СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингво-методические основы организации факультативных занятий по русскому языку в начальной школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативные занятия по русскому языку дополняют, расширяют и углубляют теоретическую и практическую подготовку младших школьников в предметной области «Филология», поэтому для организации факультативных занятий необходимо определить их лингвистические основы.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.

В начальных классах начинается работа над формированием лингвистических понятий. Для управления процессом формирования понятий необходимо правильно организовать познавательную деятельность учащихся, следует правильно представлять себе, что такое лингвистическое понятие, каковы особенности процесса овладения им, при каких условиях протекает более результативное его усвоение 

Просмотр содержимого документа
«Лингво-методические основы организации факультативных занятий по русскому языку в начальной школе»

Лингво-методические основы организации факультативных занятий по русскому языку в начальной школе

Факультативные занятия по русскому языку дополняют, расширяют и углубляют теоретическую и практическую подготовку младших школьников в предметной области «Филология», поэтому для организации факультативных занятий необходимо определить их лингвистические основы.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.

В начальных классах начинается работа над формированием лингвистических понятий. Для управления процессом формирования понятий необходимо правильно организовать познавательную деятельность учащихся, следует правильно представлять себе, что такое лингвистическое понятие, каковы особенности процесса овладения им, при каких условиях протекает более результативное его усвоение [Львов 2004, c. 31].

Язык по своим функциям и социальной значимости – достаточно уникальное явление. В первую очередь он выступает средством воздействия и общения между людьми, является средством хранения и усвоения различного рода информации, хранит в себе духовную культуру каждого народа, служит главной формой проявления личностного и национального характера и, наконец, главным элементом художественной литературы как словесного вида искусства.

В начальной школе в курсе русского языка обучающиеся знакомятся с такими единицами языка, как: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение и текст, то есть получают элементарное представление о системе языка.

В соответствии с уровнями языковой системы строится наука о языке, состоящая из следующих разделов, материал которых изучается уже в начальных классах.

Фонетика – раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства [Литневская 2006, c. 196].

Речь складывается из звуков и представляет собой непрерывную смену артикуляций. При движении органов речи возникает звук.

Звук речи – это минимальная единица речевой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными акустическими свойствами. Совокупность работ органов речи при образовании звука называется артикуляцией, а совокупность артикуляций, необходимых для образования звуков какого-либо языка – артикуляционной базой этого языка [Вендина 2002, с. 154].

Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные и согласные, основные различия между которыми связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога.

В русском языке звуки речи делятся на гласные и согласные. Гласными называются звуки, которые образуются в гортани, являются слогообразующими; при их произнесении воздушная струя не встречает преграды. Они состоят из одного голоса. Гласных звуков в русском языке шесть [Валгина1968, c. 20].

Фонетическая функция гласных – организация звуковой целостности слога, слова и синтагмы.

Согласными называются звуки, которые образуются в ротовой или носовой полости с помощью голоса и шума (или только шума), не являются слогообразующими; при их произнесении воздушная струя встречает преграду. Количество согласных звуков еще не согласовано различными фонетическими школами. В школьной практике чаще всего называют число 37 [Валгина 1968, c. 20].

В настоящее время в учебниках уделяется большое внимание отражению современных научных знаний по фонетике.

Раздел «Звуки и буквы» в учебнике русского языка содержит в себе разнообразные теоретические положения и дает возможность проводить различные фонетические наблюдения, которые позволяют учащимся осознанно и перспективно усваивать материал. Многие теоретические положения в учебнике явно не приводятся, их нужно извлечь из упражнений.

В результате работы по данному разделу дети узнают такие понятия, как «звук», «буква», изучают классификацию звуков, изучают правила переноса, учатся ставить ударения, также учатся разбирать слово по плану. В дальнейшем дети используют свои фонетические знания и умения при изучении орфографических правил.

Слово выступает в качестве звукового комплекса. В качестве строительного материала служит словарный состав языка, который служит для выражения мыслей. Лексика – совокупность слов языка, его словарный состав [Лингвистический энциклопедический словарь 1990, с. 523].

Слово – основная значимая единица языка. Другое определение слова приведено в учебном пособии Никоновой М.Н.: «Слово – это звук или комплекс звуков, который обладает значением и употребляется в речи как самостоятельное целое» [Никонова 2008, c. 68].

Слова имеют лексическое, словообразовательное и грамматическое значения.

Лексическое значение – часть содержания слова, отображающая в сознании человека и закрепляющая в нем знания о предмете, свойстве, процессе. Это продукт мыслительной деятельности человека, имеет обобщенный и обобщающий характер. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией [Бабенко 2008, c. 104].

Словообразовательное значение складывается из значения морфем, это добавочный смысл. Грамматическое значение – это часть содержания слова, характеризующая его как элемент определенного грамматического класса (стол, стул, дом, валенок - существительные мужского рода), словоизменительного типа (стол, стола, столу, столом и пр.) и как компонент словосочетания или предложения (новый стол, антикварный стол).

Грамматическое значение – это формально выраженное при помощи различных морфем значение различных грамматических категорий, например, падежа, вида, числа, рода, лица [Бабенко 2008, c. 110].

Термин «грамматика» неоднозначен: он обозначает и науку – раздел языковедения, и объект этой науки — объективно существующий в каждом языке грамматический строй. Последний понимается либо в широком смысле — как совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях его структуры, либо (чаще) в более узком смысле – как совокупность правил построения: 1) лексических единиц, прежде всего слов (и их форм) из морфем, и 2) связных высказываний и их частей — из лексических единиц, отбираемых в процессе речи каждый раз соответственно выражаемой мысли.

