СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Добрый урок о грустной повести: жестокость и милосердие» (по произведению Г.Н Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый урок о грустной повести.В произведении показана любовь человека и собаки.

Просмотр содержимого документа
«« Добрый урок о грустной повести: жестокость и милосердие» (по произведению Г.Н Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)»

« Добрый урок о грустной повести: жестокость и милосердие»

(по произведению Г.Н  Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)

Цели:

1. Обучающие: продолжить работу по обучению анализировать текст, выделять основные проблемы, затронутые автором в произведении, заставить услышать нравственное звучание рассказа.

2. Развивающие: развивать творческое воображение и художественный вкус учащихся, аналитическое мышление, формировать умение рассуждать, выражать своё отношение к поступкам героев, совершенствовать навыки свободного речевого высказывания.

3. Воспитательные: воспитывать личность, умеющую сострадать; нравственные качества: доброту, ответственность за своих близких, совесть, милосердие, любовь к людям, животным, умение внимательно слушать и слышать, уважать чужое мнение, способствовать воспитанию взаимоотношения детей, побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло, опасно ли равнодушие, каким должен быть человек.

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД: понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; самостоятельно организовывать деятельность в группе, брать на себя инициативу в организации совместной работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем; владеть монологической и диалогической формами речи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета; научиться основам реализации проектно - исследовательской деятельности.

Личностные УУД: осмыслить значение общения для передачи и получения информации;  формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов; осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Регулятивные УУД: слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют учебную цель и задачу, высказывать предположения на основе наблюдений, формулируют проблему (цель, задачи) урока.

Познавательные УУД: сравнивают, анализируют, делают выводы, устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят рассуждения.

Коммуникативные УУД: взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач, осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

ТИП УРОКА – постановка и решение учебных задач

ТЕХНОЛОГИЯ проблемного диалога.

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: лексическая работа, аналитическая беседа, рефлексия (оценочные высказывания).

МЕТОДЫ: аналитическая беседа, проблемная ситуация, минипроекты.

Технология проведения.

Деятельность учителя. Деятельность учеников.

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.


I часть Мотивация к учебной деятельности. Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

УУД:

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Учитель проверяет готовность учащихся к мероприятию. Подготовка учащихся к уроку.

Однажды афиняне спросили философа Диогена:

- Что ты ищешь, Диоген, днём с огнём?

- Я ищу человека,- ответил он.

- Кого? Меня? Его?

- Я ищу человека, - повторил мудрец.

А другой древнегреческий мыслитель Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно.

-Как вы думаете, какой смысл вложен в эти предании?

Прочтите высказывание: «Белый Бим Черное ухо» - это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми».

« Эта книга потрясла меня…   Это грустная история о предательстве…   Это история про собаку, которая больше похожа на хорошего человека, чем сами люди…»

И хотела бы начать нашу встречу со слов Гавриила Троепольского: «В моей книге единственная цель – это говорить о доброте, доверии, искренности, преданности». 

Учитель:   Сегодня  у нас необычный   урок.  Если  после  нашего  урока  в  ваших сердцах  доброты и милосердия  будет  больше, это  будет  большая  радость  и большой  подарок.  Нам  предстоит,  как всегда  много  размышлять, не  стесняйтесь, каждый  человек  имеет  своё  мнение, может  и  должен  его  высказывать. При  этом  он не  должен  забывать  об  уважении: выслушать  другое  мнение, даже если  оно не  совпадает  с его.  И может быть после этого урока мы   создадим   нашу  «Азбуку  хороших  слов».  Сегодня  скажите  добрые  слова  друг  другу   на  букву  «Д».
Ученики:  добрый, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный.

Доброта  и милосердие проявляется  в  поступках. Сегодня мы не только будем размышлять и высказывать свое мнение по произведению, но и представлять свои минипроекты.

-Слово учащемуся. Минипроект – слово о писателе.
Гавриил Николаевич Троепольский родился в селе Новоспасовка Воронежской губернии в 1905 году в семье сельского священника, в которой было шестеро детей. В доме Троепольских любили сельский труд - работали с малых лет, высоко ценили знания, книгу. Его жизнь вместила в себя целую эпоху: ему было 12 лет, когда произошла революция в 1917 г; в 15 лет он столкнулся с бойней гражданской войны; в 36 лет пережил Великую Отечественную войну. Гавриилу Троепольскому пришлось учиться в четырех учебных заведениях. Уже со средним образованием он поступает в сельскохозяйственное училище. Потом работал учителем в городе Воронеже. На 66-м году жизни Троепольский опубликовал произведение, принесшее ему мировую славу - повесть «Белый Бим Черное Ухо», которую посвятил памяти Александра Трифоновича Твардовского. Мировую известность принесла ему книга о Биме, которую прочитали в Европе, в Японии, в Китае. В 1975 г. автор был удостоен государственной премии СССР за книгу. По повести в 1977 году был снят фильм, который удостоился Ленинской премии. Повесть была переведена на 10 языков и издана во многих странах мира. Умер Троепольский в 1995 году. Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму. 


-Слово учащемуся. Минипроект – как же собака Бим появилась в жизни писателя.

