МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОЛЫШМАНОВСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР»
Тюменская обл., р.п. Голышманово ул. Садовая, 102, тел./факс 8(345646)25033
эл.почта golcdt@yandex.ru
| «Согласовано» Директор МАУ ДО «Голышмановский МЦ» Т.А. Селезнева ______________________ «____»_______________________ 2018 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
«Ритмика»
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Авторы-составители: Бетехтина А.В. педагог дополнительного образования
Рецензент / Консультант (при наличии): Фамилия, И.О.,
должность, регалии
Принята на заседании методического совета
Протокол №___ от________
2018 г.
Пояснительная записка
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Ритмика оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Занятия в целом повышают творческую активность и фантазию детей, побуждают их включаться в коллективную деятельность. Постепенно дети преодолевают скованность, у них возрастает самооценка
Необходимость и актуальность программы обусловлена образовательными потребностями конкретной категории учащихся 7-9 классов. В нашем районе учреждения дополнительного образования не могут охватить большое количество детей по данной образовательной программе, а спрос на такие занятия есть. Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Общеразвивающая программа «Ритмика» способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена её актуальность.
Новизна программы состоит в том, чтобы не только развивать музыкальный слух и чувство ритма, но и давать возможность обучающимся как можно больше выступать на различных мероприятиях и участвовать во флешмобах, которых в нашем районе проводится очень много.
Цель программы способствовать физическому и эмоциональному развитию, снятию закомплексованности посредством занятий ритмикой.
Задачи:
Обучающие:
формировать необходимые двигательные навыки;
развивать музыкальный слух и чувство ритма, целостность выполнения номеров;
познакомить детей с историей развития танца.
Развивающие:
способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения;
формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;
формировать интерес к танцевальному искусству;
развивать музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
развивать воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;
развивать познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;
развивать художественный вкус.
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения и общения;
воспитывать умение ребенка работать в объединении;
заложить основы становления эстетически развитой личности;
воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.
Направленность дополнительной образовательной программы - физкультурно-спортивная.
Максимальный численный состав группы определяется полезной площадью спортивного зала, общепринятыми санитарно-гигиеническими нормами и требованиями техники безопасности, однако не может превышать двукратного минимального количества обучающихся.
Распределение учебного времени по темам является примерным и может корректироваться педагогом в зависимости от уровня подготовленности обучающихся.
Занятия должны проводиться в помещении с соблюдением всех правил технической безопасности и гигиенических норм.
При занятиях обязательно постоянное наблюдение со стороны педагога-инструктора.
Методы реализации программы
Словесные методы
Наглядные методы
Визуальные сигналы (визуальный счёт, специальные сигналы, обозначающие движение, направление движения, его начало и повторение)
Практические методы
Учебная программа и учебный план рассчитаны на 36 недель в год, два занятия в неделю по 1 часу, итого 72 часа практические занятия составляют большую часть программы.
ДИАГНОСТИКА ПРОГНОЗИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ожидаемый результат | Критерии | Показатель | Методы педагогической диагностики |
Обучения |
Освоение учебного материала | Овладение основными приемами и методами работы, стремление к познанию и творчеству | Хореографическая подготовка, умение использовать различные методы в работе, умение воспринимать, понимать, запоминать | Наблюдение, опрос, анализ, творческое выступление, выход на результат |
Приобретение практических навыков в работе. | Способность выполнять определенные приемы работы. | Использование практических навыков в самостоятельной работе. | Наблюдение, анализ, мастер-классы, открытые уроки |
Наличие навыков творческой деятельности. | Склонность к воображению, способность реализовать себя творчески | Оригинальное воплощение идей в творческой деятельности, в создании концертных номеров | Участие в концертах, конкурсах, |
