СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ленинград город воинской славы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему "Ленинград город воинской славы"

Просмотр содержимого документа
«Ленинград город воинской славы»

МБОУ Школа № 12 г. Сарова



Классный час в начальной школе











Учитель начальных классов

Назарова Т.В.



Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

Познакомить ребят с понятием блокада;

Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Оборудование и ДМ : ПК, презентация «Ленинград – город воинской славы» , иллюстрации «Дети войны», звук метронома, запись песни в исполнении Людмилы Зыкиной - Поклонимся великим тем годам, свеча, георгиевские ленточки, открытки Ленинград.

Ведущий1: Шла Великая Отечественная Война 1941-1945г. Советский Союз (так называлось наше государство в те времена) сражался с мощным и коварным врагом – фашисткой Германией. В той войне было много горя и страдания, гибли дети и старики, взрослые героически сражались на фронтах, гибли за Родину.

Ведущий 2:Сегодня мы рассмотрим одну из страниц ВОВ, узнаем о героическом подвиге жителей одного из красивейших городов нашей страны Санкт-Петербурге (в годы войны город назывался Ленинград).

Ученик 1 У каждого города есть свое лицо, своя судьба.

Стоит над Невой город

Большой и красивый,

Город – герой, город – солдат,

Город – труженик.

Ученик 2 Великая Отечественная Война началась 22 июня 1941 года. Отголоски войны в г.Ленинград пришли уже в июле 1941 года. В сентябре 1941 г. город был окружён со всех сторон, связь с внешним миромдля горожан прекратилась. Началась блокада Ленинграда.

Ведущий 1 (Блокада – окружение и полная изоляция города, страны, войска с целью прекращения всех видов связи с внешним миром). На момент блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысяч человек из них 400 000 детей.

Ученик 3

Я меньше взрослых помню о блокаде

Но и о малом тяжко вспоминать.

Мы пухли с голоду и мерзли в сорок первом.

Возможно ль страх словами передать?

Он был неузнаваемый, мой город,

Продрогший и голодный, как и все.

За ним как и за мною гнался голод,

И смерть держала нас на поводке.

Ведущий 2: Фашистские летчики постоянно совершали налёты на город, бомбили склады с продовольствием. Город остался без запасов. Люди стали получать продовольственные карточки, по которым им выдавали хлеб. Запасов становилось все меньше и норму хлеба уменьшали. (На день выдавали на одного человека 125 грамм хлеба.Рабочим давали 250 грамм.)Демонстрируется кусочек черного хлеба

Ученик 4 Я не тушила «зажигалок»…

И не стояла у станка..

Я долго, тихо умирала

В блокадной комнате – одна…

Не погодам и как-то сразу,

На взрослость детство разменяв,

Я все могла, я все умела –

Вот в куклы лишь не доиграв…

Мою казарменную маму

Я редко видела… в те дни,

И все блокадные невзгоды

На плечи детские легли.

Вживалась в очередь - за Хлебом

Брела за снегом – для воды…

Колола щепки для буржуйки…

Едва спасалась от беды.

Семь лет! Какие это годы!

Чтоб в одиночестве прожить!

Но жизнь – учитель очень строгий

И запретила мне скулить!

Мы все взрослели по минутам

И по секундам счет вели…,

И тот, кто пережил блокаду,-

По духу не были детьми…

Ведущий1: Беда не приходит одна, так говорят старики. В тот год людям измученным голодом пришлось пережить и суровые морозы русской зимы. Что бы выжить люди стали устанавливать в квартирах печки – времянки и жечь в них деревянные предметы с улицы, соседних разрушенных домов.

Ведущий 2: Кругом была разруха. Люди умирали от голода, холода, бомбежек. Но город жил и боролся. Заводы продолжали работать, выпускать военную технику. Голодные и измученные люди находили в себе силы работать и стаять у станка даже во время бомбежек.

Ученик 5Война. Страшней нет ничего на свете,

«Для фронта всё!» – девиз страны таков,

Трудились все: и взрослые, и дети

В полях и у станков.

Фронт обеспечить! – нет важней задачи,

Трудились для победы все в тылу,

Бойцам в боях не выстоять иначе,

Труд для победы заслужил хвалу.

Ведущий 1: Блокада длилась 2 года, но город продолжал жить. Помимо взрослых в городе было очень много детей. На их плечи выпала нелегкая задача находить дрова, отоваривать хлебные карточки, добывать воду. И самое главное ждать родных с работы, хоронить погибших.

Ведущий 2: Весь мир слышал печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая и дружная семья Савичевых погибла в блокадном Ленинграде. Все тяготы войны, голода и холода Таня записывала в записную книжечку. В книжке 9 страниц, на шестой из них – даты.



Ведущий 1:(чтение со слайда даты страниц из дневника Тани Савичевой)

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 утра 1941 года»

«Бабушка умерла 25 января в 3ч дня 1942 года»

«Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942года»

«Дядя Вася умер в 2ч. ночи 14 апреля 1942 года»

«Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года»

«Мама умерла 13 мая в 7 ч.30мин. утра 1942 года»

«Савичевы умерли».

«Умерли все»

«Осталась одна Таня»

Ведущий 2:

….Остался дневник-Детского сердца слезы и крик.

Дети мечтали о корочке хлеба,

Дети боялись военного неба.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским. Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник- это боль Ленинграда.

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

"Вновь не должно это все повториться!"

Ведущий1:Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось прямо в классе.

Ученик 6:

Девчонка руки протянула

И головой –На край стола.

Сначала думали –Уснула.

А оказалось, умерла...

Её из школы на носилках

Домой Ребята принесли.

В ресницах у подруг Слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова

Лишь хрипло, Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил,

Что снова уроки – После похорон.

Ведущий 1:

В январе 1943 года советские войска прорвали блокаду и организовали помощь ленинградцам, открыв ледяную трасу по Ладожскому озеру, которую в последствии назвали «Дорогой жизни». По этой же дороге вывозили детей на большую землю.

Ведущий 2:

В январе 1944 года с Ленинграда была снята блокада , город был освобожден и несмотря на то, что война длилась еще год, Ленинград возрождался. Жители , оставшиеся в живых не покинули свой родной город, а с новыми силами отправились на заводы и фабрики, чтобы обеспечить армию страны оружием, продовольствием и вещами. Так день за днем каждый гражданин нашей Родины приближал Великую Победу!

Ведущий 1:Блокада Ленинграда длилась 900 дней ( почти 3 года). За время блокады погибло 1 миллион 200 тысяч жителей из них 400 тысяч детей.

Почтим их память минутой молчания.

Минута молчания (под звуки метронома)

Ведущий 2: Мы дети мирного времени и нам не понять переживания военного поколения, тех кто выжил. Но мы должны сохранить память о тех страданиях, которые принесла война, во имя будущего на земле. Наш долг - сохранить мир и быть достойными тех, кто подарил нам жизнь. Будем же любить Родину так, как это делали наши прадеды! Хочется пожелать вам мира и добра.

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!