Одинокий человек, у которого умерла жена, взял себе месячного щенка и выкормил его. Бим был совершенно не похож на свою породу шотландских сеттеров: «туловище белое, но с рыженьким отливом, только одно ухо и одна нога были черные, второе ухо желтовато-рыжего цвета. С таким окрасом, Бим не мог называться породистой собакой, но для хозяина это было уже не столь важно: Бим был уже его другом, а друзей всегда нужно уважать”. Теперь Иван Иванович был не одинок. «Он не заметил, как в одиночестве, постепенно начал вслух разговаривать с Бимом». 

II часть

Формулирование темы урока, постановка цели. Повторение пройденного материала.

Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

Учитель озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему.

Учащиеся ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Учитель: Из всех домашних животных, которых одомашнил человек, лишь одно стало ему настоящим другом - собака. Эта дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Собака умеет преданно  любить, хорошо приспосабливается к различным условиям и усваивает уроки.

Человек принял собаку в круг своей семьи, а она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин - вожак. Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырем слепых, но главное - она стала ему спутником и другом.

---послушайте стихотворение Т. Агибаловой « У меня есть друг»
У меня теперь есть Друг, 
Преданный и верный. 
Без него я как без рук, 
Если откровенно. 
Мы гуляем во дворе, 
Весело играем, 
Скоро в школу в сентябре 
Вместе зашагаем. 
Другу я любой секрет 
Расскажу без страха. 
Я несу ему котлет, 
Спрятав под рубахой. 
Ешь, мой маленький Дружок, 
Что еще затеешь? 
Ты пока еще щенок, 
А дружить умеешь.



Минипроект вы делали дома - проверим сейчас:

Задание: нарисовать слева на листе бумаги тот образ, который выражает значение слова «жестокость». Объясните, почему вы выбрали именно его. Написать те слова, которые ассоциируются у вас с этим словом.

Справа нарисовать образ, который выражает значение слова «милосердие». Назвать и написать те духовные ценности, которые противостоят жестокости. (любовь к ближнему, сострадание).

Учитель: К сожалению, некоторые люди не любят животных, жестоко относятся к ним. Это серьезная проблема, люди проявляют жестокость, забывая  или не зная, что есть на свете такое прекрасное слово - милосердие.

Тема нашего разговора - жестокость и милосердие. Обратившись к произведению Г Н Троепольского « Белый Бим и Черное ухо», мы выясним смысл этих слов, их место в жизни героев и в нашей жизни, а также сформулируем нравственное отношение людей к животным.

III. Изучение нового материала.

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

УУД:

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Учитель выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на работу по теме. Формулирует задание на осмысление нового материала. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Учащиеся составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).


---слово учащемуся – Минипроект– кратко пересказать содержание рассказа.

«Белый Бим черное ухо» - повесть о собаке, которая была очень верна своему хозяину. Совсем маленьким щенком его взял к себе бывший журналист, одинокий пенсионер, Иван Иванович. Глубокая любовь и верная преданность связали их. И всё бы было хорошо, если бы однажды Иван Иванович не попал в больницу с сердечным приступом. С этого момента у Бима началась очень не простая жизнь. В поисках своего хозяина куда только не попадал  Бим. И к злым людям, которые держали его на цепи, и просто к хулиганам. Свои раны, полученные от злых людей, Бим залечивал  в лесу. После всех скитаний и поисков своего доброго хозяина он, наконец, попадает снова в свой город. Соседка, которая видит, что во дворе постоянно сидит и ждет кого-то собака, вызывает бригаду, которая занимается отловом бродячих собак. Она говорит, что Бим опасен, может быть переносчиком болезней и может даже покусать кого-нибудь. Бригада приезжает, но Бим не дается в руки ловцам, но его все же забирают и отвозят в приют. Практически сразу же после этих событий домой из Москвы возвращается Иван Иванович. Он узнает, что случилось с Бимом, выясняет адрес приюта и тут же едет за своей собакой. Но приехав в приют, он узнает, что Бима закрыли за железными дверями в машине. Всю ночь Бим пытался открыть, отгрызть эту несчастную дверь, лапами раздирая железо, желая вырваться на свободу, чтобы продолжить поиски своего хозяина. Иван Ивановичу открыли дверь, но Бим был уже мёртв.


 Учитель: Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака.

Ученые выявили три основные причины, когда нашим друзьям нужна помощь:

 1) Это жестокость, бездушие, безответственность людей, которые выгнали, выбросили, оставили на улице беззащитное животное.

 2) Животное остается на улице, так как его хозяин умирает, а родственники не берут это животное в свой дом.

 3) Животные теряются или убегают от нерадивых хозяев.

Учитель: Посмотрим, как влияют эти причины на нашего главного героя.

IV. Закрепление нового материала. Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

УУД:

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные:

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Приглашаю Вас к размышлению. Аналитическая душевная беседа по произведению.

Обратимся с вами к герою повести - Биму.

---Чем больше всего покорил вас Бим?

(Своей верностью, преданностью и привязанностью, когда без друга не мог ни есть, ни пить, а мог только ждать, любить, надеяться. Пройдя через зло и жестокость, он остался самим собой. Когда я читала сцену, где Бим плакал над письмом Ивана Иваныча, я забывала, что это собака: так это было человечно.)

--- Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пес?

(Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта - это норма, иначе быть не может. Бим твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси - и тебя впустят. Он привык доверять людям.)

--- Расскажите об Иване Иваныче, хозяине Бима. Что это за человек?

