные проблемы, молодежная проблематика, гражданские инициативы. Во многом успех проектной деятельности детей и подростков зависит от профессиональной компетенции педагогов- координаторов, консультантов, руководителей проектов, от их умения на занятиях вовлечь учащихся в общественно-полезную значимую деятельность, формирующую у них активную гражданскую позицию и дающую возможность получить опыт конструктивного решения проблем. В последние годы возможность для самореализации и социализации подростки и молодежь получают, участвуя в флешмобах. В этом году педагоги районного детского экологического центра города Светлограда организовали вместе с учащимися объединений выездные агитационно-пропагандистские акции под девизом «Мы - за здоровый образ жизни!». Школьники ОО Петровского района не слушали долгих лекций о вреде вредных привычек, а сразу могли продемонстрировать  свою приверженность активному образу жизни, поддержав заразительный танец, и прочитать красочные буклеты  с конкретными советами соих сверстников, как не стать игроманами, алкоголикам или наркоманами.

Право  в выборе методик и форм обучения учащихся всегда остается за педагогами, но они  должны обязательно  учитывать и выбор детей, их учеников.  

Интернет-ресурсы:

 http://festival.1september.ru/chemistry http://pandia.ru/text/77/311/43708.php

http://nazarovilya.alnaz.ru/pedagogika/vstrechi-s-interesnymi-lyudmi.htmlhttp://hl.mailru.su/mcached

 

 

Просмотр содержимого документа
«Лекция по теме: «Активные и интерактивные стратегии в процессе дополнительного образования школьников»»

Лекция по теме: «Активные и интерактивные стратегии в процессе дополнительного образования школьников»

Автор-Мирошникова Л.Ф, методист МКУ ДО РДЭЦ г. Светлограда


В настоящее время российская система обучения в целом требует от преподавателя охвата большого объема информации и ориентирована на уровни “знания” и “понимания”. Это толкает педагога на использование в основном пассивных методик обучения. В современном мире это не оправдано. Невозможно одному человеку знать все даже в какой-нибудь узкой области знания. Учащиеся же должны обладать совершенно другими навыками и умениями: думать, понимать суть вещей, осмысливать идеи и концепции и уже на их основе уметь искать нужную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях. Решению этой задачи и способствуют интерактивные методы. Всплеск развития и использования в России активных и интерактивных методов обучения приходится на период масштабного реформирования школьного образования в 20-е годы 20 века. Дальнейшую разработку интерактивных методов можно найти в трудах В.А.Сухомлинского (60-е годы), а также в творчестве учителей – представителей “педагогики сотрудничества” (70-е и 80-е годы) – Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, С.Н.Лысенковой и др. Однако их творчество было скорее исключением, чем правилом в насаждавшейся сверху массовой классно-урочной схеме (комбинированный урок). Лишь после перестройки интерактивные методики начинают пробивать себе жизнь в образовательных учреждениях России, в том числе и в учреждениях дополнителного образования детей.

Сегодня востребован педагог дополнительного образования, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога. Специалисты справедливо подчеркивают, что “исследовательский элемент был, есть и еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности”. Педагог, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества.

Повышение качества образовательного процесса было и остается одной из важнейших задач.

Парадоксы современной образовательной ситуации заключаются в том, что несмотря на наличие огромного количества исследований в области новых образовательных технологий, в педагогической практике продолжают доминировать пассивные методы. Можно назвать следующие причины:

  • более длительная традиция использования пассивных методов

  • недоверие к относительно инновационным методам,

  • отсутствие собственного опыта интерактивного обучения  у педагогов,

  • недостаточная методическая подготовленность педагогов.

Очевидно и то, что  в последние годы возрастает раздражение практических педагогов по поводу новых моделей образования, и это во многом оправдано отсутствием  конкретных методических материалов, без которых невозможно воплотить новые педагогические идеи в практику, сколь бы убедительно не звучали лекции и исследования ученых.  Даже самые творческие учителя и педагоги дополнительного образования испытывают потребность в практическом освоении новых технологических решений, которые позволяют обеспечить качественное образование, соответствующее современным требованиям.

Глоссарий

Метод обучения – метод (греч. - “путь”):
1) это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей;
2) это совокупность приемов и подходов, отражающих форму
взаимодействия учащихся и учителя в процессе

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. В зависимости от роли обучающегося в процессе обучения все методы делятся на пассивные, активные и интерактивные.

Пассивные методы.

Учащийся выступает в роли “объекта” обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний (иногда эти методы называют еще репродуктивными). Обычно это происходит при применении таких методов, как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя). Обучающиеся, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких-либо творческих заданий.

Активные методы.

Обучающийся является “субъектом” обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто – домашние), вопросы от ученика к учителю и от учителя к ученику, развивающие творческое мышление.

Одним из основных средств формирования и развития познавательной активации является интерактивный метод.

Интерактивные методы.

Интерактивные методы было бы более правильно представить как подвид активных методов. Однако они здесь сознательно выделены в отдельный вид, чтобы подчеркнуть их особую роль в правовом и гражданском образовании.

Термины «интерактивные методы», «интерактивное обучение» пришли к нам из английского языка. Термин «интерактивные методы» можно перевести как методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой, а «интерактивное обучение»- обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Ведь они предполагают со-обучение (коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудничестве), причем и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, помощника, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращаются к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение, отношение формируются на основе и в связи с таким опытом. Часто творческие задания не предполагают одного правильного ответа, и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте учащегося.

Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, ролевые игры. Тем самым интерактивные методы наиболее способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия, позволяют педагогу стать настоящим лидером. Такая атмосфера впитывается обучаемыми целостно – не только через информацию, но и через чувства и действия. Кроме того, интерактивные методы являются инструментом, который позволяет достичь целей и задач исторического образования.

Для эффективного применения интерактивных методов, в том числе для того чтобы охватить весь необходимый объем материал и глубоко его изучить, педагог должен тщательно планировать свою работу:

- использовать такие методы, которые адекватны возрасту учащихся и их опыту работы с интерактивными методами;

- дать задание обучающимся для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания;

- отобрать для занятия такое интерактивное упражнение, которое давало бы обучающемуся “ключ” к освоению темы;

- в течение самих интерактивных упражнений дать обучающимся время подумать над заданием, чтобы они восприняли его серьезно, а не механически исполнили его;

- учитывать темп работы каждого учащегося и его способности;

- на одном занятии использовать один - два интерактивных метода;

- провести неторопливое обсуждение по итогам выполнения интерактивного упражнения, в том числе актуализируя ранее изученный материал; возможно акцентировать внимание и на другом материале темы, прямо не затронутом в интерактивном упражнении;

- проводить экспресс-опросы, самостоятельные домашние работы по различным темам, которые не были затронуты интерактивными заданиями.

Для осуществления контроля над ходом процесса обучения преподаватель также должен:

- глубоко изучить материал, в том числе дополнительный, например: различные нормативные акты, образцы документов;

- тщательно планировать и разрабатывать содержание и ход занятия: определить хронометраж, роли участников, подготовить вопросы и возможные ответы, выработать критерии оценки эффективности занятия;

- мотивировать учащихся к изучению конкретной темы путем отбора наиболее интересных для учащихся случаев, проблем; путем объявления ожидаемых результатов занятия и критериев оценки работы учащихся; путем возвращения внимания учащихся к целям занятия и критериям оценки;

- предусмотреть различные приемы для привлечения и активизации внимания обучающихся, вовлечение их в работу; грамотно распределять роли в группах, продумывая роли, в том числе для наиболее ретивых “возмутителей” нормальной работы аудитории; включать упражнения-разминки.

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иным методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса.

Учитывая особую важность некоторых методов для процесса обучения, выделяют основные интерактивные подходы. В большинстве методов можно обнаружить использование творческих заданий, работу в малых группах, тот или иной вид игровой деятельности. Сильным инструментом, применимым для любых методов, является использование общественных ресурсов, которые вместе с внеаудиторными методами имеют принципиальное значение для образования.

Часто одни и те же методы встречаются под разными именами или одно и то же название используется для обозначения различного содержания.

Основные интерактивные подходы:

творческие задания,

работа в малых группах,

обучающие игры (ролевые игры и имитации, деловые игры и моделирование, образовательные игры)

использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)

социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)

Другие активные и интерактивные методы:

1. разминки (армреслинг, “гол – мимо”, проверка энергии, прием – прием, тридцать три, африканский дождь, шумовые спектакли, разминки – знакомства, мысленная прогулка)

2. изучение и закрепление нового информативного материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, учащийся в роли педагога, каждый учит каждого, мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог)

3. работа с документами (работа с документами, составление документов, письменная работа по обоснованию позиции)

4. обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позиции (шкала мнений), ПОПС-формула, проектные техники, один – вдвоем – все вместе, смени позицию, карусель, дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, дебаты, симпозиум)

5. разрешение проблем (дерево решений, мозговой штурм, анализ казусов, переговоры и медиация, общественные слушания, сход граждан).

С 2000 года у нас на Ставрополье в дополнительном образовании школьников начала успешно внедряться технология социального и социально-исследовательского проектирования. Ребятами в командах разрабатываются и реализуются при поддержке взрослых в местных сообществах проекты различной направленности: экология, благоустройство территорий, социальные проблемы, молодежная проблематика, гражданские инициативы. Во многом успех проектной деятельности детей и подростков зависит от профессиональной компетенции педагогов- координаторов, консультантов, руководителей проектов, от их умения на занятиях вовлечь учащихся в общественно-полезную значимую деятельность, формирующую у них активную гражданскую позицию и дающую возможность получить опыт конструктивного решения проблем. В последние годы возможность для самореализации и социализации подростки и молодежь получают, участвуя в флешмобах. В этом году педагоги районного детского экологического центра города Светлограда организовали вместе с учащимися объединений выездные агитационно-пропагандистские акции под девизом «Мы - за здоровый образ жизни!». Школьники ОО Петровского района не слушали долгих лекций о вреде вредных привычек, а сразу могли продемонстрировать свою приверженность активному образу жизни, поддержав заразительный танец, и прочитать красочные буклеты с конкретными советами соих сверстников, как не стать игроманами, алкоголикам или наркоманами.

Право в выборе методик и форм обучения учащихся всегда остается за педагогами, но они должны обязательно учитывать и выбор детей, их учеников.

Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/chemistry
http://pandia.ru/text/77/311/43708.php

http://nazarovilya.alnaz.ru/pedagogika/vstrechi-s-interesnymi-lyudmi.htmlhttp://hl.mailru.su/mcached





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!