Наличие навыков исследовательской, проектной деятельности. | Способность придумывать, проектировать, экспериментировать. | Владение методиками анализа, исследования, проектирования | Наблюдение, анализ. |
Воспитания. |
Сформированность нравственных качеств. | Стремление к нравственным поступкам, способность к уживчивости в объединении. | Ответственность к себе и уважение к деятельности других. | Беседы, наблюдение. |
Сформированность коммуникативной культуры | Общительность, доброжелательность, взаимопонимание. | Дружное объединение, взаимовыручка, взаимопомощь. | Наблюдение, анализ |
Способность к адекватной самооценке. | Умение самокритично относиться к себе, взвешивать свои способности. | Умение анализировать свои поступки и поступки своих товарищей. | Беседы, наблюдение, обсуждение. |
Развития. |
Динамика развития творческих способностей. | Самостоятельные творческие решения, способность фантазировать, развиваться. | Участие в создании танцев, творческих выступлений.. | Наблюдение, анализ начальных и итоговых работ. |
Динамика развития физических способностей | Определение гибкости, растяжки, ощущения движений тела | Владение техникой классического и современного танца, способность к импровизации | Наблюдение, анализ начальных и итоговых открытых уроков |
Проявление творческой активности. | Стремление к творческой деятельности. | Активное участие в учебном процессе, мастер-классах, выступлениях | Оценивание творческих достижений, наблюдение. |
Проявление устойчивого интереса к изучаемому предмету. | Желание узнавать новое в своем направлении, быть востребованным. | Длительное пребывание в объединении, творческие показатели. | Учет сохранности контингента , беседы, мотивы выбора изучаемого направления. |
Сформированность волевых качеств. | Стремление к самосовершенствованию. | Самоконтроль, эмоциональная уравновешенность. | Беседа, наблюдение. |
Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Практика | Теория |
I | Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности в общественном месте, танцевальном зале. | 1 | - | 1 |
II | Основные упражнения и движения. | | В процессе учебной деятельности | |
III | Мастер-класс | 1 | 1 | - |
IV | Музыкально-ритмическая деятельность. Изучение основных упражнений. | 41 | 41 | - |
V | Упражнения-связки | 20 | 20 | - |
VI | Творческая деятельность | 9 | 9 | - |
| Итого: | 72 | 71 | 1 |
Содержание программы
I Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности в общественном месте, танцевальном классе
Теория:
Беседа об истории аэробики, определение аэробики, рассказ об основных движениях, беседа о ритмической музыке. Инструктаж по технике безопасности и правильном поведении на уроках.
IIОсновные упражнения и движения
Теория:
Рассказ об основных упражнениях в аэробике, упражнениях связках, видах аэробики.
III Мастер-класс
Практика:
Наглядное демонстрирование танцевального номера одного или нескольких видов аэробики.
IV Музыкально-ритмическая деятельность. Изучение основных упражнений
Тема 1 Тренировка музыкального слуха. Упражнение «Claphands»
Практика:
Упражнения на ритмический рисунок, на развитие музыкального слуха. Clap hands - хлопки перед телом на высоте груди.
Тема 2 Упражнение на развитие мышц ног: марш, марш на 4 счёта
Практика:
Маршировка на месте, маршировка на 4 счета вперед, на 4 счета назад.
Тема 3 Упражнение на развитие мышц рук
Практика:
Разучивание и правильное выполнение упражнений для развития плечевого сустава, локтевого сустава, мышц рук.
Тема 4 Упражнения на комплексное развитие мышц рук и ног. Развитие координации. Упражнение «pendulum»
Практика:
Марш на месте, прыжки, «pendulum» (прыжком смена положения ног ("маятник"). Прыжки выполняются на 4 счета. "1" - прыжок на одной ноге, другую поднять в сторону-вниз. "2" - прыжок на две ноги. "3", "4" - повторить движение в другую сторону), марш с добавлением рук.
Тема 5 Упражнение: «Basic step»
Практика:
Basic step - базовый шаг. Выполняется на 4 счета. "1" - шаг правой ногой вперед. "2" - приставить левую ногу. "3" - шаг правой ногой назад. "4" - приставить левую. Упражнение на смену ног.
Тема 6 Упражнение: Step-touch»
Практика:
Step-touch - приставной шаг. Выполняется на 2 счета. "1" - шаг в сторону (назад или вперед), тяжесть тела распределяется на обе ноги. "2" - приставить другую ногу на носок.
Touch-step - выполняется на два счета в последовательности, обратной приставному шагу. "1" - коснуться носком пола возле опорной ноги. "2" - с той же ноги шаг в сторону в стойку ноги врозь.
Scoop - вариант приставного шага, выполняемый со скачком. "1"- шаг на правую ногу (в любом направлении). "2" - прыжком приставить другую ногу.
Double step touch - двойное движение в сторону приставными шагами.
