СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция – вопрос для педагогов «Эвритмическая гимнастика для дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация для педагогов в виде лекции - вопроса  об ососбом виде художественного движения - эвритмии

Просмотр содержимого документа
«Лекция – вопрос для педагогов «Эвритмическая гимнастика для дошкольников»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 г. Черемхово»


Лекция – вопрос для педагогов

«Эвритмическая гимнастика для дошкольников»


Дата проведения ____________

Место проведения: музыкальный зал

Сл 2 Определимся с терминологией. Эвритмия – знакомое слово, но что оно обозначает?

– это особый вид художественного движения, который способствует общему телесному и душевному развитию человека.

В переводе с греческого, эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста, и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве.

Сл 3 Эвритмия появилась в начале ХХ века в Швейцарии. Ee основы были разработаны немецким философом и мыслителем Р. Штейнером.

Антропософ. Как вы понимаете это слово? (антропос — человек, софия — мудрость) Рудольф Штайнер (1861—1925) считал, что мы в отношении языка стали сморщенными, как высохшие сливы. Его последователи используют работу со звуками, чтобы вернуть человеку духовное понимание мира, вернуть речи ее живую сущность, одухотворить интеллект. Смысл звука обнажается и становится ясен в пластическом действии — движении.

Эвритмия — это видимая речь, где жест и звук слиты воедино с душой человека.

Направления эвритмиигигиеническая; лечебная, педагогическая.

Гигиеническая эвритмия проводится в группах здоровья и направлена на укрепление жизненных сил.

Лечебная эвритмия направлена на профилактику подступающих болезней, а также показана при тяжелых заболеваниях.

Сл 4 С помощью педагогической эвритмии можно укрепить:

жизненные силы ребенка,

развить ловкость,

концентрацию внимания,

улучшить мелкую моторику,

координацию движения,

развить правильное переживание пространства,

правильную речь,

мышление.

Эвритмические занятия в детском саду проходят в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движениями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей.

Сл 5 Эвритмическое занятие включает следующие этапы:

1. Подготовка пространства и костюмов.

Для проведения эвритмического занятия необходимо просторное, светлое хорошо проветренное помещение.

2. Создание доверительной атмосферы и успокоение.

Доверительная атмосфера создаётся в общем кругу. Дети садятся в круг и приветствуют друг друга пением и жестами. Используются пальчиковые и жестовые игры.

3. Музыкально-ритмический круг.

Музыкально-ритмический круг обычно включает следующие дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:

  • ритмические игры;

  • блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации и равновесия, ловкости стопы; упражнении для изучения географии тела);

  • блок развития мелкой моторики;

  • пространственная ориентация;

  • социальные игры (взаимодействие с партнёром, групп детей - всей группы как единого коллектива;

  • импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением;

  • народные игры.

4. Завершение занятия.

Сл 6 Эвритмическое занятие завершается фазой успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди - «закрыть все замочки».

Элементы эвритмии: пальчиковые игры, потешки, упражнения на координацию слова с движением, музыкально-дидактические игры.

Эвритмия была включена в программу вальдорфских школ, когда они появились в 1919 году, прежде всего как художественный элемент, как новое искусство. А также как противовес внешним движениям, которые присутствуют в гимнастике.

Сл 7 С помощью внешних гимнастических упражнений дети вводится в пространство, а посредством эвритмии ребенку предоставляется возможность внешним образом выполнять соответствующие его природе движения так, как этого требует сам организм.

Сущностью эвритмии является внутреннее выражение себя во внешнем движении, а сущность эвритмической гимнастики – заполнение собой внешнего и связывание себя с внешним миром. Задача эвритмии в школе и в детском саду заключается в том, чтобы помочь нормальному развитию ребенка в соответствии с его жизненными и возрастными этапами.

Эвритмия охватывает тело ребенка через одушевленное движение и, таким образом, включает духовное начало в гармоническое отношение с физическим. Р.Штейнер разработал специальные педагогические формы и упражнения, в том числе с медными палочками и медными или деревянными шариками и дал рекомендации, как эти упражнения определенным образом благотворно действуют на детей и молодых людей. Им были даны советы педагогам о том, как должен быть оформлен эвритмический класс. В отличие от спортивного зала, где должны быть представлены мотивы, связанные с чувством равновесия и отношением движений человека к миру, эвритмический класс должен быть украшен живописными изображениями душевной динамики человека, выраженной художественно.

В дальнейшем, в результате развития вальдорфских школ, педагогическая эвритмия разрабатывалась эвритмистами-педагогами, работающими в этих школах. И, хотя в этих разработках и в работах Р.Штейнера есть очень определенные указания по проведению урока и подбору художественного материала в зависимости от возраста детей и программы, все же, основную роль в построении урока эвритмии играет личность педагога, его творческая фантазия и интуиция, основанные на глубоко прочувствованном понимании сущности эвритмии, знании этапов развития ребенка и обостренном чувстве особенностей конкретных детей, стоящих перед ним.

Сл 8 Искусство движения – эвритмия – оказывает помощь ребенку в самовыражении. Посредством искусства на основе художественного образа дети учатся проявлять собственную индивидуальность, понимают, что каждый человек неповторим. На помощь ребенку приходит язык эвритмии – это язык жестов, ритмов, которые живут в музыкальном и поэтическом произведении. Жест в эвритмическом движении имеет творческую основу, но одновременно выражает закономерности речи или музыки. 

