8 класс. Интегрированный урок по математике и химии
на тему: «Решение задач с использованием понятия массовая доля
растворенного вещества (процент)»
Цель урока:
Рассмотрение алгоритма решения задач на смеси:
знакомство с приемами решения задач в математике и химии, определение взаимосвязи двух предметов.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.
1.1. Формировать практические умения решения задач с использованием аппарата линейных уравнений.
1.2. Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими способами.
Развивающие:
2. Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.
2.1 Развивать практические умения работы с химической посудой и веществами.
2.2 Развивать умение оценивать собственные возможности.
Воспитательные:
3. Сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
3.1. Воспитывать у учащихся внимательность, умение слушать учителя.
3.2. Учить учащихся самооценке, самоконтролю.
Тип урока:
Интегрированный урок
Комбинированный урок
Вид урока: урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке), урок практических работ, устная форма проверки, письменная проверка
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод, проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
ТСО и наглядность: Химические препараты и посуда, мультимедиа проектор, раздаточный материал.
Ход урока.
1этап. Организационный момент. (Слайд 1.)
(Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.)
Учитель математики: Здравствуйте, ребята! Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ОГЭ в химии и математике.
Учитель химии: Здравствуйте! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии. Запишите число в тетрадях.
Учитель математики: У каждого на столе есть свой оценочный лист, который вы сдадите в конце урока. Подпишем оценочный лист – Фамилия, Имя.
Учитель химии: А чтобы сформулировать тему урока, давайте проделаем небольшой эксперимент.
(Демонстрация химического опыта «метод стаканчиков»)
2этап. Актуализация.
Учитель химии: Наливаю в 2-а химических стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди. Что получилось? (Растворы). Из чего состоит раствор? Что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.)
-- Приведите примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни. (уксус, нашатырный спирт, раствор марганцовки, перекись водорода и др.)
– Какое вещество чаще всего используется в качестве растворителя? (Вода.)
Часто понятие “раствор” мы связываем, прежде всего, с водой, с водными растворами. Есть и другие растворы: например спиртовые раствор йода, одеколона, лекарственные настойки.
Хотя именно вода является самым распространённым соединением и “растворителем” в природе.
Информация о воде сопровождается картинками .
¾ поверхности Земли покрыто водой
Человек на 70% состоит из воды.
В сутки человек выделяет 3 литра воды и столько же нужно ввести в организм.
Овощи – 90% воды содержат (рекордсмены-огурцы -98%)
Рыба 80% (рекордсмен у животных – медуза 98%)
Хлеб – 40%
Молоко – 75%
(Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещества). Что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.)
Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества. (Слайд 2.)
Итак, тема урока «Решение задач с использованием понятия массовая доля
растворенного вещества (процент)»
Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока? (Рассмотрение алгоритма решения задач на смеси, ознакомление с приемами решения задач в математике и химии, формирование целостной картины о взаимосвязях предметов в школе.) (Слайд 3.)
- Скажите, сможем ли мы достичь целей урока? (ответы детей)
- Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха.
Учитель химии: ( Рефлексия настроения (слайд) )
На слайде вы видите смайлики, определите, какому смайлику соответствует ваше настроение, и на полях тетради нарисуйте данный смайлик. (Слайд 4.)
Девизом нашего урока будут слова французского писателя, поэта Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери: «Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи».
Учитель математики: Для урока необходимо повторить понятие процента.
- Что называют процентом? (1/100 часть числа.)
- Как выразить процент некоторого числа в виде десятичной дроби?
Одним из основных действий с процентами – нахождение % от числа.
Как найти % от числа? (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.)
(Математическая разминка). (Слайд 5-11.)
1.Найти 30% от 4220. ответ 4 (1266)
2. На сколько процентов число 120 меньше числа 150? Ответ 1 ( 20. )
3.Какое число, увеличенное на 13% составит 226? Ответ 3 (200)
4. Найдите число, 20 % которого равны 12? Ответ (60)
Учитель химии:
– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)
– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )
– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).