Тема 7 Упражнения: «Kneeup» и «Kick»
Практика:
Kneeup - подъем колена. Стоя на одной ноге (прямой), другую сгибая поднять вперед выше горизонтали (допускается любой угол в коленном суставе), носок оттянут. Туловище следует удерживать в вертикальном положении. Упражнение выполняется шагом вперед, шагом правой по диагонали вправо, шагом правой по диагонали влево с добавлением связки «Basic step».
Kick - мах. Выполняется в положении стоя на одной ноге. Маховая прямая нога поднимается точно вперед, разрешено небольшое "выворотное" положение стопы, не допускается "хлестообразное" движение и не контролируемое опускание ноги после маха (падение). Упражнение выполняется так же шагом вперед, шагом правой по диагонали вправо, шагом правой по диагонали влево с добавлением связки «Basic step».Возможна также разная плоскость движения (мах вперед или вперед - в сторону).
Тема 8 Упражнение: «Plie touch»
Практика:
Plie touch – разновидность ходьбы в стойке ноги врозь или перемещение с ноги на ногу в стойке ноги врозь (чуть шире плеч). Выполняется на два счета. "1" - перенести тяжесть тела на одну ногу, колено полусогнуто, но без дополнительного приседания, пятка на полу. "2" - носок свободной ноги "давит" на пол. Добавляется прямая рука в сторону, в сторону-наверх, противоположная опорной ноге.
Тема 9 Упражнение на развитие координации: «Степ вперёд»
Практика:
V-step - ходьба в стойку ноги врозь, затем - вместе. Выполняется с продвижением вперед на 4 счета. "1" - с пятки шаг вперед-в сторону с одной ноги. "2" - продолжить аналогичное движение с другой ноги (в положение стойки ноги врозь, носки ног прямо или слегка повернуты наружу). Направление шагов напоминает написание английской буквы "V". "3"-"4" - выполнить поочередно два шага назад и тем самым вернуться в исходное положение. Повторение упражнения с добавлением рук.
Тема 10 Упражнение на развитие координации: «Степ назад»
Практика:
V-step с продвижением назад на 4 счета. "1" - с пятки шаг назад - в сторону с одной ноги. "2" - продолжить аналогичное движение с другой ноги. "3"-"4" - выполнить поочередно два шага вперед и тем самым вернуться в исходное положение. Повторение упражнения с добавлением рук.
Тема 11 Упражнение на развитие координации: «Straddle»
Практика:
Straddle - ходьба ноги врозь - ноги вместе. Из исходного положения ноги вместе - основная стойка шаг одной ноги в сторону, затем другой на слегка согнутых ногах или с полуприседом (стойка ноги врозь), вернуться в и.п. Выполняется на 4 счета. Постепенно в упражнение вводятся движения руками. Упражнение может выполняться в прыжке.
Тема 12 Упражнение: «Захлёст голени»
Практика:
Разучивание упражнения «захлёст голени»: ноги на ширине плеч, поперенно поднимаются ноги со сгибом в колене и чуть в бок. (Колено направлено в пол. К упражнению добавляются руки.)
Тема 13 Упражнение на развитие координации: «Pone»
Практика:
Pone - поочередные шаги влево и вправо, вперед и назад - "пони". Счет -"1-и 2". Это движение выполняется на прыжках: "1" - прыжок на правую ногу вперед, левую согнуть назад. "и" - прыжок на левую ногу назад, правую согнуть вперед. "2" - повторить счет "1".
Тема 14Упражнение: «Mambo»
Практика:
Mambo - вариация танцевального шага мамбо, выполняется на 4 счета. "1" - шаг одной (правой) ногой на месте. "2" - небольшой шаг другой ногой (левой) вперед (тяжесть тела на ногу полностью на переносить). На "3"-"4" выполняются шаги, аналогичные счетам "1-2", но перемещаясь назад.
Тема 15Упражнение: «Cross»
Практика:
Cross - "крест" - вариант скрестного шага с перемещением вперед. Выполняется на 4 счета. "1" - шаг правой вперед. "2" - скрестный шаг левой перед правой. "3" - шаг правой назад. "4" - шагом левой ноги назад вернуться в исходное положение.