Объяснить, что такое эвритмия человеку, который ее никогда не видел, весьма трудно, а для того, чтобы понять, почему маленьким детям полезно заниматься эвритмией в детском саду — лучше всего попробовать самому. Представьте себе, что Вы ранним весенним утром наблюдаете восход солнца. Вы в хорошем настроении, и Ваша душа раскрывается навстречу мягкому солнечному свету. Это одновременно торжественное и радостное чувство. Его можно выразить возгласом — «Ах» или жестом раскрытых вверх рук. Когда-то в глубокой древности, когда наша человеческая речь еще только зарождалось, человек выражал свои элементарные переживания в звуках, напоминающих наши сегодняшние междометия.

Р. Штайнер говорит об этом первом языке древних людей, что в гласных звуках люди выражали свои чувства, т. е. свой внутренний мир, а в согласных звуках — отражались формы внешних предметов или событий. Так стало возможным озвучить мир, дать каждому предмету или явлению звуковое соответствие — слово. Этот первый человеческий язык не был случайно-произвольным, но в слове схватывались какие-то характеристики предметов и явлений, которые казались человеку существенными. В языке отражались свойства мира и переживание мира человеком. Не случайно в мифологии многих народов мир творится при помощи Слова, и священное отношение к слову сохранялось в культуре на протяжении тысячелетий. Если вдуматься в значение многих слов и в их происхождение, то в языке можно обнаружить глубокую мудрость. Полноценное овладение детьми языком является одной из основных задач любой педагогики. Поясним это на примере слов «да» и «нет».

Когда мы соглашаемся, душа как бы раскрывается навстречу человеку или событию. Когда мы произносим «нет», то душевно выстраиваем невидимую стену перед собой, защищаясь от нежелательного воздействия. Это невидимое душевное действие можно сделать зримым благодаря жесту рук – в «а» мы чувствуем себя слитно с миром и распахиваем руки как лучи, идущие от сердца; в «е» мы выстраиваем преграду перед собой, скрещивая руки между собой. Вы помните, как играли в «догонялки» в детстве? Когда мы чувствовали, что нас вот-вот запятнают, мы останавливались, быстро скрещивали руки на груди и кричали радостно: «Я в домике!». И весь облик выражал: «Нет! Нельзя пятнать!».

Сл 9 В эвритмии физическое движение всегда имеет душевную окраску. Поэтому оно всегда упражнение для души, она трудится, чтобы понять саму себя и душевное существо других людей.

В жизни нужно оба состояния: открытости и закрытости, умение сказать «да» и «нет», душевное переживание гласных «А» и «Э». Необычайно важно для педагога осознавать, что выражает его собственный жест, с которым он предстает перед детьми.

Сл 10 В эвритмической системе выявляется психологическая сущность звука, выраженная в жесте и движении
Гласные звуки исходят изнутри, в соответствии с чувствами, отражают внутреннее переживание. Ими мы высказываем себя.

Согласные копируют образ того, что вне нас. Они всегда отражение образа внешних форм. Выталкиваемые звуки Д Т Б П Г К М Н -проявления человеческой сущности, которую хотят сохранить во внешнем мире.

Пройдя алфавит, мы в звуках высказываем тайну человека. Каждый звук несет что — то свое. 

Другой важный способ понимания другого человека средствами художественного движения – это совместное движение в пространстве. 

Это могут быть импровизации под музыку или стихи, создание картин природы, например движение листьев на ветру осенью. Разный характер движения поможет ребенку осознать собственный темперамент, его сильные стороны. Для этого возможно создать в совместном движении картины таких явлений как огонь, воздух, вода, минералы.

Для понимания друг друга посредством движения в пространстве в эвритмии существует язык пространственных форм, в основе которых лежат прямые линии и дуги.

Сл 11. Так, для царства минералов более подойдут короткие прямые. 

Сл 12 Царство воды имеет волнообразные формы, непрекращающееся движение лемнискаты. 

Сл 13Подвижный воздух выражается посредством множества петель. Огонь можно представить через движение полуволны, с изменением направления и разной динамикой движения.
         Кроме этого существует множество специальных пространственных форм для особых педагогических и художественных задач, для группового и индивидуального движения. Однако, в их основе лежат самые простые и одновременно загадочные явления – прямая и кривая линии.

Что переживают дети в эвритмическом движении? 
Свободу, радость движения, удовлетворение от совместного действия, 
воодушевление и радость творчества, 
счастье быть понятым и принятым другими.


Литература:

Штейнер Р. «Эвритмия как видимая речь» – лекции

Штейнер Р. Эвритмия. – М., Парсифаль, 1996.

Эвритмия // Ф. Карлгрен. Воспитание к свободе. М., 1995.

https://www.youtube.com/watch?v=Gltu4CQjmoY

https://www.youtube.com/watch?v=TEc0mYkeYvU

https://www.youtube.com/watch?v=vRchYIyp3cg

https://www.youtube.com/watch?v=_50MBaNq9K4

https://www.youtube.com/watch?v=T5TJSsiPdeg

https://www.youtube.com/watch?v=btBi6nUxECE

https://www.youtube.com/watch?v=EmaV6DBd1Ds

http://www.oppl.ru/detskaya-kniga/evritmiya-lyubimoe-duhovnoe-detische-r-shteynera.html

http://megaobuchalka.ru/1/27659.html

http://www.mirwomne.ru/deti-starsche-3/articles/razvitie/evritmiya/



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!