СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвокраеведение в школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Русский язык развивался на протяжении многих веков.  Изучение его истории – важная задача науки о языке.  Но изучать историю русского языка  невозможно без знания русских говоров. Изучение говоров помогает глубже осознать структурное, лексическое и стилистическое богатство русского языка. Говоры являются важным источником в изучении истории языка, его словарного состава, морфологии и синтаксиса. С начала 20 века активно развивались традиционные среднерусские говоры, в число которых входят и говоры жителей Воронежской области.  Нам  бы хотелось рассмотреть особенности среднерусских диалектов в речи жителей села Рождественская Хава Новоусманского района Воронежской области.

   Народные говоры средней полосы России – малознакомая, но очень интересная тема, позволяющая глубже проникнуть в историю русского языка и оценить его красоту и богатство.

  Остановимся на некоторых особенностях говора жителей села Рождественская Хава.

Просмотр содержимого документа
«лингвокраеведение в школе»

МКОУ «Рождественско-Хавская СОШ»

Новоусманского муниципального района

Воронежской области

Лингвокраеведение в школе

(из опыта работы учителя русского языка и литературы

Горячевой Светланы Сергеевны)


Наше время – время глубоких перемен во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. Учителя русского языка и литературы активно включаются в процесс обновления филологического образования. К традиционной основе школьного курса – структурно –семантическому описанию языка дополняются подходы к языку коммуникативным и культурологическим аспектами. Культурологический аспект в преподавании русского языка необходимо рассмотреть как в широком (россиеведческом), так и узком (краеведческом) смысле. Сформировать культуроведческую компетенцию у учащихся поможет учителю анализ лингвистической ситуации конкретного края. Общая стратегия образования должна разрабатываться с учётом местных культурных традиций. Данная работа посвящена использованию местного языкового материала в преподавании русского языка и литературы.

Русский язык развивался на протяжении многих веков. Изучение его истории – важная задача науки о языке. Но изучать историю русского языка невозможно без знания русских говоров. Изучение говоров помогает глубже осознать структурное, лексическое и стилистическое богатство русского языка. Говоры являются важным источником в изучении истории языка, его словарного состава, морфологии и синтаксиса. С начала 20 века активно развивались традиционные среднерусские говоры, в число которых входят и говоры жителей Воронежской области. Нам бы хотелось рассмотреть особенности среднерусских диалектов в речи жителей села Рождественская Хава Новоусманского района Воронежской области.

Народные говоры средней полосы России – малознакомая, но очень интересная тема, позволяющая глубже проникнуть в историю русского языка и оценить его красоту и богатство.

Остановимся на некоторых особенностях говора жителей села Рождественская Хава.

Фонетические особенности:

-в диалекте представлено «аканье» в первом предударном слоге ( [вада], [галава], [карова]) и «яканье» на месте гласного [Э] ([н’ас’и], [сл’апой’], [п’асок]);

- на месте твёрдого согласного [К] произносится мягкий звук [К’] [Ван’к’а] , [доч’к’а], [угал’к’а];

- согласный [К] в начале и в середине слова заменяется на [Х] ( [хто], [н’ихто], [тах-то].

Морфологические особенности:

- глаголы 3л. ед.ч. настоящего времени имеют на конце –ТЬ ( [ид’от’], [гон’ут’], [пр’ий’эдут’]);

- в глаголах 3л. ед.ч. существует форма глагола без Т ( [н’ас’о], [сн’им’э], [л’уб’а]);

- нет чёткого деления глаголов на 2 спряжения во множественном числе множественного числа ( [п’ишут’], [строй’ут’], [п’ил’ут’]).

Синтаксические особенности:

- активное употребление формы родительного падежа имён существительных с предлогом «ДО» ( [схажу да р’эч’к’и, да магаз’ина);

- употребление деепричастия на «ШИ» в функции сказуемого ( [н’и й’эфши и н’и спафши, сабрафши]);

- употребоение частицы «ТО» после слов ( [Сас’этка-то гр’ибы-то в’одрам’и нос’ит’).

Лексические особенности:

-дом – хата, ветхий дом – хибара, помещение для скота – катух, отгороженное открытое место для скота – ворок, левада;

- пшённый суп – кулеш, петрушка – матрёнка, козляцы, морковь – морква;

- старая одежда – гуни, лёгкая обувь – чирики, верхняя тёплая одежда – вязанка;

- худой – мозгляк, слабый по здоровью – квёлый, неряшливый человек – зюзя;

- простуда – лихоманка, ангина – глотошная, грыжа – грызь;

- наказывать – жучить, бить рогами (о корове) – брухаться, звать кого-то – шуметь;

- вчера – анадысь, летом – летось.

Наблюдения за языком жителей показали, что говоры обладают большей свободой выбора средств для выражения различных смысловых и эмоциональных оттенков значения по сравнению с литературным языком.

Системная работа по изучению речи с.Р.Хава позволяет учащимся получить более чёткое представление об иерархическом устройстве единого национального языка, его развитии и функционировании, о сферах использования разных форм языка; развивает культуроведческую компетенцию.

Урочная и внеурочная работа, связанная с местным языковым материалом, обязательно отразится на воспитании бережного отношения к языку и культуре родного края, уважении к чужому языку и чужой культуре. Не зная свою культуру, невозможно привить любовь и уважение общероссийской, мировой культуре.

В дальнейших наших планах вести более детальную работу по изучению неофициональной топонимии с. Рождественская Хава, а также продолжить начатую работу по исследованию живой разговорной речи детей и молодёжи, так как на современном этапе эта область ещё мало изучена.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!