(Иван Иваныч - человек большой души, и не удивительно, что собака Бим добрая, верная, преданная. У такого человека иной быть нельзя. Иван Иваныч любит природу, знает и понимает ее. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве)

--- Как Иван Иваныч относится к Биму? Они друзья?

«Ты молодец, Бим! Будем жить вместе хотя бы и без родословной. Ты хороший пёс. Хороших собак все любят…», - пишет автор в повести. Им действительно было хорошо вместе и дома, и на лугу. Друзья все больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака.


----А как он относится к природе?

(Он преклоняется перед природой, потому что она дарит человеку радость бытия, врачует раны человеческой души. Ему хочется, чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с природой. Он хочет обратиться к людям с такими словами:

" О беспокойный Человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности".)


--- Обратите внимание на слова небольшого лирического отступления, которые полностью можно отнести к Ивану Иванычу: "Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовозвестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого - и счастливого и несчастливого - он сейчас - украшение жизни. Вот так среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают эту жизнь".

Говоря об Иване Иваныче, нужно сказать, что этим "маленьким" человеком с огромной душой и является Иван Иваныч.

Были ли хозяин и собака вдвоем счастливы?

Иван Иваныч и Бим были нужны друг другу, и это главное. Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной, доброй, верной, преданной. Но однажды хозяина увезла скорая помощь. На прощанье Иван Иваныч сказал Биму:

- Ждать, мальчик, ждать.

Бим ждал и искал хозяина, превратясь в несчастного, одинокого и грустного пса.

---Бим расстается с хозяином и становится страшно. Посмотрите на рисунок. Удалось ли автору передать состояние Бима?

Мне кажется, да. Бим грустный, но в глазах надежда. Он твердо знает: надо ждать!

Учитель: читает стихотворение:

С деревьев скоро лист падет, а Бим все ждет…
Из черной тучи снег идет, а Бим все ждет…
Друг почему-то не идет, а Бим все ждет…
Пусть год пройдет, и век пройдет, 
А Бим все ждет…

Поиски хозяина.

Учитель: Что узнал Бим о людях? Какие люди встретились ему? -слайды

Добрые:

Злые:

Иван Иванович

Даша, Степановна

Матрена, Михей

водитель скорой

Тетка

Семен Петрович

“Серый”

мать Толика

Злые люди безымянны: нет имени, нет души. Добрые люди жалеют Бима, они видят, что пес попал в беду.

Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу. Все они любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека.

Учитель: Добрых людей много, почему же зло победило?

На своем пути он встречает множество людей, препятствий, пытается верить и доверять людям.

Учитель: «Наступила ночь. Холодная и морозная. Откуда только силы взялись у Бима после услышанного во дворе выстрела. Он добрался до двери и стал царапаться в нее. Он грыз зубами клоки жести, а когда силы оставляли его, он вновь царапался, уже лежа. Звал.. просил.. к утру в фургоне стало тихо..». Хотя повесть кончается трагично - Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. Подумайте над смыслом слов Иван Иваныча:

"Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники...В России бывают и зимы, и весны обязательно".

---В чем суть этого философского раздумья?

(Как зимы и весны, чередуясь, проходят печали и радости, улыбки и слезы в нашей жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы.)

Учитель: Жестокость людей идет от их равнодушия, а равнодушие - это духовная смерть; когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.

У вас, наверно, тоже возникали проблемы, жизненные неурядицы, которые заставляли вас переживать, относиться к вашим друзьям меньшим « немилосердно» Давайте попробуем оценить собственные поступки, собственное поведение.

Используем для этого методику «Анализ жизненных ситуаций».

- Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся?

- Знакомо ли вам чувство неловкости и стыда?

- Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?

- Чем вы особенно дорожите в себе и близких?

-Приходилось ли тебе заново оценивать собственный поступок? Расскажи об этом.

Учитель: Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, милосердия. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра, милосердия всхожими или же сорняки зла, жестокости погубили их. Я верю в то, что каждый из нас станет добрым, отзывчивым, милосердным человеком, а задача каждого из нас - помочь взойти семенам добра. Повесть Троепольского – печальная повесть о двух любящих и заботящихся друг о друге – сеттера Бима и его хозяина Иван Иваныча. Написанная пером замечательного писателя, повесть учит нас добру, состраданию к братьям нашим меньшим. Она рассказывает о тех, кто не умеет понимать, сочувствовать горю попавшей в беду собаке, заставляет нас задуматься о своих поступках, о необходимости внимательного и бережного отношения к животным, которые так же, как и мы, умеют любить, страдать, радоваться, горевать, испытывать чувство страха и тоски. 
Помните - мы в ответе за тех, кого приручили! 

Учитель: Какой след оставил Бим в вашем сердце?

«… Смотрел фильм первый раз и книгу раньше не читал. Очень понравилось. Бим – славный, умный пёс. После фильма я очень хочу себе собаку…»

«… Жалко было Бима всегда: когда он был привязан к дереву в метель, когда его лапка застряла между рельс, особенно, когда он умер…»

«… Бим навсегда останется в сердцах читателей. Он такой верный и преданный. А как он любил своего хозяина!..»

«… Прости нас, Бим. Мы так спешили, хотели тебя найти, но не успели тебе помочь. Спасибо тебе за верность и преданность своему Другу –Человеку. Спасибо за то, что ты был!

Прости нас, Бим!..»


Вывод: Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.

