СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по математике и химии на тему: «Решение задач с использованием понятия массовая доля растворенного вещества (процент)»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для решения химсических задач математическим способом для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по математике и химии на тему: «Решение задач с использованием понятия массовая доля растворенного вещества (процент)»»


8 класс. Интегрированный  урок по математике  и  химии
 на тему:
 «Решение задач с использованием понятия массовая доля

растворенного вещества (процент)»

Цель урока: 
Рассмотрение   алгоритма  решения  задач  на  смеси: 
знакомство с приемами решения задач в математике и химии, определение взаимосвязи двух предметов.
Задачи урока:

Образовательные:

1.  Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.

1.1.  Формировать практические умения решения задач с использованием аппарата линейных уравнений.

1.2. Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими способами.

Развивающие:

2.  Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.

2.1 Развивать практические умения работы с химической посудой и веществами.

2.2 Развивать умение оценивать собственные возможности.

Воспитательные:

3.       Сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.

3.1.       Воспитывать  у  учащихся  внимательность, умение слушать учителя.

3.2.      Учить учащихся самооценке, самоконтролю.

Тип урока:
Интегрированный урок
Комбинированный урок

Вид урока: урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке), урок практических работ, устная форма проверки, письменная проверка

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный  метод, проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

ТСО и наглядность:  Химические препараты и посуда, мультимедиа проектор, раздаточный материал.

Ход урока.

1этап.  Организационный момент. (Слайд 1.)

(Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.)

Учитель математики: Здравствуйте, ребята! Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ОГЭ в химии и математике.

Учитель химии: Здравствуйте! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии. Запишите число в тетрадях.

Учитель математики: У каждого на столе есть свой оценочный лист, который вы сдадите в конце урока. Подпишем оценочный лист – Фамилия, Имя.

Учитель химии: А  чтобы сформулировать тему урока,  давайте проделаем небольшой эксперимент.

(Демонстрация химического опыта «метод стаканчиков»)

2этап. Актуализация.

Учитель химии: Наливаю в 2-а химических стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди. Что получилось? (Растворы).  Из чего состоит раствор? Что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.)

-- Приведите примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни. (уксус, нашатырный спирт, раствор марганцовки, перекись водорода и др.)

– Какое вещество чаще всего используется в качестве растворителя? (Вода.)

Часто понятие “раствор” мы связываем, прежде всего, с водой, с водными растворами. Есть и другие растворы: например спиртовые раствор йода, одеколона, лекарственные настойки.

Хотя именно вода является самым распространённым соединением и “растворителем” в природе.

Информация о воде сопровождается картинками .

¾ поверхности Земли покрыто водой

Человек на 70% состоит из воды.

В сутки человек выделяет 3 литра воды и столько же нужно ввести в организм.

Овощи – 90% воды содержат (рекордсмены-огурцы -98%)

Рыба 80% (рекордсмен у животных – медуза 98%)

Хлеб – 40%

Молоко – 75%

(Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов  ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской  раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещества). Что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.)

Учитель математики:  А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества. (Слайд 2.)

Итак, тема урока  «Решение задач с использованием понятия массовая доля

растворенного вещества (процент)»

Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока? (Рассмотрение алгоритма решения задач на смеси, ознакомление с приемами решения задач в математике и химии, формирование целостной картины о взаимосвязях предметов в школе.) (Слайд 3.)

- Скажите, сможем ли мы достичь целей урока? (ответы детей)

- Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха.

Учитель химии: ( Рефлексия настроения (слайд) )

На слайде вы видите смайлики,  определите,  какому смайлику соответствует  ваше настроение, и на полях тетради нарисуйте данный смайлик. (Слайд 4.)

Девизом нашего урока будут слова французского писателя, поэта Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери: «Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи».

Учитель математики: Для урока необходимо повторить понятие процента.

- Что называют процентом? (1/100 часть числа.)

- Как выразить процент некоторого числа в виде десятичной дроби?  

Одним из основных действий с процентами – нахождение % от числа.

Как найти % от числа? (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.)

(Математическая разминка). (Слайд 5-11.)