Грамматика состоит из двух основных разделов: морфологии и синтаксиса.

Морфология – раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки [Литневская 2006, c. 85]. Предметом морфологии выступает учение о частях речи и их грамматических категориях, а именно: о роде, числе, падеже, времени, виде, наклонении и другие, которые находят свое отражение в определенных формах языка [Никонова 2008, c. 88].

Группы слов, объединенных на основе общности их признаков, называются частями речи. Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов. Современный русский язык включает в себя 10 частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, слова категории состояния, предлог, союз, частицы.

В начальной школе изучаются лишь 6 самостоятельных частей речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие.

Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и выражающая категориальное грамматическое значение предметности в частных грамматических категориях одушевленности ~ неодушевленности, рода, числа и падежа [Касаткин 1995, c. 60].

Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа [Шведова 1980, c. 241].

Имя числительное – это часть речи, обозначающая количество и выражающая это значение в морфологических категориях падежа и рода [Чеснокова 1997, c. 167].

Местоимение – это склоняемые именные слова, которые не называют предметов, их признаков и количества, а только указывают на них [Шанский 1981, c. 149].

Глагол – знаменательная часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс [Бондарко 1967, c. 67].

Наречие – часть речи, обозначающая признак действия, другого признака (качества, свойства), реже предмета [Валгина 2001, c. 42].

Все перечисленные грамматические явления составляют предмет морфологии как науки. В центре морфологии стоят части речи и характеризующие их морфологические категории, существующие в определенных системах форм; закономерности употребления форм непосредственно связывают морфологию с синтаксисом.

Термин «синтаксис» прежде всего используется для обозначения синтаксического строя языка, который совместно с морфологическим строем составляет грамматику языка.

Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис – это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними. [Валгина 2008, c. 28]. Основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение.

Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, выражающее единое, но расчлененное понятие и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности [Белошапкова 1989, c. 421].

Предложение – это целостная единица языка, которая оформлена по законам языка и является важным средством для формирования, выражения и сообщения мысли, единица, которая не делится после на речевые единицы с теми же основными структурными признаками [Виноградов 1955, c. 389].

Анализ учебно-методического комплекса по русскому языку Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Школа России» (система учебников «Школа России» входит в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ от 31 марта 2014 г. № 253), позволил заключить, что содержание курса русского языка в 3 классе включает определенную систему понятий, правил, познавательных действий, которые относятся:

  1. к предложению (в 3 классе обучающиеся знакомятся с различными видами предложений: повествовательными, восклицательными, вопросительными и побудительными, с использованием данных видов в различных речевых ситуациях; учатся вычленять словосочетания из предложений, то есть усваивают понятие о взаимосвязи слов в предложении. Обучающиеся знакомятся с понятием о главных и второстепенных членах предложения, их ролью в речи. Находят в предложениях подлежащее и сказуемое. Учатся находить однородные члены в предложении; узнают, что однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения. Большое значение уделяется постановке запятых в предложениях с однородными членами. Внимание обучающихся обращено на понятие о сложном бессоюзном предложении, состоящем из двух и более частей. Большое значение уделяется развитию умения ставить запятую между частями сложного бессоюзного предложения);

  2. к тексту (на протяжении учебного года обучающиеся продолжают развивать читательские умения в результате чтения текстов учебника, формировать  правильную читательскую деятельность при чтении научных и художественных текстов, также в 3 классе вводится новое понятие – абзац, который выполняет смысловую функцию текста);

  3. к правописанию (в 3 м классе продолжается работа по написанию слов с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости предшествующих согласных. Обучающиеся учатся переносить слова с ь и ъ . Изучается правописание слов с удвоенной согласной в корне, например, коллекция, суббота, грамм и правило их переноса. Большое внимание уделяется написанию слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне, а также парным по глухости-звонкости согласным в корне, удвоенным согласным на стыке приставки и корня, например, оттепель, рассказОбучающиеся начинают использовать два способа проверки: одним из них является изменение формы слова, другим - подбор однокоренных слов. Вводится новая орфограмма - непроизносимый согласный звук в корне слова. В результате чего заучиваются слова, в которых непроизносимый согласный отсутствует, например, опасный, интересный.

  4. к составу слова: происходит знакомство с окончанием, его определением, функциями, основой слова, обучающиеся на практике находят отличие между изменением формы слова и образованием нового слова. Знакомятся с чередованием согласных звуков в корне слова. Также обучающиеся знакомятся с различными приставками и суффиксами, с их помощью образуют слова, учатся отличать предлоги от приставок, в результате разбора изученных слов по составу, тренируются в нахождении сложных слов.

  5. к лексико-грамматическим разрядам слов: в 3 классе главным предметом изучения являются части речи. Даются некоторые сведения об именах прилагательных, именах существительных, глаголах и личных местоимениях, их функциях в предложении. Особое внимание уделяется особенностям употребления данных частей речи в предложении и в тексте. 

Таким образом, для обеспечения высокого уровня усвоения учащимися лингвистических понятий нужно знать процесс усвоения знаний, а также способы осуществления данного процесса и в зависимости от условий и этапа обучения выбирать наиболее подходящий способ формирования понятий, которые в дальнейшем будут способствовать овладению умением применять их в решении разнообразных задач как практического, так и познавательного характера.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!