(Химическая разминка. Слайд 12-15.)
5.Какой буквой обозначается массовая доля?
6.По какой формуле рассчитывается массовая доля?
7.Что такое массовая доля?
8.Можно ли выразить массовую долю в процентах?
Учитель математики: Ребята, давайте заполним оценочный лист.
нет ошибок – «5»
одна ошибка – «4»
2-3 ошибки – «3»).
3 этап. Закрепление и систематизация знаний, полученных ранее.
Учитель химии: Предлагаю решить задачу №1. (Слайд 16)
«Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько граммов марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора? (Ответ 75г).
Дано: Решение:
ω % =15% ω %= (m(в-ва)/ m(р-ра))*100%
m(р-ра) – 500г m(в-ва)= m(р-ра) •ω
m(в-ва)=? m(в-ва)= 500*0,15=75г ответ: 75г марганцовки
Учитель математики.
– Давайте посмотрим на эту задачу с точки зрения математики. Какое правило на проценты мы применим при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)
Найти 15% от 500.
1) 15% = 0,15
2) 500*0,15=75(кг)
Ответ: 75 г.
– Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул.
4. Физкультминутка – зарядка для глаз. (Слайд 17.)
Учитель математики: (Слайд 16.) Задачам на смеси в школьной программе по математике уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. Рассмотрим еще одну задачу, при решении которой мы будем пользоваться вспомогательной таблицей, позволяющей быстро найти ход решения.
Задача №2. Сплавили 300г сплава олова
И меди, содержащего 60 % олова, и 900 г сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в полученном сплаве?
О чем говорится в этой задаче? (о сплавах.)
Что происходит с веществами? (сплавляют.)
Решение: Составим таблицу
Олово медь олово медь олово медь
300 г 900 г 1200 г
Данную задачу можно решить 2-мя способами: относительно массы олова, и относительно массы меди. Решим задачу относительно массы олова.
1) 300*0,6=180г
2) 900*0,8=720г
3)( 1200*Х):100=12Х
Составим уравнение и решим
180+720=12Х
Х=75
Ответ: 75%
Учитель химии: А сейчас мы разберем химический способ решения этой задачи.
6
0%
Х/
80%
300/900=80-х/х-60 х-60=240-3х 4х=300 х=75
Учитель математики: (Слайд 18.) Проведем самостоятельную работу. Ребята, предлагаю вам разбиться на 2 группы, которые будут выполнять самостоятельную, индивидуальную работу. На ваших столах лежит конверт с задачей, которую вы должны решить, а затем защитить.
Учитель химии: 1-я группа решает математическим путем, а 2-я с помощью химических формул., решать тест «Нахождение процентов
Учитель математики: Подошло время проверки ваших знаний. Ребята, результаты тестирования запишите в оценочный лист.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ .
Ф.И. ______________________________________________________________
Разминка | Решение задачи на растворы | Решение задачи на сплавы | Решение задачи на концентрацию | Самостоятельная работа | Компьютерное тестирование |
| | | | | |
ИТОГО: ________________________________ баллов.
Учитель химии: Результаты самостоятельной работы будут озвучены на следующем уроке.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайд 3.)
Учитель химии: Вернёмся к поставленным в начале урока целям. Какие из них вы выполнили? (дети отвечают). Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет? (Задачи на смеси.) Действительно, во всех задачах фигурируют расчеты, связанные с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.
Учитель математики: Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет? (Задачи на проценты.) При решении всех этих задач мы используем правило нахождения процента от числа.
5. Домашнее задание.
Учитель химии: Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения?
Учитель математики: Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ОГЭ? Наш урок подошел к концу, запишите домашнее задание. (Слайд 19.)
Учитель химии: И мы предлагаем вам написать СМС товарищу, был ли полезным для вас этот интегрированный урок, используя словосочетания на данном слайде. (Слайд 20.)
И на полях в тетради укажите свое настроение после урока.
Учитель математики: Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями. Нам очень приятно было с вами работать. (Слайд 21.)