---слово учащемуся минипроект

Слышу – выстрел стихает

Над простором лесным…

А мне кажется – лает

Белый Бим…Белый Бим.

И доверчиво смотрит

В человечьи глаза,

Будто вовсе не помнит

Ни скитаний, ни зла.

В ясный и под вечер

Под ненастьем любым

Выбегает навстречу

Белый Бим… Белый Бим.

Дай обидчику сдачу

И не сгинь в темноте

И душою незрячих

Научи Доброте!
--- У каждого из вас лежит сердечко, напишите на них, как люди должны относиться к животным и прикрепите свои пожелания на плакате с изображением Бима. 
Заключительное слово учителя.

Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником.

«Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище". Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать.

Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и спросить: "А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?"

Когда вспоминаешь всех маленьких героев этого произведения, то в воображении возникает образ трогательного, чистого, верного, беззащитного до поры существа, жизнь которого закончилась трагически. Ему противостоит образ злобного, жадного, равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.

-Слово учащемуся.

Собачка на обочине сидела, 
Голодная, со сломанной ногой, 
И на людей так жалобно смотрела, 
Но люди обходили стороной. 
Собачка жалобно скулила 
И от прохожих помощи ждала, 
А от голода и боли выла, 
Была под сорок градусов жара. 
Но люди проходили мимо, 
Едва лишь на щенка взглянув, 
Другие пробегали торопливо, 
И головы не повернув. 
Я тоже мимо проходил, 
Я в школу очень торопился, 
Спасая от жары, под куст собачку посадил, 
В надежде после школы возвратиться, 
Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу, 
Ты, потерпи немножко, 
И накормлю, и напою, 
И вылечу больную ножку.» 
В тот день мне на уроке не сиделось, 
Всё грезились её глаза, 
Молящие, просящие, как в горе у людей, 
И с них катилась крупная слеза. 
Когда к собачке подошёл, 
Она уже мертва была, 
Напрасно на людей смотрела, 
Напрасно от бездушных помощи ждала. 

Но все-таки в нашей жизни больше добрых, отзывчивых, милосердных людей, заботящихся о своих братьях меньших.

-Слово учащимся минипроект -интерактивное упражнение «Навигатор».

--- в повести много мудрых слов и мыслей, важных для любого человека. Можете ли вы зачитать те слова из текста, которые можно взять за девиз и идти с ним по жизни…

«… иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!.»

«Есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметный» и «маленький», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь…».

Хотелось сказать людям: "Не проходите мимо, когда на ваших глазах торжествует зло, равнодушие».

V часть Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

УУД:

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Учитель: отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

- Закончить наш урок мне хочется строчками из стихотворения поэта Е.Евтушенко.

Берегите эти земли, Эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Вижу, что повесть вас тронула, и поэтому я советую вам прочитать и другие произведения о животных.

А девизом вашей жизни пусть станут слова Л.Толстого.

«Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».

Кто верен и предан – так это собака.

Породистый пес или просто дворняга

И верят, и любят, и преданно ждут

А люди…а люди, увы, предают…

Человек обидит вас легко

И предаст, и грубо вам ответит

А собака любит вас за то,

Что вы просто есть на белом свете!

Я желаю вам сохранить в ваших сердцах доброту и сердечность, чуткость и внимание, ответственность за «братьев наших меньших». Будьте хорошими хозяевами для своих четвероногих друзей!

Рефлексия. Продолжите предложение:

Этот урок научил меня…

Этот урок заставил меня задуматься…

Мне захотелось…

- Я хочу сказать, что раньше я…

-Очень хотелось бы изменить в первую очередь…

-В чём я абсолютно уверен (- а), так это в том…

-Для меня важным в разговоре было…

- Вы бы посоветовали своим друзьям, близким прочитать эту книгу? Почему?








































Урок литературы в 5 классе по теме « Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»



Тема: «Нравственные уроки повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Тип урока: применение знаний и умений.


Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цели урока:

- способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора», осознать и осмыслить идейное содержание повести;

-продолжить развитие устной речи, эмоционально- образного и аналитического мышления учащихся;

- формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание.

Ι. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Задачи:

  • обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,

  • умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать;

  • формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  • обеспечить условия для формирования личностных УУД: создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация, вопросы,задания, таблица,кроссворд.



Ход урока: слайд1

лучше иметь в груди кусочек

человеческого сердца вместо холодного камня.

В.Г. Короленко

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).

- Весело звенит звонок

И зовёт нас на урок.

- Желаю, чтобы сегодняшний урок принёс вам только радость. Давайте вместе произнесём нашу формулу удачи: улыбка – настроение, вера в себя – результат. Подарите друг другу улыбки, и начнём занятие.

2.Проверка домашнего задания

- Два мира есть у человека_

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Слайд2 (Н. Заболоцкий)

- Мы продолжаем с вами искать правду, истину и справедливость, в которую верил писатель.

Дома вы дочитали повесть «В дурном обществе».

и сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете содержание повести:

Чей портрет описывает автор в повести?

