Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Верхнеиткулово
муниципального района Ишимбайский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО учителей Руководитель ШМО ___________/Фаткуллина З.А./ Протокол №_3 от 29.08.2018_г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ села Верхнеиткулово __________/Гайнетдинова Р.А./ « _31_ » 08.2018 г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ села Верхнеиткулово _________/Багаутдинов Д.С/ Приказ № _306_ от _31.08.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет___экономика______________
Класс_____10_________
Уровень образования____основное___общее___________
Срок реализации ____2018-2019_____________________
Составлена на основе __ Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего общего образования по экономике, авторской программы по экономике И.В. Липсица. - М: ВИТА-ПРЕСС, 2014 г.__
Ф.И.О учителя___Поляков Руслан Гаффарович_____________________________
Год______2018________________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Верхнеиткулово
муниципального района Ишимбайский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО учителей Руководитель ШМО ___________/Фаткуллина З.А./ Протокол №_3 от 29.08.2018_г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ села Верхнеиткулово __________/Гайнетдинова Р.А./ « _31_ » 08.2018 г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ села Верхнеиткулово _________/Багаутдинов Д.С/ Приказ № _306_ от _31.08.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет___экономика______________
Класс_____10_________
Уровень образования____основное___общее___________
Срок реализации ____2018-2019_____________________
Составлена на основе __ Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего общего образования по экономике, авторской программы по экономике И.В. Липсица. - М: ВИТА-ПРЕСС, 2014 г.__
Ф.И.О учителя___Поляков Руслан Гаффарович_____________________________
Год______2018________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:
-
Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании".
-
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
-
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
-
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по обществознанию.
-
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года. Примерные программы по обществознанию, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
-
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, приказ 208 от 26.08.2016 года
-
И.В. Липсиц. Программа по экономике. – М: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Общая характеристика учебного предмета.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
-
развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
-
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
-
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
-
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
-
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
-
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
-
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
-
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
-
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
-
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -
-
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
-
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
-
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Результаты обучения:
Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
- Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.
- Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получение и оценка экономической информации;
- составление семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Рабочая программа подходит для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предусматривает изучение учебного предмета в обеспеченной форме. В поурочных планах отражаются виды индивидуальных работ.
Описание места учебного предмета
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение учебного предмета «Экономика» в 10 классе отводится 34 часа из расчета 1 часа в неделю. Формами контроля ЗУН(ов) учащихся являются: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, тестирование, контрольные работы, участие в проектной деятельности, подготовка мультимедийных презентаций по отдельным проблемам учебных тем.
Содержания учебного курса по предмету
Экономика
Содержание рабочей программы по экономике (34 ч.)
10 класс
Тема 1.Главные вопросы экономики. (5ч.)
Введение.
Что такое экономика. Понятие экономика. Микро и макроэкономика, методы экономической науки. Экономические учения: физиократия, меркантилизм, классическая школа политэкономии, марксизм, кейнсианство, институционализм. Потребности. Факторы производства. Свободные и экономические блага. Производительность труда, разделение труда. Специализация. Обмен. Торговля.
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Потребности и ресурсы. Ограниченность как недостаточность доступных ресурсов для удовлетворения потребностей. Компромиссный выбор. Альтернативная стоимость.
Главные вопросы экономики. Виды собственности. Право собственности и его значение для экономической деятельности. Экономические институты и стимулы.
Экономические учения: физиократия, меркантилизм, классическая школа политической экономики, марксизм, кейсианство, институционализм.
Тема 2.Типы экономических систем. (4ч.)
Типы экономических систем. Традиционная экономическая система ее элементы.
Рыночная экономическая система. Право собственности, экономическая свобода, конкуренция. Функции рынка. Ограниченность возможностей рынка.
Командная и смешанная экономическая система. Особенности командной системы, основные признаки смешанной системы.