V Упражнения-связки
Тема 1 Упражнение: «Straddle + марш»
Практика:
Сочетание шагов с добавлением упражнения «Straddle». Выполняется по 2 раза на 4 счета. . "1"-"4" - четыре шага вперед, из этого положения шаг правой ногой в сторону, затем левой ногой в сторону, вернуться в исходное положение. Движение может выполняться вперед и назад.
Тема 2 Упражнение: «Step-touch + Mambo»
Практика:
Сочетание упражнений «Step-touch» и «Mambo» Выполняется на 4 счета. На "1"-"2" прыжком выполняется «Step-touch» , на "3"-"4" свободной ногой выполняется «Mambo» назад. Упражнение выполняется с добавлением рук.
Тема 3Упражнение: «Grapewine»
Практика:
Grape wine - "скрестный" шаг в сторону. Выполняется на 4 счета. "1" - шаг правой в сторону. "2" - шаг левой вправо сзади (скрестно). "3" - шаг правой в сторону. "4" - приставить левую ногу к правой. Выполняется сначала медленным шагом. Затем прыжками.
Тема 4Упражнение на развитие координации: «V-step» с продвижением вперёд-назад
Практика:
Отработка упражнения «V-step» с продвижением вперед-назад с добавлением рук на каждый шаг.
Тема 5Упражнение «Scottisch»
Практика:
Scottisch - сочетание шагов с подскоком на одной ноге. Выполняется на 4 счета. "1"-"3" - три шага вперед (правой, левой, правой). "4" - подскок на правой ноге, другую согнуть вперед. Движение можно выполнять и на шагах назад.
Тема 6 Упражнение на развитие координации: «Kick + Cross»
Практика:
Представляет собой связку двух упражнений «Kick» и «Cross». Выполняется на 8 счетов. На "1" – шаг правой ногой, на "2" – мах левой ногой, "3" левая нога отставляется назад, "4" – шагом правой ноги вернуться в исходное положение, "5" – левая нога вперёд, "6" – скрестный шаг правой ногой перед левой, "7" – шаг левой ногой назад, "8" – шагом правой ноги назад вернуться в исходной положение.
Тема 7Упражнение: «Mambo» с продвижением вперёд-назад
Практика:
Отработка сочетания шагов с упражнением «Mambo». Выполняется 2 раза на 4 счета. "1"-"3" – три шага вперед, "4" - «Mambo» с левой ноги, "1"-"3" – три шага назад, начиная с левой ноги, "4" - «Mambo» с правой ноги.
VI Творческая деятельность
Тема 1 Постановка танцевальных номеров к выступлениям
Практика:
Постановка танцевальных номеров для мероприятий и праздников.
Тема 2 Праздники для детей и родителей, районные мероприятия, подведение итогов
Практика:
Тематические праздники, флешмобы, посвящённые началу осени, Новому году, Международному женскому дню, окончанию обучения.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие средства обучения:
Необходимое количество часов;
Светлый и просторный зал;
Зеркальная стенка (желательно);
Аудиоаппаратура, аудиокассеты, компакт-диски, flash-накопители с танцевальной музыкой;
Тренировочные костюмы, удобная спортивная обувь;
Трапики.
Список используемой литературы:
Барышникова Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова // М.: Физкультура и спорт, 1984. 272с
Казьмин В.Д. Дыхательная гимнастика / В.Д. Казьмин// Ростов.: Феникс, 2000. 248с
Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий/ Е.С. Крючек // М.: Пресс,2001.
Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия/ К.Купер // М.: Физкультура и спорт, 1989. 224с.
Лисицская Т.С. Гимнастика и танец/ Т.С. Лисицская // М.: Советский спорт, 1987. 160с.
Никитин В.Н. Энциклопедия тела: психология, педагогика, театр, танец, спорт/ В.Н. Никитин// М.: Алетейа, 2000. 624с.
Сиднева// М.: Федерация аэробики России, 2002. 232с.
Сиднева Л.B, Гониянц С.А . Оздоровительная аэробика/ Л.B. Сиднева, С.А. Гониянц// М.: 2000. 74с.
Хоули Эдвард Т, Дон Френке Б . Оздоровительный фитнес/ Т. Хоули Эдвард, Б. Дон Френке// Киев, 2000. 367с.
Шейберг Л., Байер К. Здоровый образ жизни/ Л. Шейберг, К. Байер /ГМ.: Мир, 1997. 368с.
15