  1. « Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные и курчавые волосы лохматились над черными и задумчивыми глазами». (Валек)

  2. « …Роста он был невысокого; сильная сутуловатость как бы говорила о бремени вынесенных … несчастий, крупные черты лица были грубо выразительны. Глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились, вместе с лукавством, острая проницательность и недюжинный ум». (Тыбурций)

  3. « На ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту…» (Соня)

  4. « Грязное личико, обрамленное белокурыми волосами, сверкавшими на меня детски-любопытными голубыми глазами». (Маруся)

  5. « Он отворачивался от меня с досадою и болью. Он чувствовал, что не имеет на меня ни малейшего влияния, что между нами стоит какая-то стена.» (Отец. Судья)

3. Скажите, легко было определить по портрету – героя, если читал произведение? Да, в создании портрета автор достигает большого мастерства. Мы сразу представляем себе не только внешность героя, но и его характер, его душевные переживания, а также отношение писателя к своему герою.

Сейчас мы с вами побудем в образе экспертов и попробуем описать человека, каким он был и какую жизнь прожил. А человеком этим является Владимир Галактионович Короленко. (Презентация. Слайд 4)

(Художник изобразил задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, морщины на лице, седая борода, усталые руки, лежащие на подлокотниках. Все это говорит о том, что жизнь его была не из легких, он, видимо, многое повидал на своем веку. Он кажется строгим и добрым.)

И в самом деле, жизненный путь писателя был нелегким, но прекрасным: всю жизнь он заступался за униженных и оскорбленных, порой ценой собственного благополучия защищал справедливость, за что неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Знал он и нужду: бедность не позволила ему получить законченное высшее образование. Его учителями стала русская литература и сама жизнь. Характер труженика, борца, человека, готового поделиться последним с теми, кто в этом нуждается, восхищал его современников. В день 65-летнего юбилея писателя художник И.Е Репин, создавший его замечательный портрет, который мы только что рассматривали, прислал ему поздравительную телеграмму: "Благодарю вас за вашу прекрасную жизнь” Вот так высоко оценил писателя великий русский художник, и в этой оценке не только преклонение перед личностью писателя, но и восхищение его произведениями, в которых бьется большое доброе сердце человека, гражданина, всегда полное сострадания к несчастным.

Поэтому и родилось произведение «В дурном обществе», т. к. писатель всегда выступал на стороне тех, кто несчастен.

Тема урока: «Нравственные уроки повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Цель урока: - способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора», осознать и осмыслить идейное содержание повести;

-продолжить развитие устной речи, эмоционально- образного и аналитического мышления учащихся;

- формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание.

Слайд 5

Словарная работа.

Уточните значение слов, которые будут нужны нам на уроке.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Валек и Маруся. Какими их увидел Вася?

Я предлагаю вам, как обычно, вопросы, разные по степени сложности. Слайд 6

1. Каким увидел Вася Валека в первый раз?

2. Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю? Почему Валек проникся доверием к Васе?

Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, «худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами». Валек вёл себя солидно и внушал Васе уважение «своими манерами взрослого человека».

Работа по учебнику. Слайд7

3.Выделите в IV и V главах описания внешности Маруси. Какие эпитеты, сравнения, оценочные слова использует в них автор?

Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». — Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...»( эпитеты- крошечное создание , белокурые волосы; сравнение -…как былинка,…как головка полевого колокольчика)

4.О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (показывают любовь, сострадание, жалость).

Слайд 8

5.Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?

Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: «...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту». Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.

Подведем итог нашим наблюдениям.

1.Чем Валек и Маруся не похожи на обычных детей, каких знал Вася до знакомства с ними? (Валик внушал Васи доверие и уважение « своими манерами взрослого человека» , Маруся не любила играть в весёлые игры, смеялась очень редко. Ребята, с которыми дружил Вася до знакомства , бросили его в трудную минуту, предали ).

2.Что сделало их такими?

3.Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из нее жизнь?»(Вася жил в достатке. Он не представлял в каких ужасных условиях могут жить дети)

4. Когда раскрылась мальчику эта загадка?

5.Обратим внимание на описание подземелья .Выделите в тексте повести детали, характеризующие подземелье.

6.Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья?

7. Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси? Что «неумолимое, твердое и жестокое, как камень», «высасывало» румянец, блеск глаз и живость движений девочки? Слайд 9

Ответить на этот вопрос вы сможете, заполнив таблицу. Разделите страницу тетради на две колонки и озаглавьте левую из них «серый камень». Запишите под этим заголовком слова, которые вы связываете в вашем сознании с этим понятием. ( В таблице записаны слова, ученики записывают другие, которые являются синонимами.)

Серый камень

Человеческое сердце

Голод,холод,боль,страх и т.д.

Доброта, чуткость, сочувствие и т.д.



«Серый камень»

Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость.

Символ жестоких, несправедливых законов общества



Удалось ли автору доказать, что серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества?

Вывод: если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.

8. Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и узнав, как они добывают средства к существованию.

Прочитайте по ролям диалог Васи и Валека из V главы.стр.!!!

Что переживает Вася, узнав, что его друзья – нищие и воры?

Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя.

9 Какие чувства борются в душе героя? Стала ли его любовь к друзьям меньше? Что к ней примешалось?.

10.Как решил для себя эти проблемы Вася? Почему их называют проблемами нравственного выбора?

Серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце. Продолжаем работу по заполнению таблицы. Озаглавьте правую колонку «человеческое сердце» и запишите слова, которые вы связываете с этим понятием. ( В таблице записаны слова, ученики записывают другие, которые являются синонимами.)

Человеческое сердце

Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность.

Закон совести




В результате работы учащихся составляется следующая таблица: «Серый камень» Человеческое сердце Слайд10»
11.Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа: «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня». (В. Г. Короленко.)