Основы экономического анализа и принятия решений. Выбор и принцип рационального
поведения. Выгоды (полезность) и затраты. Маржинальный принцип анализа и принятия
экономических решений. Сравнительное преимущество. Взаимовыгодность обмена.
Тема 3. Силы, которые управляют рынком. (6ч.)
Что такое спрос. Величина спроса. Спрос. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса.
Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса по цене. Взаимосвязанные товары услуги. Индивидуальный и рыночный спрос.
От чего зависит предложение товаров. Величина предложения. Предложение. Шкала предложения, кривая предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения по цене.
Тема 4. Как работает рынок(3ч.).
Формирование рыночных цен. Рыночное равновесие. Равновесная цена, равновесное количество, избыток и дефицит. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия. Рынок на практике, или как на практике организована торговля. Розничная и оптовая торговля, физический и нематериальный капитал, сбережения и их превращение в капитал. Финансовый рынок. Различия между собственным и заемным капиталом. Облигации. Акции.
Тема 5. Мир денег(2ч.).
Причины возникновения и формы денег. Товарные деньги, преимущества денег как средства обмена, ликвидность, эмиссия, формы денег, элементы денежных систем.
Функции денег в современной экономике. Функции денег. Бартер. Активы, ликвидность.
Контрольная работа
Тема 6. Банковская система(4ч.).
Причины появления и виды банков. Банковская система. Функции банков. Виды банков. Основные виды услуг. Причины экономической рациональности деятельности банков.
Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы. Принципы кредитования, депозиты до востребования и срочные, кредитоспособность, вексель, чек, безналичный расчет, дисконтирование.
Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы. Функции ЦБ, задачи ЦБ. Нормы обязательных резервов, учетная ставка. Операции на открытом рынке.
Как банки создают деньги. Кредитная эмиссия, обязательные резервы, депозитный мультипликатор. Простой и сложный процент.
Причины и виды инфляции. Инфляция. Покупательная способность денег, виды инфляции. Индекс потребительских цен. Реальные и номинальные величины.
Тема 7. Человек на рынке труда(4ч.).
Экономическая природа рынка труда. Рынок труда, его особенности, мобильность трудовых ресурсов, совершенная конкуренция на рынке труда. Факторы, определяющие спрос и предложение на рынке труда.
Спрос на рынке труда. Предельный продукт труда, закон убывающей предельной производительности переменного фактора, кривая спроса фирмы на услуги труда, отраслевой и рыночный спрос на труд.
Факторы формирования предложение на рынке труда. Альтернативная стоимость досуга, эффект замены, эффект дохода, рыночное предложение услуг труда.
Что такое заработная плата и от чего она зависит. Ставка зарплаты, виды зарплаты, дискриминация на рынке труда.
Тема 8. Социальные проблемы рынка труда(2ч.).
Профсоюзы и трудовые конфликты. Причины и виды конфликтов на рынке труда. Профсоюзы, задачи профсоюзов.
Социальные факторы формирования заработной платы. Ставка зарплаты, виды зарплаты, прожиточный минимум, потребительская корзина, трудовой контракт, коллективный договор, генеральное соглашение, трудовая пенсия
Тема 9. Экономические проблемы безработицы(2ч.).
Причины и виды безработицы. Рабочая сила, занятость, безработица, уровень занятости, уровень безработицы. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения, Социальные последствия безработицы.
Полная занятость и методы сокращения безработицы. Естественный уровень безработицы, государственная политика в области занятости. Мобильность рабочей силы, неполная занятость, монопсония, способы сокращения безработицы.
Контрольная работа
Итоговый урок
Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа обеспечивает уровень подготовки, соответствующий Стандарту среднего (полного) общего образования то экономике для средних школ на базовом уровне. В соответствии с ним ученик должен:
• знать/понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
• уметь приводить примеры: факторов производства и факторных до ходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
• описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
• объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
-
Авторская программа по экономике для 10-11 классов общеобразовательных школ. И.В. Липсиц.- М.:Вита-Пресс 2014 г.
