ГБОУ СОШ с Дмитриевка Нефтегорского района Самарской области
Тема инновационного проекта: «Модель организации цифрового пространства образовательного учреждения по сопровождению индивидуальных учебных проектов старшеклассников».
Актуальность проекта.
Разработанная «Модель организации цифрового пространства образовательного учреждения по сопровождению индивидуальных учебных проектов обучающихся 9-11-х классов» позволит ученикам при работе над индивидуальным учебным проектом овладеть навыками планирования и осуществления учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогами.
Повысит эффективность усвоения обучающимися знаний и учебных действий; будет способствовать формированию научного типа мышления, компетентностей в проектной деятельности.
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач значительно сэкономит время, ускорит реализацию индивидуального проекта, расширит возможности педагога и обучающегося.
Проблема. Недостаточный уровень развития коммуникативных компетенций у обучающихся, временные ограничения для общения педагога и обучающегося в рамках имеющегося расписания для работы над индивидуальным проектом.
Цель. Создать интерактивную платформу для организации онлайн консультаций, общения, взаимодействия, контроля обучающихся по реализации индивидуальных учебных проектов.
Задачи:
-
Организация взаимодействия педагога и обучающегося в виде онлайн консультаций для продвижения работы над индивидуальным учебным проектом.
-
Организация работы над индивидуальным учебным проектом с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
-
Использование интерактивной платформы для организации контроля за выполнением обучающимся индивидуальной работы над проектом.
-
Развитие коммуникативных, когнитивных, исследовательских компетенций обучающихся, компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Описание модели.
В ГБОУ СОШ с Дмитриевка» в рамках работы НОУ «Эрудит» реализуется курс «Основы проектно-исследовательской деятельности». Целью курса является – развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений исследовательской и проектной деятельности.
В учебном плане для реализации курса предусмотрено 2 часа в неделю. В соответствии с содержанием рабочей программы курса запланировано теоретическое освоение материала по теме и практическая работа учащегося по созданию индивидуального проекта под руководством педагога.
Теоретические вопросы включают такие понятия как:проект и проектная деятельность, образование и научное познание, проект и его виды, как составить план работы над проектом и др.
В начале октября старшеклассники и, по желанию, учащиеся 8 класса осуществляют выбор темы проекта. При осуществлении выбора темы они руководствуются личными интересами к той или иной предметной области. Педагог может помочь обучающемуся сделать выбор, сформулировать тему. Далее организовывается практическая работа и изучение теоретического материала. При этом возникает сложность, заключающаяся в недостаточном количестве очных консультаций, отсутствии возможности получить консультацию помимо установленного расписания.
В этом случае в помощь ученику и учителю создана специальная консультационная платформа, включающая в себя площадки для получения обучающимся необходимой помощи при работе над индивидуальным проектом и контролю педагога за ходом выполнения индивидуального проекта.
Кроме того, на данной площадке есть возможность еще раз посмотреть электронные теоретический материал, пройденный на уроке и задать вопрос педагогу.
Описание платформы:
Для реализации данной модели выбрана и соответствует заданным критериям облачная платформа «ZOOM».
Данная платформа позволяет:
-
Бесплатное использование при организации до 100 участников;
-
Неограниченное количество конференций;
-
Функции видеоконференцсвязи в HD-качестве;
-
Одновременная демонстрация экрана;
-
Демонстрация рабочего стола и приложения;
-
Приватный и групповой чат;
-
Секционные залы;
-
Работа на различных операционных системах, в том числе на мобильных платформах Androidи IOS;
-
Совместные комментарии на общем экране;
-
Обмен файлами через доску сообщений;
-
Многопользовательское совместное использование;
-
Возможность записи конференции для дальнейшего просмотра.
Кабинет проектной деятельности –это кабинет информатики.
Программный интерфейс -рабочее место учителя
В программном интерфейсе учителя присутствуют такие инструменты как демонстрация файлов с возможностью графической визуализации, чат участников, окно видеотрансляции, окно управления пользователями
Программный интерфейс - Рабочее место пользователя
В программном интерфейсе пользователя присутствуют такие инструменты как онлайн чат с возможностью выбора приватного диалога и создания секционной комнаты, панель инструментов для управления электронными файлами, окно участников видеоконференции.
Занятия по проектной деятельности учащихся. Обсуждение коллективного задания с помощью мобильных платформ в цифровом пространстве.
На занятиях по проектной деятельности учащиеся в процессе выполнения коллективного проекта используют мобильные устройства, подключенные к сети передачи данных для консультации с группой во главе с учителем.
