СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическое исследование влияния современной русской речевой культуры на учащуюся молодёжь

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ НА УЧАЩУЮСЯ МОЛОДЁЖЬ Инёшина Людмила Геннадиевна, преподаватель русского языка и литературы, к.п.н., ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум» В исследуемой работе затрагиваются и анализируются вопросы влияния современной русской речевой культуры на учащуюся молодёжь. Язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения и скорость языковых изменений значительно увеличивается. Вот поэтому актуальность проблемы, рассматриваемой в работе, заключается в том, что молодежный сленг – одно из составляющих процесса развития языка, его пополнения, его многообразия. Большую роль в этом развитии играют подростки. В связи с этим была поставлена цель – проанализировать состояние современной русской речевой культуры, выявить её потенциалы и дальнейшие пути развития, выяснить степени её влияния на уровень нравственной культуры молодежи и обнаружение взаимосвязей между ними. Задачами исследования стали: 1) осуществление анализа научной литературы по проблеме; 2) характеристика существующей классификации русской речевой культуры; 3) проведение и анализ данных социологического опроса современной учащейся молодежи ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум»; 4) построение модели функционирования речевой культуры; 5) определение перспектив развития современной русской речевой культуры;6) составление словаря. Методы изучения проблемы: анализ речевых, наиболее распространенных форм, социологический опрос, метод моделирования. Гипотезы исследования. Первая – содержание современной русской речевой культуры определяется рядом социально-экономических факторов и связано с нравственным состоянием российского общества. Вторая гипотеза – деформация русской речевой культуры произошла прежде всего в среде современной учащейся молодежи, поскольку ее речевая среда является наиболее эластичной и лексикоемкой. Поэтому экспериментальной базой исследования послужили студенты ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум» Была составлена анкета и проведён опрос обучающихся, чтобы исследовать их речь с целью выделения: • Группы наиболее употребительных жаргонных слов. • Частотности употребительных жаргонных слов. • Причины употребления учащимися жаргонизмов. Практическая значимость работы заключается в том, что материал может быть использован на факультативах по русскому языку, на классных часах, на уроках русского языка. В исследовании был сделан обзор известных публикаций по данной теме. Дано понятие о жаргоне и арго, охарактеризованы жаргоны, их языковые функции и пути пополнения лексики жаргона. Описаны методы исследовательской работы – устный опрос и анкетирование. Анализируя ответы студентов, выявлены наиболее употребительные жаргонизмы и частотность их употребления, пути пополнения лексики жаргона, указав новые переносные значения слов, принадлежащих к нейтральной лексике, заимствование слов из лексики деклассированных элементов и т.д., проанализированы причины употребления жаргонизмов студентов разных возрастных групп (от 15-19 лет). Впервые была построена модель употребления правильной речи, портрет современной молодёжи, составлен словарь разговорной речи современного языка из 460 слов и разработаны рекомендации повышения речевой культуры говорящих.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!