-
Автономов В.С. Введение в экономику. – М: Вита-Пресс, 2010.
-
Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 2010 г.
-
Основы потребительских знаний. – М.: ИИЦ «Спрос», 2012.
-
Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2011 г.
-
Сборник практических заданий: “Сборник дач по экономике” С.Равичев, С.Григорьев, Москва. Вита Пресс. 2010
-
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2011 г.
-
Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов. М.: «Начала – Пресс», 2015 г.
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса
1.Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа: http://www.rusedu.ru
2.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http:// schoolcollection.edu.ru
3.Интернет-портал «Рrо школу.ru». – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
4.Презентации PowerPoint (обществознание). – Режим доступа: http://mirppt.ucoz.ru/index/ prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13
Интернет-ресурсы для ученика и учителя
http://gelfrad.narod.ru/index.html
http://scientist.nm.ru/knights.html
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/mediev.htm
http://students.gf.nsu.ru/medieval/progr.htm
http://www.1september.ru/ru/his/2002/05/1.htm
http://hist.dcn-asu.ru/kleio/internet/5_2.shtml
http://langedoc.narod.ru/
http://www.xlegio.ru/armies/index.htm
http://www.xlegio.ru/m_navy.htm
http://byzantion.narod.ru/
http://www.world-history.ru/countries_about.phtml?Id_country=121&Id_article=148
http://liceum.secna.ru/telco/vikings/main.htm
http://hronos.km.ru/1200krest.html
http://his.1september.ru/2000/no32.htm
Календарно - тематическое планирование уроков
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит __34__ часа (из расчёта __1_ учебный час в неделю) Согласно календарно-графическому учебному графику МБОУ СОШ села Верхнеиткулово в _10_ классе отводится _35__ недель, соответственно _34__ часа, а по календарно-тематическому плану _34__ часа
По приказу директора школы № _306__от 31.08.2018 года разрешается уплотнение учебного материала с целью выполнения программного материала.
№ урока | Наименование разделов и тем урока | Планируемые сроки проведения урока | Фактические сроки проведения урока | Примечания |
1 | Введение. | | | |
2 | Что такое экономика. | | | |
3 | Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. | | | |
4 | Главные вопросы экономики. | | | |
5 | Что такое экономика. Главные вопросы экономики. | | | |
6 | Типы экономических систем. Традиционная экономическая система. | | | |
7 | Рыночная экономическая система | | | |
8 | Командная и рыночная экономические системы. | | | |
9 | Основы экономического анализа и принятия решений. | | | |
10 | Что такое спрос. | | | |
11 | Что такое спрос. | | | |
12 | От чего зависит предложение товаров. | | | |
13 | От чего зависит предложение товаров. | | | |
14 | Силы, которые управляют рынком. | | | |
15 | Силы, которые управляют рынком. | | | |
16 | Формирование рыночных цен. | | | |
17 | Формирование рыночных цен. | | | |
18 | Рынок на практике, или как на практике организована торговля. | | | |
19 | Причины возникновения и формы денег. | | | |
20 | Функции денег в современной экономике. | | | |
21 | Контрольная работа | | | |
22 | Причины появления и виды банков. | | | |
23 | Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы. | | | |
24 | Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы. | | | |
25 | Как банки создают деньги. | | | |
26 | Экономическая природа рынка труда. | | | |
27 | Спрос на рынке труда. | | | |
28 | Факторы формирования предложение на рынке труда. | | | |
29 | Что такое заработная плата и от чего она зависит. | | | |
30 | Профсоюзы и трудовые конфликты. | | | |
31 | Социальные факторы формирования заработной платы. | | | |
32 | Причины и виды безработицы | | | |
33 | Полная занятость и методы сокращения безработицы. | | | |
34 | Контрольная работа | | | |
35 | Итоговый урок | | | |