СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистический анализ стихотворения С.Н.Сергеева-Ценского Осень

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 11 класса по теме "Лингвистический анализ стихотворения С.Н.Сергеева-Ценского "Осень".

Просмотр содержимого документа
«Лингвистический анализ стихотворения С.Н.Сергеева-Ценского Осень»

Открытый урок по русскому языку в 8 классе

Лингвистический анализ стихотворения С.Н.Сергеева-Ценского «Осень»

Коричневые богомолы

Шныряют в сухой траве,

Купаются суходолы

В нетающей синеве,



На горных вершинах чётки

И скалы, и каждый бук,

И будто считают чётки

Мельканья маленьких рук;



И блекнет и вянет море,

И мутен и хмур восток, И ярко на косогоре

Белеет письма листок.

Эпиграф: «…Властелин словесных тайн, проницательный духовидец и живописец пейзажа». М.Горький.

Ход урока

1.Краткие биографические сведения о писателе (выступает заранее подготовленный ученик).

2.Учитель. Сама судьба определила Сергееву-Ценскому быть писателем и поэтом. Ещё в детстве на вопрос отца: «А кем ты, Серёжа, быть хочешь, когда вырастешь?» Он твёрдо ответил: «Художником и поэтом». Поэт жил в нём всегда, с детских лет и до глубокой старости:

Старею, не стареет он,

Во мне живущий поэт.

И воля его для меня закон,

И другого закона нет.

Тема свободы, пространства и простора, тема Родины – основные в поэзии Сергеева-Ценского.

Сегодня мы обратимся к лингвистическому анализу стихотворения С.Н.Сергеева-Ценского «Осень». Наша цель – на основе анализа взаимодействия всех языковых уровней понять замысел произведения, убедиться в справедливости слов М.Горького, сказанных о Сергееве-Ценском: «…Властелин словесных тайн, проницательный духовидец и живописец пейзажа».

3.Чтение стихотворения «Осень» (читает наизусть заранее подготовленный ученик)

4.Исследование текста:

? Попробуйте определить жанр стихотворения и доказать свою точку зрения. (лирическое стихотворение)

Учитель. Перед нами внутренний монолог лирического героя. Мы чувствуем внутреннее «я» поэта. Явления природы, пейзажная зарисовка воспроизводятся в форме субъективного переживания. Поэт «самовыражается».

?Ваше первое впечатление от стихотворения? На звуковом уровне как звучит стихотворение? (стихотворение благозвучно. Можно отметить элементы ассонанса – в первой строке).

Обратимся к словам, которые вам непонятны, вызвали удивление (богомол – крупное южное насекомое с хорошо приспособленными для хватания пищи передними ногами; суходолы – долины, где почва не имеет достаточно влаги; бук – крупное дерево с гладкой сухой светло-серой корой; чётки – шнурок с бусами или узелками для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв; шныряют (разг.) поспешно двигаться в разных направлениях).

5.Исследовательская работа в группах (класс разделён на 4 группы):

6.Выступления исследовательских групп:

1 группа – ключевые слова – имена существительные (богомолы, трава, суходолы, синева, вершины, скалы, бук, море, восток, косогор, письма листок. Автор, описывая природу, изображает те предметы, которые видит. Ему важен каждый предмет, каким значительным или незначительным он бы ни был: насекомое богомол, сухая трава, море, горы или целый восток).

?Какова же тема стихотворения? (пейзажная зарисовка, необъятная в пространстве).

2 группа – сказуемые (глаголы и другие части речи), видовременная соотнесённость глаголов (шныряют, купаются, считают, блёкнет, вянет, белеет. Все глаголы несовершенного вида, настоящего времени. Автору важно показать то, что он видит сейчас. Незавершённость действия обозначает его долговременность, а может быть и вечность. Также в качестве сказуемых автор использует краткие прилагательные: чётки, мутен, хмур. Поэту важно качество состояния природы).

?Определите тип речи (Описание. Весь пейзаж можно запечатлеть на одной фотографии. Поэту важно показать одновременность, одномоментность действий, происходящих в природе, и в то же время передать свои ощущения, мысли).

?Определите стиль речи. (Художественный. Перед нами художественный образ).

3 группа – выразительные средства речи («купаются суходолы» - олицетворение; «в нетающей синеве – эпитет + метафора»; «блекнет и вянет море» - метафора; «и мутен и хмур восток» - метафора + эпитет; «ярко белеет письма листок» - эпитет; вся последняя строфа – антитеза; вся вторая строфа – развёрнутое сравнение + омонимия).

? Почему именно эти тропы и фигуры речи избирает автор? (Они помогают создать многогранный лик природы)

Лексическая работа: «чётки» (краткое прилагательное) – «чётки» (имя существительное).Возможно, подобным сравнением автор создаёт ощущение торжественности, величественности картины. Слово «Шныряют» употребляется в разговорном стиле. ? Почему оно введено автором в ткань общеупотребительной лексики? Подберите к нему синонимы. (Бегают, ползают, прыгают. Слово «шныряют» необыкновенно точно передаёт движение богомолов). Для поэта важна точность, а вместе с ней и выразительность слова!

? Какие образы помогают создать ощущение простора? (Море, горы, суходолы).

Учитель. «Море – любовь моя…» - этот мотив не раз звучит в лирике Сергеева-Ценского. И ещё – горы. Громады, простор, ширь, насыщенный свободой воздух пленяют поэта всю жизнь, переполняют его, и рвутся из сердца строки:

На свет, на солнце, на простор

Иди, когда в тисках у горя, -

И высоте учись у гор,

А широте учись у моря.

? Подошло время определить авторскую мысль. (Величественное и незначительное – всё слилось в единой картине. И как гармонично это слияние!)

4 группа – синтаксис стихотворения. (Текст состоит из одного предложения с бессоюзной и союзной сочинительной связью. Это ещё раз подчёркивает гармоничность состояния природы и авторских впечатлений).

? Определите соответствие названия стихотворения, темы и идеи.

Чтение стихотворения наизусть.

? Почему на доске в качестве эпиграфа записаны слова М.Горького «Властелин словесных тайн, проницательный духовидец и живописец пейзажа…»?

Домашнее задание. Сформулировать письменно вывод по уроку: тема, основная мысль, средства выразительности речи в стихотворении С.Н.Сергеева-Ценского «Осень».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!