СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Лепка декоративных пластин»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Лепка декоративных пластин» (1 урок)

Задачи урока:

—     закрепление приемов лепки;

—     расширение знаний о мире вещей, созданных руками чело­века;

—     формирование УУд: анализ объекта; отбор оптимальных способов деятельности; извлечение необходимой информации из рисунков; сравнение результатов своей деятельности с задан­ными эталонами; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений; выполнение рабо­ты по рисункам; формирование нравственных качеств: уважение к культурному наследию.

Методы и приемы организации учебной деятельности уча­щихся: беседа, работа с учебником, объяснение, наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа.

Ход урока

1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Зачитываем на с. 8 тему — «Лепка декоративных пластин», и задание на урок: «Сделай из глины одну декоративную пластину для себя, а другую — для декоративного раскрашивания в пода­рок первокласснику».

Сообщаем, что декоративные пластины, созданные керами­ческим производством, ведут свое начало от русского изразца. Изразец — это керамическая плитка, которой в старину украшали печи в комнатах и стены домов. Изразцы делали из глины, окра­шивали специальным раствором, они ярко блестели на солнце, отчего всё становилось нарядным и праздничным. В настоящее время изразцы не делают, но изготавливают керамическую плит­ку, которой украшают станции метро, подземные переходы на улицах, жилые помещения.

Анализ конструкции образца

Предлагаем прочитать первые этапы лепки и назвать детали изделия. (Примеры ответов: «Детали изделия — пластина и объем­ное изображение»; «Детали объемного изображения — это голова, руки, ноги, волосы,рубашка (кофточка), брюки (юбка), туфельки».)

Анализ технологической последовательности изготовле­ния изделия

Просматриваем условные обозначения на с. 8, 9. Предлагаем обсудить технологический процесс изготовления декоративной пластины.

Просим объяснить по рисунку, как расплющить тонкую пласти­ну. (Ответ: «Сначала скатанный шар расплющивают между ладо­нями, а затем на подкладной доске».) Поясняем: расплющивать заготовку и лепить декоративную пластину надо на кусочке карто­на — так ее удобно будет сушить и хранить. Края готовой пласти­ны подравнивают стекой. Поверхность пластины сначала вырав­нивают пальцами, а затем разглаживают водой.

Предлагаем рассмотреть рисунки и назвать этапы лепки несложных стилизованных фигур девочки и мальчика. (Ожи­даемые ответы: «Первый этап: надо рассмотреть формы частей выбранной фигурки и определить, сколько материала надо взять для работы. второй этап: из подготовленных комочков глины надо скатать большие шарики для деталей головы, юбочки или брюк, маленькие шарики для ушей, волос, бантика и туфелек. Третий этап: надо раскатать комочки глины в форме конуса для деталей рук и ног. Четвертый этап: каждой заготовке надо при­дать нужную форму. Форму юбочки вырезать стекой из расплю­щенной прямоугольной заготовки, а чтобы получились брюки, расплющенную заготовку разрезать до нужной точки».)

Демонстрируем и объясняем прием лепки: чтобы скатать маленькие шарики, небольшие комочки глины прокатывают кругообразными движениями пальцев и расплющивают между ними.

Предлагаем зачитать на с. 9 последние этапы работы: «Расположи вылепленные детали на пластине и прижми их». Поясняем, что готовую пластину осторожно полируют водой.

«высушите изделия. Раскрасьте свои пластины, а нераскрашен- ные подарите первоклассникам для раскрашивания» Организация рабочего места

Предлагаем рационально разместить на рабочем месте подго­товленные материалы, инструменты и приспособления для лепки: перед собой располагают подкладную доску. Около подкладной доски кладут стеку, перед подкладной доской ставят открытую коробку с пластилином, рядом чашку с водой, около чашки кладут салфетку для вытирания рук.

Практическая работа

Наблюдаем за работой детей. Тех, кто затрудняется при лепке пластины, приглашаем к учительскому столу для демон­страции приемов.

Рефлексия. Организованное прерывание практической работы, оцен­ка деятельности учащихся и уборка рабочих мест

Просим детей завершить работу. Оцениваем в готовой работе умение точно передавать пропорции и форму деталей.

Напоминаем, что перечень материалов, инструментов и при­способлений, которые необходимо приготовить на следующий урок, находится на с. 60.

Предлагаем убрать рабочие места: уложить пластилин в короб­ку; протереть стеку и подкладную доску салфеткой; вымыть руки.

Тема «устройство из полос бумаги» (1 урок)

Задачи урока:

—     знакомство с новыми терминами: чертежная бумага, эскиз, шило;

—     знакомство с новыми приемами работы: разметка деталей при помощи линейки, выполнение прокола шилом;

формирование УУд: поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; работа с простейшей техни­ческой документацией: распознавание и чтение эскиза; выпол­нение разметки с опорой на эскиз; составление практических действий; воспроизведение по памяти размещения на рабочем месте

—      материалов, инструментов и приспособлений и правил безопасной работы ножницами; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном; применение приемов рациональной безопасной работы с ручными инструментами; формирование нравственных качеств: ответственное отноше­ние к делу.

Методы и приемы организации учебной деятельности учащих­ся: беседа, работа с учебником, объяснение, фронтальный показ, наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа, эксперимент.

Ход урока

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Работаем с учебником на с. 10, зачитываем тему урока — «Устройство из полос бумаги» и задание: «сделай для уроков по окружающему миру устройство из двух полос чертёжной бумаги*, карандаша и скотча для демонстрации изменения формы тела, вращающегося вокруг своей оси».

Предлагаем объяснить, используя словарь учебника, что такое чертежная бумага («Плотная гладкая белая бумага»). Поясняем, что чертежная бумага широко используется специалистом-чер- тежником для изготовления чертежей, отсюда и ее название.

Анализ технологической последовательности изготовле­ния изделия

Просим прочитать первый этап работы («Выполни по эскизу* разметку двух полос из чертёжной бумаги»). Спрашиваем: что такое эскиз? (Ответ: «Рисунок или набросок, служащий основой для изделия».) Поясняем, что эскиз состоит из тех же общеприня­тых рабочих линий, как и чертеж. Предлагаем детям рассмотреть рабочие линии на эскизе, называем их: толстая линия — обозна­чает контур детали, по ней детали вырезаются. Тонкая линия со стрелками — размерная, на ней указывают цифры. Две тонкие линии — выносные, между ними размещается размерная. Делаем вывод, что у каждой линии свое назначение, они помогают понять эскиз (чертеж).

Читаем эскиз, просим назвать длину и ширину полос («Длина — 300 мм (30 см); ширина — 30 мм (3 см)»). Спрашиваем, сколько надо разметить полос («Две»).

Просим рассмотреть на доске, как последовательно разметить полосы при помощи линейки.

Объясняем. 1-й этап. Прикладываем линейку нулевой отмет­кой к верхней кромке листа с левого края, откладываем длину заготовки и ставим в нужном месте риску (черточку). Эту опера­цию повторяем на нижней кромке листа. 2-й этап. Прикладываем линейку к двум рискам и проводим прямую линию. 3-й этап. Прикладываем линейку нулевой отметкой к боковой кромке листа с левого края, откладываем ширину двух полосок и ставим в нуж­ных местах риски. Эту операцию повторяем на размеченной вер­тикальной линии. 4-й этап. Прикладываем линейку к двум проти­воположным рискам и проводим две прямые линии.

Последовательно зачитываем дальнейшие этапы работы: «вырежи их. Положи полосы крест-накрест и склей». Спрашиваем: как точно сложить полосы крест-накрест? (Ответ: «Между двумя полосками надо положить угольник».)

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!