«Серый камень»

Человеческое сердце

Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость.

Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность.

Символ жестоких, несправедливых законов общества

Закон совести

Вывод
Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы «серых камней», «высасывающих жизнь» из людей, обитающих в трущобах. Согласны ли вы с этим?

11. Творческая работа (составление синквейна)


По группам

Вася Маруся

Добрый, понимающий Грустная, худенькая

Помогает, страдает, угощает Болеет, плачет, голодает

Приносит детям яблоки Камень высасывает жизнь

Милосердие Нищета



12.Работа с кроссвордом Слайд 11

А теперь разгадайте кроссворд по содержанию повести. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.

  1. Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)

  2. Должность отца Васи. (Судья.)

  3. Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)

  4. Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)

  5. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)

  6. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме . (Одиночество.)

  7. Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)

  8. Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)


Учащиеся читают ключевое слово гуманизм.

Какое лексическое значение у этого слова? Найдём его в словаре и подберём синонимы.

Работа со словарем. Слайд 12

Учащиеся ищут в словаре толкование лексического значения этого слова. Подбирают синонимы.

Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие.



Слайд13

1.Мы попадаем в провинциальный городок Княжье Вено.

1. На что обратит внимание впервые попавший туда человек?

2. Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании.

3.Какое настроение создаёт этот пейзаж?

4.Неужели нет в этом городе ничего интересного?

5. Какой образ создаёт автор? Какие эпитеты помогают создать этот образ?



Итак, обобщим наши наблюдения.

(“Сонные, заплесневевшие пруды”, “серые заборы”, “подслеповатые, ушедшие в землю хатки” — всё это создаёт образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.

Атмосфера мрака и разложения веет с этих страниц повести, но самое страшное – не умершие здания, а люди, которых писатель называет «могильными червями»)


2.Как Вася относится к «тёмным личностям»?


(У Васи сердце сжимается от жалости к людям, оставшимся без крова. Перед нами мальчик с чуткой нежной душой, страдающий от непонимания близких, способный почувствовать боль другого. Но мир, в котором он существует, формирует его взгляды. Нищенствовать – плохо, воровать – нехорошо, бродяжничать – дурно. Он ведь считает себя дурным «сыном почтенных родителей, который не щадит семейного счастья»).

«Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами, я узнал и увидел много такого, чего не видали дети старше меня».



3.Вася и Тыбурций.

А. Как Вася относился к Тыбурцию до знакомства с ним?

б. Как Вася познакомился с Тыбурцием?

в. Как складывались отношения Васи и Тыбурция?

4. Изучи следующий материал о Тыбурции.(Карточки у каждого на столе)

А Сначала Вася боялся Тыбурция, но после обещания никому не говорить об увиденном Вася увидел в Тыбурции нового человека: “Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам”. Вася почувствовал себя членом нищей, но дружной семьи и перестал бояться Тыбурция.

Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришёл в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает “наружность пана Тыбурция”: “Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум”. Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.

Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом “некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!” Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя “старым беззубым зверем в его последней берлоге”, не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.

Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего “родового гнезда”. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.

Несмотря на то, что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.

Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнает о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.


5. Вася и отец.

1.Каким мы видим Васю в начале повести?

(чтение 1 абзаца)

(Герой Короленко мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе).

«Я же рос, как дикое деревце в поле».

6 Ребята, а кто для вас самый близкий человек?

(Родители. Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми).

А как относятся к Васи дома?

Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе от того, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына “с досадой и болью”.

«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением». Почему мальчик вёл такой образ жизни?

Герой “не встречал привета и ласки” дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: “Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно”.

Какая пропасть разделяла отца и сына, самых близких людей?

« С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».

7.Как и когда изменилось мнение Васи об отце?

Прочитайте разговор Валека и Васи (глава четвёртая стр ? , высказывание Тыбурция о судье (глава седьмая). Стр

Мальчик считал, что отец его не любит, и считал его нехорошим. Слова Валека и Тыбурция, что судья — лучший человек в городе, заставили Васю по-новому посмотреть на отца.

6.Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи?

(Ученики выскажут предположения о разговоре Тыбурция с судьёй).



7.Как изменилось отношение отца к сыну?

С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка:

Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нём прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжёлый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына”.

8.Как вы понимаете слова Васи: «И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына»?

9.Чем похож Вася на отца?

10.Как вы понимаете последние страницы произведения?



Слайд14

Я предлагаю вам посмотреть на репродукции картин знаменитого художника Перова, который жил и творил в то же время, что и писатель. Всмотритесь в картины «Спящие дети», «Тройка» и скажите, что объединяет повесть «Дети подземелья» и эти произведения? Можем ли мы сказать, что писатель и художник говорят нам об одном и том же? О чем (о тяжелой доле детей)

4.Какие чувства вызывают у вас эти дети? (СОСТРАДАНИЕ)








5.Что такое сострадание?

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.


6.Но всё-таки мне кажется, что есть в этом произведении светлые тона.

Попробуем их увидеть. Именно поэтому я предлагаю вам отправиться по дороге, по которой шел через все страницы повести главный герой, дорогой сердца. Мы попробуем вновь испытать те переживания, которые испытал мальчик, и понять, что изменилось в нем после встречи с детьми подземелья.

Слайд 16

Помните, как сказал пан Тыбурцый Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».