1.Найти 30% от 4220. ответ 4 (1266)

2. На сколько процентов число 120 меньше числа 150? Ответ 1 ( 20. )

3.Какое число, увеличенное на 13% составит 226? Ответ 3 (200)

4. Найдите число, 20 % которого равны 12? Ответ (60)

Учитель химии:

– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)

– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )

– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).

(Химическая разминка. Слайд 12-15.)

5.Какой буквой обозначается массовая доля?

6.По какой формуле рассчитывается массовая доля?

7.Что такое массовая доля?

8.Можно ли выразить массовую долю в процентах?





Учитель математики: Ребята, давайте заполним оценочный лист.

         нет ошибок – «5»

         одна ошибка – «4»

         2-3 ошибки – «3»).

3 этап.  Закрепление и систематизация знаний, полученных ранее.

 

Учитель химии: Предлагаю решить задачу №1. (Слайд 16)

«Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько граммов марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора? (Ответ 75г).


Дано: Решение:

ω % =15% ω %= (m(в-ва)/ m(р-ра))*100%

m(р-ра) – 500г m(в-ва)= m(р-ра) •ω     

m(в-ва)=? m(в-ва)= 500*0,15=75г ответ: 75г марганцовки

Учитель математики.

– Давайте посмотрим на эту задачу с точки зрения математики. Какое правило на проценты мы применим  при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)

    Найти  15%  от  500.
1)  15% = 0,15
 2)  500*0,15=75(кг)
Ответ: 75 г.

– Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул.

4. Физкультминутка – зарядка для глаз. (Слайд 17.)

Учитель математики:   (Слайд 16.)  Задачам на смеси в школьной программе по математике  уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. Рассмотрим еще одну задачу, при решении которой мы будем пользоваться вспомогательной таблицей, позволяющей быстро найти ход решения.

 Задача №2.      Сплавили 300г сплава олова

И меди, содержащего 60 % олова, и 900 г сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в полученном сплаве?

О чем говорится в этой задаче? (о сплавах.)

Что происходит с веществами? (сплавляют.)

Решение: Составим  таблицу


Олово медь олово медь олово медь

60%


+

80%


=

Х%


300 г 900 г 1200 г

Данную задачу можно решить 2-мя способами: относительно массы олова, и относительно массы меди. Решим задачу относительно массы олова.

1) 300*0,6=180г

2) 900*0,8=720г

3)( 1200*Х):100=12Х

Составим уравнение и решим

180+720=12Х

Х=75

Ответ: 75%

Учитель химии: А сейчас мы разберем химический способ решения этой задачи.


6 0%

Х/

80%

300/900=80-х/х-60 х-60=240-3х 4х=300 х=75

Учитель математики:  (Слайд 18.) Проведем самостоятельную работу. Ребята, предлагаю вам разбиться на 2 группы, которые будут выполнять самостоятельную, индивидуальную работу. На ваших столах лежит конверт с задачей, которую вы должны решить, а затем защитить.


Учитель химии: 1-я группа решает математическим путем, а 2-я с помощью химических формул., решать тест «Нахождение процентов


Учитель математики: Подошло время проверки ваших знаний. Ребята, результаты тестирования запишите в оценочный лист.


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ .

Ф.И. ______________________________________________________________

Разминка

Решение задачи на растворы

Решение задачи на сплавы

Решение задачи на концентрацию

Самостоятельная работа

Компьютерное тестирование








ИТОГО: ________________________________ баллов.


Учитель химии: Результаты самостоятельной работы будут озвучены на следующем уроке.


4. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайд 3.)


Учитель химии: Вернёмся к поставленным в начале урока целям. Какие из них вы выполнили?  (дети отвечают). Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет?  (Задачи на смеси.) Действительно, во всех задачах фигурируют расчеты, связанные с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.

Учитель математики: Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет?  (Задачи на проценты.) При решении всех этих задач  мы используем правило нахождения процента от числа.

5.  Домашнее задание. 

Учитель химии: Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения?

Учитель математики: Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ОГЭ? Наш урок подошел к концу, запишите домашнее задание. (Слайд 19.)


Учитель химии:  И мы предлагаем вам написать СМС товарищу, был ли полезным для вас этот интегрированный урок, используя словосочетания на данном слайде. (Слайд 20.)

И на полях в тетради укажите свое настроение после урока.                       

 


Учитель математики: Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями. Нам очень приятно было с вами работать. (Слайд 21.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!