Плюсы онлайн платформы:
Ученик может самостоятельно решает, когда и сколько времени ему уделить для работы над проектом. Он строит для себя индивидуальный график обучения.
Обучение проходит в спокойной обстановке.
Всегда можно вернуться к теоретическим материалам, пройденным на уроке.
Возможность зайти на платформу в любом месте, где есть Интернет.
Высокие результаты обучения. Результаты дистанционного обучения дают возможность вовремя, в срок, качественно защитить индивидуальный проект. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.
Связь с преподавателями эффективнее и быстрее, чем при личной встрече.
Учитель может уделить внимание большему количеству учеников.
Каждый обучающий имеет возможность получить индивидуальную консультацию и продвигаться по реализации проекта в удобном графике.
Готовые продукты, презентации имеют возможность храниться в банке данных информационного ресурса и могут быть использованы для дальнейшей работы.
На основе имеющегося банка проектов проводится анализ содержания и происходит корректировка работы педагогов для достижения наилучшего результата.
Для организации работы в данном ресурсе в МБОУ «Кингисеппская гимназия» организовано тьюторское, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, методическое сопровождение педагогов и техническая поддержка онлайн ресурса.
Основная задача тьютора- сопровождение процесса разработки индивидуального образовательного маршрута и составление примерного графика образовательной деятельности обучающегося.
Задача психолого-педагогической службы- оказание своевременной поддержки и необходимой помощи педагогу, обучающемуся в случае возникновения затруднения.
Роль методического сопровождения – оказание необходимой адресной методической помощи педагогу, основанной на передовом опыте и организация системы мероприятий, направленных на повышение педагогического мастерства, на обобщение и развитие творческого потенциала участников образовательного процесса.
Учитель информатики поддерживает бесперебойную работу онлайн платформы.
Взаимодействие участников образовательных отношений по реализации индивидуальных проектов с помощью облачной платформы.
Для плановой организации работы по апробации модели в гимназии разработана дорожная карта.(Приложение1)
Модель организации цифрового пространства образовательного учреждения по сопровождению индивидуальных учебных проектов обучающихся 9-11-х классов представляет собой удобный ресурс для поддержки проектно-исследовательской деятельности и формированию необходимых метапредметных навыков.Возможности данной модели положительно влияют на формирование и развитие различных компетентностей в том числе в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Приложение №1
Дорожная карта по реализации модель организации цифрового пространства образовательного учреждения по сопровождению индивидуальных учебных проектов обучающихся 9-11-х классов
№ п/п | Название мероприятия | Сроки реализации | ответственные |
1 этап. Организационный |
-
| Мероприятия по организационному и материально-техническому обеспечению реализации модели. | Сентябрь-октябрь | руководитель ОО заместитель директора по УВР учитель информатики |
-
| Нормативное обеспечение модели. | Сентябрь-октябрь | руководитель ОО Заместитель директора по УВР |
-
| Проведение обучающегося семинара «Этапы работы педагогов по организации проектной деятельности и сопровождению индивидуальных проектов.» | октябрь | заместитель директора по УВР |
-
| Проведение обучающегося семинара для педагогов по практическому использованию платформы «ZOOM». | ноябрь | заместитель директора по УВР |
-
| Информирование участников образовательных отношений о новом ресурсе и возможности его использования. | ноябрь | заместитель директора по УВР |
2 этап Практический |
-
| Информационное сопровождение педагогов, обучающихся по вопросам осуществления проектной деятельности в случае возникающих затруднений. | в течение года | заместитель директора по УВР |
-
| Координация работы педагогов, обучающихся. | в течение года | заместитель директора по УВР |
-
| Организация работы тьютора по индивидуальному сопровождению обучающихся. | в течение года | тьютор |
-
| Организация работы психолого-педагогической службы . Наблюдение и помощь по мере необходимости | в течение года | педагоги-психологи |
-
| Техническое сопровождение платформы. Практическое наполнение платформы. | в течение года | технический специалист |
-
| Работа педагогов с обучающимися по реализации индивидуальных проектов | в течение года | учителя-предметники |
-
| Контроль за использованием онлайн платформы и работой педагогов. | в течение года | заместитель директора по УВР |
3 этап Аналитический |
-
| Анализ работы по практическому использованию платформы «ZOOM». | в течение года | заместитель директора по УВР |
-
| Проведение тестирования обучающихся с целью определения приобретённых компетенций в результате работы над проектом. | в течение года | заместитель директора по УВР |
-
| Трансляция опыта деятельности инновационной площадки по использованию модель организации цифрового пространства образовательного учреждения по сопровождению индивидуальных учебных проектов обучающихся 9- 11-х классов | в течение года | заместитель директора по УВР |
7