    • Как вы понимаете эти слова?(нужно жить по закону совести , проявлять сочувствие,милосердие)

    • Какими качествами или, будем говорить добродетелями, должен быть наделён человек, «имеющий сердце»?

Слайд17


Ребята перечисляют: доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, самопожертвование. Учитель помогает. Эти слова появляются на доске.


7.А как вы понимаете эти слова? Попробуйте дать мне лексическое значение этих слов по вариантам.

Вам в этом поможет Толковый словарь Ожегова, а также мысли русских философов, писателей, исследователей.

Слайд 18

Добродетель всякая есть свет душевный.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта – это человеческое качество, ценнейшее из всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки.

Д.С.Лихачёв

Слайд19

Любовь -

чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.



Без любви добра не бывает.



возлюби ближнего своего, как самого себя.









Милосердие - готовность помочь кому–н. или простить кого–н. из сострадания, человеколюбия.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–н. несчастьем, горем.



Милосердие и сострадание ближнему есть свет душевный.

Слайд 20







Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Совесть есть голос Божий, отвращающий и удерживающий нас от зла.

Самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других.

8.А Вася наделён этими добродетелями?

9.Найдите в тексте подтверждения этому.

Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Мы не можем быть милосердными без сострадания , любви без самопожертвования не бывает.

- Каким мы видим героя до встречи с ребятами? ( его называют хулиганом, бродягой, он убегает из дома) А каким Вася стал в конце произведения? (после встречи с ними Вася проявляет лучшие свои качества, а главное он понимает, что рядом с ним близкие, любящие его люди)

Слайд 21


Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

(Тыбурций имел в виду, что важно, когда ребёнок из обеспеченной семьи с детства узнаёт , что не все живут хорошо , что есть бедность и горе ,научится сострадать им и жалеть их. А что хорошего дала дружба Валеку и Маруси?


Можно ли согласиться с тем, что Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким. Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.

10.Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.

Слайд 22

11. Работа с текстом

Чтение отрывка «На могиле Маруси»: «Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями. Первыми планами крылатой и честной юности. Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилкой свои обеты».

1Что же изменилось? (Он вместе со своими близкими; ему спокойно, хорошо)

2.Прочитайте те слова, которые помогают понять душевное состояние Васи. 3.Почему же, лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, чем холодный камень?

4.Вспомните отца Васи, каким было сердце у него в начале произведения? (оно очерствело от горя) Каким стало в конце произведения? Т.е. урок из этой истории вынес не только Вася, но и его отец, который тоже понял своего сына. (он нежно гладил Васю поголове,он понял Что его сын не бродяга ,а добрый , отзывчивый мальчик)


5.Какой урок получили вы, прочитав это произведение, о чем оно заставило задуматься вас?

Составьте письменное высказывание-ответ на вопрос. (8-10 предложений) 3 мин

Ответы 2 учеников



Учитель подводит итог. Слайд23

Слово учителя

Повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе» учит каждого из нас ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как и они. Надо уметь сострадать человеку, сочувствовать ему, быть терпимым по отношению к другим людям. История, рассказанная Короленко,- урок милосердия и любви к людям.

В заключение я хочу процитировать замечательные слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству».

Слайд 24

Рефлексия:
- Итак, чему же учит это произведение? (сочувствию, состраданию).
- Изменится ли что-то в вашей жизни после сегодняшнего урока? Будете ли вы презрительно относиться к нищим, обездоленным?

Выставление оценок за урок.

Слайд 25
Домашнее задание:
1. Подготовить рассказ от 1 лица: «Моя жизнь, моя семья, о чем я мечтаю» (от лица Валека, Тыбурция, Васи, или Маруси).
2. Найти в тексте описание подземелья, в котором живут Маруся и Валек.









Тест по литературе

А1. Выберите определение былины.

  1. эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и ис­торических событиях средневековой Руси

  2. жанр фольклора, близкий к народной бал­ладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или личности

  3. жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и ре­альных событий и мифологических пред­ставлений

  4. произведение, созданное народной фанта­зией, сочетающее в себе реальное и фанта­стическое

А2. Выберите определение гиперболы.

  1. вид тропа, основанный на чрезмерном пре­увеличении свойств изображаемого пред­мета

  2. вид тропа, основанный на сопоставлении предметов и явлений по их внешнему сход­ству, присущим им признакам

  3. вид тропа, основанный на перенесении свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака

предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального

А 3. Композиция – это:

1) эпизод литературного произведения; 3) столкновение персонажей;

2) острый момент в сюжете произведения; 4) построение произведения.

А 4. Стихотворный трехсложный размер с ударением на втором слоге:

1) Ямб; 2) Анапест; 3)Амфибрахий; 4) Дактиль.

А5. В каком произведении А.С. Пушкина есть такие строки?

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво...

  1. «Песнь о вещем Олеге»

  2. «Полтава»

  3. «Медный всадник»

  4. «Борис Годунов»



А6 . В каком произведении А.С.Пушкин проявляет интерес к русской истории, прославляет мужество и отвагу русских людей?

1) «Полтава»; 3) «Станционный смотритель»;

2) «Песнь о вещем Олеге»; 4) «Руслан и Людмила».

А 7. Автор «Песни о купце Калашникове…»:

1) А. С. Пушкин; 3) М. Ю. Лермонтов;

2) Н. В.Гоголь; 4) Л.Н. Толстой.

А 8. Кто из героев повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» произносит приведенные ниже слова:

«Терпи, козак,- атаманом будешь!» «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» «Есть еще порох в пороховницах!»

1) Остап; 2) Андрий; 3) Тарас Бульба; 4) Кокубенко.

А9. Как звали дочь станционного смотрителя из произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

  1. Маша 2) Улита 3) Марфа 4) Дуня

А10. Кто из сыновей Тараса Бульбы из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» предал его?

  1. Остап 2) Алексей 3) Андрий 4) Прокоп

А11. Кто был по профессии Фома Кузьмич из повести И.С. Тургенева «Бирюк»?

  1. Дровосек 2) Лесник

3) Никем не работал 4)Такого персонажа нет в произведении

А12. Какова основная тема «Записок охотника» И.С. Тургенева?

1) Тема великолепия родной природы; 3) Тема любви и дружбы;

2) Тема взаимоотношений помещиков и крестьян; 4) Тема истинного и ложного патриотизма.

А 13. О ком рассказывает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»:

1) о ящерице, которая быстро меняет цвет кожи;

2) о двуличном чиновнике (полицейском);

3) о собаке, которая была виновницей конфликта;

4) о чудесной бабочке, занесённой в «Красную книгу».

А14. После какого исторического события в России Н.А.Некрасов написал поэму «Русские женщины»?

1) война с Наполеоном 1812г.; 3) восстание декабристов;

2) отмена крепостного права; 4) объединение Италии.

А15. Куда стремилась княгиня Е.И. Трубецкая из произведения Н.А. Некрасова «Русские женщины» (часть первая)?

1)За границу, отдыхать 2) На войну, за мужем

3)В Томск, к родителям 4)В ссылку, за мужем

А16. Как называлась газета, которую нашли генералы из произведения М.Е. Салтыкого-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

  1. «Московские ведомости» 2)«Московский вестник»

  2. 3)«Русское слово» 4)«Правда»

А17. Кем был Карл Иванович в повести Л.Н. Толстого «Детство»?

  1. Отцом главного героя 2) Поваром

3) Учителем 4)Проезжим гостем

А18. В каком произведении XX века автор подни­мает проблему сострадания к людям?

  1. «Данко» М. Горького

  2. «Юшка» А.П. Платонова

  3. «Живое пламя» Е.И. Носова

  4. «Кусака» Л.Н. Андреева

А19. Автор стихотворения «Тихая моя Родина»?

  1. Н.М. Рубцов; 3) Н.А.Заболоцкий;

2) С.А.Есенин; 4) В.Я. Брюсов.

А20. Какая тема поднята в рассказе Е.Носова «Кукла»?

1) тема Родины;

2) протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

3) тема Великой Отечественной войны ;

4) тема бесчеловечного отношения к игрушкам.

Часть В

В1. О ком из героев Л. Андреев написал: «Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась»



В2. Напишите термин по определению: «род художественной литературы, отражающий мысли, чувства переживания героев-…»______________________________________________________

В3. В каком жанре писали Мацуо Басё и Кобаяси Исса:



В4. Кто из героев Е.И. Носова «… внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и …., побледнев, умолкал, мучительно, вытаращено глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой»?

__________________________________________________________________________

В5. Кто, по мнению героев, произведения Ю.П. Казакова «Тихое утро», обитал на дне реки?

В6. Какому произведению А.С. Пушкин предписал эпиграф: «Коллежский регистратор, / Почтовой станции диктатор»____________________________________________________

В7. Кто пришёл в гости к лирическому герою-поэту в стихотворении В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» _____________________________________________________________________________



В8. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательными (термин)_____________________________________________________________________

В9.Какой художественный прием использует Н.В. Гоголь для создания образов братьев в повести «Тарас Бульба»?_____________________________________________

В 10. Автор известных строк:

«. .. Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить – и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой -

и солнца!»________________________________________________________________

В 11. Определите выразительные средства языка

  1. Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке ?

Тонкий туман над стемневшей рекой

Лёг серебристою нежной фатой.

________________________________________________________________________

  1. Найдите и подчеркните гиперболу в отрывке.

В сто сорок солнц закат пылал,

В июль катилось лето,

Была жара, жара плыла,-

На даче было это.

___________________________________________________________________________

  1. Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке?

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла.

________________________________________________________________________

  1. Какой художественный приём использует автор в данном отрывке?

Топи да болота,

Синий плат небес…

_____________________________________________________________________________

  1. Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке ?

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, словно серебром

_____________________________________________________________________________

В12. Закончите эти строки. Кто их автор? ________________________________ «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины-- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свобод­ный...»

В13.Какой русский писатель XIX века стал авто­ром сказок, иносказательно высмеивающих пороки людей?_____________________________

В14. Расставьте в классическом порядке компоненты:

Кульминация

Развитие действия

Завязка

Развязка

назовите их одним словом: _____________________________________

Часть С

С1. В интервью «Час мужества» Юрий Георгиевич говорит: «… стихотворения и песни, как простые жанры, были нашим главным, говоря по-военному, «оперативным оружием». Какую роль на войне выполняло это «оперативное оружие»? Ответ должен быть связным: 5-8 предложений.

_____________________________________________________________________________

С.2.Как вы понимаете высказывание О.Генри («Дары волхвов»): «Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им»? Ответ должен быть полным: 5-8 предложений.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

51



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!